Василий Иванович Белов
1.Особенности литературы конца ХХ столетия (Белов)
2.Место и роль творчества Василия Белова в современной литературе
3.Биография
3.Библиография
4. Анализ « Плотницкие рассказы»
4. Анализ « Привычное дело»
4. Анализ «Лад»
Литература и источники
918.00K
Категория: ЛитератураЛитература

Василий Иванович Белов

1. Василий Иванович Белов

Выполнил : Ванягин А.C 056913
Преподаватель : Никифорова Э.Р

2. 1.Особенности литературы конца ХХ столетия (Белов)

· Василий Белов начал свою творческую деятельность как лирик. Самобытность его видения мира, которая
сравнительна быстро обозначилась в эпике, нельзя распространить на его лирику.
В его ранней лирике он представляется искателем. Хотя нельзя не отметить глубокую честность,
достоверность и искренность, с помощью которых поэт выражает свои мысли о мире и его отношение к нему,
а также нельзя не отметить близости его лирики к жизни, однако эстетическое воздействие во многих
случаях не осуществляется, поскольку проявляющиеся слабости в языковых и «музыкальных» средствах
выражения значительны. Причину этого мы видим в том, что автор во многих пассажах своих ранних
стихотворений не может расстаться с конкретным материалом и с прямым выражением мыслей.
· Замысел, который преследует автор своим творчеством, зависит от многих факторов. Не желая
преувеличить социально-биографический аспект в творчестве В. Белова, мы однако предполагаем, что он
очень важен для понимания и интерпретации его произведений.
· При понимании задач литературы у В. Белова важную роль играют три аспекта: автор рассматривает
литературу как память общества, ее совесть и как хранительницу высокой культуры речи. Категория
исторической памяти должна при этом рассматриваться как центральная. Она получает важное значение и
означает в его произведениях возможность сохранения в памяти прошлых общественных формаций,
воспоминание о разумном отношении к природе и осознание своей гражданской активности при развитом
социализме. Василий Белов такого мнения, что без исторического опыта, без принятия во внимание
материальных и морально-духовных ценностей прошлого не может жить ни народ, ни отдельная личность.
· В рассказах, использующих элементы сказа, можно найти новые варианты. В них автор отказывается от
ситуации встречи и развивает события только из перспективы социально точно обрисованного образа. Они
больше не комментируются рассказчиком. Таким образом, В. Белов ориентирует только на «чужую» речь

3. 2.Место и роль творчества Василия Белова в современной литературе

· В советской научной литературе исследования литературного творчества Василия Белова
охватывают приблизительно два последних десятилетия. На основе его произведений
анализируются тенденции развития современной советской литературы.
Мнения о его произведениях различны, иногда противоположны. Только очень немногие
литературоведы предпринимают попытку подробнее и глубже исследовать художественную
специфику его творчества.
· Советский литературовед Г. Белая высказалась за то, чтобы, освободить творчество В.
Белова из тесных оков деревенской прозы и увидеть в нем наряду с другими автора,
который уже в 60 годы искал новые пути художественного восприятия действительности и
обогатил поэтику современной советской прозы. Мы тоже придерживаемся того мнения, что
писатель уже в своем раннем эпическом творчестве стремился, хотя и не так
последовательно, концепционно не так глубоко продумано и в художественном смысле не
так зрело, как в его более поздних произведениях к тому, чтобы исследовать
художественными средствами образ жизни своих современников и способствовать
оживлению традиционных эпических форм.

4. 3.Биография

Василий Белов родился 23 октября 1932 года в
д.Тимониха Вологодской области в семье
крестьянина. Окончив деревенскую школу,
работал в колхозе, затем служил в армии. Стихи
и рассказы Белова публиковались в
провинциальных газетах и журналах. В 1964 году
окончил Литературный институт им. А.М.
Горького, учился в поэтическом семинаре Л.И.
Ошанина. За вклад в развитие литературы был
награжден Государственной премией СССР.
Белов жил в Вологде, являлся активным деятелем
Союза писателей России.

5. 3.Библиография

1961 - «Деревенька моя лесная»
1963 – «Знойное лето»
1964 – «Речные излуки»
1966 – «Привычное дело»
1968 – «Плотницкие рассказы»
1969 – «Бухтины вологодские»
1972-1987 – «Кануны»
1978 – «Бессмертный кощей»
1982 – «Лад». Очерки о народной эстетике»
1986 – «Все впереди»
1989-1991 – «Год великого перелома»
2000 – «Повседневная жизнь русского Севера»

6. 4. Анализ « Плотницкие рассказы»

«Плотницкие рассказы» — повесть своеобразная по композиции и стилю. Сюжетный стержень
произведения — строительство сельской бани, которую городской отпускник-рассказчик решил
восстановить на опустевшем отцовском подворье с помощью соседей-плотников — стариков Олеши
Смолина и Авенира Козонкова. Совместная работа, во время которой ведутся неспешные беседы, редкие
застолья дают возможность старикам рассказать о себе и о своем сверстнике, с которым вместе
взрослели и шли жизненными дорогами. Вся повесть композиционно построена как чередующиеся
рассказы Смолина и Козонкова о детстве, юности, взрослой поре.
На первых страницах повести возникает контрастное сопоставление героев, которым впору подводить
итоги прожитой жизни. Оказывается, Авенир Козонков не охотник до тяжелой крестьянской работы, в том
числе и плотницкой. Он большой хитрец и говорун, охотно пишущий жалобы в сельсовет на соседей,
статьи в газеты. При городском госте он намекает Смолину на ворованное сено, говорит, что напишет куда
следует, и сено у Олеши отберут, поскольку тот косил без разрешения.
Насчет «написать куда следует» старшему поколению хорошо известно: доносы поощрялись, и доносчик
всегда имел некоторые преимущества. В этой роли Козонков не видит ничего предосудительного. Он
считает себя вправе выступать в роли общественного обвинителя. Олеша Смолин отличается честным
отношением к жизни, унаследованным от отца в своей семье.
Анализируя характеры и жизненное поведение обоих стариков, выросших будто бы в одних и тех же
социальных условиях, писатель задается вопросом и предлагает читателю подумать над ним: почему
столь разная житейская философия сложилась у этих людей? И Олеша Смолин, мудрый старик, находит
это объяснение в том, что не у каждого совесть есть. А Козонков в беседе с рассказчиком не стесняется
выглядеть наглым и бессовестным, вороватым. Эти свои поступки он оценивает как сообразительность и
удальство.
Повести В. Белова были высоко оценены литературной критикой тех лет. Сила таланта писателя —
результат знания судеб деревни, ее социальных типов, понимания противоборствующих нравственных
позиций, внимания к духовной жизни людей.

