3.79M
Категория: ПсихологияПсихология

Общее представление о личности в психологии

1.

Тема
Общее представление о
личности в психологии
«Индивидами рождаются, личностью
становятся, индивидуальность
отстаивают»
А.Г. Асмолов

2.

Понятие «личность»широко
используется в повседневном
общении
• Яркая личность
• Бесцветная личность
• Личность студента, профессионала
• Личность руководителя
• Творческая личность
О чем говорят эти характеристики?

3.

4.

Макроструктурный подход к пониманию
природы человека (Б.Г. Ананьев)
индивид
▪Человек как представитель рода, имеющий природные
свойства
▪Носитель наследственных свойств биологического вида
▪Генотипическое образование
▪Телесное бытие человека
▪Отличается морфофизиологическими и
психофизиологическими особенностями

5.

Макроструктурный подход к пониманию
природы человека (Б.Г. Ананьев)
субъект
индивид
▪Человек как носитель предметно-практической
деятельности (учебной, трудовой) и познания
▪Ключевые характеристики: активность, осознанность,
целенаправленность

6.

Макроструктурный подход к пониманию
природы человека (Б.Г. Ананьев)
личность
субъект
индивид
▪Человек как представитель общества, определяющий свою
позицию среди других
▪Феномен общественного (социально-культурного) развития
▪Совокупность психологических свойств, способствующих
социализации и самоопределению в обществе
▪Может быть понята и описана только в системе отношений

7.

Личность характеризуется
1. Активностью
2. Направленностью
3. Степенью осознанности
4. Глубинными смысловыми структурами
Какое место занимает в системе социальных отношений?
Уважают ли?
Лидирует ли?
Самостоятелен ли?
Ответственен ли?
Авторитетен ли?
и т.д.

8.

К вопросу о социализации личности.
Индийские “маугли” Камала и Амала
История берёт своё начало осенью 1920 года, когда группа христианских
проповедников совершила миссионерскую поездку в области Милнапор в
Индии. В одной из дальних деревень жители обратились к ним с просьбой
избавить их от духов или привидений из ближайших джунглей.

9.

К вопросу о социализации личности.
Индийские “маугли” Камала и Амала
На высоком дереве был сооружен наблюдательный пункт, откуда были
видны норы в земле. К вечеру из одной неожиданно появился волк, за
ним второй, третий, их щенки, и, наконец, из дыры показался сам
призрак. Это было и впрямь ужасное создание, имеющее руки, ноги и
туловище как у человека. Большая круглая голова, лицо тоже вполне
человеческое, глаза сверкают. За первым призраком явился второй. Он
был в точности такой же, как и первый, но мельче. Оба бежали на
четвереньках.
Схватив ружья, наблюдатели стати целиться в чудовищ. Однако Сингх
остановил стрелков. В ход пошёл бинокль, и Сингху удалось убедить
спутников, что это человеческие детёныши. Наняв новых помощников,
Сингх решил раскопать нору и извлечь оттуда детей. При первых же
ударах лопат взрослые волки выскочили из норы: волчица тут же была
убита туземцем из лука: волчат отдали помощникам в награду. Дети же
забились на самое дно норы...

10.

К вопросу о социализации личности.
Индийские маугли Камала и Амала
Найдёнышей помыли и постригли - они стали выглядеть вполне обычно.
Cингх оценил возраст старшей в восемь лет, младшей же дал года
полтора. Первая получила имя Камала, вторая Амала.
Вначале девочки много спали. Но, немного оправившись, вообще
перестали спать после полуночи. Обе бесстрашно бродили по двору
приюта в поисках лазейки для побега. Темноты совершенно не боялись.
Исключительно быстро и юрко бегали на четвереньках - вроде белок.
Могли учуять запах сырого мяса на кухне за 70 и более метров. Задрав
вверх носы, втягивали воздух совсем как волки или собаки. Однажды
Камала издалека примчалась на кухню со зверским выражением лица и,
глухо рыча и скаля зубы, попыталась ухватить со стола кусок мяса.
По запаху они тотчас обнаруживали павшее животное или птицу и тут же
съедали легкую добычу. Потом от протухшего мяса начинали болеть.

11.

К вопросу о социализации личности.
Индийские “маугли” Камала и Амала
Девочки всегда выбирали для своего пребывания самые тёмные
места. Ночью видели лучше, чем днём; играли в любимую игру прятаться и искать. Огонь костра, по-видимому, был им знаком, но они
всегда скрывались от его света за кустами. Днём, часто мигая, щурили
глаза, и только голод мог выгнать Амалу и Камалу на солнце, дыхание их
при этом заметно утяжелялось.
Холодной зимой их пытались одеть, но они рвали одежду на мелкие
кусочки, стоило воспитателям выйти из комнаты. В любую непогоду
предпочитали носиться голышом, не испытывая видимого озноба. В
конце концов им было позволено бегать в прочно закреплённых
набедренных повязках. Лишь иногда, когда приют посещали гости,
удавалось некоторое время продержать их в свободных платьяхрубашках.
Амала и Камала, по-видимому, не воспринимали других людей, в том
числе детей, как своих. Как-то Сингх принёс к ним ползунка, ещё не
встававшего на ноги. Вначале они приняли малютку вполне дружелюбно,
но затем, разобравшись, искусали чужака .

