5.40M
Категории: МедицинаМедицина РелигияРелигия

Религиозные оценки новых репродуктивных технологии

1.

LOGO
Религиозные оценки новых
репродуктивных
технологии

2.

3.

4.

Новые репродуктивные технологии
LOGO
Развитие (с середины 1970-х
гг.) технологий искусственной
репродукции человека стало
еще одним источником
моральных дилемм. Такие
технологии нередко включают
манипуляции с человеческими
эмбрионами, которые при этом
обрекаются на гибель. В
результате актуальной и
далёкой от общепринятого
решения становится и проблема
установления критериев для
точного определения начала
человеческой жизни как
момента, с наступлением
которого развивающийся
организм рассматривается как
медиками, так и будущими
родителями в качестве
морального субъекта.
Company Logo

5.

LOGO
Новейшие технологии
репродукции человека
привлекают самое пристальное
внимание богословов,
представляющих различные
религиозные конфессии, что
само по себе понятно.
www.themegallery.com
Company Logo

6.

Новые репродуктивные технологии
ИСД
Искусственная
инсеминация
спермой
донора
ЭКО
ПЭ
Экстракорпоральное
оплодотворение
Суррогатное
материнство
LOGO

7.

Искусственная инсеминация
LOGO

8.

LOGO
Метод искусственной инсеминации
заключается во введении сперматозоидов в матку при
отсутствии полового контакта, то есть с помощью
технических средств. Этот метод известен около 200 лет - в
конце XVIII в. итальянский аббат Спаланцани провел
искусственное оплодотворение собаки, а в 1799 г.
англичанин У. Хантер применил искусственное
оплодотворение у человека (женщине была введена сперма
ее мужа, имевшего анатомическую аномалию). Начиная с
60-х гг. XX в. этот метод постепенно становится одним из
клинических методов лечения бесплодия.
Искусственная инсеминация

9.

Искусственная инсеминация
LOGO
Искусственная инсеминация может быть гомологичной - с
использованием спермы мужа (ИСМ) и гетерологичной - с
использованием спермы донора (ИСД).
При успешном применении ИСМ биологические и социальные
родители ребенка совпадают, и потому такой метод вызывает
сравнительно мало этических возражений и, как правило, не
противоречит устоявшимся правовым нормам семейно-брачных
отношений.
Рождение же ребенка с помощью ИСД сопряжено со многими
противоречиями морального порядка и, как показал опыт
последних десятилетий, требует специальных норм,
регулирующих такую практику.

10.

Искусственная инсеминация
Наиболее давняя, как уже
отмечалось, традиция
обсуждения этой и
смежных с ней этических
проблем медицины
имеется в католицизме.
По сравнению с другими
религиозными
конфессиями
характерным отличием
позиции Римскокатолической церкви
является более важная
регламентирующая роль
соответствующих
официальных документов.
LOGO
Католическая мораль в
целом отрицательно
относится к искусственному
оплодотворению, в
особенности - к
гетерологическому, так как
это противоречит ценности
брака, достоинству
супругов, самому
предназначению родителей
и праву ребенка быть
зачатым и рожденным на
свет в браке и благодаря
браку.
Company Logo

11.

LOGO
Различные аспекты позиции Русской Православной Церкви
по отношению к искусственному оплодотворению в
последнее время активно обсуждаются.
Отмечая несомненно важное значение деторождения соучастия супругов с Богом в творении нового человеческого
существа, РПЦ подчеркивает, что этический смысл брачного
союза не исчерпывается только репродуктивной функцией
мужа или жены.
Company Logo

12.

LOGO
Главный Патриарх РПЦ говорит, что, в отличие от в
целом более прямолинейной позиции Римскокатолической церкви, православные теологи (в
основном - зарубежные, прежде всего американские) дифференцированно относятся к
применению различных методов искусственного
оплодотворения:
Company Logo

13.

