19 декабря. Торжественное открытие в Национальной библиотеке Республики Карелия Карельского центра Николая Рериха.
15 мая. Карельский центр Николая Рериха расширяет свою работу
28 июня. В Национальной библиотеке Карелии в Карельском центре Николая Рериха состоялось торжественное открытие выставки
29 июня. Открытие Приладожского Центра Николая Рериха
Путеводитель «Сказка Севера»
ГРИМР ВИКИНГ
Параллели в творчестве Сибелиуса и Рериха
Память о Юрии Линнике
20.25M
Категория: КультурологияКультурология

Мост Рериха

1.

2.

Цель проекта: создание единого информационного,
просветительского, научно-исследовательского и туристского
пространства на основе уникального творческого наследия
Николая Рериха на Севере.
Святое озеро, 1917.
Оргалит, темпера, масло. 95.5х121 см.
Государственный Русский Музей.
Каталог живописи и графики Н.К.Рериха.
Сост. В. Бендюрин
http://www.roerichencyclopedia.facets.ru/kartiny.html

3.

Актуальность проекта: Сто лет назад,
в 1916-1918 годах Рерих почти
безвыездно жил в Карелии, в Сердоболе (Сортавала). В Карелии Рерих проявился
как великий мастер исторического северного пейзажа, литератор, охранитель и
соединитель национальных культур, в первую очередь России и Финляндии.
Исследователями отмечается недооценённость карельского периода жизни Рериха,
по существу — его забвение.

4.

Миссия проекта: формирование традиции бережного и
уважительного отношения к национальному культурному достоянию
как к базовой гуманитарной ценности граждан России.
Пантелеймон - Целитель. 1916.
Холст, темпера. 44.4 x 78.5 см.
Государственная Третьяковская галерея.
Сайт Музея Николая Рериха (Нью-Йорк)
http://www.roerich.org

5.

Основные направления деятельности Центра:
• Координационная (сотрудничество с Региональным музеем
Северного Приладожья,
Санкт-Петербургским музееминститутом семьи Рерихов и рядом общественных
объединений Республики Карелия «Свет Ладоги»)
• Исследовательская (изучение, восстановление и использование
уникального творческого наследия, созданного Н. К. Рерихом в
Карелии)
• Просветительская (популяризация наследия Н. Рериха через
организацию выставок, лекций, творческих проектов,
связанных с научной деятельностью и творчеством Н. Рериха)

6.

Основные события проекта
2016 год:
Октябрь. Обсуждение у Министра культуры Республики Карелия А.Н. Лесонена идеи создания
туристического объекта, связанного с пребыванием Н.К. Рериха в Карелии.
Октябрь – ноябрь. Изучение деятельности различных культурных учреждений России по
вопросам сохранения и пропаганды культурного наследия Н.К. Рериха. Консультации с доктором
филологических наук, исследователем творчества Н.К. Рериха Е.Г. Сойни. Консультации с
работниками музеев Российской Федерации.
15-16 декабря. Сортавала. Участие в Научно-практической конференции «Помни о Севере» (К
100-летию приезда русского художника Н.К. Рериха с семьей в г. Сердоболь (Сортавала)).
Изучение материалов конференции. Обсуждение с участниками Конференции имеющихся
ресурсов для создания системы сохранения и пропаганды культурного наследия Н.К. Рериха в
Карелии.

7.

2017 год:
Январь – март. Подготовка предложений Министру культуры Республики Карелия и и.о. Главы Республики
Карелия для создания Карельского центра Николая Рериха.
Апрель – июль. Обсуждение предложений для сотрудничества Министерства культуры Республики Карелия и
Санкт-Петербургского государственного музея-института семьи Рерихов по вопросам совместного изучения и
актуализации культурного наследия Рериха. Подготовка необходимых согласований в Комитете по культуре
Санкт-Петербурга. Получение писем поддержки от руководства Министерства культуры РФ и Северо-Западного
федерального округа. Участие в различных учебно-методических и образовательных мероприятиях СанктПетербургского государственного музея-института семьи Рерихов.
13 июля. Встреча врио Главы Республики Карелия А.О. Парфенчикова и директора Санкт-Петербургского
государственного музея-института семьи Рерихов с А.А. Бондаренко. Принятие решения о создании Центра на
базе Национальной библиотеки Республики Карелия

8. 19 декабря. Торжественное открытие в Национальной библиотеке Республики Карелия Карельского центра Николая Рериха.

18 июля. Выделение в штате Национальной библиотеки Республики Карелия специалиста, ответственного за
создание Центра. Подготовка необходимых документов для открытия центра, в том числе концепции его работы.
4 декабря. Выделение помещений для работы Центра. Подготовка совместно с Санкт-Петербургским
государственным музеем-институтом семьи Рерихов к открытию Центра и первой выставки.
19 декабря. Торжественное открытие в Национальной библиотеке
Республики Карелия Карельского центра Николая Рериха.
Приветственное слово Главы
Республики Карелия
Артура Олеговича Парфенчикова
Гости из Санкт-Петербурга – начальник отдела
культурно-исторического наследия Комитета по
культуре Санкт-Петербурга Юлия Филиппова и
директор Санкт-Петербургского государственного
музея-института семьи Рерихов Алексей Анатольевич
Бондаренко

9.

19 декабря. Открытие выставки «Путями Рериха»
Выставку посетило около двух
тысяч человек, в том числе из разных
уголков России, Финляндии, США,
Мексики, Колумбии. Национальная
библиотека передала экспонаты
Сортавальской
межпоселенческой
районной библиотеке.

