Мартин Лютер
предисловие
242.75K
Категория: ИсторияИстория

Мартин Лютер

1. Мартин Лютер

2. предисловие

Нам людям третьего тысячелетия известно очень много. Стали мы умнее, боюсь что нет. В
нас по прежнему процветает Адамово естество. Но знаем мы сегодня действительно на
несколько порядков больше, чем знали наши отцы. В том числе в богословии. Но это не есть
наша собственная мудрость, это совокупный опыт наших предшественников.
Я попытаюсь, используя исторические документы, вспомнить тех, кто стоял у истоков веры,
тех кто внес величайший вклад в христианство. Это люди состоящие из плоти и крови, и
изучая их мы видим свое собственное отражение и можем многому у них научиться. Иоан
Златоуст как-то сказал об апостоле Павле: «Хоть он и Павел, но все же человеком был». Когда
мы говорим о великих глашатаях Евангелия, надо оставаться честным перед Богом и знать,
что все лучшее, что они сделали было творением Божьим через них. Поэтому их величие величие заслуг Христа.

3.

Мартин Лютер один из глашатаев истины, один из борцов с системой протестантизма, богослов один из первых
вождей реформации. Я буду использовать отрывки из его писем и воспоминаний, трактатов, а также материалы,
взятые из книги Дмитрия Мерешковского «Реформаторы» и Роланда Бейтмана «На сем стою».
Итак, глашатый истины Мартин Лютер:
Мартин Лютер родился 10 ноября 1483 г. Европа в то время находилась в удручающе тяжелом духовном состоянии.
Саксонское Княжество, где родился Мартин, входящее в состав Римской Империи уже много столетий было
христианским государством и исповедовало католичество, то есть религию святого Римского престола.
Католичество в то время имело хорошо разработанную богословскую систему, но рядовые христиане знали только
то, что надо исполнять обряд и слушаться своего священника. О самой же сути христианской веры они догадывались
очень смутно. В таком положении находились и низшие и высшие слои общества. Издавна установившееся деление
на «КЛИР» и «МИРЯН» утвердило у мирян мысль , что они находятся в миру. А желающие спасения должны были
уйти из мира в монастырь, и там, умерщвляя свою плоть достигать Царства небесного. Мышления людей 15-го века
немногим отличается от мышления современного человека. Разве в наше время многие так не думают? Сегодня, к
сожалению, большинство наших сограждан, считая себя христианами на самом деле не понимают что такое
христианство. Разве христианство сейчас для них не те же обряды и вера отцов? С горечью можно сказать, что и
теперь христианство в массе своей декларируется, а не проявляется.
Эпоха Ренесанса, предшествующая эпохе реформации, была в морально- нравственном отношении эпохой
Декаданса, то есть упадка и регресса. Ренессанс возрождал языческие ценности, прикрывая их христианскими
одеждами. Язычество поглотило христианство изнутри.

4.

