ХРИСТИАНСТВО
Основные идеи
Основные идеи-2
Основные идеи -3
План темы.
Нагорная проповедь
О неосуждении ближнего
Христианская церковь
Символ веры
Не халкидонские церкви
Разделение церквей
ПРАВОСЛАВИЕ
Автокефальные церкви
Русская православная церковь
Белорусский экзархат РПЦ (создан в 1989 году)
старообрядцы
Старообрядцы
Старообрядцы
Исихазм
Католицизм
Система управления
Ордена
Аджорнаменто
Протестантизм-от лат.protes tans-возражающий,несогласный. Возникает в 16 веке.
Течения протестантизма
Типологические особенности
Особенности
Особенности
Лютеранство
Кальвинизм
Течения
Англиканство
Распространение
Современное состояние
525.00K
Категория: РелигияРелигия

Христианство. Основные идеи

1. ХРИСТИАНСТВО

2. Основные идеи

• Бог есть любовь
• В любви- источник познания .Во свете
разума пребывает лишь тот, кто
любит(Иоанн)
• Познание,полученное от Бога-любви,
делает человека свободным. Он
свободен выбирать добро и зло.Силы
для этого выбора дает БогЛюбовь(молитва,таинства:победа над
смертью).

3. Основные идеи-2

• Богоподобие человека: наивысшее
проявление божественной любви кенозис, уничижение Божества ради
спасения мира.Бог принял
человеческое тело,жил и умер как
человек.Отсюда-абсолютная ценность
любой человеческой личности. «Что
пользы человеку ,если он приобретет
весь мир, но душу свою погубит?».

4. Основные идеи -3

• Спасение души спасение человека
состоит в борьбе с
грехом:нажива,пьянство,развратискажают богоподобный лик человека.
• Идея Царства Божьего: «Царство
Божие внутри вас есть»,но вместе с тем
оносуществует
объективно,нарождается в мире.Под
влиянием христианства мир стал иным.

5. План темы.

• 1.Возникновение христианства.
• 2.Основные понятия.
• 3.Типологические особенности
православия.
• 4.Особенности католицизма.
• 5.Протестантизм.

6.

Троица

7.

Иисус

8.

Туринская плащаница

9.

Туринская плащаница

10.

О Плащанице Иисуса Христа нам повествуют все четыре
канонических Евангелия. Так, в Евангелии от Марка мы
читаем: Пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член
совета, который и сам ожидал Царствия Божия. Он
осмелился войти к Пилату и просил Тела Иисуса... Он, купив
плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею и положил Его во
гробе, который был высечен в скале; и привалил камень к
двери гроба. Как это ни удивительно, но мы имеем веские
основания полагать, что эта Плащаница, в которой Иосиф и
Никодим погребли тело Христа, сохранилась до наших дней. В
далеком городе Турин на севере Италии, в католическом
соборе, высоко над алтарем, защищенная
пуленепробиваемым стеклом и системой сигнализации,
запечатанная в драгоценном ковчеге, скрытая от взоров
посторонних, до недавнего времени хранилась Плащаница
Спасителя, которая таинственным образом несет на себе
изображение Его распятого тела.

11.

Иоанн Креститель

12.

Пророк Иоанн Креститель был сыном священника
Захарии(из рода Аарона) и праведной Елизаветы (из
рода царя Давида). Жили его родители около Хеврона
(в Нагорной стране), на юг от Иерусалима. Он
приходился по материнской линии родственником
Господа Иисуса Христа и родился на шесть месяцев
раньше Господа. Как повествует Евангелист Лука,
архангел Гавриил, явившись его отцу Захарии в
храме, возвестил о рождении у него сына. И вот у
благочестивых супругов, до преклонной старости
лишенных утешения иметь детей, наконец рождается
сын, которого они испросили в молитвах.

13.

Апостол Петр

14.