10.

27 декабря. Заместитель Секретаря Совета Безопасности РФ
Рашид Нургалиев посетил Национальную библиотеку Карелии.
Директор библиотеки Марина Викторовна
Никишина рассказала о том, какие изменения
произошли в обновленной модернизированной
библиотеке и новых технологиях обслуживания
читателей, которые внедрены и успешно
осваиваются в библиотеке после завершения
реконструкции.
Лилиана Павловна Жохова, руководитель
Карельского
центра
Николая
Рериха,
представила новые
выставочные залы
Карельского центра Музея-института семьи
Рерихов и провела экскурсию по выставке
«Путями Николая Рериха».

11.

2018 год:
28 января. Первые итоги работы Карельского центра Николая Рериха.
В этот день участники мероприятия с
большим интересом послушали лекцию
лауреата премии Правительства СанктПетербурга
в
области
искусства,
литературы и архитектуры, кандидата
культурологии, заместителя директора
Музея-института семьи Рерихов по
научной работе Владимира Леонидовича
Мельникова, о кропотливой научной
работе сотрудников Музея-института по
установлению авторства Н.К. Рериха
произведения «Спас» из серии его картин
«Спас нерукотворный» и посмотрели
документальный кинокартину «Николай
Рерих», снятую режиссером Ролланом
Петровичем Сергиенко на Киевской
киностудии научно-популярных фильмов в
1975–1976 годах.
Мельников Владимир Леонидович с гостями центра

12.

22 февраля. Визит Консула Финляндии господина Тарво Ниеминена
Тарво Ниеминенен, Алексей Анатольевич Бондаренко, Никишина Марина Викторовна,
Жохова Лилиана Павловна
Участники встречи обсудили возможные пути
сотрудничества по вопросам сохранения и
актуализации общего культурного достояния
Карелии и Финляндии на примере творчества
Н.К. Рериха. Как отмечает в своей статье
«Николай
Константинович
Рерих
в
Финляндии» карельская писательница Елена
Сойни, художник «всем сердцем желал,
чтобы Россия и Финляндия обоюдно
подлинно знали друг друга».
Намечен примерный план совместных
мероприятий: презентация книг, подготовка
материалов к совместным конференциям,
обмен опытом по организации и оформлению
выставок,
создание
объединенного
туристического маршрута в соответствии с
принятой
программой
приграничного
сотрудничества.

13.

21 апреля. «Библионочь-2018» – ежегодная всероссийская акция в поддержку чтения
Главным гостем Библионочи в 2018
году стал доктор философских наук
Юрий Владимирович Линник. Большой
конференц-зал
библиотеки
собрал
ценителей искусства и философии,
желающих послушать лекцию Ю. В.
Линника «Додекаэдр Рериха», его
философские
размышления
о
феноменальном наследии и мировом
значении художника.

14. 15 мая. Карельский центр Николая Рериха расширяет свою работу

Глава Республики Карелия Артур
Олегович Парфенчиков провел выездное
совещание, на котором обсуждались
концептуальные предложения развития
города Сортавала и Сортавальского
района как мемориальной территории,
связанной с творчеством и научной
деятельностью Н. К. Рериха.

15.

29 мая. Перфоманс по пьесе-мистерии Н. К. Рериха «Милосердие»
Перфоманс Санкт-Петербургского музеяинститута семьи Рерихов был посвящен
столетию создания в городе Сортавале
единственного
сохранившегося
драматического произведения великого
русского художника.
В
спектакле
занята
талантливая
молодежь – студенты Балтийского
института экологии, политики и права,
курс Заслуженной артистки России Дарьи
Юргенс, и опытные мастера сцены:
Заслуженный артист России Сергей
Барковский, артисты Вадим Волков,
Константин Хасанов, Полина Албот,
Екатерина Высоцкая, Юлия Радионова. В
роли Гаятри – Александр Ордин.

16.

6 июня. Открытие выставки Андрея Соболева «Жемчуг исканий»
В Национальной библиотеке состоялась встреча с
петербургским
рериховедом,
исследователем,
коллекционером, художником, поэтом, президентом
«Исследовательского
Фонда
Рерихов»
Андреем
Петровичем Соболевым. В декабре прошлого года он
подарил
Карельскому
центру
Николая
Рериха,
открывшемуся в Национальной библиотеке, коллекцию
из 89 книг, журналов, репродукций, фотографий,
касающихся жизни выдающегося русского художника.
Андрей Петрович Соболев
На фоне картины, посвящённой Линнику

17.

21 июня. Сортавальцы готовятся к открытию Центра Рериха
Коллектив Сортавальской межпоселенческой
районной библиотеки готовится к открытию
Центра Рериха на своей территории с
большой
заинтересованностью
и
энтузиазмом. Сотрудники библиотеки уже
выделили помещения, побывали в СанктПетербургском
государственном
музееинституте семьи Рерихов. А 20 июня 2018
года они прошли стажировку на базе
Карельского Центра Николая Рериха.
Национальная
библиотека
Республики
Карелия готовит к передаче Сортавальской
межпоселенческой районной библиотеке
экспонаты выставки «Путями Рериха».

