10.58M
Категория: КультурологияКультурология

Западный и Восточный типы культуры

1.

Западный и
Восточный типы
культуры
Выполнили: Сарабарова Валерия, Пучкова Мария, Мокроносова
Варвара, Куклинова Анна, Кутявина Вероника, Рыбакова
Екатерина, Митрофанова Кристина

2.

Восток и Запад
как социокультурные миры
Социокультурный мир - исторически возникший тип культуры,
особенности которого обусловлены специфическими для него
представлениями о мироздании, человеке, условиях его бытия и
связанными с этими представлениями формами общественной
жизни. Основные типы:
- Исторические типы культуры
- Региональные культуры
Сарабарова Лера

3.

«Запад есть запад,
Восток есть восток,
Не встретиться им никогда.
Лишь у подножья Престола Божья
В день страшного суда.»
Редьярд Киплинг
«Мысли мудрой быстрым током
Свяжем Запад мы с Востоком».
Иоганн Гёте

4.

ВОСТОЧНАЯ КУЛЬТУРА
Восток представлен в культуре целым рядом локальных цивилизаций,
прежде всего:
Ближний Восток, Индия, Китай и Япония
с середины 2 тысячелетия до н.э. - по 17 век н.э. - 3000 лет.
«Восток» в широком смысле слова, стал колыбелью мировой цивилизации и
человеческой культуры
ЗАПАДНАЯ КУЛЬТУРА
классическая эллинская культура;
эллинистически-римская ступень;
романо-германская культура христианского средневековья;
новоевропейская культура.

5.

Восток
Запад
Устойчивость,
преемственность
цивилизации
Запад движется вперед как
бы рывками
Консерватизм,
традиционализм
Модернизм, либерализм,
социальная мобильность
Основы цивилизации
оставались незыблемыми
Стремление к прогрессу

6.

Отношение к природе
Восток
Запад
Мир - единое целое, и человек
не господин, а лишь одна из
составных частей
Человек - венец творения
цель человека - пассивное
подчинение человека всеобщей
жизненной силе природы,
стремление быть с природой в
гармонии, познавая основные ее
законы
Природу необходимо одолеть,
победить, поставить себе на
службу
созерцательность
утилитарность
природоцентризм
антропоцентризм

7.

Отношение к религии
Восток
Буддизм
Конфуцианство
даосизм
Синтоизм
Индуизм
Ислам
Запад
С
И
Н
К
Р
Е
Т
И
З
М
Христианство

8.

НАУКА и ФИЛОСОФИЯ
Восточная
Западная
Наука ищет тождества, единства
природы и человека, природы и
культуры.
Наука направлена на
преобразование природы.
Истинное знание в мыслится
невыразимым в словах
Философия проникнута
стремлением мыслителей постичь и
сформулировать истину
Познание - средство нравственного
совершенствования
Познание и нравственность
разделены
антисциентизм
сциентизм

9.

ВОСТОК
ЗАПАД
учитель
оратор

10.

Менталитет и жизненная позиция
западной и восточной личности
Восточный
Западный
представлен интроверсией,
обращенностью вовнутрь
представляет собой
экстраверсию, то есть
обращенность вовне.
созерцательный,
«у-вэй»
деятельный тип поведения,
направленный вовне
коллективизм, не-Я
индивидуализм

11.

Современная парадигма
«Восток-Запад»

12.

Развитие книгопечатания
В Китае первые записи делали на твердых материалах; первые «книги» - это
деревянные или бамбуковые планки, соединенные в связки. С V-VI вв. до н.э. в Китае
стали писать на шелке. Потребность в размножении текстов возрастала, и с VI-V вв. до
н.э. в китайских монастырях стали вырезать из дерева рельефные тексты в зеркальном
отображении и получали оттиски. К этому времени уже умели получать бумагу —
волокна конопли, тряпье и древесная кора разминались в чане, прессовались в листы и
высушивались. Все эти изобретения не случайно были сделаны в Китае, уже с VI в. до
н.э. там были библиотеки, составлялись энциклопедии. Одна из первых энциклопедий
относится к X в. В XV в. 2169 различных умнейших граждан Цинской империи создали
энциклопедию из 11915 томов.
Центрами книжной культуры в средневековой Европе стали монастыри, где
переписывались богословские труды, древние тексты, делалось множество ошибок. В
скрипториях одни монахи наносили на пергаментные листы линии строк, другие писали
красивым почерком текст, третьи украшали рукописи орнаментами и миниатюрами.
Книги были настоящими произведениями искусства. Бумага пришла в Европу от
арабов, которые заимствовали способ ее изготовления у китайцев. Арабы
заимствовали у китайцев и способ печатания с резных досок. В XIV-XV вв. в Европе
изготовление книг вышло за стены монастырей. Теперь книги делали ремесленники, а
торговали ими купцы. Образование становилось более светским. Книги стали дешеветь.
И западные и восточные культуры стремились развить этот способ сохранения и
переноса текста и их способы также схожи, но есть расхождения в концепции.
Восточная культура стремится к созерцанию развития мира, отношение к
книгопечатанию как к способу развития и гормонии. Западная культура же
книгопечатание привела к более промышленному обороту и носило светский характер.
Мокроносова Варя