-Искусственное оплодотворение незамужней женщины осуждается,
LOGO
главным образом, исходя из интересов ребенка.
- Искусственное оплодотворение замужней женщины без согласия
мужа считается недопустимым, так как приравнивается к «обычной»
супружеской измене.
- Донорство яйцеклеток и эмбрионов (так же как и донорство спермы)
считается морально недопустимым.
- Искусственное осеменение спермой мужа рассматривается как
вполне уместный способ использования медицинских знаний,
позволяющий христианскому браку реализовать одну из главных его
целей - продолжение рода,
- Главная причина отрицательного отношения к методу
оплодотворения in vitro заключается в неизбежном появлении при
этом «избыточных» эмбрионов, а то, что их будущее определяется
врачами, полагается несовместимым с представлениями церкви о
человеческом эмбрионе - носителе человеческого достоинства.
- Использование одно и единственной яйцеклетки для
оплодотворения in vitro одними православными богословами
отрицается как шаг опасный, ведущий к «дегуманизации
человеческой жизни» у самых ее истоков, другие же высказываются в
пользу признания этической приемлемости такой модификации
метода оплодотворения in vitro.
Company Logo

14.

LOGO
Протестантская церковь делает упор на
интересах будущего ребенка, на гарантиях его
права на родственные отношения. Что касается,
например, возможности гетерологического
оплодотворения, то оно не исключается, хотя понастоящему и не рекомендуется.
Company Logo

15.

LOGO
“Если девственная женщина будет
купаться в воде, содержащей сперму, то
она может забеременеть”
В качестве основания
допустимости искусственной
инсеминации с позиций иудаизма
обычно приводится следующее
место из Талмуда:
Company Logo

16.

LOGO
В то же время большинство раввинов осуждает
оплодотворение донорской спермой. Но если доказано, что
никакая иная терапия невозможна, а данный способ может
помочь, то в качестве крайнего средства допускается
оплодотворение спермой мужа.
Company Logo

17.

LOGO
Ислам считает не противоречащим
мусульманской морали и мусульманскому праву
все методы искусственного оплодотворения (в
том числе и ЭКО), если для этого используется
сперма законного мужа.
Company Logo

18.

LOGO
Мусульманские авторы категорически подчеркивают,
что при использовании новейших медицинских
технологий деторождения необходимо знать донора
половых клеток с тем, «чтобы исключить
кровосмешение и обеспечить законную родственную
связь в соответствии с мусульманским правом».
Company Logo

19.

Когда РАЗРЕШАЕТСЯ
LOGO
1) Разрешается, если при оплодотворении
используются сперма мужа и
яйцеклетка жены.
2) Разрешается, если оплодотворенная
яйцеклетка от мужа и жены или
полученный в лабораторных условиях
зародыш спермы мужа и яйцеклетки
жены помещается в ее же матку (т. е.
жены), от которой была взята
яйцеклетка.
Company Logo

20.

Когда ЗАПРЕЩАЕТСЯ
ЗАПРЕЩАЕТСЯ, если
есть какие-либо
сомнения в том, что
сперма мужа и
яйцеклетка жены
подменены или
смешаны с семенем
другого мужчины.
LOGO
Если есть какие-либо
сомнения в том, что сперма
мужа и яйцеклетка жены
подменены или смешаны с
семенем другого мужчины.
Company Logo

21.

Религиозные аспекты
LOGO
Допустимо ли искусственное оплодотворение
незамужней женщины? В разных странах этот
вопрос решается по-разному. В одних за
одинокими женщинами не признается право на
искусственное оплодотворение; в других такой
нормы нет. В связи с этим Швецию, например,
называют страной «репродуктивного туризма», в
которую с целью пройти ИСД приезжают женщины
из стран с более строгими законами.
В «Основах законодательства РФ об охране
здоровья граждан» (ст.35) такое право
предоставляется каждой совершеннолетней
женщине (то есть и незамужней). В «Инструкции
по применению искусственной инсеминации
женщины спермой донора по медицинским
показаниям» МЗ РФ (1993) говорится:
«Разрешается также проведение ИСД женщинам
фертильного возраста, не состоящим в браке, при
этом заявление оформляется одной женщиной».