Апостол Петр, называвшийся прежде Симоном, был сыном рыбака
Ионы из Вифсаиды Галилейской и братом апостола
АндреяПервозванного, который и привел его ко Христу. Святой Петр
был женат и имел дом в Капернауме. Призванный Христом Спасителем
за рыбной ловлей на Геннисаретском озере, он всегда выражал
особенную преданность и решительность, за что и удостоен был
особенного приближения к Господу вместе с апостолами Иаковом и
Иоанном Богословом. Сильный и пламенный духом, он, естественно,
занял влиятельное место в лике Христовых апостолов. Он первый
решительно исповедал Господа Иисуса Христа Христом, то есть
Мессией, за что и удостоился наименования Камень (Петр). На этом
камне Петровой веры Господь обещал создать Церковь Свою, которую
врата адовы не одолеют.
Свое троекратное отречение от Господа накануне Его распятия апостол
Петр омыл горькими слезами раскаяния, вследствие чего после Своего
воскресения Господь вновь восстановил его в апостольском
достоинстве, троекратно, по числу отречений, поручив ему пасти ягнят и
овец Своих. Согласно преданию, апостол Петр каждое утро при звуке
петуха вспоминал свое малодушное отречение от Христа и начинал
горько плакать.

15.

Апостол Павел

16.

Святой апостол Павел, до обращения ко Христу носивший еврейское имя
Савл, происходил из колена Вениаминова, родился в киликийском городе Тарс
(Малая Азия), имел права римского гражданина. Учился в Иерусалиме у
знаменитого законоучителя Гамалиила.
Савл проявил ревнителем фарисейских преданий и гонителей веры
Христовой. Он был свидетелем смерти первомученика архидиакона Стефана,
а затем испросил полномочия преследовать христиан за пределами
Палестины в Дамаске.
Господь, усмотревший в нем «сосуд избранный Себе», на пути в Дамаск
чудесным образом призвал его к апостольскому служению. Во время
путешествия Савла озарил свет, от которого он, ослепнув, упал на землю. Из
света раздался голос: «Савл, Савл, почему ты гонишь Меня?» На вопрос
Савла: «Кто Ты?» — Господь ответил: «Я Иисус, Которого ты гонишь». Господь
повелел Савлу идти в Дамаск, где ему будет указано, что делать дальше.
Приведенный под руки в Дамаск, ослепший Савл был наставлен в вере и на
третий день крещен ап. Ананией. В момент крещения Савл прозрел. С этого
времени он сделался ревностным проповедником прежде гонимого.
В канон Нового Завета включены 14 посланий ап. Павла. Апостол Павел, как и
апостол Петр, много потрудился в распространении Христовой веры и
справедливо почитается вместе с ним «столпом» Церкви Христовой и
первоверховным апостолом.

17.

Апостол Иоанн

18.

Апостол Андрей

19.

Тайная вечеря

20.

Голгофа

21.

Пятидесятница

22. Нагорная проповедь

• 1.Заповеди блаженства:
• -Блаженны нищие духом; ибо их есть Царствие
Небесное;
• -Блаженны плачущие; ибо они утешатся;
• -Блаженны кроткие; ибо они наследуют землю.
• -Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они
насытятся;
• -блаженны милостивые; ибо они помилованы будут;
• -Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят;
• Блаженны миротворцы; ибо они будут наречены
сынами Божиими;
• -блаженны изгнанные за правду; ибо их есть Царство
Небесное.

23. О неосуждении ближнего

• Не судите, да не судимы будете, ибо
каким судом судите, таким будете
судимы…
• Просите, и дано будет вам; ищите, и
найдете; стучите, и отворят вам…
• Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами
поступали люди, так поступайте и вы с
ними; ибо в этом закон и пророки.

24. Христианская церковь

• 1.Раннехристианская церковь(1-3век).
• Христос, апостолы. Гонения на
христиан.
• 4-8 век – Вселенские соборы. С 4 века
христианство становится
государственной религией.

25. Символ веры


1.Верую в единого бога Отца
2.Верую в Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия
3.Верую в таинство воплощения и искупления Иисуса Христа.
4.Верую в страдание Иисуса Христа, распятого за нас при
Понтии Пилате.
5.Верую в воскресение Иисуса Христа на третий день по
Писанию.
6.Верую в вознесение Иисуса Христа на небо.
7.Верую во второе пришествие и Страшный суд.
8.Верую в Духа святого, Господа, Животворящего, от Отца
исходящего.
9.Верую в Единую,Святую,Соборную и Апостольскую церковь.
10.Исповедую крещение и оставление грехов.
11.Ожидаю грядущее воскресение мертвых.
12.Ожидаю жизнь вечную.