18. 28 июня. В Национальной библиотеке Карелии в Карельском центре Николая Рериха состоялось торжественное открытие выставки

факсимильных копий картин выдающегося русского художника
Новая экспозиция – очередной дар Санкт-Петербургского
Музея-института
семьи
Рерихов
петрозаводчанам,
своеобразное поздравление с 315-летием Петрозаводска.
«Сказка Севера глубока и пленительна…» – эти слова Н. К.
Рериха из очерка «Подземная Русь» дали название выставке
факсимильных репродукций, организованной в год столетнего
юбилея пребывания семьи Рерихов в Карелии (1916–1918).

19. 29 июня. Открытие Приладожского Центра Николая Рериха

Сортавале предстоит полноценно
влиться в процесс многопланового
сотрудничества
Национальной
библиотеки Республики Карелия и
Санкт-Петербургского
государственного музея-института
семьи Рерихов по вопросам
изучения
и
актуализации
культурного наследия Рериха.

20. Путеводитель «Сказка Севера»

21.

22.

6 октября. Концерт выпускников и студентов Петрозаводской консерватории им.
Глазунова «Музыкальные иллюстрации к картинам Николая Рериха»

23.

22 октября. В Национальной библиотеке Карелии состоялась лекция «Два
Николая», посвященная творчеству Н. К. Рериха и М. К. Чюрлениса.
Лекцию прочла ученица Ю. В. Линника, автор
монографии о Чюрленисе Яна Жемойтелите.
Присутствующие слушали рассказ с большим
интересом. Перекличка в творчестве великих
мастеров, связь их творчества с традициями
русской иконописи, с орнаментальными
традициями народной вышивки, присоединение
к этому творческому дуэту поэзии третьего
Николая – Николая Клюева, назвавшего
Олонию Белой Индией... Много неожиданных
открытий ожидало слушателей.
В творческой паузе прозвучала симфоническая
поэма Чюрлениса «Соната моря». Лекция
состоялась
в
рамках
просветительской
программы Центра Рериха Национальной
библиотеки Карелии.

24.

8 ноября. Открытие выставки Бориса Смирнова-Русецкого
На выставке были представлены картины из частного
собрания коллекционера из Москвы: «Ветки склонённые»
(цикл «Осенние раздумья»), «Цветущие яблони» (цикл
«Прозрачность»), «Золотые берёзы» (цикл «Осенние
раздумья»), «Осень в лесу» (цикл «Осенние раздумья»),
«Скалистая вершина» (Цикл «Север»), «Кружево берёз»
(цикл «Прозрачность») и другие.
Прозвучали прекрасные мелодии в исполнении студентов
Петрозаводской
консерватории
имени
Глазунова.
Музыкальные иллюстрации северных пейзажей подарили
слушателям: квинтет – А. Тынчерова (скрипка), А.
Ласточкина (скрипка), Л. Женевская (скрипка), А. Юдина
(виолончель), Н. Лукьянчук (фортепиано), дуэт – А.
Осташова (аккордеон), В. Шубина (флейта), дуэт – К.
Рычкова (домра), О. Дзюбак (гитара).

25.

23 ноября по приглашению Карельского центра Николая Рериха участники
XI Международного фестиваля «Ситар в Петербурге» выступили на сцене
Петрозаводской государственной консерватории им. А. К. Глазунова.
Концерт под названием «Джугалбанди на Онежском
озере» прошел необычно ярко. Артисты исполнили
индийскую музыку в своей традиционной форме
(рага), погружая зрителей в увлекательные
музыкальные
путешествия,
показав
высокий
профессионализм и виртуозное исполнение.

26.

9 декабря 2018 года. День Николая Рериха в Национальной библиотеке.
Лекция о смыслах кладов в мировой культуре
Владимира Леонидовича Мельникова, кандидата
культурологи, заместителя директора по науке СанктПетербургского Музея-института семьи Рерихов.

27.

Север единит и вдохновляет
Концерт «Северное вдохновение» стал симбиозом
музыки Яна Сибелиуса, стихов Николая Рериха,
Юрия Линника, Светланы Бердовой и прекрасных
северных картин художника.

28.

2019 год

29.

2019 год:
25 января 2019 года прошла рабочая встреча директора Санкт-Петербургского
государственного Музея-института семьи Рерихов и директора Национальной библиотеки
Республики Карелия.
Директор Музея-института Алексей
Анатольевич Бондаренко и директор
Национальной библиотеки Марина
Викторовна Никишина рассмотрели и
утвердили План работы Карельского
центра Николая Рериха на 2019 год.
Во встрече участвовали заместитель
директора Музея-института Геннадий
Павлович
Цивирко,
главный
хранитель Музея-института Татьяна
Викторовна Коренева и руководитель
Карельского
центра
Лилиана
Павловна Жохова.

30.

Выставка «Знаки и послания в карельских картинах Н.К. Рериха»
В
Национальной
библиотеке
Карелии
в Карельском центре Николая Рериха работает
выставка факсимильных
копий картин
выдающегося русского художника Николая
Константиновича Рериха «Знаки и послания в
карельских картинах Н. К. Рериха».
На выставке экспонируются 43 факсимильные копии
высокого качества. Картины Рериха открывают
исследователям творчества и внимательным зрителям
важные смыслы, особыми художественными приемами
зашифрованные выдающимся художником, как послания
для будущих поколений.

31.

