27.51M
Категория: ПсихологияПсихология

Психология нового поколения

1.

ПСИХОЛОГИЯ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
НЛП-ПРАКТИК
ЧЕТВЕРТЫЙ МОДУЛЬ
СТРАТЕГИИ и СЦЕНАРИИ
Ведущие:
Попутаровская Влада
Станислав Гуржий

2.

ВЛАДА ПОПУТАРОВСКАЯ
‣ Автор блога по психологии @vladaolegovna,
где собрана банда котиков из 700.000
подписчиков
‣ Открыла собственный Центр «Психология
Нового Поколения»
‣ Блог Центра @vladateam 87.000 человек
‣ Лицензия на образование
‣ Больше 25 психологов в штате
Учусь с 2004 года:
✔Юр.Фак МГУ ✔Псих.Фак МГУ ✔Магистратура по
педагогике
✔Имею дипломы по ВСЕМ методикам и
направлениям в психологии: от когнитивноповеденческой терапии до НЛП.

3.

Станислав Гуржий
‣ НЛП-мастер, НЛП-тренер, бихевиорист, коуч
‣ Сооснователь и ведущий СанктПетербургского КЛУБА НЛП, тренер и
наставник Высшей Школы НЛП, тренер курса
НЛП-ПРАКТИК в Институте Современного НЛП
в Санкт-Петербурге.
‣ Автор методических материалов в НЛП,
психологии, переговорах.
‣ Разработчик множества кейсов переговоров,
в том числе челночных.
‣ Штатный переговорщик гос.корпораци

4.

ПРОГРАММА КУРСА
Ступень 1
Целеполагание и целедостижение
Ступень 2
Самодиагностика и самопомощь
Ступень 3
Отношения и конфликты
Ступень 4
Стратегии и сценарии
Ступень 5
Работа с убеждениями
Ступень 6
Гипноз и техники изменений
Ступень 7
Лечение фобий и снятие тревожности
Сертификация
По окончании курса всем участникам, успешно прошедшим итоговый экзамен,
выдается сертификат участия, подтверждающий овладение методикой НЛП
на уровне «НЛП-Прaктик» («NLP Practitioner»).

5.

ПРАВИЛА
✓ Носить бейдж
✓ Выключать телефон во время занятий
✓ Ценить время свое и участников. Если опоздали - можно принести что-то для
участников к чаю (взято у прекрасного В.Стрелкина)
✓ Я носила постоянно, да. Но старалась 1 - не опаздывать, 2 - не шуметь.
✓ Конфлиденциальность
✓ Аудио и видео запись запрещены
✓ Сохраняйте чужие истории в тайне
✓ Вопросы
✓ По теме
✓ Прежде чем спросить - поднимите руку и дождитесь разрешения от тренера
✓ Ошибки
✓ Выполняйте все упражнения
✓ Нет ошибок, есть обратная связь и опыт
✓ Обучение - поле и пространство для экспериментов
✓ Не бывает «не правильных» мыслей, идей и картинок

6.

Правила





ПРАВИЛА
Отдых
Если устали - можно двигаться, не мешая остальным участникам
Перерыв для всех, в том числе для тренера
В упражнениях участвуют все
Тренер имеет по своему праву объединять участников в группы и выбирать
участника для демонстрации
✓ Авторские права
✓ Использование диктофонов, фото, видео аппаратуры разрешено ТОЛЬКО
сотрудникам Центра. Несанкциаонированное использование аппаратуры
лишает права на дальнейшее участие в тренинге
✓ Дизайн тренинга и раздаточные материалы охраняются законом об авторском
праве. Материалы предназначены только для индивидуальной работы.
Использование материалов для ведения собственных программ возможно
только с письменного разрешения тренеров

7.

СУБМОДАЛЬНОСТИ:
ПРАВИЛА
Модальностями в НЛП (и психологии) называют каналы получения
информации: зрение - визуальная модальность, слух - аудиальная,
ощущения - модальность, речь - дигитальная. Субмодальности тогда различия внутри модальности. Яркость, размер, положение, цвета, фокус
изображения – это субмодальности визуального канала. Точно так же
существуют субмодальности аудиального канала: громкость, тембр,
стерео/моно. Есть свои субмодальности и у кинестетического канала:
ощущения имеют размер, интенсивность, качество (вибрация, сжатие,
холод, распирание) и местоположение.
Субмодальности касаются только способа представления информации,
но не содержания.

8.