22.

Экстракорпоральное оплодотворение
LOGO

23.

Экстракорпоральное оплодотворение
LOGO
Другой современной репродуктивной технологией
является оплодотворение «в пробирке» (IVF - in
vitro fertilisation), иначе называемое
«экстракорпоральным оплодотворением» (ЭКО) .
Идея оплодотворения вне тела женщины возникла
еще в прошлом веке, а практически к ее
осуществлению приступили в 40-х годах XX в.,
когда американские ученые осуществили «зачатие
в пробирке». Однако сохранить зародившуюся
жизнь удалось лишь в течение нескольких часов.
Честь создания метода IVF принадлежит
английским ученым - эмбриологу Р. Эдвардсу и
акушеру-гинекологу П. Стептоу.
первый «ребенок из пробирки» - Луиза Браун
родился в июле 1978 г. в клинике Кембриджского
университета
1986 г. и родился первый в нашей стране
«ребенок из пробирки».

24.

Когда ОДОБРЯЕТСЯ ЭКО
LOGO
Отношение к экстракорпоральному оплодотворению бывает
положительным лишь в том случае, если осеменение не нарушает
целостность и моральные нормы брака.
То есть, парам, у которых нет детей, можно применять подобный
способ забеременеть только с использованием клеток мужа. В
таком случае прикрепление эмбриона к слизистой матки
практически ничем не отличается от естественного
оплодотворения. Конечно же, если у мужа имеются тяжелые
патологии, нарушающие состав спермы, или по каким-либо
причинам в ней нет сперматозоидов, то ЭКО не используется.
Company Logo

25.

Когда ЗАПРЕЩАЕТСЯ ЭКО
LOGO
1) Манипуляции с эмбрионом, когда предполагается его консервация
или заморозка. Такое неодобрительное отношение к ним
объясняется тем, что эмбрион в православии — это живое
существо. Таким образом, при отборе жизнеспособных зародышей
происходит их убийство — а это грех. Более того, при таких
манипуляциях обесценивается жизнь человека: она
рассматривается как нечто второстепенное.
2) Применение донорских клеток. Беременность и роды в таких
случаях связаны с нарушением целостности и неповторимости
брачного союза. Более того, это нарушает достоинство будущего
ребенка как личности (так, он теперь не имеет права на
единственных и неповторимых родителей).
3) Приверженцам нетрадиционных семей также надо знать, как
церковь относится к искусственной инсеминации. Нетрадиционная
семья является грехом, так как подрывает нравственные устои и
противоречит основным догматам православия.
4) Если ЭКО применяется одинокой женщиной и мужчиной.
5) Если при получении сперматозоидов используется мастурбация.
Дело в том, что она рассматривается православной церковью как
грех. Для этого существуют медицинские методики.
Company Logo

26.

ЭКО
LOGO
Авторы «Концепции адвентистского «международного
медицинского общества» в целом положительно оценивают
метод ЭКО: «Использование оплодотворения in vitro может
быть большим благословением для бездетных супругов,
позволяя им завести ребенка, который будет их ребенком»
Company Logo

27.

Экстракорпоральное оплодотворение
LOGO

28.

29.

Конвенция Совета Европы
LOGO
КОНВЕНЦИЯ О ЗАЩИТЕ ПРАВ И ДОСТОИНСТВА
ЧЕЛОВЕКА В СВЯЗИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДОСТИЖЕНИЙ
БИОЛОГИИ И МЕДИЦИНЫ(1997)
Статья 18
(Исследования на эмбрионах in vitro)
1. Если закон разрешает проводить
исследования на эмбрионах in vitro, он
же должен предусматривать
надлежащую защиту эмбриона.
2. Создание эмбрионов человека в
исследовательских целях запрещается.

