Скандинавский детектив в литературе и кино
6.29M

Скандинавский детектив в литературе и кино

1. Скандинавский детектив в литературе и кино

2.

Скандинавский детектив как литературный феномен
Сегодня скандинавский детектив (шире – скандинавский
нуар) – высокоразвитый и богатый жанр, выходящий за рамки
массовой литературы и сочетающий социальную критику,
психологическое и детективное начало, мрачные пейзажи и
натурализм деталей
Традиции: английский детектив (интеллектуальный, элегантный,
композиционно строгий) и американский детектив (обилие крови,
жестокости, крутые полицейские)
В Скандинавии детектив появился в 1950-х гг. в попытке
соединить оба начала: шведы Мария Ланг (1914 – 1991) – 43
книги о комиссаре Кристере Вийке; Стиг Трентер (1914 – 1967) –
романы о фотографе Харри Фриберге и полицейском Веспере
Юнсоне; норвежка Герд Нюквист (1913 – 1984) – например,
«Травой ничего не скрыто» (1966)
Однако родоначальниками специфической модели (социальнопсихологического детектива) стали супруги журналисты Пер
Валё (1926 – 1975) и Май Шёвалль (р. 1953) – с 1963 по 1975 – 10
повестей о Мартине Беке – критика «шведской модели»
(коррупция, моральная нищета и т.п.)
Академия шведского детектива – создана в 1971 (21 член),
вручает премии (напр. им. Мартина Бека), издает книги, есть
исследовательская библиотека детектива в Эскильстуне

3.

Скандинавский детектив как литературный феномен
Успех скандинавскому детективу за рубежом принесла трилогия С.
Ларссона «Миллениум» (2005 – 2007)
«Лицо» скандинавского детектива в XXI веке – шведы Стиг Ларссон
(1954-2004), Хеннинг Манкель (1948 – 2015), норвежец Ю Несбё (р. 1964)
и их герои – Лисбет Саландер, Курт Валландер, Харри Холле –
асоциальные личности, одиночки, романтические герои
Другие авторы: шведы Черстин Экман, Оке Эдвардссон, Оса Ларссон,
Лиса Марклунд, Хокан Нессер, Карин Альвтеген, Юхан Теорин; датчане
Юсси Альдер-Олсон, Лейф Давидсен, Питер Хёг, норвежцы Карин Фоссум,
Кнут Фальдбаккен, Анне Хольт, Йорн Лейер Хорст и др.
Черты:
Социальная критика (оборотная сторона счастливого общества:
наркотики, скрытый нацизм, экстремизм, прогнившая система, коррупция,
семейное насилие и т.п.)
Место действия – столицы или глухие уголки провинции (острова) –
мрачные пейзажи, снег, дождь, холод
Концепция мира: зло внутри, все – или палачи или жертвы, грех в себе,
нужно его побеждать, мистический или философский подтекст
Разрушенные семьи, несчастное детство, секс как грех (стыд)
Герой – аутсайдер , асоциальный, с внутренними проблемами (алкоголизм,
депрессия, нарушение сна и .т.п), сильные женские характеры, феминизм
Натурализм сцен насилия, жестокость, детализация
Язык разговорный, живой, динамичный, нередко слэнг, диалекты
Неспешность развития сюжета, детали быта и поп-культуры

4.

Стиг Ларссон – обличитель шведской модели
Стиг Ларссон / Stieg Larsson (1954 – 2004) родился в
Вестерботтене в семье художника, когда родителям было по
19 лет, рос с бабушкой, затем с родителями
В 16 лет ушел из дома, увлекался левым молодежным
движением, был политическим активистом Социалистической
партии Швеции (вышел в 1987 г.)
Бывал в горячих точках, где шли революции и гражданские
войны (Эритрея, Гренада)
Работал журналистом в левых изданиях
Был антифашистом, представлял британскую
газету Searchlight, создал организацию и журнал Expo
Автор научно-популярных книг «Правый экстремизм» и
«Шведская демократия»
С 1974 г. до смерти жил в гражданском браке с Евой
Габриэльссон
Написал трилогию «Миллениум» (2005 – 2007), но не успел
издать – скоропостижно умер от инфаркта 9 ноября 2004 г., в
2015 г. Давид Лагеркранц закончил четвертую книгу
Критиковал шведскую модель, считал, что нейтралитет создал
условия для скрытого нацизма и шовинизма

5.

«Девушка с татуировкой дракона» (2005)
«Män som hatar kvinnor» (букв. «Мужчины, которые
ненавидят женщин», 2005), рус. перевод А. Савицкой –
2009, К. Мурадян – 2015
Первая часть трилогии «Миллениум»
Главные герои: журналист Микаэль (Калле
Блумквист) и хакер Лисбет Саландер
Интертекстуальные отсылки к А. Линдгрен (Калле
и Пеппи), структура и хронотоп волшебной сказки
Магистральные темы: нацизм и феминизм (тесно
связаны друг с другом) – социальная критика
Семья Вангеров как символ шведского общества
(разрушенные связи, скелеты в шкафу)
Сексуально-феминистский ракурс (Лисбет – Эрика)
Империя Веннерстрёма как социально-экономическое
зло
Христианское начало
English     Русский Правила