26 января 2019 года в Национальной библиотеке Карелии состоялась лекция
«Пространство цвета и звука в картинах Н.К. Рериха как проявление высшей
ответственности художника перед человечеством».
Лектор – Ирина Мамонтова (Москва),
художник, дизайнер, член Союза художников
России, рассказала о становлении Рерихахудожника, о символическом значении
каждого из цветов основной цветовой
палитры, множестве знаков, оставленных
нам 100 лет назад в картинах Рериха,
которые сегодня каждый зритель волен
трактовать по-своему.
Лекция
сопровождалась
удивительно
совпадающими по смыслу гармоничными
мелодиями «музыкального импрессионизма»
в исполнении Александра и Веры Милицких
(флейта, фортепьяно).

32. ГРИМР ВИКИНГ

• Принято считать, что пиршественный диалог, симпосий, как литературный жанр сложился в античной литературе. Появившись еще
в гомеровском эпосе, симпосий окончательно обрел свои черты под пером Платона. В основе композиции классического античного
симпосия лежит изображение философского спора. Его содержание передается с иронией, характерная черта античного симпосия
– переплетение серьезного со смешным.
• В древнескандинавской литературе существовала своя традиция симпосия. Исландские саги описывают пиры как обязательный
ритуал общественной жизни. На пиру решались важные хозяйственные и военные дела, конунг узнавал все новости и принимал
решения. В древнескандинавском пиршественном диалоге отсутствуют и философский спор, и ирония.
• Разговор участников пира в рериховской сказке, как и в саге, не похож на беседу. Говорит в основном хозяин, а гости, если и
возражают, то тщетно. Характер пиршественного диалога в сказке «Гримр-викинг» также выдержан в традициях
древнескандинавской литературы – в нем нет сочетания серьезного и смешного. Рериховская сказка ориентирована на древнюю
скандинавскую сагу, однако проблема, поставленная Рерихом, не характерна для древней скандинавской литературы. Гримрвикинг чувствует поддержку друзей в трудную минуту, однако они оказываются не способны разделить его счастье, и герой
приходит к выводу, что в счастье человек одинок. «Когда несчастье бывает, – говорит главный герой, – я, убогий, держусь за друзей.
Но при счастье я стою один, как будто на высокой горе. Человек во время счастья бывает очень высоко, а наши сердца открыты
только вниз...»
• Рерих наделяет своего героя самыми доблестными чертами, Гримр-викинг – свободный, сильный, гордый. Такими героями в
рериховском восприятии были персонажи скандинавских саг, русских былин, карело-финской эпической поэзии. Рерих создает
образ героя, напоминающего эпического богатыря, но наделяет его качеством, не характерным для эпических героев, –
индивидуализмом.
• Скандинавский эпос отвечал рериховскому интересу к народной культуре, его поиску идеала героической личности. А литературная
традиция рубежа веков заставила придать этому образу новые черты, обогатила его содержание. Сказка, синтезирующая традиции
древнего скандинавского эпоса и новые литературные традиции, приобрела неожиданное философское звучание.
• Е.Г. Сойни

33.

34.

7 февраля 2019 года. Литературный четверг в Национальной
библиотеке
На встрече в «Литературный четверг»
собралось немало людей, почитающих
творчество
великого
Николая
Константиновича Рериха. Притчу
«Гримр викинг», написанную Рерихом
в 1899 году,
прочли сотрудники
библиотеки
Николай Кошкин и
Александр Докучаев.
Участники литературной дискуссии
отметили
особенности
характера
северян: не повышать тона, таить
задуманное, не выражать открыто
свои чувства, не жалеть себя в
одиночестве… Все восхитились даром
25-летнего Рериха, чей род имел
древнескандинавские
корни,
сумевшим открыть нам истинный
север, такой родной и такой
пугающий…

35.

16 февраля 2019 года. Лекция в Национальной библиотеке на тему
«Уникальность художественного дарования и его проявление в творчестве
Николая Рериха»
О человеческом и духовном подвиге Рериха, о его
высокой миссии и обращении к потомкам шла речь
на лекции художника Ирины Мамонтовой.
И, уже по традиции, восприятие усиливалось
прекрасной игрой на фортепьяно Веры
Милицкой,
подарившей
слушателям
прелюдии Шопена, Скрябина и Дебюсси. Как
эти мелодии гармонично соответствовали
картинам великого мастера!

36.

37.

21 февраля 2019 года. Лекция «Современная психология – академическая и
практическая – и наследие Рерихов: соприкосновение»
Лекция кандидата философских наук, ученика Ю.
В. Линника, известного практического психолога и
психотерапевта Ильдара Сафарова.
Тема лекции – о «соприкосновении» рериховского
духовного мировосприятия и современной науки,
философской и психологической, а также практики,
при решении человеческих внутренних проблем и
взаимодействия.
Об интуиции, о смысловой связи
событий,
феноменах
взаимного
осознания, техниках монодрамы – о
многом том, что интересно и важно знать
человеку, познающему мир и себя, шел
высокопрофессиональный
рассказ,
спокойный, смелый, системный, слегка
ироничный и добрый…

38.

39. Параллели в творчестве Сибелиуса и Рериха

40.

12 апреля 2019 года. «Северное вдохновение» – синтез высочайшей музыки Яна
Сибелиуса и прекраснейших полотен Николая Рериха
В День космонавтики в большом зале
Консерватории успешно прошел концерт
«Северное
вдохновение»

синтез
высочайшей музыки Яна Сибелиуса в
исполнении оркестра Евгения Терехова,
сопровождении
прекраснейших
полотен
Николая Рериха. Описание переплетения
судеб двух мастеров вселенского масштаба
ведущими Светланой Бердовой (Черенковой)
и Анной Лесонен (Левашевой) было
глубоким и проникновенным.
Поистине замечательное действо накануне
Всемирного дня культуры!