7. 4. Анализ « Привычное дело»

Житейская основа повести, связанная с происхождением писателя и хорошо ему знакомым деревенским
бытом, отодвигается в «Привычном деле» на второй план. Главное внимание автора сосредоточено на
глубинных явлениях — на жизненной философии людей, помимо своей воли попавших в жернова
советской колхозной действительности. Главный герой повести, средних лет крестьянин Иван
Африканович, настолько слит с подлинной, многоцветной и многомерной жизнью, что оценка его характера
и поступков оказывается почти невозможней — как невозможно в категориях «хорошее — плохое»,
«черное — белое» оценивать саму жизнь в ее противоречивых проявлениях. «Везде жись, — рассуждает
герой в начале повести. — И все добро, все ладно. Ладно, что и родился, ладно, что детей народил. Жись,
она и есть жись». В этой жизни Иван Африканович работает, пьянствует то от беспечности, то от
беспросветности, всем сердцем любит свою жену Катерину, снова работает, отправляется в город на
заработки, трагически переживает смерть жены.
Единство этого мощного потока жизни, нераздельность светлых и темных сторон как во внешних событиях,
так и в характере героя, подчеркивается всем стилистическим строем произведения. Интонации Белова
соответствуют ровному ритму жизни, они полностью лишены патетики. Сильнейшие человеческие чувства,
от счастья до смертного отчаяния, заключены в строгие повествовательные формы. Автор избегает
прямых оценок, он дает читателю возможность сделать это самостоятельно, полностью погружая его в
слитный поток бытия, во власти которого находится сам. В диалогах и монологах деревенских жителей (а
их в «Привычном деле» много; Белов словно предоставляет своим героям полную свободу мнений и
высказываний) выражается крестьянское миропонимание. Одним из одушевленных персонажей,
ощущения которого органично вписываются в повествовательный поток, становится даже корова Рогуля,
которая «всю жизнь была равнодушна к себе, и ей плохо помнились те случаи, когда нарушалась ее
вневременная необъятная созерцательность». Чувство жизни, сила сопротивления смерти удерживают
Ивана Африкановича от самоубийства. И хотя его горе после смерти жены сильнее даже смертного страха
во время войны, — он преодолевает отчаяние оставленности. В финале повести Иван Африканович
выбирается из леса, в котором едва не заблудился, и это событие приобретает символическое значение.
Иван Африканович находит в своей душе силы жить, хотя ему «вздоху нет» после смерти Катерины, в
которой он винит себя, плохо берегшего жену. Таким образом в финале «Привычного дела» Белов
показывает трагическое возвышение человеческого духа.

8. 4. Анализ «Лад»

В центре повествования деревня с ее обычным укладом. Данные поселения мало
отличаются друг от друга. В этой преобладают открытые просторы, чем наличие деревьев.
На горизонте появляется мужичонка на телеге, с трудом удерживающий вожжи ввиду
беспробудного опьянения. Иван Дрынов с ранних часов навеселе, успевший уже
употребить спиртного по случаю встречи с другом Михаилом.
Мишка также пребывает в веселом расположении духа, причем довел приятеля до
кондиции, что тот едва помнит обратную дорогу в поселок. В соседнее село он совершил
поездку исключительно с целью взятия продуктов для местного магазина. После герой
сожалел бы, если бы не отметил событие разговором с давним знакомым.
Незначительно протрезвев и вспомнив маршрут домой, поворотив телегу в нужном
направлении, на глаза снова попадается дружок. Не отказывая приятелю, приходится
снова выпивать на дорожку.
Совершенно опьянев, ему вдруг приходит мысль, что не плохо бы сосватать Мишаню за
двоюродную сестру. На пьяную голову друзья отправляются к родственнице Ивана,
проживающей в данном местечке. Будучи одинокой, она отказывается от их предложения,
разместив на ночлег нежданных гостей в бане из опасения иметь в доме двоих изрядно
подвыпивших мужчин.
История наглядно изображает привычный уклад русской деревни, для жителей которых
привычным является одурманивание алкоголем и полная забывчивость о возложенных
обязанностях.

9. Литература и источники

http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/belov/lad
http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkie-biografii/vasilij-belov
https://classlit.ru/publ/literatura_20_veka/drugie_avtory/privychnoe_delo_belov_opisanie_i_analiz_povesti/63-1-0-1414
https://classlit.ru/publ/literatura_20_veka/drugie_avtory/plotnickie_rasskazy_analiz_povesti_belova_v_i/63-1-0-853
https://24smi.org/celebrity/53039-vasilii-belov.html
https://www.booksite.ru/belov/diss/11.htm
English     Русский Правила