Теория «Москва – третий Рим»
Ересь стригольников
Ересь стригольников
Церковный собор 1490 года
Казнь новгородских еретиков
Церковь и еретики
Церковь и еретики
Иосифляне
Иосифляне и светская власть
Иосифляне и светская власть
Сказание о князьях Владимирских
Нестяжатели
Нестяжатели
Нестяжатели
Нестяжатели
Собор 1503 года
Собор 1503 года
Собор 1504 года
Иосифляне и светская власть
1.69M
Категория: ИсторияИстория

Теория: Москва – третий Рим. Ересь стригольников

1. Теория «Москва – третий Рим»

Автор – старец Псковского
Елеазарова монастыря Филофей
Первый Рим пал из-за ересей.
Второй Рим – Константинополь –
пал из-за Флорентийской унии.
Третий Рим – Москва – стоит вечно.
Четвертому Риму не бывать

2. Ересь стригольников

Ересь стригольников возникла в XIV в. в Новгороде
Стригольники:
Осуждали нравы духовенства: «сии учители пьяницы суть,
едять и пьють с пьяницами».
Осуждали духовенство за стяжательство, владение землями
и крестьянами. Отвергали монашество.
Отрицали поставление «по мзде»,
то есть назначение священников за плату.
Тем самым отвергали таинство священства,
церковную иерархию и духовенство вообще.

3. Ересь стригольников

Стефан Пермский:
«Не достойно есть слушати
стриголниковых учеников
никакову хрестьянину,
да не будеть осужен
в вечную муку».
В 1375 г. в Новгороде
«стриголников побиша, дьякона
Микиту и Карпа простьца
и третьего человека его,
и свергоша их с мосту».
Казнь стригольников
в Новгороде в 1375 г.

4. Церковный собор 1490 года

В 1490 г. церковный собор
проклял еретиков.
Иван III согласился
на проведение собора,
так как его беспокоили связи
новгородских еретиков
с Литвой.
Прение с еретиками
на соборе 1490 г.
Но он не выдал
придворных еретиков,
а новгородских еретиков
не подверг «градскому»
наказанию, а просто
отправил к Геннадию

5. Казнь новгородских еретиков

В Новгороде еретиков посадили задом наперед
на лошадей, надели им на головы
«шлемы берестяны остры, яко бесовскыа,
а венци соломены, с сеном смешаны,
а мишени писаны на шлемах чернилами
“Се есть сатанино воинство”.
И повеле водити по граду и сретающим их
повеле плевати на них и глаголати:
“Се врази Божии и христианстии хулители”».
Берестяные шлемы были сожжены на головах еретиков.
Большинство подвергнутых пытке вскоре умерли.
Московские еретики в результате
собора 1490 г. не пострадали

6. Церковь и еретики

– игумен Иосиф Волоцкий,
непримиримый борец против ереси
и всякого религиозного
свободомыслия.
Иосиф Волоцкий:
«Ныне и в домех, и на торжищех,
и на путех вси сумнятся,
вси о вере пытають!»
Сторонники Геннадия и
Иосифа Волоцкого – иосифляне
Преподобный
Иосиф Волоцкий

7. Церковь и еретики

Иосиф Волоцкий:
«Грешника или еретика руками
убити или молитвою едино есть».
«Подобает еретика и отступника
не токмо осуждати, но и проклинати,
царем же и князем и судиям земским
подобает сих в заточение посылати
и казним лютым предавати».
Преподобный
Иосиф Волоцкий

8. Иосифляне

ИосифоВолоколамский
монастырь.
Современный
вид
Иосифляне защищали право монастырей
владеть землей и крестьянами:
«Святители и монастыри грады, и села, и земли держали.
И на всех соборех святых отец не запрещено святителям
и монастырям земель держати и не велено недвижимых
стяжаний церковных ни продати, ни отдати».

9. Иосифляне и светская власть

Возражая против покушений на
церковные земли, иосифляне
доказывали, что власть церкви
выше светской.
«Елико от Бога духовное достоинство
предположено есть, того ради болши
достоит повиноватися власти
духовной, неже мирской»
Архиепископ
Геннадий
«Повесть о белом клобуке»,
составленная в окружении Геннадия,
утверждала:
белый клобук архиепископа,
полученный от папы Сильвестра,
«честнее царского венца».