12.

К вопросу о социализации личности.
Индийские “маугли” Камала и Амала
Младшая Амала была более отзывчивой волчьи повадки, очевидно, не укоренились
ещё так глубоко.
Эмоции обе проявляли очень скудно. Они
не улыбались и не смеялись; иногда было
ясно, что они довольны вкусной пищей, но
лица их оставались непроницаемыми. Они
никогда не плакали. Слезинки на щеках
Камалы появились лишь однажды, когда
рядом с ней умерла Амала.
В совместных играх их эмоции проявлялись
в движениях, например, в радостных
подпрыгиваниях, а также в особенных
взглядах, бросаемых друг на друга.

13.

К вопросу о социализации личности.
Индийские “маугли” Камала и Амала
Камала со временем освоила некоторые человеческие жесты. Так, в
ответ на вопросы она кивала головой. Её развитие стаю
соответствовать возрасту полуторагодовалого ребёнка. Суставы стали
более подвижными - девочка научилась распрямлять ноги в коленях.
Этому способствовал регулярный массаж с горчичным маслом.
Миссис Сингх проявила недюжинную изобретательность,
придумывая всё новые приёмы для того, чтобы Камала буквально
встала на ноги. Постепенно вводились новые упражнения -например,
доставать лакомство с верхней полки. Однако даже спустя два года
жизни в приюте Камала не могла долго и твёрдо стоять на ногах.
Камала стала ночью укрываться одеялом, а не скидывать его на пол,
как раньше. Собираясь на прогулку, надевала платье. Постепенно она
стала ласковым и послушным ребёнком, по развитию - лет семи.

14.

К вопросу о социализации личности.
Индийские “маугли” Камала и Амала
На ноги Камала встала в середине 1923 года, но так никогда и не
смогла научиться бегать: чуть что - сейчас же опускалась на
четвереньки. Изменилось и её отношение к детям в приюте. Она стала
присматривать за ними и в случае чего тащила на помощь взрослых.
Поначалу лепетала непонятными обрывками слов; со временем речь
становилась всё более отчётливой. Правда, запас слов был очень мал
(около тридцати), поэтому она помогала себе жестикуляцией. С
малышами болтала как-то по-своему.
В какой-то момент у неё появилась привычка постоянно бормотать и
даже напевать себе под нос какие-то слова. Иногда она настолько
погружалась в это камлание, что не замечала приближавшегося к ней
человека. По-видимому, ее зачаровывал ритм.
Всем остальным цветам она предпочитала красный, красными были
даже её любимые куклы. В сентябре 1929 года Камала заболела,
спасти ее не удалось.

15.

Макроструктурный подход к пониманию
природы человека (Б.Г. Ананьев)
индивидуальность
личность
субъект
индивид
▪Человек как уникальная, самобытная личность,
реализующаяся в творческой деятельности
▪Человек, характеризуемый со стороны своих социально
значимых отличий от других людей
▪Авторство собственной жизни, которое проявляется:
-в чертах характера, специфике интересов, когнитивных процессов,
интеллекта, способностей
- в наличии знаний, мнений, убеждений, оригинальности мышления

16.

Индивидуальность
ТрадиционныйПсихологический (Б.Г. Ананьев)
подход
подход
Как
неповторимость,
непохожесть,
уникальность
Как определенный уровень
развития личности, связанный с ее
самораскрытием и
самореализацией
Характеристики:
- самобытность
- целостность (непротиворечивость)
- наличие сильного внутреннего Я
- самодостаточность

17.

Теоретические вопросы в психологии личности
1. Понятие личности
2. Объем и структура личности
3. Социальное и биологическое в личности
4. Сознательное и бессознательное
в личности
5. Измерение личности
6. Формирование и развитие личности
7. Личность и социум
8. Аномалии личности

18.

2. Понятие личности
Существует около 50 научных
определений понятия «личность»

19.

Личность – это
Человеческий индивид как субъект отношений и
сознательной деятельности, а также системное качество
психики, характеризующее человека исходя из его
включенности в общественные отношения
(А.Н. Леонтьев)
Такой уровень развития психики, который делает
человека способным управлять своим поведением,
деятельностью и развитием (Л.И. Божович)
Совокупность относительно устойчивых свойств и
склонностей человека, которые отличают его от других
(Сарнофф)
Человек как носитель сознания (К.К. Платонов)

20.

3. Структура личности
Совокупность устойчивых связей между множеством
компонент объекта, обеспечивающих его
целостность

21.

Структура личности по З. Фрейду

22.

Структура личности по З. Фрейду
Связь структурной модели с уровнями сознания

23.