41.

20 апреля 2019 года. Карельский центр Николая Рериха
организовал гастроли исполнителей концерта «Северное
вдохновение» в Санкт-Петербурге, в музее-институте семьи
Рерихов.
«Северное вдохновение» – синтез высочайшей
музыки Яна Сибелиуса в исполнении камерного
оркестра
Петрозаводской
государственной
консерватории имени А.К. Глазунова «NordWest-Studium» под руководством Евгения
Терехова,
сопровождающейся
слайдшоу
прекраснейших полотен Николая Рериха и
описанием переплетения судеб двух мастеров
вселенского масштаба
Гастроли в северную столицу, совпавшие с
датой Библионочи, удались! Как только стихли
аплодисменты, зрители и организаторы одарили
множеством комплиментов и добрых слов,
попросили непременно привозить в город на
Неве новые программы.

42.

28 апреля 2019 года. Вечер памяти «ЛИННИК. Философия культуры»
В Светлое Христово Воскресение в
Карельском центре Николая Рериха прошёл
вечер памяти Юрия Владимировича
Линника, покинувшего этот мир год
назад… Случайных совпадений не бывает.
А разве светлая память об ушедшем не
является
одним
из
доказательств
бессмертия дел человеческих?

43. Память о Юрии Линнике

• Вчера, 28 апреля, в Светлое Христово Воскресение в Карельском центре Николая Рериха прошёл вечер памяти
Юрия Владимировича Линника, покинувшего этот мир год назад…
• Случайных совпадений не бывает!
• А разве светлая память об ушедшем не является одним из доказательств бессмертия дел человеческих?
• Начался вечер с чарующих звуков флейты в исполнении друзей Центра Рериха Александра Милицкого, лауреата
международных конкурсов, под аккомпанемент на фортепьяно Веры Милицкой. Так был задана тема воздействия
высокой эстетики на души людские…
• Близкий друг Ю.В. Линника, художник, дизайнер, Журналист, член творческого Союза художников России, Союза
дизайнеров России, Союза журналистов России, заслуженный работник культуры Республики Карелия Д.Н. Москин
поделился своими размышлениями о влиянии великого Н.К. Рериха на творчество нашего выдающегося земляка.
Дмитрий Николаевич проделал большую исследовательскую работу, изучая этот вопрос. Его огромный вклад в
сохранение наследия Линника вызывает уважение и восхищение.
• Участники встречи с огромным интересом посмотрели фильм «Я сердцем беспредельное познал…», созданный
друзьями Ю.В. Линника Дмитрием Москиным и Светланой Бердовой, к его 75-летию.
• Никого не оставили равнодушными стихи Юрия Линника в исполнении Светланы Бердовой, а так же её песни на
его бессмертные слова.
• Светла наша память и вечна.
Л. Жохова

44.

В 2019 году друзей, жителей и гостей Петрозаводска мы пригласили на
необычные экскурсии «Знаки и послания в картинах Рериха, написанных в
Карелии». Выставка будет работать до июля 2019 года.

45.

25 января 2019 года прошла рабочая встреча директора СанктПетербургского государственного Музея-института семьи Рерихов и
директора Национальной библиотеки Республики Карелия.
Была проанализирована совместная работа по организации
деятельности Карельского центра Николая Рериха и оценены
результаты в соответствии с задачами, поставленными в соглашении о
сотрудничестве от 19 декабря 2017 года.
Музейно-просветительская работа Карельского центра признана
многоплановой, интересной и во многом инновационной.
Особое внимание было уделено продолжению работы с городом
Сортавала по созданию мемориальной рериховской территории.
Директор Музея-института Алексей Анатольевич Бондаренко и
директор Национальной библиотеки Марина Викторовна Никишина
рассмотрели и утвердили План работы Карельского центра Николая
Рериха на 2019 год. Во встрече участвовали заместитель директора
Музея-института Геннадий Павлович Цивирко, главный хранитель
Музея-института Татьяна Викторовна Коренева и руководитель
Карельского центра Лилиана Павловна Жохова.

46.

7 февраля 2019 года на встрече в «Литературный четверг» собралось
немало людей, почитающих творчество великого Николая
Константиновича Рериха. Притчу «Гримр викинг», написанную Рерихом
в 1899 году, прочли сотрудники библиотеки Николай Кошкин и
Александр Докучаев.
Проникновенно, осмысленно, образно, по-разному – так восприняли
слушатели два разных художественных прочтения притчи Николая
Рериха, живое чтение задело каждого из присутствующих.
Почему в счастье у человека друзей не бывает? Что имел в виду
Николай Рерих, когда написал: «Человек во время счастья бывает
очень высоко, а наши сердца открыты только вниз?».
Участники встречи задумались над этими словами Рериха из притчи.
Участники литературной дискуссии отметили особенности характера
северян: не повышать тона, таить задуманное, не выражать открыто
свои чувства, не жалеть себя в одиночестве… Все восхитились даром
25-летнего Рериха, чей род имел древнескандинавские корни,
сумевшим открыть нам истинный север, такой родной и такой
пугающий… и почувствовать «космическое» одиночество героя притчи
– очень старого викинга Гримра.

47.

Лекция «Современная психология – академическая и
практическая – и наследие Рерихов: соприкосновение»

48.