13.

Различия.
• В западной культуре язык-это средство выражения, трансляции смысла. В восточной культуре
иероглиф не просто передаёт смысл, а содержит его в себе. Иероглиф вмещает в себя единство
цели (понятия) и средства (изображения).
• На Западе наука направлена на преобразование, улучшение чего-либо, но люди совсем забывают
о природе, отсюда природа воспринимается как чужая, совсем не нужная человеку сила.
«Методом науки нового времени называют - опыт, но чаше всего люди для получения нужных им
знаний, раскрытия тайн пытают природу, относятся безразлично к окружающей нас среде». [3, с.
215]. В восточной культуре наука ищет единство, гармонию природы с человеком, культурой.
• Характерной чертой западной культуры является антропоцентризм, а для восточной, характерен
природоцентризм. Где ключевым аспектом является то что: Человек - не центр, не точка отсчета,
а элемент целостной системы «природа -культура».
• Что касается восприятия культуры, то на Западе оно безличностно, анонимно, восприятие
происходит по принципу: «все - потребители». «Для культуры Востока характерен личностный
характер формирования культуры: «культура - есть Учитель» [4, с. 115]. Это можно объяснить тем,
что языковой перевод текста совпадает с передачей смысла: здесь не нужен посредник,
толкователь, комментатор. В восточной культуре сохраняется ситуация, когда без комментариев
перевод теряет часть содержания.
• Западная культура разделяет такие понятия как познание и нравственность. Главный вопрос
науки: «истина - не истина». В культуре Востока познание является средством нравственного
совершенствования. Основной вопрос - это соотношение добра и зла.
Куклинова Анна

14.

Существуют красивые и образные
аллегории, которые помогают понять
отличие востока и запада.
• Ситуация 1. Представьте детский
двор, на котором качели как маятник
ходят вперед-назад. К ним подходит
ребенок, останавливает их, садится, и
сам раскачивает качели так, как ему
угодно. Этот ребенок - западный
человек.
• Ситуация 2. Представьте ту же
ситуацию с ребенком и качелями,
которые качаются. Ребенок подходит
к ним и ловко прыгает на качели
таким образом, чтобы не прервать их
движение. Он вписывается в
движение качелей. Этот ребенок восточный человек.
Рыбакова Екатерина

15.

Культура Запада - это культура христианская, где Бог-Творец создает мир сам. Из
ничего. Он не продолжает, он начинает.
Западный человек поступает также, как Творец. Он создает мир из частей,
собственной волей, он не поддается природе, он над ней владычествует,
преображает под собственные нужды. Западный человек - это активность.
Культура Востока - это культура даосизма, конфуцианства, буддизма.
У китайцев есть миф о сотворении мира. Изначально был яйцеобразный Хуньдунь
(хаос, "ни то ни сё"). Со всех сторон он был одинаков. После его смерти появляется
Вселенная, но её природа - движение, ритм, колебание, звуковая волна.
Восточная мудрость - это мудрость пассивности. Восточный человек подстраивается
под движение природы. Идеальная жизнь - это когда человек вписался в ритм жизни.
• Запад - это субъективное понимание действительности, "от себя",
• Восток - понимание со стороны, "забыв о себе".
Рыбакова Екатерина

16.