Маленький эксперимент
ПРАВИЛА
Представьте себе толпу незнакомых людей.
И среди этой толпы разместите знакомого вам человека.
Скорее всего он будет более ярким и контрастным. Но может так же
быть, что он цветной, а все остальные - серые, или он объёмный,
а остальные плоские. Вот при помощи этих различий в яркости,
контрастности, объёме или резкости (для визуального канала) мозг
и узнаёт отношение, в данном случае «знакомый - не знакомый».
Для других оценочных различий: хорошо - плохо, нравится не нравится, моё - чужое, - будут использоваться другие
субмодальности.

9.

СУБМОДАЛЬНОСТИ:
ПРАВИЛА

10.

ПРАВИЛА
список субмодальностей
и возможных вопросов,
которые могут их определить.

11.

Визуальные
ПРАВИЛА
Положение
Где находится картинка?
Где этот образ расположен
в пространстве?
Покажите местоположение образа
руками.
Картинка слева или справа от центра?
Эта картинка наклонна?
Цвета
Какие цвета в этом образе?
Цвета живые, яркие или блеклые?
Расстояние
Как близко (далеко) от вас находится
образ?
Попробуйте показать рукой расстояние
до образа.
Фокус
Этот образ резкий или он размыт?
Картинка в фокусе или размыта?
Цветной – ч/б
Это цветное или черно-белое?
Есть ли в картинке цвета?
Яркость
Эта картинка скорее яркая или темная?
В этом контексте это ярче
или темнее, чем обычно?
Детальность
Насколько детализирован этот образ?
Деталей много или мало?
Вы видите только общие контуры или
можете различать детали?

12.

Визуальные
ПРАВИЛА
Фон
Есть ли фон?
Форма
Какой формы эта картинка – круглая,
квадратная, прямоугольная?
Ассоциация – диссоциация
Вы видите себя со стороны или смотрите
на все своими глазами?
Если диссоциация:
Вы видите себя справа, слева или
сверху?
Вы видите свое лицо или спину?
Панорамность
Вы находитесь внутри образа?
Картинка вас окружает или вы видите ее
со стороны?
Граница
Есть ли у этой картинки границы
или ее края расплывчаты?
Имеет ли граница цвет?
Как широка эта граница?
Движение
Это кино или слайд (фотография)?
Есть ли в этом образе движение
или он статичен?
Насколько быстро это движение?
Пропорции
Размеры людей и вещей в этой картинке
имеют нормальное соотношение,
или что-то больше/меньше?
Размерность
Это плоское или объемное?

13.

Аудиальные:
ПРАВИЛА
Положение
Вы слышите это изнутри или снаружи?
Источник звука расположен внутри
вас?
Откуда этот звук исходит?
Монотонность
Это монотонный звук или мелодия?
Высота
Какова высота звука?
Звук скорее высокий или низкий?
Ритм
Есть ли в этом звуке ритм?
Если есть, попробуйте его показать
движением ладони.
Громкость
Какова громкость этого?
Звук громкий или тихий?
Моно/стерео
Звук объемный?
Вы слышите это с одной стороны,
с обеих сторон или звук окружает
вас?
Темп
Это быстро или медленно?
Длительность
Это непрерывное или прерывистое?

14.

Кинестетические:
ПРАВИЛА
Качество
Как бы вы описали ощущения тела:
дрожание, покалывание, тепло, холод,
вибрация, расслабление, напряжение...
Интенсивность
Насколько сильно это ощущение?
Положение
Где находится это ощущение?
Покажите рукой местоположение этого.
Движение
Это ощущение двигается или статично?
Это движение непрерывно или оно
происходит волнами?
Направление
Откуда это движение стартует?
Каково направление его движения?
Как оно приходит из места возникновения
в место, где вы лучше всего осознаете
его?
Скорость
Ощущение перемещается быстро или
медленно?
Есть ли рывки или это плавное движение?
Размер
Это ощущение имеет стабильный размер
или расширяется (сжимается)?

15.

УПРАЖНЕНИЕ «КАК Я
ПРАВИЛА
УЗНАЮ»
Задание этого упражнения касается не того, как вы
вычисляете (например – «моё – не моё», это процесс
оценки), а как вы узнаете об этом. То есть, после того
как вы вычислили, вы же как-то узнаёте «моё – не моё».
Вы же при каждом взгляде в зеркало не проводите
сложные вычисления «я – не я».
Вы об этом уже знаете.
Вот как вы об этом узнаёте?

16.

УПРАЖНЕНИЕ «КАК Я
ПРАВИЛА
УЗНАЮ»
Сравните субмодальные различия:
Я
Не Я
образ ярче / образ тусклее / чётче /
более размытый / объемный / плоский

17.