Лекция «Современная психология – академическая и
практическая – и наследие Рерихов: соприкосновение»
22 февраля 2019 года в Национальной библиотеке Карелии состоялась лекция кандидата философских
наук, ученика Ю. В. Линника, известного практического психолога и психотерапевта Ильдара Сафарова.
Среди более сорока слушателей – психологи, психотерапевты, юристы, краеведы, экскурсоводы, музыканты,
художники, педагоги, менеджеры, библиотекари, пенсионеры. Тема лекции – о «соприкосновении» рериховского
духовного мировосприятия и современной науки, философской и психологической, а также практики, при решении
человеческих внутренних проблем и взаимодействия.
«Мысль, считайте, есть, творец», – говорил Н.К. Рерих. И это утверждение равно является основой и в философии, и в
психологии. «Пространство наполнено образами Истины, люди их называют идеями», – это Рерих о творчестве…
«Мир устремлен в поисках завершения. Ближе всего подходит к завершению путь красоты»!
Об интуиции, о смысловой связи событий, феноменах взаимного осознания, техниках монодрамы – о многом том,
что интересно и важно знать человеку, познающему мир и себя, шел высокопрофессиональный рассказ, спокойный,
смелый, системный, слегка ироничный и добрый…
Благодарные слушатели, надеясь на продолжение таких встреч, не хотели расходиться. После лекции все
заинтересованные участники встречи вместе Э. Ш. Сафаровым вновь посетили выставочные залы Карельского
центра Николая Рериха, чтобы по-новому рассмотреть смыслы его картин.

49.

50.

Вечер памяти «ЛИННИК. Философия культуры»
28 апреля 2019 года, в Светлое Христово Воскресение в Карельском центре Николая Рериха прошёл вечер
памяти Юрия Владимировича Линника, покинувшего этот мир год назад… Случайных совпадений не бывает. А
разве светлая память об ушедшем не является одним из доказательств бессмертия дел человеческих?
Вечер начался с чарующих звуков флейты в исполнении друзей Центра Рериха Александра Милицкого,
лауреата международных конкурсов, под аккомпанемент фортепиано Веры Милицкой – так был задана тема
воздействия высокой эстетики на души людские…
Близкий друг Ю.В. Линника, художник, дизайнер, журналист, член творческого Союза художников России,
Союза дизайнеров России, Союза журналистов России, заслуженный работник культуры Республики
Карелия Д.Н. Москин поделился своими размышлениями о влиянии великого Н.К. Рериха на творчество
нашего выдающегося земляка. Дмитрий Николаевич проделал большую исследовательскую работу, изучая
этот вопрос. Его огромный вклад в сохранение наследия Линника вызывает уважение и восхищение.
Участники встречи с огромным интересом посмотрели фильм «Я сердцем беспредельное познал…»,
созданный друзьями Ю.В. Линника Дмитрием Москиным и Светланой Бердовой, к его 75-летию.
Никого не оставили равнодушными стихи Юрия Линника в исполнении Светланы Бердовой, а также её песни
на его бессмертные слова.

51.

52.

12 апреля в День космонавтики в большом зале Консерватории успешно прошел концерт «Северное вдохновение»
– синтез высочайшей музыки Яна Сибелиуса в исполнении оркестра Евгения Терехова, сопровождении
прекраснейших полотен Николая Рериха. Описание переплетения судеб двух мастеров вселенского масштаба
ведущими Светланой Бердовой (Черенковой) и Анной Лесонен (Левашевой) было глубоким и проникновенным.
Поистине замечательное действо накануне Всемирного дня культуры!

53.

Гастроли в Санкт-Петербурге
20 апреля 2019 года Карельский центр Николая
Рериха организовал гастроли исполнителей
концерта «Северное вдохновение» в СанктПетербурге, в музее-институте семьи Рерихов.
«Северное вдохновение» – синтез высочайшей
музыки Яна Сибелиуса в исполнении камерного
оркестра Петрозаводской государственной
консерватории имени А.К. Глазунова «Nord-WestStudium» под руководством Евгения Терехова,
сопровождающейся слайдшоу прекраснейших
полотен Николая Рериха и описанием переплетения
судеб двух мастеров вселенского масштаба.
Концерт ранее был представлен петрозаводской
публике дважды: в Национальной библиотеке
Карелии и в большом зале консерватории.
Гастроли в северную столицу, совпавшие с датой
Библионочи, удались! Как только стихли
аплодисменты, зрители и организаторы одарили
множеством комплиментов и добрых слов,
попросили непременно привозить в город на Неве
новые программы.

54.