Отец Мартина Ганс был из простых христиан, который собственным трудом выбился в люди и стал уважаемым человеком в
маленьком городке Эйслебене, в глубине Тюринских лесов. Чтобы стать духовным вождем немецкого народа Мартину пришлось
претерпеть все, что терпят простые люди.: нищету, голод, труд, горечь обид, и все это он перенес сполна. « Я крестьянский сын.
Мой отец, мой дед, все мои предки были крестьянами» как бы хвалится своим происхождением Мартин Лютер. Эта связь с
простым народом питала всю его реформаторскую деятельность. Мартин воспитывался в строгой, благочестивой обстановке,
которая еще сохранялась в глухой Тюрингии. Главным методом его воспитания было наказание. За малейший проступок в те
времена били строго и беспощадно. Некоторым это помогало, некоторых ожесточало, но другого метода воспитания тогда просто
себе не представляли. «Однажды батюшка выпорол меня так, что я долго потом боялся и прятался от него. Как то в школе меня в
одно утро без всякой вины высекли розгами до 15 раз. От меня требовали, чтобы я склонял и спрягал, а я не выучил урок» –
вспоминает потом Лютер.
Религиозное воспитание в то время ограничивалось выучиванием десяти заповедей, молитвой Отче наш, и Апостольского Символа
веры. О Христе обычно говорили так, что он из любящего Спасителя, превращался для детского ума в грозного судью. Позже Лютер
писал «Мы, дети, бледнели только при одном только имени его, потому что нам изображали его неумолимо строгим и всегда на
нас разгневанным судьей»; «Господу служите с трепетом!» я всегда не понимал почему нужно трепетать перед ним? Собственно
из этого «Почему?» и выросла реформация.
Лютера терзала проблема, которая рано или поздно встает перед каждым человеком, который сталкивается с христианством – как
совместить любящего и карающего Бога? Если БОГ любит, то почему война? Почему гибнут невинные дети? Почему в моей жизни
болезни н несчастья? Каждый задает себе эти вопросы, но не каждый ищет ответы на них. Проще всего воскликнуть : «Нет Бога!»
они имеют ввиду что нет Бога любящего, но они этими выкриками утверждают Бога карающего. Августин как то сказал :
«Отворачиваясь от Бога любящего, люди утверждают Бога карающего!»
Не понимая и не желая понять Бога люди бунтуют против него. Но у Лютера был бунт не против Бога, а за Бога. Он протестовал не
против веры, а против ложной веры. Он хотел избавится от ложной религии и путь к этому был долог и нелегок.
В 13 лет Мартин окончил церковно-приходскую школу и Мартина отправили учиться в Магдебург где он поступил в Школу ученых
монахов, братьев общинной жизни. Это были Нидерландские монахи, мечтавшие о преобразовании церкви7 Именно там Мартин
впервые услышал слово реформа.

5.

Мартин в 17 лет он отправился учится в самый лучший немецкий университет того времени .Уже через два года
получил степень бакалавра, а еще через три года степень магистра философии. Отец настаивал, чтобы Мартин
занялся законоведением, но Мартина увлекала философия и богословие. Однажды роясь в старых книгах монастыря,
он наткнулся на огромную, изЪеденную червями переплете, пахнувшую старостью и плесенью, лет 100 никем не
читанную книгу состоящую из почти неизвестного тому времени латинского языка Священное писание. Лютер
изыскал все возможности для прочтения столь неизвестной для него книги. Начал он с удивления, а закончил
ужасом. Ему часто снилось, что он умер и стоит весь дрожа голый, только в жалком рубище, на страшном суде,
ожидая приговора : «АД или РАЙ». В те времена об аде и наказании говорили очень много. Художники часто
изображали страшный суд со всеми подробностями. Писатели красочно описывали пляску смерти и детали судного
дня. Но об этом говорилось не потому, что люди боялись смерти и жили в ужасе, а наоборот, люди того времени
открыто грешили и не боялись Бога. И для восстановления христианскую нравственность духовенство показывало
ужасы ада. Считалось, что страх перед адом может спасти от греха. Но для большинства людей это лишь были
вымышленные картинки , создаваемые фанатами монахами. «А что там будет на самом деле мы не знаем»- так
говорили миряне. Такова человеческая натура и в 16 и в 21 веке. Запугивание не укрепляет, а часто разрушает
духовность. Особенно если суд оторван от любви.
Мартин был покорным юношей. Он подчинился воле отца и начал заниматься юриспруденцией. Но религиозные
искания и страх смерти привели к тому, что он неожиданно для семьи и для самого себя дал обед подстричься в
монахи.
Летом 1505 года возвращаясь в Эрфурд после каникул, он был застигнут внезапной грозой. Он не успел добежать до
средины поля как что-то ослепительным пламенем вспыхнуло над его головой. Треснуло таким оглушающим
громом, что он, упав лицом в сухую пыль, с ужасом подумал: «Сейчас убьет!» и ждал второго удара7

6.

