Презентация на тему: “Исламская философия.”
План:
Основные направления ИФ:
Калам.
Восточный аристотелизм.
Исламский либерализм.
Суфизм.
Аль-Фараби.
Халед, Амр.
Спасибо за внимание!
5.63M
Категория: ФилософияФилософия

Исламская философия

1. Презентация на тему: “Исламская философия.”

ПОДГОТОВИЛ: ТЕУВАЖУКОВ И.В.

2. План:

Исламская философия.
История.
Основные направления.
Представители.

3.

Исламская философия — совокупность
философских учений,
разрабатывающихся в эпоху
Средневековья мыслителями народов
Востока, принявших мусульманскую
веру и пользовавшихся в основном
арабским языком. Позднее начинают
всё чаще появляться труды на
национальных языках исламских стран.
Иногда в рамках исламской
философии рассматриваются также
труды средневековых еврейских
философов, написанные на арабском
языке и испытавшие явное влияние
исламской религиозной доктрины.

4.

В наши дни исламская философия
претерпела значительные изменения, в
том числе под влиянием западной
цивилизации и философии. Термин
«арабская философия» — не
единственный, который употребляется в
этом значении. Философы и историки
философии говорят также об
«исламской философии», «арабомусульманской философии»,
«философии Арабского Востока» и т. п.

5.

Ввиду того, что ислам в
мусульманских странах
является обязательной
доктриной, в этих странах
существуют или существовали
своеобразные гибриды
традиционных направлений
философии с исламской
теологией. При этом в
настоящее время
арабоязычная философия
оказывает значительное влияние
на философскую мысль
Ирана, тогда как обратная
тенденция не наблюдается —
работы иранских философов в
арабском мире малоизвестны.

6.

В развитии исламской философии можно выделить три основных
этапа:
классический, или средневековый (VIII—XV вв.);
позднее Средневековье (XVI—XIX вв.);
современность (вторая половина XIX—XXI вв.).
Возникновение арабской философии связано с деятельностью
ранних представителей калама, которые, начав с обсуждения
вопросов о свободе человеческой воли и божественных атрибутах,
кончили разработкой концепций, выходивших за рамки религии.

7.

В IX веке происходит широкое
знакомство арабов с
естественнонаучным и
философским наследием
античности. В центре их внимания
оказывается философия
Аристотеля с её
преобладающим интересом к
вопросам естествознания и
логики. Усвоение
аристотелевской философии,
однако, опосредствовалось
знакомством с работами
позднейших её комментаторов
из неоплатонических школ в
Афинах и Александрии.

8. Основные направления ИФ:

Калам.
Восточный
аристотелизм.
Исламский
Суфизм.
либерализм.

9. Калам.

Кала́м — всякое рассуждение
на религиозно-философскую
тему, а также, в специальном
значении, спекулятивная
дисциплина, дающая догматам
ислама толкование,
основанное на разуме, а не на
следовании религиозным
авторитетам. Калам называют
также рационалистической
теологией и одним из основных
направлений арабомусульманской философии,
отмечая, что недопустимо
считать калам мусульманской
ортодоксией.

10.

Обращение к разуму как к высшей
инстанции — это то, что объединяло
калам и фальсафа и отличало их
представителей от догматиковсалафитов, с одной стороны, и
мистиков-суфиев — с другой.
Различие же между мутакаллимами и
представителями фальсафа в том,
что для первых отправной точкой
рассуждений были нормативные
принципы ислама и проблематика,
характерная для этой религии, а для
вторых — нормативные принципы
разума и античные модели
философствования. Оформился в VIII
веке.

11. Восточный аристотелизм.

— средневековая мусульманская
философия IX—XII веков, опирающаяся на
авторитет Аристотеля. Явилась
опосредующим звеном между
перипатетиками и аверроизмом.
Представителями этого направления были:
Ал-Кинди, Ибн Сина, Фараби, Ибн Рушд.
Одной из особенностей восточного
аристотелизма был теоцентризм, что
проявлялось в его совмещение с
неоплатонизмом. Однако Бог скорее
понимался как вечный двигатель,
существующий при вечной материи.
Критику идей этого направления дал
Газали.

12. Исламский либерализм.

Исламский либерализм, или Евроислам —
либеральный ислам, или ислам, проникнутый
европейской культурой. В России и странах
СНГ термин — «исламский либерализм»
отождествляется с термином —
«просвещенный ислам». Мусульманелибералы отделяют ритуальную
составляющую веры от моральномистической и не придают первой
существенного значения. Считается что
зачатки либерального ислама появились в
Турции в эпоху Кемаля Ататюрка на основе
суфизма, религиозного либерализма,
европейского пантеизма и даже
материализма.

13.

Одним из авторитетов
евромусульман считается
швейцарец египетского
происхождения Тарик
Рамадан, который настаивает
на сближении европейской
культуры и ислама. В частности,
он поддерживает идею
демократии, призывает
евромусульман изучать язык
страны проживания и активно
включаться в европейское
общество. Он полагает, что не
следует отождествлять культуру
ислама исключительно с
арабской культурой.

14. Суфизм.

Суфи́зм — мистикоаскетическое течение в
исламе, одно из основных
направлений классической
мусульманской философии.
Последователей суфизма
называют суфиями.

15.

Мусульманские исследователи и
историки условно разделяют историю
суфизма на три периода: период
аскетизма, период суфизма и период
суфийских братств. В связи с широким
распространением идей суфизма
среди различных слоев
мусульманского общества в XII—XIII
веках развитие получила спекулятивноэзотерическая сторона суфийского
учения, которая представляла интерес
в первую очередь для образованных
мусульман . В настоящее время
суфизм продолжает играть важную
политическую и религиозную роль в
жизни исламских государств .

16.

Гибкость суфизма и «открытость»
посторонним влияниям сделали его
крайне неоднородным . Суфизм
вдохновлял своих последователей,
раскрывал в них глубинные качества
души и сыграл большую роль в
развитии эстетики, этики, литературы
и искусства . Путь духовного
совершенства суфия лежит только
через полное подчинение учителю
(муршиду) и выполнение всех его
указаний.

17. Аль-Фараби.

Абу Наср Мухаммед ибн Мухаммад ибн
Тархан ибн Узлаг аль-Фараби, —
философ, математик, теоретик музыки,
учёный Востока. Один из крупнейших
представителей средневековой восточной
философии. Аль-Фараби — автор
комментариев к сочинениям Аристотеля
(отсюда его почётное прозвище «Второй
учитель») и Платона. Его труды оказали
влияние на ибн Сину, ибн Баджу, ибн
Туфайля, ибн Рушда, а также на
философию и науку средневековой
Западной Европы. Ему приписывается
создание Отрарской библиотеки.

18. Халед, Амр.

Амр Мохаммед Хельми— египетский
мусульманский телевизионный
проповедник и общественный деятель.
Халед является «самым известным и
влиятельным в мире исламским
телевизионным проповедником».
Согласно рейтингу наиболее
влиятельных людей мира,
опубликованному в журнале Time
Magazine, Амр Халед является 13-м по
влиятельности человеком мира, а
согласно рейтингу журнала Prospect —
6-м по влиятельности интеллектуалом
мира.

19. Спасибо за внимание!

English     Русский Правила