584.63K
Категория: ФилософияФилософия

Бытие как тема философии

1.

2.

БЫТИЕ
Философское понятие, концептуализирующее
наличие явлений и предметов, а не
содержательный их аспект; синоним понятий
«существование» и «сущее». Часто
выступает как элемент понятийной опозиции
Проблемы бытия изучает
философская дисциплина «онтология»

3.

Возникновение понятия «бытия»
Понятие «бытие» возникает в
учении древнегреческого
философа-элеата Парменида
Парменид
540-450 до н.э

4.

Оформление категории «бытие» в философии
было вызвано необходимостью дать ответ
на два важных мировоззренческих вопроса
Ничего из видимого нами не
Окружающая человека
является вечным:
реальность наполнена
всё возникает, изменяется,
многообразием
разрушается и уходит из
разнородных вещей, идей,
мира
понятий, несхожи друг с
другом.
Есть ли в мире нечто,
Отделены ли они друг от существующее всегда,
друга или мир целостен и
то, что никогда не
в его основание есть
изменяется, или всё,
нечто, что обеспечивает
что есть, обречено на
единство мира
распад и гибель?

5.

Что общего можно найти между
указанными явлениями
Камень
Произведение искусства
Человек
Явление природы

6.

Общее воплощение в слове «Есть»
И камень, и
человек, и
произведение
искусства, и
явления
природы, и
мудрость и
безумие - всё
это
Есть
Все многообразные вещи и
идеи мира связаны воедино
общими признаком «быть»
Это общее, объединяющее
свойство и получило название
бытия

7.

Быть
Значит
находиться
в наличии,
обладать бытием

8.

Отдельные вещи
разрушаются и
гибнут
Мир в целом
существует
За всеми возникающими и уходящими
явлениями стоит нечто неизменное –
определяющее то, что они есть
В мире есть нечто стабильное,
устойчивое и вечное
Бытие, лежащее в
основе мира

9.

Бытие
Важнейшая
категория
философии
Необходима для придания
нашей картине мира
целостность и
стабильно
Только после признания существования бытия
можно ставить вопрос о возможности познания
мира, о постановке верных ориентиров и целей
в жизни, о путях развития философии, науки,
морали

10.

Понятние «бытие» в широком
смысле означает
Существование
Бытие в
философии
БЫТИЕ
Реальность, существующая
объективно, не зависимо от
человека
Материальное
существование природной
и социальной реальности

11.

Первый Вид бытия
Природное
бытие
- Бытие естественных
природных вещей и процессов

12.

Второй Вид бытия
Социальное
бытие
- Бытие общества как
объединения разумных существ

13.

Третий Вид бытия
Духовное
бытие
Бытие в сфере субъективной
психической реальности –
внутренним мире разумного
существа

14.

Четвертый Вид бытия
Компьютерное
бытие
Бытие в сфере искусственной
компьютерной реальности

15.

Первое понимание бытия в философии
Линия Парменида
Бытие –
Это нечто
неизменное, единое,
неподвижное,
самотождественное

16.

Второе понимание бытия в философии
Линия Гераклита
Бытие –
это изменчивое
и
претерпевающее
постоянное
становление

17.

Бытие по Пармениду
Бытие – это то, что является
причиной всего и ни от чего не
зависит, оно не возникает и не
исчезает; оно неделимо, всегда есть
всё целиком; оно не может,
следовательно, быть меньше или
больше, оно здесь и сейчас, его не
может быть завтра или вчера; оно
совершено, закончено, существует в
строгих границах
Парменид

18.

19.

Главным результатом «открытия» бытия
оказывается онтологическая гарантия и
стины, обоснованиевозможности науки.
Бытие, таким образом, является для
Декарта и всей рационалистической
традиций 17 в.точкой пересечения
мыслимого и существующего, а потому
понятие бытия имеет объективную
значимость.

20.

Вместе с темой бытия как
субстанции постепенно
развивается критика
категории бытия.
Неопределимость бытия, отмеченная Паскалем с
тремление сущности к бытию у Лейбница,
граница между бытием и волей, проведенная
Декартом и Мальбраншем, —
все это свидетельствует о сужении сферы
применения категории бытия при сохранении
традиционного тождества бытия и
умопостигаемости. Аналогичное сужение
характерно и для философии Беркли с ее
тезисом: «быть, значит быть воспринимаемым»

21.

Средневековая философия, опираясь на
известное библейское самоопределение
Бога: «Я есть сущий»
(Исход, 3,14), часто сближает понятия
бытия и Бога, считая бытие единственно
возможным безусловным предикатом Бога.

22.

Различные
трактовки бытия выразились также в
споре реалистов иноминалистов,
соответственно тяготевших к платонизму и
аристотелизму. Под влиянием
онтологии арабских перипатетиков возникает
различение сущности и существования, в
которой выделяются два аспекта бытия : его иде
альное содержание и его реальная
положенность.
English     Русский Правила