УПРАЖНЕНИЕ «КАК Я
Визуальный канал
ПРАВИЛА
УЗНАЮ»
Я или не я
Представьте себя посреди группы людей. Чем отличается субмодальности
вашего образа от субмодальностей окружающих людей.
Нравится еда или нет.
Представьте, что на столе стоит несколько блюд, которые вам нравятся,
и несколько тех, которые вы бы есть не стали. Чем отличаются
субмодальности образа «вкусной» и «невкусной» еды?
Моё – не моё.
Представьте, что на столе лежит десяток совершенно одинаковых ручек.
Но одна из них ваша. Чем её представление отличается
от остальных?
Важно – не важно.
Представьте две вещи (ситуации, человека), одна из которых важна для вас,
другая – совершенно не важна. Чем отличаются субмодальности первого и
второго образа.

18.

УПРАЖНЕНИЕ «КАК Я
ПРАВИЛА
УЗНАЮ»
Аудиальный канал
Голос знакомого человека
Чем отличается голос знакомого человека от голоса незнакомого человека?
Мой и чужой голос
Аналогично. Чем субмодальности моего голоса (например, запись
на магнитофоне) отличается от голоса другого человека.
Разные мнения
Если вы для себя формулируете разные оценки ситуации, то можно сравнить
субмодальные отличия внутренних голосов, которыми вы общаетесь с собой.
Один «за» – другой «против».
Приятная музыка
Чем музыка, которая вам нравится, субмодально отличается от той, которая
вам не очень нравится?

19.

ЗНАКОМСТВО С
ПРАВИЛА
ТРАНСОВЫМ СОСТОЯНИЕМ
Трансовое состояние — это измененное состояние сознания.
Изменено оно тем, что внимание человека сфокусировано
определенным образом, перенаправлено. Либо внимание
перенаправлено на внутренние процессы, либо сфокусировано
на какой-либо определенной активности.
Транс — это измененное состояние сознания, при котором
прекращается критическое восприятие информации и снижается
способность последовательно анализировать и осмыслять.
«Я в трансе!» — как правило, значит «Я не могу мыслить».

20.

ЗНАКОМСТВО С
ПРАВИЛА
ТРАНСОВЫМ СОСТОЯНИЕМ
Транс можно назвать легким, бытовым гипнозом. Можно сказать
и по-другому: это захват сознания внешней силой, которая теперь
начинает владеть сознанием.
Например, когда ты сейчас читаешь эти строки, у тебя тоже своего рода
трансовое состояние. Ты видишь только то, что находится прямо перед
тобой (туннельное зрение), не замечая то, что происходит вокруг,
не слышишь шумов вокруг, потому что ты целиком сфокусирован
на содержании.
Есть водительский транс — это тоже измененное состояние сознания,
когда внимание настроено определенным образом, и водитель
сфокусирован на дороге, не отвлекаясь на что-либо другое.

21.

Признаки транса
ПРАВИЛА
«изнутри», как
ощущаете это Вы:
Если глаза открыты — то «туннельное зрение», Вы видите то что перед
Вами, всё что по бокам — расплывается
Изменение восприятия — какие-то объекты Вы можете воспринимать
(видеть, слышать, чувствовать) более ярко, какие-то наоборот выпадают
ёиз восприятия
Ощущение «потока» - когда Вы действуете без излишних размышлений,
ёиз здесь-и-сейчас, движения приходят как будто сами
Если глаза закрыты (хотя можно и с открытыми при достаточной
тренировке) — то внимание на внутренних процессах, Вы можете
не обращать внимания на звуки вокруг Вас, или эти звуки могут вплетаться
в Вашу внутреннюю реальность.

22.

Признаки транса
ПРАВИЛА
«снаружи»:

Меняются темп речи, дыхание, движения. Либо становятся медленнее,
либо быстрее

Если человек сидит с открытыми глазами — то ресницы могут начать
подрагивать

Если человек с открытыми глазами — то зрачки расширяются

Могут расслабиться мышцы лица, измениться цвет кожи
То есть трансы можно различать по динамике:
динамический транс (человек двигается) или статический транс (сидит
или лежит). По направлению внимания: внешний транс (внимание вовне
на какой-либо процесс) или внутренний (внутрь себя)

23.

Кроме этого,
и по глубине:
ПРАВИЛА
трансовые состояния
можно различать
Поверхностный транс — например, когда человек ведет машину. Внимание
сфокусировано определенным образом. Но при этом можно слушать музыку, и
даже разговаривать с попутчиками
Средней глубины транс — например когда человек находится в медитации.
Большая часть его внимания направлена на внутренние процессы, внутренние
образы. Но если в этот момент кто-то войдет в комнату, или обратится к нему —
он это услышит и отреагирует.
Глубокий транс — похож на сон, когда внимание переключается глубоко внутрь.
Если Вы медитируете, то возможно у Вас в медитациях бывают моменты, когда
Вы как бы «отключились, уснули». Через некоторое время вновь осознали себя
в медитации и продолжили.
Трансовое состояние похоже на медитативное состояние. Собственно это одно
и то же :) И точно так же как есть множество видов трансовых состояний, есть
множество видов медитаций.