26. Не халкидонские церкви


1.Сирийская
2.Эфиопская
3.Армяно-григорианская и др.
(монофизиты,несториане)

27. Разделение церквей

• 1054 год
• Концепция двух мечей(Священная
империя)
• Концепция симфонии

28. ПРАВОСЛАВИЕ

29. Автокефальные церкви


1.Константинопольская(+Финляндская и Критская автономные
церкви)
2.Иерусалимская(+ Синайская автономные)
3.Александрийская
4.Антиохийская
5.Русская(+Японская автономная )
6.Грузинская
7.Сербская
8.Болгарская
9.Кипрская
10.Элладская
11.Румынская
12.Албанская
13.Польская
14.Чешских земель и Словакии
15.Американская

30. Русская православная церковь

• 1.Патриарх
• 2.Священный Синод
• 3.Отдел внешних дел,Издательский отдел,
Отдел по церковной благотворительности и
социальному служению, Учебный,
Миссионерский и т.д.
• Епархии-128 епархий,480 монастырей,5
духовных академий,26
семинарий,20тыс.священнослужителей
• Основы Социальной концепции РПЦ.

31.

В 2000 году на Архиерейском соборе принят
документ «Основы социальной концепции
Русской Православной Церкви». Впервые в РПЦ
были сформулированы основные положения по
вопросам церковно-государственных отношений
и по ряду современных общественно значимых
проблем. Этот документ, как подчеркивается в
преамбуле к основному тексту, отражает
официальную позицию РПЦ в сфере отношений
с государством и светским обществом. Уже одно
перечисление основных позиций этого
документа свидетельствует о том, что церковь
дает свои ответы на сложные социальные
проблемы: проблемы собственности, войны и
мира, нации, личной и семейной нравственности,
проблемы биоэтики и т.д.

32.

Из всего многообразия вопросов,
рассмотренных в этом документе, выделим лишь
некоторые. Так, в разделе «Церковь и государство»
излагаются основные принципы, на которых строятся
взаимоотношения церкви и государства,
рассматриваются основные модели взаимоотношения
церкви и государства, которые представлены в
современном мире. В этой связи отмечаются модели
радикального отделения церкви от государства
(например, США), в ряде современных государств –
Великобритании, Финляндии, Норвегии, Дании –
сохраняется государственная церковность.
Православие сегодня в некоторых странах
представляет собой национальное вероисповедание
(например, Греция, Болгария); религию национального
большинства (Россия). В некоторых странах (Греция)
православие имеет статус государственной религии.

33.

В «Основах социальной концепции»
подчеркивается, что в независимости от
конкретного сценария взаимоотношения
государства и церкви необходимо учитывать тот
факт, что церковь и государство имеют различную
природу, используют различные средства для
достижения своих целей. Тем не менее, в
осуществлении ряда программ церковь и
государство могут сотрудничать. В документе
отмечается, что «областями соработничества
Церкви и государства в нынешний исторический
период являются: а) на международном,
межэтническом и гражданском уровнях
миротворчество; б) забота о сохранении
нравственности в обществе; в) духовное,
культурное, нравственное и патриотическое
образование и воспитание; дела милосердия и

34.

Однако в таких областях, как политическая борьба,
предвыборная агитация, ведение гражданской
войны или агрессивной внешней войны,
разведдеятельность – священнослужители и
канонические церковные структуры не могут
оказывать помощь государству, сотрудничать с
ним.
Большое внимание уделяется в данном документе
проблемам биоэтики. В этой связи подчеркивается
необходимость морально-этического осмысления
последствий введения новейших биомедицинских
технологий. Церковь еще раз подчеркнула
необходимость при оценке этих технологий и их
научных достижений исходить из представлений о
жизни как высшей ценности, а не как к продукту, к
объекту купли-продажи.

