Модели сознания
1.субъективное качество опыта (квалиа, или феноменальные свойства) 2. интенциональность (направленность на предмет)
Соцреализм Ахмет Китаев. Родное дитя на периферию (1954 г.)
Mind-body problem « … природа ума и тела признается нами не только различной, но даже в известной мере противоположной» (Декарт
Дуализм Радикальная версия
Ультраграфия [Александр Амелин. Духовные столпы. 2011 г.]
Major поп-версия
Minor поп-версия эпифеноменализм Проблема субъективного опыта
Современная поп-версия двухаспектная теория
Физикализм теория тождества сознания и мозга
Функционализм
Критика функционализма Проблема понимания
Jean Tinguely "Homage to New York" (1960) https://www.youtube.com/watch?v=0MqsWqBX4wQ
Ментализм Радикальная версия
Дж. Беркли (1685–1753)
Феноменальные свойства сознания (феноменальные квалиа) Проблема знания
Выводы
Выводы
5.59M
Категория: ФилософияФилософия

Модели сознания

1. Модели сознания

«Сознание: наличие восприятий, мыслей и чувств; осведомленность.
Нельзя определить этот термин, не прибегая к терминам,
непостижимым без уяснения того, что имеется в виду под
сознанием. Многие попадают в ловушку смешения сознания с
самосознанием — для сознания нужно лишь осознание внешнего
мира. Сознание — удивительный, но ускользающий феномен:
невозможно уточнить, что оно такое, что оно делает и почему
эволюционировало. Ничего стоящего о нем не написано (Sutherland
1989)». (Международный психологический словарь)

2. 1.субъективное качество опыта (квалиа, или феноменальные свойства) 2. интенциональность (направленность на предмет)

Абстракционизм
(неоавангард)
Дэвид Чалмерс.
Сознающий ум: в поисках
фундаментальной теории.
М.: УРСС:
Книжный дом ЛИБРОКОМ, 2013.
Дмитрий Иванов.
Природа феноменального сознания.
М.: Книжный дом ЛИБРОКОМ, 2013.
Юрий Злотников
(1930-2016 г.).
Сигналы (1950-е годы)

3. Соцреализм Ахмет Китаев. Родное дитя на периферию (1954 г.)

4. Mind-body problem « … природа ума и тела признается нами не только различной, но даже в известной мере противоположной» (Декарт

Р. Размышления о первой
философии).
Трудная проблема сознания:
Суть проблемы:
Необходимость объяснить качественные феноменальные аспекты нашего субъективного опыта, то есть
те качества, которые прибавляются у нас к уже имеющимся физическим процессам, – к примеру, в
момент пробуждения от сна, то есть, когда мы приходим к нашему обычному состоянию
бодрствования.
Проблема появляется тогда, когда мы понимаем, что вынуждены описывать объекты субъективного
опыта, т.е. феномены, терминами физического языка.
Лёгкая проблема сознания:
Когнитивная наука имеет дело главным образом с объяснением поведения, и в той мере, в какой ее вообще интересует
ментальное, ее интересует ментальное, истолкованное как внутренняя основа поведения, и ментальные состояния,
понятые как состояния, ответственные за продуцирование и объяснение поведения.
Аналитические методы:
▪ Концептуальный анализ позволяет прояснить употребляемые понятия;
▪ Контрафактический анализ заключается в разработке мысленных экспериментов (гипотетических
ситуаций).
Варианты:
• независимое существование тела и сознания;
• реальное существование одних только сознаний или одних только тел
(один феномен может быть редуцирован к другому).

5. Дуализм Радикальная версия

субстанциальный дуализм
Окказионализм
Николя Мальбранш
(1638-1715)
Каузальная независимость
состояний тела и
состояний сознания
Александр Амелин.
Духовные столпы (2011 г.)

6. Ультраграфия [Александр Амелин. Духовные столпы. 2011 г.]

7. Major поп-версия

Рене Декарт (1596–1650)
Карл Поппер (1902–1994)
Джон Экллз (1903–1997)
тело и сознание
обмениваются
значимой «информацией»
(интеракция);
главное – направление
и характер каузальной
зависимости
Мэрет Оппенгейм. Объект
(Завтрак на меху) (1936 г.)

8. Minor поп-версия эпифеноменализм Проблема субъективного опыта

Томас Гексли (1825–1895)
зависимость
состояний сознания от
актуальных состояний тела
Сознание=эпифеномен
Аргумент
«философский зомби»
https://postnauka.ru/tv/56118
Марсель Дюшан.
L.H.O.O.Q. (1919 г.)

9. Современная поп-версия двухаспектная теория

Бенедикт Спиноза (1632–1677)
Бертран Рассел (1872–1970)
Питер Стросон (1919–2006)
Джон Сёрль (1932–…)
физическое и ментальное –
это два разных типа свойств
общей реальности
Рене Магритт.
Измена образов (1929 г.)
«Может ли это быть трубкой?
Нет, это всего лишь
представление о ней,
не так ли? Так что,
если бы я написал: "Это трубка",
я бы солгал!»
«Это не трубка»

10. Физикализм теория тождества сознания и мозга

Томас Гоббс (1588–1679)
Жюльен Офре де Ламетри (1709–1751)
Отто Нейрат (1882-1945)
Рудольф Карнап (1891-1970)
Любое ментальное свойство
тождественно некоторому
физическому состоянию мозга
Марсель Дюшан.
Обнажённая, спускающаяся
по лестнице (1912 г.)