Губы автоматически начали шептать молитву: « Святая Анна спаси, помилуй, заступись.» и вдруг, неожиданно для себя
он сказал: « Я ПОДСТРИГУСЬ». И как только он это сказал весь страх ушел. Он понял, что он спасен. Снова неподалеку
тем же огнем вспыхнула молния, пошел дождь с продолжавшимися полыхать молниями , но Мартин уже ничего не
боялся. Только шел и повторял: «Подстригусь, подстригусь….» и чувствовал, что этими словами он спасен и защищен от
грозы. Было ли это обращение к Богу ? В каком то смысле да. Мартин- християнин по рождению, крещеный по всем
правилам церкви и исполняющий все ритуалы был очень далек от Бога. Христианство переданное от отцов, традиции и
обряд не способны возродить человека. Необходимо его личное, самостоятельное решение. Но даже 2 июля 1505 года,
застигнутый грозой на Сотергейнском поле Мартин Лютер не пережил возрождения. Это был поворот от мира. Мартин
решил порвать с грехом и злом, но это решение лишь только своими силами изменить сою греховность. Настоящее
обращение включает в себя два компонента: отказ от греха и решение воспользоваться благодатью Божьей. Первое
Мартин сделал, второе было сокрыто от него. Настоящее его обращение было впереди. Через две недели после грозы
Мартин Лютер оставил юридический факультет и против воли отца поступил в строгий, реформированный монастырь
Августинского ордена в Экфурде. В сентябре этого же года он подстрижен был в монахи с именем Августин.
В первые дни монастырской жизни брат Августин радовался как чудом спавшийся от смерти человек. Он жил в келье с
тесными голыми стенами, с узкой щелью окна в глубоком провале стены, спал он на грубой из досок полке. Здесь он
был счастлив как в раю. Но счастье длилось не долго. Слова Августина, его учителя, в дальнейшем определившим во
многом ход Лютеровской мысли, как то однажды глубоко тронули его: « Откуда это чудовищное явление? И почему
оно? Душа приказывает телу и оно тот час же повинуется. Душа приказывает себе и встречает отпор. Душа приказывает
руке двигаться и она повинуется ей. Но душа есть душа, но рука это тело. Душа приказывает душе пожелать, только она
не делает по приказу. Откуда это явление и почему? Воля приказывает желать, а приказ не выполняется. Значит воля не
целостная! Есть две воли в человеке. Одновременно желать и не желать есть болезнь души. Как же избавится от нее?»
Апостол Павел добавляет: «Доброго которого хочу не делаю, а злое, которое не хочу-делаю»

7.

Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти? Грешный брат Августин читал Святого Августина и плакал.
Кончился рай, начался ад. О котором он всю жизнь не мог не вспоминать без ужаса. Я был добрым монахом,
соблюдавшим все постановления ордена так строго, что могу сказать, что если бы монах смог бы попасть на небеса
через свое монашество. Вся его жизнь была бдением, постом и молитвой. Но под этой наружной святостью в его
сердце было сомнение, страх и тайное желание ненавидеть Бога.
Его служение включало в себя исполнение религиозных обязанностей, которые должны были наполнить душу
покоем.. В два часа ночи монахов поднимали звоном монастырского колокола, шли в церковь, окропляли себя водой
и возносили благодарственные молитвы пред высоким алтарем. И так было семь раз в день. Мартин часто пребывал
в трех дневных и семидневных постах, ограничивал себя во многом, носил самую грубую одежду. Но цель борьбыосвобождение от греха, так и не была достигнута. «Имя Иисуса по прежнему ужасало меня. Когда я смотрел на крест,
то видел молнии.» – говорил Лютер.
Осенью 15008 года Эоган Штаупиц, в будущем многолетний друг Лютера, послал Мартина преподавать в недавно
открывшийся Лютернбернский университет. Там в 1510 г он получил свою первую ученую степень по богословиюбакалавр Священного писания. Зимой 1511 г Лютер по делам Ордена отправляют в Рим. Он давно мечтал попасть
туда, думая , что святой папа римский поможет ему освободиться от греха. С посохом и котомкой за плечами он
отправился как паломник более чем трехнедельный путь в Рим. Думал, что не дойдет, так устал, но увидев город, пал
на колени и произнес: «Авэ санкте Рома!», «Приветствую тебя, святой Рим!» Войдя в город, он впервой же небольшой
церквушки отслужил благодарственный молебен о том что вошел на эту землю. « Риме я верил всем небылицам ,
которые мне рассказывали. В древней Базилике Санкт Джованни была святая лестница Скала Санкта, по преданию по
ней был введен для суда сам Христос. Кто поднимался по ней на коленях , при этом читая Патер Ностер (Отче наш),
тот получал отпущение всех грехов, каждая ступенька давала отпущение на 9 лет, а также паломник мог освободить
из чистилища любую душу, которую пожелал. И он решил освободить своего дедушку Гейне. Но на последней
ступеньке жало сомнения кольнуло его и он подумал :»Кто знает, правда ли это??

