Методология экономической науки (Д/в) Этическая проблематика и экономическая наука.
Факты
Вопросы для обсуждения:
Этика – наука о морали
АРИСТОТЕЛЬ: ХРЕМАТИСТИКА («хремата» - запасы)
Экономические нормы в Новом Завете
Гуманизм, протестантизм
Классики – маржиналисты: представления о природе человека
Модель гедониста - оптимизатора
Иеремия Бентам, Владимир Одоевский (1804-1869)
Критерий Парето-улучшений
Стивен Ландсбург «Экономист на диване: экономическая наука и повседневная жизнь»
Как активизировать внимание
1.39M
Категория: ЭкономикаЭкономика

Методология экономической науки. Этическая проблематика и экономическая наука

1. Методология экономической науки (Д/в) Этическая проблематика и экономическая наука.

Магистратура /
Экономика

2.

«Человек ни в коем случае не смеет отдавать себе
предпочтение перед прочими людьми в такой мере,
чтобы причинить им вред ради личной пользы, хотя бы
последняя была несравненно значительнее, чем
наносимый им вред»
«…мы сумеем вернуться к некоторым наиболее ясным
и недвусмысленным принципам религии и
традиционной добродетели: что алчность — грех, что
давать деньги в рост преступно, а любовь к деньгам
отвратительна…»

3. Факты

1. Марк Пирсон (ОЭСР, 2015): «Если посмотреть на
общее благосостояние домохозяйств, то можно увидеть,
что наиболее бедные 40% населения в богатых странах
обладают лишь 3% всех богатств, в то время как в руках
наиболее зажиточных 10% находится более 50% всего
благосостояния".
Т. Пикетти «Капитал в XXI веке»
«Окно Овертона» - теория или концепция, с помощью
которой в сознание даже высокоморального общества
можно насадить любую идею. Шаги: немыслимо,
радикально, приемлемо, разумно, стандартно,
действующая норма.

4. Вопросы для обсуждения:

1. Религиозные и морально-философские истоки
экономической мысли: Аристотель,
экономические нормы Нового Завета.
2. Классики. Утилитаризм. Оптимум Парето с
точки зрения этики.

5.

Ананьин О.И. Философия и методология
экономической науки.
https://www.hse.ru/data/2011/01/25/1208941744/Фи
МЭН.doc
Кейнс Дж.М. Экономические возможности
наших внуков.
Петер Козловски. Принципы этической
экономии. СПб.: Экономическая школа, 1999.
Ролз Дж. Теория справедливости.
Булгаков С. Философия хозяйства. М., 2009.
+ статьи в научных журналах

6. Этика – наука о морали

Мораль – совокупность представлений человека о
добре и зле, справедливом и несправедливом…
(совокупность норм поведения)
От греч. слова этос (нрав, обычай)
Аристотель: к этосу –щедрость, мужество… ;
не относятся к этосу: качества ума (память); телесная
природа (ярость).

7. АРИСТОТЕЛЬ: ХРЕМАТИСТИКА («хремата» - запасы)

АРИСТОТЕЛЬ: ХРЕМАТИСТИКА («хремата» запасы)
Богатство – совокупность средств,
необходимых для жизни и полезных для
семьи и государства
Хрематистика – умение обеспечивать себя
запасами
Запасы: 1) естественные (продукты) –
имеют пределы; 2) искусственные (деньги)
– «никогда не бывает предела в достижении
цели»
Искусственная хрематистика – крайнее
выражение – ростовщичество – «вызывает
ненависть»

8.