11. Функционализм

Алан Тьюринг (1912–1954)
Хилари Патнэм (1926–2016)
С. Шумейкер (1931–…)
Дэвид Льюис (1941–2001)
Описание функции, которая
была реализована системой
в процессе ее изменения, будет
описанием того, что мы
называем сознанием
Феликс Гонсалес-Торрес.
Голубое зеркало (1990)

12. Критика функционализма Проблема понимания

Джон Сёрль (1932–…)
Аргумент «китайская комната»:
все программы являются
синтаксическими системами,
а сознание человека —
семантическая система
https://postnauka.ru/tv/56757

синтаксис не рождает семантику
Жан Тэнгли. Фатаморгана
(Метагармония IV) (1985 г.)
Ханс-Кристиан фон Херрманн
«Мета-механика.
Театр машин Жана Тэнгли».
Логос 1 (74). 2010. С. 133-144.

13.

Jean Tinguely. La machine à dessiner
https://www.youtube.com/watch?v=4-NrTsq6bsg

14. Jean Tinguely "Homage to New York" (1960) https://www.youtube.com/watch?v=0MqsWqBX4wQ

Jean Tinguely "Homage to New York" (1960)
https://www.youtube.com/watch?v=0MqsWqBX4wQ

15. Ментализм Радикальная версия

Солипсизм
Дж. Беркли (1685–1753)
И. Г. Фихте (1762–1814)
Г. В. Ф. Гегель (1770–1831)
как и физические объекты,
любые другие сознания –
помимо нашего собственного –
есть только иллюзия и
игра нашего воображения.
Цао Фэй. Рождение города RMB
(2009 г.)

16. Дж. Беркли (1685–1753)

Формула: «существовать — значит быть воспринимаемым» (esse est percipi)
▪ Возможность восприятия материи с помощью чувств полностью исключена,
так как наши чувства дают нам знать только о наших собственных
ощущениях. Цвет, форма и любые другие физические свойства в
действительности существуют только в качестве ощущений, и актуально они
рознятся по своим качествам для воспринимающих их разных сознаний.
Благодаря своим чувствам мы можем познавать только наш собственный
опыт, а значит, вправе заключить, что вне воспринимающего сознания нет
ничего, никаких невоспринимаемых объектов.
▪ Отвергнув существование независимой от сознания материи, Дж. Беркли
принимает тезис о существовании одних только сознаний и их восприятий.
▪ Джордж Беркли спровоцировал внимание исследователей к проблеме
содержания реального опыта сознания.

17. Феноменальные свойства сознания (феноменальные квалиа) Проблема знания

Ф. Джексон (1942–…)
Д. Чалмерс (1966–…)
Аргумент знания
(против физикализма):
«черно-белая комната
нейроученого Мэри»
https://postnauka.ru/tv/56465
Демьян Хёрст. ЛСД (1995 г.)

18. Выводы

1. Основной вопрос философии сознания (психофизическая проблема) касается
соотношения двух вещей: с одной стороны, мозга, а с другой – неких феноменальных
состояний (квалия – свойства, или качества, для обозначения сенсорных, чувственных
явлений любого рода). Вопрос сводимости: можем ли мы свести субъективный опыт к
работе мозга. В истории философии представлены три типа концепций – дуализм,
физикализм и ментализм.
2. Дуалистические концепции: строгое различие между телами (физическими объектами и
их свойствами) и сознаниями (ментальными объектами и их свойствами). Выбор: либо
отождествление тела и сознания с двумя субстанциально разными феноменами
(субстанциальный дуализм), либо трактовка этих феноменов в качестве двух разных
подсистем каузальных законов некой общей реальности, фиксируемых при помощи
двух семантически независимых словарей (дуализм свойств). В вопросах каузации есть
три разные точки зрения: 1) взаимной независимости состояний тела и состояний
сознания (окказионализм), 2) взаимной зависимости состояний тела и состояний
сознания (интеракционизм), 3) зависимости состояний сознания от состояний тела без
какого-либо обратного влияния (эпифеноменализм).

19. Выводы

3. Физикалистские концепции: возможность редукции сознаний (ментальных объектов и
их свойств) к телам (физическим объектам и их свойствам). Прямое отождествление
состояний сознания с нейрофизио-логическими процессами в мозге (теория
тождества);
отождествлением
состояний
сознания
с
определенными
функциональными состояниями или вычислительными процессами и поведением
некоторой материальной системы, которая не обязательно может быть человеческим
мозгом (функционализм). В вопросах каузации физикалистские концепции могут
отстаивать две разные точки зрения: 1) каузальной замкнутости физических процессов
в теле (теория тождества), 2) зависимости функциональных состояний от неких
исходных состояний тела, с последующей реакцией состояний тела на возникшее таким
образом функциональное состояния (интеракционный функционализм).
4. Менталистские концепции: возможность редукции тел (физических объектов и их
свойств) к сознаниям (ментальным объектам и их свойствам). Апелляция к
феноменальным свойствам реального опыта сознания (субъективный идеализм Дж.
Беркли). В вопросах каузации менталистские концепции обычно разделяют общую
точку зрения: каузальной замкнутости ментальных процессов в сознании, или
зависимости одних состояний сознания от некоторых других состояний сознания
(феноменализм).
Дэвид Чалмерс. Сознающий ум: в поисках фундаментальной теории. М.: УРСС: Книжный дом ЛИБРОКОМ, 2013.
Дмитрий Иванов. Природа феноменального сознания. М.: Книжный дом ЛИБРОКОМ, 2013.
English     Русский Правила