В философско- духовном плане, как отмечал В. Шубарт,
уже в XIX веке многие философы Европы. Среди которых Шопенгауэр, Ницше, Шпенглер,
Клагес — признают, что Запад исчерпал свои культурные ценности, и пора обратить
взоры на другие культуры, первый радикальную попытку позитивного осмысления культур
Востока осуществил именно Шопенгауэр, обращая внимание современников на мир
традиционной Индии . Но прежде
Лейбниц и Гёте начали выстраивать предположения, что совмещение западных и восточных
душевных типов могут сформировать по-настоящему совершенного индивида.
Лейбниц в своих трудах призывал к созданию западно-восточных академий для духовного
обмена, а Гёте восхищался восточным
миром своём Знаменитом «Западновосточном диване»: «Признайте же — поэты
Востока выше нас – поэтов Запада». Гердер высказывал мысли о культурной
усталости Европы и обращении на славянский Восток ещё до Гете, и считал, что неповторимая
восточная, русская душа породит в
будущем носителей «высшей человечности».
Ф. Баадер также обратился к русскому Востоку и исследовал восточное христианство...
Но в послеромантический период «в упоении» прогрессом Запад уже не искал встречи с
Востоком, уже брали верх «западная гордыня», самодовольство и вера в свою исключительность. Вообще, по Шубарту, проблема Востока и Запада — проблема души, духовного
различения. И если напряжение между Востоком и Западом, по его мнению, уже достигло
своего пика, то всё сильнее становится стремление к преодолению этого напряжения и примирению. Пока еще Запад не готов к
воссоединению, говорил Шубарт, но проблема взаимоотношений между Востоком
и Западом в недалеком будущем — именно в слиянии воедино двух частей человечества и
образовании нового человеческого типа
Кутявина Вероника

17.

Живопись. Восток и запад.
Существует исторически сложившийся миф о том, что
две цивилизации, долго развивавшиеся почти
параллельно друг другу, фундаментально различаются
во многом — в том числе, и в отношении к живописи.
Cитается, что западная цивилизация - это культура
пространства и рациональности, восточная - культура
времени и иррациональности. Исторически в западной
цивилизации время не играло большой роли, оно,
согласно греческой традиции, шло по кругу.
Инстинктивное избегание сложной иррациональности
времени было парадигмой западной культурной
традиции. В столкновении Востока и Запада древности
происходит окончательное отделение души от вещества
и времени от пространства.
Основой классической западной живописи является
внешняя форма. В классической восточной — о
особенно в китайской — живописи фундаментальным
является понятие Дао, а художник - проводник Дао.
«Западная живопись – это живопись взгляда; китайская
живопись – живопись идеи». ( Чэн Хэнло ).
Митрофанова Кристина

18.

На Западе художники учились рисовать, копируя природу по определённым правилам,
на Востоке - учились смотреть, выделяя внутренним зрением образы из абстрактного
вселенского хаоса.
Европейцы традиционно опирались на разум. Они воспринимали действительность
через призму доктрин - философских, религиозных, научных. Искусство здесь всегда
играло второстепенную роль, его воспринимали как игру, развлечение,
"украшательство" жизни.
На Востоке преобладало целостное восприятие мира. Действительность не столько
анализировалась, сколько эстетизировалась, воспринималась через призму искусства,
которое выполняло мировоззренческую функцию. Отсюда совершенный художник,
постигнувший внутреннюю суть вещей, почитался как мудрец.
Митрофанова Кристина

19.

Живопись, совместившая в себе восточные
традиции, глубину и созерцательность с западной
выразительностью и психологизмом, могла бы
способствовать формированию целостной картины
мира вне религиозных, философских, научных
рамок.
Взаимопроникновение культур - это реальность,
которую мы наблюдаем в современном мире. Но
сможет ли человечество преодолеть этап
механического поверхностного использовний
методов и традиций разных культур и выйти на
новый уровень глубинной сущностной
гармоничной интеграции, познав новые высоты и
глубины законов мироздания?
Возможный вариант событий в дальнейшем глубокое взаимопроникновение культур,
взаимообогащение и развитие наилуших традиций,
выработанных человечеством за многовековую
историю. А что принесёт национальным культурам
сближение и уход от сохранения в неизменности
классических традиций, будет зависеть от
мудрости и уровня развития коллективного
сознания человечества.
Митрофанова Кристина

20.

Вывод:
• Культуре Востока свойственно устойчивое историческое
развитие, Запад движется вперед рывками.
• Западная культура характеризуется динамическим образом
жизни, разрушается предыдущая система ценностей – возникает
другая. Восточная культура отличается незыблемостью,
непротивлением, устойчивостью. Новые веяния гармонично
встраиваются в существующую систему.
• В восточной культуре уживаются рядом множество религий. В
западной главенствует христианство.
• Восточная культура основывается на древних обычаях, устоях.
Западу свойственно расшатывание традиций.
• Для Запада характерно научное, технологичное, рациональное
познание мира. Восток иррационален.
• Человек западного мира оторван от природы, он повелевает ей.
Человек Востока слит с природой.
• Пучкова Мария
English     Русский Правила