«…в искусстве наживать состояние … никогда не бывает
предела в достижении цели, так как целью-то здесь
оказывается беспредельное богатство и обладание
деньгами… Все, занимающиеся денежными оборотами,
стремятся увеличить свои капиталы до бесконечности»
искусственная хрематистика «вызывает ненависть».
[Аристотель. Политика. СПб., 1911, стр. 25–26.];
«Накопление прибавочной ценности притекает – благодаря
развитию всевозможных форм кредита – и к лицам, не
имеющим отношения к производству, число этих лиц
возрастает и образует класс рантье. …можно определить
сферу «деятельности» таких рантье, как сферу потребления.
Потребление есть основа всей их жизни, и психология
«чистого потребления» сообщает этой жизни ее особый
«стиль». [Бухарин Н.И. Политическая экономия рантье. Теория
ценности и прибыли австрийской школы. М.: Орбита, 1988: ]

9.

– Противоречие между безграничностью потребностей и
ограниченностью ресурсов образует ту ось, вокруг которой
вращается хозяйственная жизнь, и стержень экономики как
науки.
– «Пределы роста. 30 лет спустя» [Доклады Римского клуба,
2007], экологические границы роста.
Косвенные затраты воды на некоторые товары: чашка кофе
125 мл. – 140 л.; сыр на 1 кг.– 5000 л.
Около 2 млрд. тонн отработанной воды (смесь удобрений,
нечистот, промышленных отходов) ежедневно сбрасываются
в реки, моря, океаны…»
В среднем один человек производит
до 1,95 кг мусора ежедневно, по
сравнению с 1,25 кг в 1960 году

10. Экономические нормы в Новом Завете

«не можете служить Богу и маммоне»
Изгнание скототорговцев и менял из храма
Назидание о том, что легче верблюду (канату?)…
Апостол Павел «имея пропитание и одежду, будь доволен
тем»
!!! «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь», «не унывайте,
делая добро» - санкции на труд и на благотворительность
Отношение к взиманию % - отрицательное
(древнерусский протест против ростовщичества – легенда о
новгородском посаднике Щиле (нач. XV в.)

11. Гуманизм, протестантизм

Гуманизм:
оправдание денежного богатства
(Флоренция, Медичи
Архиепископ Антонин (1389-1459) «деньги –
нужнейший нерв государства, корыстолюбцы –
его опора, фундамент»
Протестантизм: санкция на деловитость и
ростовщичество

12. Классики – маржиналисты: представления о природе человека

Классики
Маржиналисты
Человек экономический
Смит: знание собственных
интересов, стремление к их
реализации
Человек максимизирующий:
умение находить максимумы
(усиленное требование)

13. Модель гедониста - оптимизатора

«экономический человек» (занят максимизацией своей выгоды)
-описывала поведение хозяйствующего субъекта в терминах
оптимизационной задачи на «исчисление удовольствий», в
духе гедонизма И. Бентама
Иеремия Бентам (1748-1832): человек по природе гедонист,
мыслит и действует в соответствии со стремлением
испытывать наслаждения и избегать страданий.
«интерес отдельного лица — это удовольствие», а «интерес
общества — сумма интересов отдельных членов,
составляющих его»

14. Иеремия Бентам, Владимир Одоевский (1804-1869)

«Город без имени» (1839 г.)
Утопия: страна «Бентамия»
Главная идея - Нельзя строить жизнь на принципе
индивидуальной выгоды. Ведь выгода одного может
оборачиваться (и чаще всего оборачивается) убытком для
другого.

15. Критерий Парето-улучшений

Одно состояние лучше другого только при условии, что
оно лучше хотя бы для одного члена общества (по его
индивидуальной шкале предпочтений) и ни для кого из
членов общества не хуже (по их индивидуальным
шкалам предпочтений).
определяется на модели общего экономического
равновесия для совершенно конкурентной экономики
Проблема: точкой отсчета при использовании этого
критерия служит сложившееся на данный момент
распределение ресурсов между членами общества.

16. Стивен Ландсбург «Экономист на диване: экономическая наука и повседневная жизнь»

Рочестерский университет
«Люди реагируют на стимулы»
«Экономика в самом узком смысле - наука
свободная от ценностей»
«Экономика – это наука конкурирующих
предпочтений» (почему я не защитник окружающей
среды?)

17. Как активизировать внимание

English     Русский Правила