8.

В Риме его поразило языческое мышление, распущенность служителей церкви. Многие священники за особую
добродетель считали свои успехи у женщин. Деньги сделались главным рычагом управления. Папа Юлий 2 был
доблестным войном и меч держал лучше, чем Епископский посох. Лютер не хотел этому верить, но теперь он своими
глазами убедился, что права народная поговорка того времени «Если ад существует, то Рим стоит на нем.» Эта поездка
в Рим еще более углубила духовный кризис Лютера. Папа Римский не помог.
Весной 1512 г брат Мартин переехал в Витенберг и назначен настоятелем местной обители Августинского Ордена.
А 18 октября 1512 г был введен в степень Доктора Богословия и получил место профессора в Университете,
специализируясь на трудах Апостола Павла и Блаженного Августина. Летом 1515 г Мартин готовился к лекции по
посланию Апостола Павла к Римлянам, несколько дней он не выходил из своей кельи, и сидя прямо на кирпичном
полу, думал и думал, что означают сии два слова ПРАВЕДНОСТЬ БОЖИЯ? Привычное понимание праведности Божьей
как справедливого суда не соответствует писанию. И я вдруг понял: ПРАВЕДНОСТ БОЖИЯ значит оправдание человека
Богом, то есть та правда которой человека оправдывает Бог. Праведный верою жив будет. И в ту же минуту мысли мои
изменились. Я, наконец, прорвался. Я почувствовал, что воскрес и увидел, что все Священное писание и двери рая
передо мной широко открылись! И только теперь он по настоящему обратился к Богу. Это был духовный прорыв, без
которого вся жизнь не имеет смысла.
После этого прозрения для Лютера начался путь от спасения личного к спасению общему. Он оказался вовлеченным в
активную общественную жизнь. Его назначили областным Викарием, в его подчинении находилось 11 обителей. Он
сделался самым популярным проповедником в Витенберге. А так же он продолжал преподавать в университете.
Лютер приобрел большую популярность среди студентов, читая им лекции вначале на латыни, а продолжая на родном
немецком языке. Поводом для начала публичных выступлений Мартина Лютера явилась продажа индульгенции на
постройку нового храма Святого Петра в Риме. Индульгенция представляет старинный документ на подобии банкноты

9.