Сотрудничество Карельского центра Николая Рериха с Петрозаводской государственной консерваторией имени А
На одной из экскурсий я познакомилась со студенткой 4 курса консерватории Алимой Тынчеровой, которая прояв
6 октября 2018 года концерт «Сказка Севера глубока и пленительна», посвященный 144-летию со дня рождения
Ведущими программы были Лилиана Жохова и Светлана Бердова, профессиональный диктор и волонтер Центра
В завершение концерта зрители восторженно отзывались о новом музыкальном проекте, изъявив желание ближ
8 ноября 2018 года открытие выставки Бориса Смирнова-Русецкого, последователя Николая Рериха, в выставочн
тонко иллюстрировавшими прозрачные северные пейзажи:
- И. Пахельбель. Канон D-dur. (А. Тынчерова (скрипка), А. Ласточкина (скрипка), Л. Женевская (скрипка), А. Юдин
- А. Пьяццолла. «Забвениe» («Oblivion») (А. Осташова (аккордеон), В. Шубина (флейта));
- М.Рожков. Концертные вариации на тему старинного романса «Я встретил Вас». (К. Рычкова (домра), О. Дзюба
Музыкальные образы. Художественные образы. Все соединилась волшебно и восхитительно. Воистину возвыше
23 ноября 2018 года Санкт-Петербургский Музей – институт семьи Рерихов сделал нам очередной подарок: по пр
Концерт прошел в форме творческой встречи.
Заключительный номер был подготовлен по скайпу. К команде Санкт-Петербурга присоединились Петрозаводчан
Ирина Смирнова, преподаватель импровизации на кафедре музыки финно-угорских народов ПГК (рояль и пение
На флейте и варгане импровизировала Мария Остапенко.
Вот, что написала об этом концерте Светлана Бердова, журналист, поэт, писательница
«ЯЗЫК, КОТОРЫЙ ПОНЯТЕН ВСЕМ
Это – язык музыки. Среди холода и темноты предзимья вечер 23 ноября стал для всех желающих горожан, приш
«Концерт произвел солнечное и полетное впечатление, это был поток радости и света.
Спасибо сотрудникам Санкт-Петербургского Музея - института Семьи Рерихов и команде музыкантов за такой по
http://library.karelia.ru/news/Tvorcheskaja_vstrecha-koncert__Dzhugalbandi_na_Onezhskom_ozere_23/?u=9
9 декабря 2018 года в стенах НБ РК состоялось необычное событие: концерт «Северное вдохновение» по предл
https://www.youtube.com/watch?v=XcmxAh3H7PQ

55.

01/07/2019.
.
ВЫСТАВКА Александра Константиновича Крылова и
его учеников «Священный Город Русских, посвященная
400-летию героической обороны Можайска от польсколитовских интервентов», открылась в выставочном зале
Национальной библиотеки Республики Карелия.

56.

14 августа 2019 года Национальную библиотеку Карелии
посетили председатель Финского географического общества,
руководитель Национального дельфийского Совета
Финляндии, доктор философских наук Кари Сюнберг,
профессор ПетрГУ, доктор юридических наук Ростислав
Науфальдович Дусаев, представитель Национального
дельфийского совета в Карелии, руководитель сортавальского
землячества Анатолий Васильевич Гусаров. Они с интересом
осмотрели выставку «Sancta. Святая Русь в творчестве Н. К.
Рериха» в Карельском центре Санкт-Петербургского
государственного Музея – института семьи Рерихов, отметив
ее высокое качество и содержательность.
В ходе встречи состоялось обсуждение возможных культурнопознавательных мероприятий по линии библиотек и музейных
институтов Карелии, Финляндии и Санкт-Петербурга.

57.

58.

24 октября 2019 года в Карельском центре Николая Рериха Национальной библиотеки Карелии состоялась лекция
«Великий учитель – великий ученик. Архип Куинджи и Николай Рерих». Спикер лекции – Ирина Мамонтова,
член Союза художников России.
Настроение вдохновения от встречи с творчеством великих мастеров-художников слушателям
лекции подарило блестящее музыкальное сопровождение Александра Милицкого (флейта) и Веры Милицкой
(фортепиано). Прозвучали произведения И.С. Баха, А.К. Дебюсси: «Девушка с волосами цвета льна» и «Вереск»,
соната карельского композитора А.С. Белобородова. «Великий учитель – великий ученик. Архип Куинджи и Николай
Рерих»: творческая преемственность великого ученика у великого мастера гармонична и резонансна.
Все уникальные открытия цветовых природных феноменов получили одухотворенное, уникальное и невероятно
красивое художественное продолжение в творчестве Николая Рериха. Появилась новая декоративность,
наделенная высочайшей духовной силой. Без выхолащивания смыслов, а наоборот – появилась уникальная
смысловая «иконография» Николая Рериха. Уникальна, и, практически синхронна увлеченность живописью,
рисованием еще с детства обоих гениев. Невзирая на пропасть в происхождении, их талант, сила духа, внутренняя
организация каждого художника подарила нам прекрасные образцы духовного подвига.
Ирина Мамонтова отметила, что влияние учителя Архипа Куинджи несомненно на творчество его великого ученика
Николая Рериха, но здесь нет слепого подражания, есть высокое понимание колористических эффектов и в высшей
степени духовное их воплощение в творчестве.

59.

60.

ПРОСТРАНСТВО ЦВЕТА И ЗВУКА
В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Н.К.РЕРИХА
КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ВЫСШЕЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
ПЕРЕД ЧЕЛОВЕЧЕСТВОМ.
Как водная гладь чутка к прикосновению руки, как исполнение музыкального произведения тонко
Сопровождение:
лауреат международных
реагирует на фальшивую ноту, так и «неверный»
цвет в живописи
нарушает гармонию
конкурсов Александр Милицкий (флейта)
изображения…
Цвет в творчестве Николая Рериха всегда наделен смыслом. Язык цвета в его произведениях
сложный, сильный и знаковый. Карелия - скалы, лес, водная гладь, свод неба, облака раскрыли свои
тайны художнику, а его кисть навсегда запечатлела эти знаки на холсте.
Нам предстоит благодарно расшифровывать его возвышенные послания и извлекать уроки.
Потомственная художница, Член Союза художников России и дизайнер Ирина Мамонтова
поделилась своим опытом выявления сакральных знаний, пронзительного звучания и глубокого
дыхания в картинах великого художника: так входит в наши души его высочайшее вдохновение!