35.

В документе подчеркивается, что усложнение
научных методик способствует проникновению
человека к самим истокам жизни. Сегодня
активно используются, так называемые,
репродуктивные технологии, последствия
применения которых трудно однозначно оценить.
Православная церковь выступила с критикой
попыток клонирования человека, эвтаназии;
резко отрицательно относится к вопросу о
легализации отношений и правах т.н. сексуальных
меньшинств. Церковь еще раз подчеркнула
важность и значение брака, семейных ценностей
в современном обществе.

36. Белорусский экзархат РПЦ (создан в 1989 году)

• 1.Митрополит Минский и Слуцкий Филарет,
патриарший экзарх всея Беларуси, ныне
Павел
• 2.Синод
• 3.Ряд отделов.
• 4.1431 общин,11 епархий, Минская духовная
семинария (Жировицы,),Минская духовная
Академия, Институт теологии имени
св.Кирилла и Мефодия и т.д.

37. старообрядцы

• 17 век, церковная реформа Никона в
России(вместо двуперстия троеперстие,
вместо восьмиконечного креста
шестиконечный или четырехконечный,
земные поклоны заменялись поясными,
вводилось пение по нотам, запрещались
шатровые храмы и т.д.
• Поповцы и
беспоповцы(поморский,федосеевский
толки и т.д.).

38. Старообрядцы

• Нам всем подобает умирать за единый
азъ. Великая зело сила в сем азъ
сокровенна. От правильности буквы и
обряда зависит спасение души
человека, а правильными могут быть
лишь те обряды и книги, которые
исстари употреблялись на Руси, ибо
одной лишь русской земле дано от Бога
хранить истину.

39. Старообрядцы

• Кто дерзнет пити чаю…той…будет трижды
проклят. Аще кто дерзнет пити кофию, в
том человеке будет ков и лукавство.
• Пришло времечко гонимо, народился злой
Антихрист,…стали его волю творити, усы,
бороду брити, латынскую одежду носити.
Препроклятую траву пити, табак курити.
• Творити с нами ,что хощете, а мы
преданию Святых отец держимся, и
настоящего града, ни села не имеем, но
грядущего взыскуем вечного.

40.

Церковь покрова на Нерли

41.

Икона Владимирской Божьей Матери

42.

43.

Св. княгиня Елизавета

44.

45.

Евфросиния Полоцкая

46.

Крест Евфросинии Полоцкой

47.

Афон

48. Исихазм


Исиха́зм (от др.-греч. ἡσυχία, «спокойствие, тишина, уединение») —
особого рода мистическая практика православных монахов (исихастов),
в которой применяется безмолвная молитва ради созерцания
Божественного света (Фаворского света, который исходил от Христа при
преображении на горе Фавор). В основе философии исихазма лежит
представление о том, что можно созерцать непознаваемое (Бога)
посредством божьей благодати. В 1351 году признан официальным
учением православной церкви. Во многом повлиял на духовный подъём
Руси XIV—XV веков. Главные представители исихазма Симеон Новый
Богослов и Григорий Палама. В восточнохристианской традиции
исихазмом называется разработанная система аскетической и
монашеской практики, направленно на богопознание и обожение. Иногда
родоначальником исихазма неправильно считается св. Григорий Палама
(ХIV в.), но он лишь богословски осмыслил, обосновал и
систематизировал ту практику духовного делания, которая была в ходу у
монахов-анахоретов с глубокой древности (во всяком случае, уже Евагрий
Понтийский и Макарий Египетский - IV в. - знают практику "умной
молитвы", составляющую суть исихазма) и которая приобрела
законченные формы задолго до Паламы.

49.

Григорий Палама

50.

51. Католицизм

52.

Ватикан

53. Система управления

• 1.Папа(конклав,2\3 голосов
кардиналов.)
• 2.Ватикан- площадь 44 га, свой герб,
флаг, гимн, деньги, гвардия.
• 3.Римская курия, делится на
конгрегации(9 конгрегаций,12 советов)

54.

Бенедикт XVI

55.