Которая удостоверяла владельца о том, что властью Папы Римского ему дается отпущение грехов всех или некоторых
на определенное количество лет. Отпущение грехов применялось и живым и умершим. Папа Лев 10 поручил
продажу индульгенций разного достоинства Доминиканскому монаху Иогану Тецелю. Это был человек с темным
прошлым, но энергичный и очень успешный. Его в прошлом осудили за прелюбодеяние на вечное заключение, но
потом оправдали и назначили Апостольским инквизитором, а позже главным комиссаром по делам отпущений. «Я
обладаю большей властью, чем Апостол Петр, потому что мои отпущения спасают больше людей, чем Апостол Петр.
Освободите своих кричащих из могил родственников и друзей из могил. Ибо огонь адского пламени сжигает их.
Только монетка упадет в кружку-душа оставит чистилище. Неужели вы откажетесь от рая за несколько монет!» - после
этого призыва люди подходили к кружке и кидали деньги. Взамен они получали отпустительные грамоты. За каждый
грех была определена своя цена: гомосексуализм (садоме) 12 золотых дукатов, святотатство 7, колдовство 6,
отцеубийство 4, а за меньшие грехи цены поменьше. Была также система скидок для неимущих. Мирится с этим
кощунством Лютер не мог. На празднике всех святых Лютер решил выразить свой протест. 1 ноября 1517 года это
был праздник освещения церкви в Витенберге и в этот же день совпало так, что его церковь продавала
индульгенции. Лютер составил 95 тезисов, свидетельствующих против индульгенций. С этого дня началась новая
страница человечества. Его тезисы были сформулированы во гневе, он направил свои стрелы против индульгенций,
но попали они в Папу Римского, ибо все индульгенции были подписаны им и скреплены его печатью. Нападая на
Папу он подрывал основу католической церкви. Не прошло и месяца как тезисы распространились по всей Германии,
уже в печатном виде на немецком языке. Тецель выставил против Лютера свои тезисы, в которых он защищая
индульгенции писал следующее: «Сила индульгенции такова, что если бы кто обесчестил Святую Марию, то
индульгенция изгладила бы и этот грех..» «Папа стоит выше церкви, выше Соборов, и он один может распоряжаться
силой благодати. А если Писание говорит иначе, то кто кроме Папы может определить истинный смысл Писания?»
В этом был поставлен важный вопрос Богопознания. Как построить правильную систитему взглядов о Боге и о Себе?

10.

Первый вопрос, волновавший Лютера-как спастись лично? Что я должен сделать для своего спасения? Откуда я могу
узнать о пути спасения? Где тот источник, дающие безошибочные знания об этом? Была поставлена острейшая
проблема Писание или Предание? Исторически церкви всегда понимали, что Богопознание всегда должно строится на
двух источниках: на Священном писании и Священном придании. Священное писание- это книги составляющие
Библию, а Священное предание-это как определяет катехизис Православной церкви «То Что Святые Божие оставили
нам в назидание и углубление в вере.» То есть это официальные и неофициальные установления церкви, которые
имеют неопределенные и расплывчатые границы. Безусловно Писание стоит выше Предания, но на практике человек
должен выбрать чему следовать. Лютер писал : « Бог настолько известен человеку, насколько он сам Ему открывается»
На чем же строить веру? После мучительных поисков ответов Отвечал : «Соле Скриптуро» ( «Только писание»)
Кординал Каетан, Посланник Папы приехал в Германию для того, чтобы заставить Лютера отречься. 12 октября 1518
года Лютер смиренно стоял перед ним на коленях о просил: «Покажите мне Ваше Святейшество в чем мои
заблуждения? И я отрекусь от них! « «Разве ты не знаешь, что Папа выше всех Соборов?» – со смехом спросил
Кардинал. «Нет, не Папа над словом, а слово над Папой» «Если бы Ангел с неба благовествовал слово, минуя Писание,
то да пребудет анафема»- как говорил Апостол Павел. От брата Мартина «запахло» дымом от костра. Отрекись! Ревока!
Ревока! Или не являйся мне на глаза- в бешенстве закричал Каетан. Я не мог отречься от Писания, а позже на
Лейпцеском диспуте с богословом Иоганом Экком Лютер снова должен был решать вопрос что выше Писание или
Предание. Лютер тщательно изучал Папские Дикритарии (Папские определения, написанные Папой Римским в 1 веке).
Дикриталии противоречили третьему правилу второго Вселенского Собора , который утверждал что
Константинопольский Епископ имеет преимущество перед Римским Епископом. Они противоречили историческим
свидетельствам, которые показывают что до начала 7 века Римская церковь не пользовалась большей властью над
другими! На шестой день спора Лютер заявил Соборы противоречат друг другу, принимая каждый свое решение. Ради
Писания мы должны отвергнуть и Папу и Соборы! Диспут в Лейпциге не был завершен. Но вопрос Писание или
Предание был услышан.