Структура личности по К.Г. Юнгу
ЭГО
Личное
бессознательное
Коллективное
бессознательное

24.

Структура личности по К.Г. Юнгу
"Коллективное бессознательное" является итогом
жизни рода, оно присуще всем людям, передается по
наследству и является тем основанием, на котором
вырастает индивидуальная психика
Коллективное беcсознательное состоит из огромного
количества элементов первичных структур человеческой
психики. Юнг назвал эти первичные структуры
архетипами. Архетипы являются основой поведения,
формирования личности, описания мира,
взаимодействия и взаимопонимания людей.

25.

Структура личности по К.Г. Юнгу
Архетипы
(от греч. arche — начало, typos — отпечаток, форма,
образец): прообраз, первоначало, образец)
— это универсальные изначальные врожденные психические
структуры, составляющие содержание коллективного
бессознательного, распознаваемые в нашем опыте и
обнаруживаемые, как правило, в образах и мотивах
сновидений.

26.

Структура личности по К.Г. Юнгу

27.

Архетипы по К.Г. Юнгу
Самость – центр целостности и гармонии,
регулирующий центр личности
Персона – социальное лицо человека, образ личности с
точки зрения общества
Тень - оставшаяся за порогом сознания
бессознательная часть личности, которая может
выглядеть и как демонический двойник
Анима – бессознательная женская сторона личности
мужчины
Анимус – бессознательная мужская сторона личности
женщины

28.

Архетипы в рекламе (тень)

29.

Cказочные темы в рекламе
"Золушка". Герой или Героиня благодаря чудесному
Подарку встречают своего Принца или Принцессу. Эта
тема популярна для рекламы средств против перхоти.
"Волшебный помощник". Кто-то или что-то помогают
Герою в трудной ситуации. Тема популярна в рекламе
лекарственных средств.
"Умный и Глупец". "Умные" жители Обервальда
используют средство Fairy, а "Глупые" из Нидервальда не
догадались.

30.

Анима и анимус

31.

Структура личности по Э.Берну
Родитель
Взрослый
Ребенок

32.

Структура личности по Э.Берну
Родитель
Состояние Родителя содержит
установки и поведение, перенятые
извне, в первую очередь, от
родителей. Внешне они часто
выражаются в предубеждениях,
критическом и заботливом поведении
по отношению к другим. Внутренне
они переживаются как старые
родительские назидания, которые
продолжают влиять на нашего
внутреннего Ребенка.

33.

Структура личности по Э.Берну
Взрослый
Состояние Взрослого не зависит от
возраста личности. Оно
ориентировано на восприятие
текущей реальности и на получение
объективной информации. Оно
является организованным, хорошо
приспособленным, находчивым и
действует, учитывая реальность и
оценивая свои возможности.

34.

Структура личности по Э.Берну
Состояние Ребенка содержит все
естественные и спонтанные
побуждения, а также запись ранних
детских переживаний.
Ребенок
Это состояние содержит
черты, свойственные ребенку:
импульсивность, обаяние, доверчивость,
эгоизм, агрессивность, боязливость,
подлость, веру в волшебство, упрямство,
бесконтрольность, снисходительность к
себе, отсутствие внутреннего цензора,
страсть к наслаждениям, неспособность
принять ответственность за свою жизнь.

35.

Трансакции психологического
равноправия

36.

Динамическая структура личности (по К.К. Платонову)
подструктуры
НАПРАВЛЕННОСТЬ
ОПЫТ
ПСИХИЧЕСКИЕ
СВОЙСТВА
БИОПСИХИЧЕСКИЕ
СВОЙСТВА
Подструктуры
подструктур
Убеждения
Мировоззрение
Идеалы
Стремления
Интересы
желания
Привычки
Знания
Умения
Навыки
Воля
Чувства
Восприятие
Мышление
Ощущения
Эмоции
Память
Темперамент
Возрастные
Половые
Уровень анализа
Основные виды
формирования
Социальнопсихологический
воспитание
Психологопедагогический
обучение
Дифференциальнопсихологический
упражнение
психофизиологический
тренировка

37.

Динамическая структура личности (по К.К. Платонову)
Подструктуры
подструктур
Убеждения
Мировоззрение
НАПРАВЛЕННОС Идеалы
ТЬ
Стремления
Интересы
желания
Привычки
Знания
ОПЫТ
Умения
Навыки
Воля
Чувства
ПСИХИЧЕСКИЕ Восприятие
СВОЙСТВА
Мышление
Ощущения
Эмоции
Память
БИОПСИХИЧЕС- Темперамент
КИЕ СВОЙСТВА Возрастные
Половые
Уровень анализа
Основные
виды
формирован
ия
Социальнопсихологический
воспитание
Психологопедагогический
обучение
Дифференциально-психологический
Психофизиологический
упражнение
тренировка
СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ
БИОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
подструктуры

38.

Структура личности (К.К. Платонов,
Ю.С. Багимов)
English     Русский Правила