11.03M
Категория: ИскусствоИскусство

Балет "Весна священная"

1.

Презентация «история
создания балета «весна
священная» и интересные
факты о балете»
Автор: Цвингер В.А.
ГБУ ДО ДДТ «Олимп» Выборгского района Санкт-Петербурга
Сентябрь 2020

2.

В «Весне священной» нет ярко выраженной сюжетной линии. Недаром балет
имеет подзаголовок «Картины жизни языческой Руси», данный ему автором.
В канун праздника Священной весны, символизирующего пробуждение
природы и новой жизни, племя собирается у священного кургана. Юноши и
девушки водят хороводы, веселятся, танцуют. В их танцах воплощаются
фрагменты повседневной жизни и труда, в движениях безошибочно
угадывается, как юноши пашут землю, а девушки прядут. Постепенно танцы
перерастают в исступленную пляску, а затем юноши, желая похвалиться силой
и удалью, затевают Игру двух городов. Всеобщую вакханалию нарушает
появление старцев и их главы - Старейшего-Мудрейшего. СтарейшийМудрейший взывает к благоразумию юношей, силясь их успокоить. Веселье
стихает, и девушки собираются вокруг костра. Они знают, что в эту ночь,
согласно обряду, одну из них должны принести в жертву богу Весны и силам
природы, чтобы земля была щедра к людям и порадовала их плодородием и
богатым урожаем.
После череды обрядов из круга девушек выходит Избранная — та, которой
предначертано умереть ради блага своих соплеменников. Она начинает
священную пляску, темп которой все время нарастает и, в конце концов,
обессиленная девушка падает замертво. Жертва принесена, и земля вокруг
расцветает, приходит весна, обещая людям тепло и благодать.

3.

Интересные факты
• В швейцарском городке Кларансе, где
Стравинский писал музыку к балету, одна из
улиц так и называется — улица Священной
Весны.
• В варианте одного из либреттистов «Весны
священной» Николая Рериха балет должен был
называться «Великая жертва».
• «Весна священная» стала последним
произведением Стравинского, написанным им в
России.
• У кубинского писателя Алехо Карпентьера,
большого поклонника музыки, есть роман,
который называется «Весна священная».
• Многие оригинальные костюмы персонажей
«Весны священной», как и их эскизы, были
распроданы на аукционе Сотсби, попали в
частные коллекции, а некоторые даже носились
в быту. Так, один из костюмов надевала на
вечеринки британская актриса Ванесса
Редгрейв.

4.

«Весна священная» заняла почетное
место среди 27 музыкальных
произведений, записанных на
золотой пластинке, которая в 1977
году была заложена в космический
корабль «Вояджер». После
выполнения научноисследовательской миссии кораблю
предстояло бесконечное
путешествие по межгалактическим
просторам, и 27 специально
отобранных музыкальных шедевров
должны были выполнить функцию
культурного послания землян на
случай возможной встречи корабля с
другими цивилизациями.

5.

• Стравинский в течение жизни дважды
переписывал отдельные отрывки из
«Весны священной». В 1921 г. он
предпринял музыкальную реконструкцию
балета для новой постановки балета, а в
1943 г. адаптировал «Великую священную
пляску» для Бостонского симфонического
оркестра.
• В настоящее время создано около 50
новых версий балета.
• Музыку из «Весны священной» Уолт
Дисней выбрал для мультфильма
«Фантазия», чтобы проиллюстрировать
таким образом процесс возникновения
жизни на земле.

6.

• В Саратове в Музее имени
Радищева хранится картина
Николая Рериха «Весна
священная». Она представляет
собой эскиз декорации
«Великая жертва» ко второй
картине балета.
• В 2012 г. в Калининграде в
Кафедральном соборе музыка
балета была исполнена в
переложении Стравинского для
фортепиано в четыре руки.
Шедевр прозвучал в органном
исполнении и в
сопровождении светоцветовых эффектов.

7.