11.

После этого мыслящие люди признали «Соло Скриптуро! Только Писание!» Выбор писания означает путь против
привычных взглядов и норм. Для Лютера это означало получить папскую БУЛУ. В ней было требование отречься и
сжечь все свои работы в течении 60 дней, а если он откажется, то он будет отлучен от церкви и к нему будут
применен закон о еретиках. Который предусматривает казнь через сожжение на костре. !0 декабря 1520г он сам
решил сжечь на костре папскую БУЛУ о своем отречении. Посмотреть на человека, который собирается сжечь
прилюдно предписание о своем отлучении собралась огромная толпа. Ровно в 10 утра вышла процессия из восточных
ворот из учителей и студентов, монахов-августинцев во главе с доктором богословия Мартином Лютером, за ними
следовали сани, загруженные книгами. На средине поля был разложен большой горящий костер. В который Лютер
собственноручно начал кидать старинные книги. Это были книги римского канонического права папской декриталии,
труды богословов схоластов. Это горели предания человеческие и утверждалось Божие. На последок в костер он
бросил Папскую БУЛУ в костер. Лютер сделал свой выбор. Но монашеская ряса одевшись однажды просто так не
снимается. И отказаться от всего единомоментно оказалось не так легко. Он изменил мессу, изменил понятия о
таинствах, изменил музыку, реформировал церковное устройство, но оставил то что делало вид жизненности
Лютеранства « Ты имеешь вид будто ты жив, но ты мертв» Эти слова точно характеризуют состояние церкви того
времени. Лютер не смог отказаться от двух доктрин, которые стали для него петлей- это крещение младенцев и
соединение с государством. Предания состоят из двух частей. Во-первых, в преданиях содержится определенный
способ толкования самого текста Священного писания. С самого начала существования христианства исторически
сложился некий подход к пониманию некоторых отрывков Писания. Но нужно отбросить то понимание, что это не
самостоятельный источник который является дополнением к Писанию, то что людям было не понятно или скрыто от
них в Священном писании они дополняли преданиями и постепенно возвели это в закон. Именно такое предание
должно быть твердо и решительно отброшено!
Лютер начал реформу опираясь на свое личное спасение Христом и на Священное писание. С 1517 по 1520 год Лютер
трудился в Викенберге. Много проповедовал. Издал три свои самые знаменитые работы: Христианскому дворянству

12.

Дворянству немецкой нации, Вавилонское пленение церкви, О христианской свободе. Эти работы оказали ему
огромную поддержку среди простого народа. Также о пользовался покровительством и полной поддержкой одного из
самых могущественных князей Германии Фридриха Мудрого. 9/10 немцев поддерживали Лютера, а 1/10 кричала:
СМЕРТЬ ПАПЕ! Таково было общее настроение того времени в стране. А официальные власти сжигали его работы во
исполнение папской Булы. Молодому, 21 летнему Императору Карлу 5, как католику, пришлось решать непростую
задачу, он должен был казнить Лютера за его мировоззрения, но политические последствия его пугали. Поэтому, не
смотря на вторую Булу Папы Римского об окончательном отлучении Лютера, Карл 5 решил вызвать его на первый
Ворнский СЕЙМ для расследования его дела. 25 марта 1521 года во вторник, на страстной неделе, Императорский
глашатый привел Лютеру вызов на СЕЙМ вместе с охранным листом, в котором Император называл Лютера не
еретиком и не мятежником, как Папа, а своим Досточтивым и возлюбленным Подданным. 2 апреля он отправился в
путь. Быть мужественным ему помогла ВЕРА, и только ВЕРА! Все блага и преимущества, все дары и силы , люди
получают от Христа верой и только верой и нет другого способа, чтобы стать обладателем этих благословений. Как
спасение, так помощь от Бога, милость, поддержка, и всякое благодеяние свыше- все абсолютно люди получают по
вере! Вера есть единственное и достаточное условие на спасение! Священное Писание указывает один путь спасенияВЕРА! 16 апреля он прибыл в Ворнс. На следующий день Лютер прибыл во дворец. На Сейме ему задали вопрос:
«Отрекаешься ли ты от своих заблуждений? Да или нет? « «Поскольку Ваше Величество и Ваше Высочество требует от
меня прямого ответа, Я отвечу, что я не могу и не хочу ни от чего отречься, потому что нехорошо и небезопасно
поступать против совести. На сем стою и не могу иначе. Бог да поможет мне! Аминь!» Император вдруг встал и не
сказав никому ни слова удалился. Это означало, что заседание окончено. В сопровождении двух солдат и глашатая,
Лютер едва прошел через толпу. Кто то выкрикивал из толпы слова проклятья, кто то восхищения и поддержки. Я
Прорвался! – снова он говорил своим друзьям. Я не ни за что бы не отрекся от своих слов! Это были те же слова,
которые он произнес 6 лет назад в Витенберской Обители, когда озарил его великий свет с неба.