10. Иосифляне и светская власть

Иосиф Волоцкий: царь,
который противится церкви
– «не божий слуга, но диавол
и не царь, но мучитель»,
а потому ему не надлежит
повиноваться.
Священство – выше «царства».
Это – идеология сильной
воинствующей церкви
Преподобный
Иосиф Волоцкий

11. Сказание о князьях Владимирских

В ответ на «Повесть о белом
клобуке» при дворе Ивана III
было написано «Сказание
о князьях владимирских».
Светская власть заявляла
о происхождении
московских государей
от Августа-кесаря.
Шапка Мономаха
Символом преемственности
стала «шапка Мономаха»,
якобы переданная императором
Константином Мономахом своему
внуку Владимиру Мономаху.

12. Нестяжатели

Противниками иосифлян выступили
нестяжатели – последователи старца
Нила Сорского.
Они утверждали, что монахи должны
питаться трудами рук своих
или милостыней «христолюбцев»,
а селами не владеть:
«не точию не имети владениа,
но и не желати то стяжати».
Преподобный
Нил Сорский

13. Нестяжатели

Будучи противниками ереси,
нестяжатели возражали против
расправ над еретиками.
Старец Герман: «Не подобает нам
судити никого ни верна, ни неверна,
но подобает молитися о них,
а в заключение не посылати».
Митрополит-нестяжатель Зосима:
«Достоит еретиков проклятию
предати и сослати на покаяние, зане
мы от Бога не поставлены
на смерть осуждати, но грешныя
обращати к покаянию».
Преподобный
Нил Сорский

14. Нестяжатели

Кирилло-Белозерский монастырь
Главный оплот нестяжателей –
северные заволжские монастыри

15. Нестяжатели

Заволжские старцы-нестяжатели –
Иосифу Волоцкому:
Икона преподобного
Нила Сорского
«И ты господине, старче Иосифе,
сотвори молитву, да иже
недостойны еретицы и грешницы,
то земля их пожрет».
«И ты, господине Иосифе, почто
не испытаешь своей святости
– не связа Кассиана архимандрита
своею мантиею, донеже бы он
сгорел, а ты в пламени его, связа,
держал? И мы бы тебя,
яко единого из трех отрок
из пламени вышедша, приняли!»

16. Собор 1503 года

Собор 1503 г. запретил
вдовым попам священствовать,
инокам и инокиням жить
в совместных монастырях,
святителям – взимать мзду
за поставление священников.
За нарушение запрета на мзду
архиепископ Геннадий
был смещен и отправлен
в московский Чудов монастырь.
Изгнание Геннадия
из Новгорода в 1504 г.

17. Собор 1503 года

Монах-схимник.
Современный рисунок
По окончании собора Иван III
«восхоте у митрополита и у всех
владык и монастырей села
поимати и вся к своим
соединити».
Нестяжатели поддержали великого
князя: «не достоит чернецам
сел имети».
Иосифлянское большинство собора
грозило посягающим на церковные
земли проклятием, ибо «стяжания
церковная – Божия суть
стяжания».
Иван III отступил, отказался
от планов конфискации

18. Собор 1504 года

В 1504 г. церковный собор
приговорил еретиков
к казни:
«И сожгоша в клетке
диака Волка Курицына,
да Митю Коноплева,
да Ивашка Максимова, а Некрасу
Рукавову повелеша язык урезати
и в Новгороде Великом сожгоша его.
И архимандрита Кассиана
Юрьевского сожгоша,
иных многих еретиков сожгоша,
а иных в заточение разослаша,
а иных по монастырям»
Казнь Ивана Волка Курицына

19. Иосифляне и светская власть

После соборов 1503 и 1504 гг. иосифляне
сближаются со светской властью
и тесно сотрудничают с ней.
Иосиф Волоцкий:
«Божественныя правила повелевают царя почитати,
а не сваритися с ним,
и древние бо святители не дерзаху сие творити».
В 1531 г. церковный собор осудил лидера нестяжателей
князя-инока Вассиана Патрикеева за утверждение,
что «не велено сел монастырем держати».
Вассиан умер от голода в заключении
в Иосифо-Волоколамском монастыре
English     Русский Правила