56. Ордена

• 1.140 орденов.
• 2.Самый древний- орден
бенедиктинцев. Основан в 5 веке.
• 3.12-13 века возникают ордена
доминиканцев и францисканцев
• 4.16 век –орден иезуитов
• 5.Opus Dei –объединение священников
и мирян,72 тыс.человек в 87 странах

57.

Св. Бенедикт

58.

Аббатство Монте-Кассино

59.

Доминиканец

60.

Францисканец

61.

Костел францисканцев в Пинске

62.

Иезуиты

63.

Иезуитский костел в Италии

64. Аджорнаменто


2 Ватиканский собор(1962-1965).
Использование национальных языков
Демократизация управления
Социальная доктрина (неотомизм)
Работа с молодежью,интеллигенцией

65.

II Ватиканский собор (1962-1965 гг.) принял политику
аджорнаменто (обновления). На этом соборе
фактически была поставлена задача о необходимости
диалога между церковью и современным миром, о
необходимости решения церковью актуальных задач
современности. На этом соборе были приняты
документы, направленные на демократизацию жизни
церкви, структуры церковного управления.
На этом соборе была принята новая доктрина
католицизма. Эта новая программа внесла
демократические коррективы в трактовку роли церкви
в современном мире, ослабила иерархизм церковного
устройства. Большое внимание было уделено
экуменизму – отношению с другими христианскими
конфессиями, а также нехристианскими религиями.

66.

В документах ІІ Ватиканского собора отмечалось,
что верующие не могут не быть в тесном союзе со
временем и современниками, их образ мыслей и
чувствования пронизаны временем, отражением
которых является культура. В материалах собора
обращалось внимание на важность диалога
церкви и культуры. Так, например, в принятой на
этом соборе пастырской конституции « О Церкви
в современном мире» обращалось внимание на
то, что по-своему литература и искусство тоже
чрезвычайно важны для Церкви. Ведь они,
отмечалось в этом документе, пытаются выразить
особую природу человека, его проблемы и его
опыт в стремлении познать и усовершенствовать
самого себя и мир, вскрыть его положение в

67.

Поэтому нужно стараться, чтобы художники
чувствовали, что они признаны Церковью в своей
деятельности и чтобы, пользуясь подобающей
свободой, они легче могли наладить отношения с
христианской общиной. Церкви следует признавать и
новые формы искусства, отвечающие запросам
наших современников в зависимости от характера,
свойственного тем или иным странам или регионам.
Их тоже можно принять во святилище, если они,
соответствуя по способу выражения и согласуясь с
потребностями литургии, направляют мысль к Богу.
Так понятие о Боге становится явственнее, а
евангельская проповедь проясняется разуму людей
и кажется как бы привитой к условиям их жизни

68.

Итак, пусть верные, подчеркивалось в
соборной конституции, живут в самом тесном
общении с другими своими современниками и
стараются во всей полноте постичь их образ
мышления и чувства, выражающиеся через
культуру. Им следует сочетать
осведомлённость о новых науках и теориях и
последних открытиях с христианскими нравами
и с установлениями христианского вероучения,
чтобы их религиозная культура и нравственная
безупречность развивались наравне с их
научными познаниями и с непрестанным
техническим прогрессом, дабы благодаря
этому они могли оценить и истолковать всё
происходящее в подлинно христианском
смысле.

69.

Те, кто занимается богословскими дисциплинами в семинариях
и университетах, пусть стараются сотрудничать с людьми,
отличающимися своими познаниями в других науках,
объединяя при этом свои усилия и советуясь друг с другом.
Богословское исследование должно в то же время
устремляться ко глубокому познанию истины, данной в
Откровении, и не пренебрегать связью со своим временем,
чтобы помочь людям, сведущим в различных дисциплинах,
придти к более полному познанию веры. Этот совместный труд
принесет немалую пользу в воспитании таких
священнослужителей, которые смогут удачнее объяснить
нашим современникам учение Церкви о Боге, человеке и мире,
так что их слово будет выслушиваться охотнее. Более того:
желательно, чтобы и многие миряне получили подобающее
образование в области священных дисциплин, и чтобы
некоторые из них намеренно посвящали себя этим занятиям,
совершенствуя и углубляя свои познания. Но для того, чтобы
они могли исполнять эту свою обязанность, за верными – как
за клириками, так и за мирянами – следует признать законную
свободу исследования и мышления, а также право смиренно и
смело выражать своё мнение о том, в чём они сведущи.