30.

Суррогатное материнство
LOGO

31.

Суррогатное материнство
LOGO
технология
репродукции человека,
при которой женщина
с помощью
искусственного
оплодотворения
добровольно
соглашается
забеременеть с целью
выносить и родить
ребёнка, который
будет затем отдан на
воспитание другим
лицам. Эти лица и
будут юридически
считаться родителями
данного ребёнка,
несмотря на то, что его
выносила и родила
суррогатная мать.

32.

Суррогатное материнство
LOGO
Первый случай суррогатного
материнства был
зарегистрирован в 1985 году в
Америке. Пожилая женщина
выносила ребенка своей дочери,
так как у последней была
неоперабельная непроходимость
труб.
А в России первый ребенок
появился в 1991 году в Харькове,
под наблюдением профессора
Грищенко В.И. и Дахно Ф.В. Там
мама родила ребенка
собственной дочке с врожденным
отсутствием матки.
Чаще, однако, такая практика
осуществляется на основе
контракта, который
предусматривает оплату услуг
«женщины-носительницы» и
юриста, составляющего контракт.

33.

Суррогатное материнство
Суррогатное
материнство”
отвергается всеми
католическими
авторами. В то же
время среди
католических авторов
есть теологи, которые
считали бы этически
приемлемым метод
ЭКО, если бы он
исключил проблему
“избыточных”
эмбрионов.
LOGO
Все разновидности
«суррогатного материнства»
единодушно отвергаются
всеми православными
богословами.
Протестантская церковь
делает упор на интересах
будущего ребенка, на
гарантиях его права на
родственные отношения.
Что касается, например,
возможности
гетерологического
оплодотворения, то оно не
исключается, хотя понастоящему и не
рекомендуется.
Company Logo

34.

Суррогатное материнство
LOGO
Всемирная медицинская ассоциация требует
законодательного разрешения данной процедуры,
только по медицинским показаниям и при условии
безвозмездности всех ее составляющих — донорства
яйцеклетки и спермы, вынашивания ребенка на основе
добровольного и информированного согласия.
В связи с многочисленными морально-этическими и
религиозными аспектами данною вопроса
национальные законодательства большинства стран
ограничивают суррогатное материнство.
В некоторых государствах (Франция, Германия) оно
запрещено полностью.
Жёсткие ограничения действуют в Греции, Нидерландах,
Норвегии, Швейцарии, Испании.
В других странах запрещены лишь коммерческие
соглашения о суррогатном материнстве и не допускается
рассмотрение по таким соглашениям. Это Канада.
Израиль, Великобритания, штат Виктория (Австралия),
штаты Нью-Гемпшир и Вирджиния (США).
В Канаде договор о суррогатном материнстве не имеет
юридической силы, хотя оно не запрещено законом и
осуществляется частными агентствами. При этом
судебные иски по этому вопросу в Канаде не
рассматриваются, так же как и в Великобритании.

35.

Суррогатное материнство
Комитет Совета Европы по
биоэтике и искусственным
методам деторождения
принял ряд рекомендаций
относительно суррогатного
материнства. Хотя они
содержат строгие
ограничения, тем не менее,
признают, что при
определенных
обстоятельствах
использование медицинских
технологий для
осуществления суррогатного
материнства может быть
допущено. Определение
таких обстоятельств
отнесено к сфере
национального
законодательства. В таких
случаях суррогатная мать не
должна получать никакой
материальной выгоды и
сохраняет за собой право
оставить ребенка себе.
LOGO

36.

Консервативная позиция
Разрушает институт семьи,
размывая традиционные представления о
социальных ролях родителей и детей
Появление детей «на
заказ»,«ненадлежащего
качества»
Нарушение статуса
эмбриона
Против
LOGO
Нарушение принципа «не навреди»
Манипулирование
жизнью и смертью
человека
Ставит под сомнение принцип
ответственности
родителей и детей
English     Русский Правила