• История создания «Весны священной»
История появления «Весны священной» содержит немало противоречий, и главное из них — кого
считать «крестным отцом» балета. Либретто «Весны» разрабатывалось композитором Игорем
Стравинским и художником Николаем Рерихом в тесном соавторстве, но в своих более поздних
воспоминаниях и интервью каждый утверждал, что именно он стоял у истоков рождения шедевра. По
словам Стравинского, идея будущего балета явилась ему во сне. Образ молодой девушки, кружащейся
в исступленном танце перед старцами и, в конце концов, падающей в изнеможении, настолько ярко
запечатлелся в сознании композитора, что однажды он рассказал об этом сне Рериху, с которым его
связывали приятельские отношения. Стравинский знал об увлечении Рериха язычеством, о том, что
художник занимался изучением обрядовой культуры древних славян, и предложил поработать над
либретто «Весны священной». Однако Рерих впоследствии категорически отрицал изложенную
приятелем и соавтором полумистическую версию событий. По его словам, в 1909 году Стравинский
приехал к нему специально с предложением о сотрудничестве — он хотел написать балет. Рерих
предложил композитору два сюжета на выбор — один назывался «Шахматная игра», а другой как раз и
представлял собой будущую «Весну священную». Подтверждением слов художника могут служить
архивные документы, согласно которым Рериху был выплачен гонорар как автору либретто «Весны
священной».
Так или иначе, в 1909 году началась работа над балетом. Она шла с перерывами, поскольку в этот
период Стравинский был занят сочинением «Петрушки» - другого балета на русскую тематику,
заказанного ему знаменитым импресарио Сергеем Дягилевым для «Русских сезонов». Лишь в 2011 г.
после премьеры «Петрушки» Стравинский вернулся к своему замыслу. В результате новой встречи с
Рерихом осенью 1911 года в Талашкино - имении известной меценатки княгини М.К. Тенишевой - идея
балета оформилась окончательно. В последнем варианте его структура была ограничена двумя
действиями - «Поцелуй земле» и «Великая жертва».

8.

• Постановку спектакля, которому надлежало
стать «гвоздем» очередных «Русских сезонов»,
Дягилев поручил самому яркому танцовщику
своей труппы Вацлаву Нижинскому. Репетиции
проходили сложно. В своем стремлении
воплотить на сцене мир языческой Руси и
передать эмоции, владеющие участниками
ритуального действа, Нижинский отказался от
привычной пластики классического балета. Он
заставил танцовщиков развернуть стопы внутрь
и выполнять движения на прямых ногах, что
создавало эффект грубой неуклюжести,
примитивности. Усугубляла ситуацию
непривычно сложная для балетного слуха
музыка Стравинского. Чтобы труппа не сбилась
с заданного композитором ритма, Нижинский
вслух считал такты. Среди артистов зрело
недовольство, и все же работа над балетом
была доведена до конца.

9.

Интерес к «Русским сезонам» у Парижа был огромен,
поэтому премьерный показ нового спектакля, состоявшийся
в мае 1913 года в театре Елисейских Полей, начался при
полном аншлаге. Но уже первые такты повергли почтенную
публику в шок. Зрители мгновенно разделились на два
лагеря — одни восхищались новаторством Стравинского,
другие принялись освистывать как музыку, так и
революционную хореографию Нижинского. В зале началась
вакханалия. Артисты не слышали музыки, но продолжали
танцевать под громкий счет Нижинского, отбивавшего такт
за кулисами. Таким было первое знакомство публики с
главным балетом XX века, как станут впоследствии называть
«Весну священную». Но это будет гораздо позже. А тогда
спектакль выдержал всего шесть показов, после чего исчез
из репертуара дягилевской труппы. В 1920 году по просьбе
Дягилева его заново поставил молодой хореограф Леонид
Мясин, но эта постановка прошла незамеченной.
Подлинный интерес к «Весне священной» вспыхнул только
во второй половине XX века.
Но об этом следующий урок…
English     Русский Правила