13.

Карл 5 отказался признать Охранную грамоту Лютера не действительной. Он не хотел обесчестить начало своего
царствования клятвопреступлением. Вечером 25 апреля Лютер немедленно должен был покинуть Ворнс. И
напомнили, что действие Охранной грамоты заканчивается через 21 день, а после этого к нему будут приняты
соответствующие меры. Утром 26 апреля он выехал из Ворнса. На дороге через Тюбенгерский лес вдруг, как из под
земли, появились вооруженные всадники. Двое нацелились из арбалетов на кучера и приказали остановиться,
ехавший рядом августинский монах брат Пицкенштейн, выскочил из колымаги и убежал в кусты, Лютера же увели в
глубь леса, где его усадили на лошадь и отвезли в неизвестном направлении к замку. В замке его встретил высокий
старик с благородным лицом, и приветствовал его низким поклоном. Лютера провели в чисто убранную комнату, где
был накрыт стол. И удалился. Здесь его спрятали добрые люди. Лютер исчез, либо его убили -никто не знал.
Находясь в Ардрубе, отпустив бороду и волосы на голове, переменив монашескую рясу на брюки и короткий камзол,
Лютер много работал. Дни и ночи на пролет много читал, писал, изучал греческий, иврит и готовился к переводу
Священного писания на немецкий язык. Это он считал важнейшим делом в своей жизни.
В декабре 1521 года Лютер начал переводить Новый завет с греческого оригинала на немецкий язык, закончил же
перевод к марту 1522 года. Дописав последние слова из книги Откровения, «Ей гряди Господи Иисусе!»- он заплакал
от радости и упал на колени в молитве благодарности. «Благослови душа моя Господа, и вся внутренность моя Святое
Имя Его! Он прощает все беззакония твои. Венчает тебя милостью и щедротами. Насыщает благами желание твое."
За время своей вынужденной годичной ссылки, кроме перевода Лютер написал более десятка книг, множество писем
и проповедей, много времени проводил в постах и в молитвах. Одиночество, непривычная мясная пища с острыми
приправами и напряженная работа, часто приводили его к нервным срывам, болезням желудка и бессоннице. Кроме
страдание плоти он переживал и тяжелые духовные борения. Однажды, в течении пяти суток Лютер не мог уснуть. Я
тысячу раз сражался с сатаной в этом безлюдном одиночестве, куда легче сражаться против дьявола во плоти, то есть
против людей или против духовного нечестия. Часто падаю я и десница Божия вновь меня поднимает!

14.