61.

62.

Полное название выставки таково: «Литовские легенды в искусстве карпиняй. Н. К. Рериху посвящается».
«Карпиняй» – старинное искусство вырезания из бумаги, которое в литовском народном творчестве занимает
особое место и начиналось в далёком ХVI веке. Современные литовские мастера возрождают его традиции,
опирающиеся на фольклор и орнаментику.
Сюжеты и персонажи экспонируемой выставки особенные, мастера создавали свои работы в память о ранних и
утраченных картинах Н. К. Рериха «Перкунас», «Кони Световита», «Вайделоты». В работах мастеров также
отражены песни и древние сказания, услышанные Рерихом в Литве. На открытии выставки Яна Жемойтелите
ввела собравшихся в курс языческих верований литовцев, основ литовской мифологии, рассказала о
«музыкальных» картинах Микалоюса Чюрлёниса, о неслучайной перекличке его работ с творчеством Н. К.
Рериха.
Уникальным и даже гипнотическим было музыкальное оформление происходящего события. Открытие выставки
сопровождал дуэт музыкантов Петрозаводской консерватории им. А. К. Глазунова: доцент Андрей Дикоев и
молодой преподаватель Владислав Дёмин исполнили несколько пьес Гии Канчели с необычными паузами и
гениальными акцентами.
Наконец, все собравшиеся поспешили к экспонатам выставки, чтобы вместе с актрисой Юлией Прохоровой и
писателем Яной Жемойтелите пофантазировать, разгадывая смыслы, значения и знаки, которые внимательный
зритель найдёт в работах литовских мастеров.
Выставка пользовалась огромным успехом!

63.

12/11/2019. Новое электронное издание в
Национальной библиотеке Карелии
Раздел Art-галерея: выставки в Национальной библиотеке
Карелии пополнился новым электронным изданием «Знаки и
послания в карельских картинах Николая Рериха». Путешествие
по выставке факсимильных репродукций картин Н. К. Рериха
«Сказка Севера глубока и пленительна…».
Выставка «Сказка Севера глубока и пленительна…»
экспонировалась в Карельском центре Николая Рериха с 28
июня 2018 года по 28 июля 2019 года. Экспозиция, посвящённая
теме Севера в творчестве Н. К. Рериха, представляла более
сорока работ, сопровождаемых информационными
материалами, фотографиями, редкими изданиями. Эта выставка
– дар Санкт-Петербургского Музея-института семьи Рерихов
петрозаводчанам, своеобразное поздравление с 315-летием
Петрозаводска.
Электронное издание создано по следам выставки и посвящено
тем открытиям, которые за время экспозиции совершили и
организаторы, и многочисленные экскурсанты, ставшие её
благодарными зрителями.

64.

Посвящается 145 – летию Николая Рериха.
30 ноября 2019 года в Карельском центре Николая Рериха состоялась
замечательная встреча со Светланой Бердовой, хорошо известной в
Карелии поэтом, автором и исполнительницей песен, журналистом.
Участники встречи по - достоинству оценили литературно –
музыкальную лекцию Светланы Александровны о значимых аспектах
творчества Николая Константиновича Рериха, в первую очередь о его
особо проникновенной любви к Северу, его роли в сохранении
культурных и духовных ценностей на планете.
Глубоким был анализ Светланы Владимировны о судьбоносном
влиянии произведений Николая Рериха на творчество и судьбу нашего
знаменитого земляка Юрия Линника. После каждого стихотворения,
прочитанного Светланой Бердовой, после каждой ее прекрасной песни
звучали аплодисменты.
Восторженные гости Центра Рериха выразили надежду на продолжение
подобных встреч.
По окончании вечера Л. Жохова, по просьбе присутствующих провела
познавательную экскурсию по выставке факсимильных копий картин
великого художника «Санкта». Русь святая в картинах Рериха».

65.

19 декабря 2019 года исполняется 2 года Карельскому центру Санкт-Петербургского музеяинститута семьи Рерихов, созданному по инициативе Министерства культуры РК при
заинтересованной и активной поддержке А.О. Парфечикова, Главы РК с помощью СанктПетербургского Музея- института семьи Рерихов при содействии Комитета по культуре СанктПетербурга.
На основе эффективного объединения власти, общественности и бизнеса не только Северо-Запада
России, Центр выполняет функции сохранения и актуализации национального культурного
достояния Карелии на примере многоплановой комплексной деятельности великого русского
художника, ученого, общественного деятеля, философа Николая Константиновича Рериха,
жившего и творившего в городе Сортавале в 16-19 году прошлого столетия, на переломе эпох.
Художник до конца своих дней самозабвенно любил Карелию, создав не менее 200 прекрасных
полотен, прославляющих этот северный край, по его словам: пленительную «сказку Севера»,
героический и патриотический дух ее людей.
Приладожский центр Санкт-Петербургского Музея-института семьи Рерихов был создан буквально
через год, завершив строительство «Моста Рериха» (Санкт- Петербург – Сортавала –
Петрозаводск). Этот путепровод наполняется интересными культурологическим совместными
проектам. Сегодняшнее мероприятие ознаменуется достойными самых взыскательных зрителей
номерами-поздравлениями от друзей Карельского центра Николая Рериха: Петрозаводской
государственной консерватории им. А.К. Глазунова, Музея Северного Приладожья и
Сортавальской музыкальной школы.
English     Русский Правила