70. Протестантизм-от лат.protes tans-возражающий,несогласный. Возникает в 16 веке.

Протестантизм-от лат.protes
tansвозражающий,несогласный.
Возникает в 16 веке.

71. Течения протестантизма

• 1.Ранний
протестантизм(лютеранство,
• Кальвинизм,англиканство).
• 2.Современный
протестантизм(баптизм,пятидесятни
чес-тво,адвентизм, Свидетели
Иеговы, армия спасения и др.)

72. Типологические особенности


Solo fide –только верой
Solo scriptura –только Писанием
Solo Christos – только Христом
Библия- важнейший источник
вероучения(переводы Библии на национальные
языки),книгопечатание-Библия должна быть
доступней, она-книга для народа.
• Отрицается особый авторитет духовенства,
молитва за умерших, почитание мощей и икон,
нет святых, монастырей

73. Особенности

• 1.Священство всех верующих(человек может
обращаться к Богу напрямую).
• 2.Честный труд = святой жизни. Разные
призвания, но в глазах бога разные
призвания равны.
• 3.Особая роль проповеди, слова Божия.
• 4.Отвергается роль образного искусства (из
культа убираются статуи, иконы, картины и
т.п.).
• 5.Разная трактовка причастия в разных
течениях протестантизма.

74. Особенности

• Радикальные течения в
протестантизме- Т.Мюнцер: нужно
установить божье правление на земле
• Антитринитарии: Сервет-осужден в
Женеве в 1553 году. Сымон Будный

75.

Мартин Лютер(1483-1546)

76. Лютеранство

• Книга согласия(Аугсбургское
вероисповедание,катехизисы Лютера)
• Причащение и крещение,используются
элементы католической
мессы(свечи,алтарь. Распятие,пасторы.
• Всемирная лютеранская конференция,76
млн.чел.
• Дания, Швеция,
Финляндия,Норвегия,Германия,США.

77.

Кальвин(1509-1564)

78. Кальвинизм

• «Наставления в христианской вере»
• Идея абсолютного предопределения
• Нет креста,алтарей,облачения
духовенства
• 3 формыреформаты,пресвитериане,конгрегациона
листы
• 62
млн.последователей,Нидерланды,Герман
ия,Британия,Швейцария,Франция.

79. Течения

• Пуритане- строгость моральных требований
• 2.Пресвитериане-часть пуритан, отрицание
епископата
• 3.Конгрегационалисты-идея независимости
общин• 4.баптисты: крещение взрослых
• 5.квакеры-общество друзей, бог-каждом.
• 6.пиетизм-внимание к образованию, бедным.
• 7.в18веке методисты восстанавливают
пиетизм.

80.

Вестминстерское аббатство

81. Англиканство


39 статей
Решения 4 Вселенских соборов
Отвергается монашество,мощи,иконы
В Англии –король-глава
церкви.АрхиЕпископ Кентерберийский.
• 30 англиканских церквей,Ламбетские
конференции,69 млн.чел.
• Англия.Шотландия,ЮАР,Австралия,США

82. Распространение

• 1.Методисты вышли из англиканской
церкви.
• 2.Богослужение:молитвы,проповеди,пес
ни
• 3.Гимны(Г.Уэсли).
• 4.В Америке: англиканство(на юге),на
Севере- пресвитериане,квакеры-в
Пенсильвании.
• 5.Негритянские церкви.

83. Современное состояние

• 1.Либеральный протестантизм-критика
капитализма, научная критика Библии.
• 2.Консерватизм-Бог говорит через
Библию, надо вернуться к слову Бога.
• 3.Эсхатологические течения(адвентизм:
скоро наступит конец света).

84.

Молитвенный дом баптистов

85.

Молитвенный дом пятидесятников
English     Русский Правила