За это время Лютер стал национальным героем и духовным вождем, но с этого же времени начинается самый
печальный очерк в его жизни. Переведенный на немецкий язык Новый завет произвел среди народа буквально
переворот Простые люди стали понимать, что они достойны свободы, но государство не было готово дать им эту
свободу. Назревал конфликт и Лютер должен был сделать выбор с кем он? Он выбрал государство. Какой дух подсказал
Францисканскому монаху Томасу Мюнцеру, что идеалы Евангелия можно достичь мечом и грабежом! Какой угодно, но
только не дух Божий. Но и Лютера поймал в ловушку тот же дух. Он резко выступил против крестьян, написав трактат
против разбойничьих и грабительских шаек крестьян. «Всякий бунтовщик есть бешенная собака, если ты ее не убьешь,
то она тебя укусит. Надо убивать восставших как бешенных собак. Пусть всякий кто способен колит, рубит и поражает
будь то тайно или открыто. Бог невинных узнает, если между ними есть невинные.» Лютер в этих письмах и трактатах
ужасен! Как будто он забыл разницу между Новым и Ветхим заветами. Забыл, как пострадал Давид из-за своей
жестокости. В ближайшие десять дней вооруженная армия буквально смела восставших. 15 мая 1525 года пять тысяч
крестьян, стоявших за опрокинутыми телегами на коленях, и ждущие обещанного Мюнцером чуда, были изрублены, и
только 600 взяты в плен. Всего за восемь месяцев крестьянской войны погибло около Ста тысяч человек. Эта кровь
упала и на голову Мартина. Крестьяне отвернулись от него, католики возложили на него вину за бунт, а друзья
горевали. Тут начинаются болезни и старость. На что опереться? «Соле фиде! Только ВЕРА»- вот где поддержка Лютера.
Зимой 1537 года когда смерть заглянула ему в глаза, он твердо сказал: «Да, я умираю, Господи, врагом врагов твоих.
Проклятый Папой антихристом. Оба мы предстанем на суд твой. Он к вечному стыду своему, а я жалкая тварь твоя,
исповедовавшая имя твое, к вечной славе» Только верой можно быть уверенным в своем спасении, которая дается
только по любви Господа Иисуса.
17 февраля1546 года болезнь подступила к нему по-настоящему. Лютеру стало плохо, после изнурительной поездки,
связанной с защитой братьев в суде. Опять боль в груди и удушье! К вечеру он слег и забылся. Все понимали, что смерть
близка. В комнате умирающего собрались близкие ученики, двое его детей, Граф Альбрехт с Графиней и еще множество
людей. Все эти люди вели себя глупо, жалко и непристойно. Графиня требовала, чтобы больному дали принесенное ею

15.

Дорогое лекарство, которое обязательно должно спасти больного. Один из врачей, по ее настоянию буквально влил
умирающему это лекарство, но больному сделалось еще хуже. Он стал метаться по кровати и повторять- «Не надо,
оставьте!» А потом, вдруг поднялся на руках и громко зашептал – «Патер иманус туэс! Отче, в руки твои предаю дух
мой!» А потом стих. Все умолкли. Доктор Юст Ионест, подошел к постели и громким повелительным голосом спросил_
«Достопочтимый Отец, умирая, веруете ли вы в Иисуса Христа в сына Божьего единородного и во все, что вы
проповедовали? Да!- ответил умирающий, неожиданно ясным и внятным голосом. Это было чудно и страшно. Все
снова засуетились, а Лютер, повернувшись на правый бок вечно заснул спокойным сном. Позже, поднеся ко рту свечку
врачи убедились, что пламя осталось неподвижным. Лютер умер.
Только верой можно было пройти такой путь. Только верой можно вступить спокойно и уверенно, зная, что на том
берегу ждет Спаситель, который умер за всех людей и кровью своею дает жизнь с избытком.
Маленькая дочь Лютера Ленхен когда то умирала у Лютера на руках. Когда ее клали в гроб, он сказал: «Ты
воскреснешь из мертвых, милое дитя мое, и будешь сиять как звезда, как солнце!» Разумные будут сиять как светила
на тверди, и обратившие многих к правде - как звезды, во веки, на всегда!- так написано в Книге Даниила. Только
верой можно принять это и исполнить.
English     Русский Правила