1.20M
Категория: КультурологияКультурология

Жостовские подносы

1.

2.

3.

«Букеты сказочных цветов
глядят на нас с подносов звонких
И щёлк волшебных лепестков
и трепет трав в сиянии тонком…
Как удивительно тепло
и хмурый день наполнен светом,
когда в руках ожившим летом
горит такое мастерство».

4.

Татьяна Агеева, Натюрморт.
.
Этот промысел возник в начале 19 века, главным образом под
влиянием уральской цветочной росписи по металлу. Само искусство
росписи подносов известно в России гораздо раньше - еще с 18 века. Оно
зародилось на Урале, на заводах известного промышленника Демидова.

5.

Павел Ковалкин, Овальный красный.
В Жостове же, как и других окрестных деревнях Троицкого уезда,
занимались тогда миниатюрной лаковой живописью. Производились
шкатулки, табакерки, пудреницы, тарелочки, столики, украшенные
рисованными миниатюрами, и многие другие изделия. Металл появился в 30-х
годах 19 века, когда после окончания войны 1812 года были налажены поставки
листового металла с Урала. Вместе с листовым металлом поступали и
готовые изделия, в том числе металлические подносы ручной ковки с заводов
Демидова.

6.

В Жостове пишут на
черном, красном, желтом и синем
фоне, но самый распространенный,
"классический" - это черный. Обычно
в центре располагают крупные
цветы,
написанные
яркими
красками. Мелкие рисуют по краям
подноса,
они
делаются
слегка
затемненными и словно сливаются
с фоном. В результате такой
росписи и цветы и листья словно
выступают из глубины

7.

8.

Евгения Мешкова, Черный
поднос с букетом цветов.
Наталья Соколова,
Голубые цветы
Основным мотивом Жостовской росписи является цветочный
букет, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.
Живописная передача реальной формы нарисованного цветка сочетается с
великолепной декоративной красочностью самого цветового решения,
близкого по духу к традиционной русской росписи на ларцах, сундуках,
прялках.

9.

10.

11.

Жостово издавна славилось кузнецами, многие из них трудились
при монастырях, изготавливали разнообразную церковную утварь светильники, лампады, оклады для икон. Поэтому им легко было перенять
новый опыт. Жостовская роспись представляет собой живопись на
металлических подносах, предварительно покрытых несколькими слоями
грунтовки и масляного лака, обычно чёрного.
Расписывают подносы в несколько последовательных приёмов
мягкой кистью и масляными красками.

12.

В начале 20 века промысел начал приходить в упадок, но по
окончании гражданской войны вновь начал развиваться. И в наши дни
жостовское искусство развивается, изделия жостовских мастеров
известны далеко за пределами России.

13.

Этапы росписи
жостовских подносов
Грунтовка
Металлическую заготовку подноса грунтуют,
шпатлюют, шлифуют и покрывают лаком. И
выбирают цвет для фона. Чаще всего фон - чёрный,
но может быть и белым, синим, красным.
Замалёвок
Начало и основа композиции будущего узора.
Разбавленной краской на подготовленную поверхность
художник наносит силуэты цветов и листьев в
соответствии
со
своим
замыслом.

14.

Тенёжка
Полупрозрачными
красками
художник
наносит цветные тени. Слово «тенёжка»—
созвучно слову «тень». У цветов появляется
объём, обозначаются теневые места
растений.
Прокладка цветом
Один из самых ответственных этапов послойного
жостовского письма. Форма букета обретает
плоть — уточняются многие детали,
высветляется и реализуется контрастный или
более гармоничный строй всей композиции.

15.

Бликовка
Наложение бликов выявляет свет и объём.
Букет кажется освещенным множеством
независимых источников света. Бликовка
создает настроение и колорит.
Чертёжка
Это заключительная часть работы над
букетом. При помощи специальной тонкой
кисти художник наносит небольшие, но очень
значительные штрихи — рисует прожилки и
кружевные края на листочках, «семенца» в
центре
чашечек
цветов.

16.

Привязка
Предпоследний этап росписи подноса, когда уже
готовый букет как бы вживается в фон изделия.
При помощи тонких стебельков, травинок и
усиков букет оформляется в единое целое и
связывается с фоном.
Уборка краёв подноса
Украшение борта подноса, состоящие из
геометрических или растительных узоров.
Уборка может быть скромной, а может
соперничать с роскошными старинными
рамами для картин. Без уборки изделие
выглядит незаконченным
English     Русский Правила