24.

Чем полезны
ПРАВИЛА
трансовые состояния:
Хороший отдых и восстановление сил. Кстати, человек в обычной жизни
бывает в легком поверхностном трансе каждые час-два.
Это похоже на некоторую отстраненность, легкую задумчивость.
Эти состояния нужны, чтобы бессознательное интегрировало опыт
и исследовало информацию.
Координация работы сознания и бессознательного, головы и тела,
разума и эмоций, логики и интуиции.
Открывается доступ к ресурсам бессознательного - можно найти ответ
на свой вопрос. Кстати, можно перед тем как отправиться
в транс (медитацию), поставить определенную цель, попросить
свое бессознательное найти какой-либо ответ или решение для Вас.
В трансе можно провести терапевтическую работу — с помощью
метафоры, с помощью терапевтических техник. Хотя даже просто побыть
в трансе — уже терапевтично.

25.

Формат 4-1
ПРАВИЛА
Данный способ наведения использует вербальную подстройку
и ведение (невербальная подстройка в этот момент тоже важна)
А. Для подстройки вы даете клиенту сенсорно обоснованные
А. описания его поведенческих реакций, которые возникают
А. и есть у него в настоящий момент - 4 фразы.
В. На этапе ведения вы предлагаете клиенту менее сенсорную
А. фразу, которая не описывает его реальное поведение,
А. но предполагает возникновение у него состояния транса.
С. Далее вы постепенно уменьшаете число фраз, описывающих
А. реальное поведение клиента, и увеличиваете число фраз,
А. предполагающих его погружение в транс.

26.

Формат 4-1
Первый цикл: 4-1
ПРАВИЛА
Присоединение:
1. Вы сидите в этом кресле...
2. И смотрите на меня...
3. И вы легко дышите...
4. И я сейчас с вами разговариваю...
Ведение:
1. И вы можете начать расслабление..

27.

Формат 4-1
Второй цикл: 3-2
ПРАВИЛА
Присоединение:
1. И вы можете ощутить давление рук на колени...
2. И прислушиваться к звуку моего голоса...
3. И свободно вдыхать и выдыхать воздух...
Ведение:
1. И погружаться в транс все глубже и глубже...
2. Отмечая изменение границ собственного тела...

28.

Формат 4-1
Третий цикл: 2-3
ПРАВИЛА
Присоединение:
1. Замечаете ли вы, что ваше тело покачивается в такт дыханию?...
2. По мере того, как ваши глаза закрываются...
Ведение:
1. И вы можете начать получать удовольствие и чувство покоя...
2. Чувство покоя, которое охватывает ваши руки... и ваше тело...
3. Позволяя вам погружаться все глубже... в ваше внутреннее
пространство, которое принадлежит только вам...

29.

Формат 4-1
Четвертый цикл: 1-4
ПРАВИЛА
Присоединение:
1. Интересно отметить шум за окном...
Ведение:
1. Который напоминает вам о чем-то давнем
2. Какое-то приятное воспоминание, связанное с покоем...
3. Это все равно, что отправляться в путешествие...
в незнакомую страну...
4. И вместе с тем ожидать, что многое будет вам знакомо...

30.

Формат 4-1
ПРАВИЛА
Пятый цикл:
Ваша речь может содержать только
несенсорные фразы, которые описывают
предполагаемое вами состояние транса.

31.

Паттерны для
Ех. Любовь, свобода, счастье...

















ПРАВИЛА
составления необычных
связок
Каким должно быть сочетание А и В, чтобы реализовалось С?
Интересно, после А чего больше в теле - С или В?
Если к А добавляется С и В, то как меняется А?
Интересно, чего больше: А в В или В в А?
Я не знаю, что важнее: А, или В, или С, или D, но вот Y.
Неизвестно, что наступит раньше: А, или С, или это произойдет одновременно,
но не раньше, чем В.
Когда ты говоришь (думаешь) А, ты имеешь ввиду А, или В, или С?
Когда ты замечаешь А, интересно, осознаешь ли ты В?
И А может быть похоже на В, а В - на С, и в то же время совсем по-другому…
Интересно, как много А в В... как много А поддерживает В... и как много В в А…
Я не буду рассказывать об А, или о В... достаточно только
подумать о С, чтобы и А, и В могли проявиться в теле…
Можно вспомнить А... или В... пока я буду говорить о С.
Можно заметить, как А продолжается в В... или В начинается с А…
И по мере того, как ты думаешь об А... В становится все больше... пока С не наполнит
все тело…
ИНтересно, это А заставляет тебя наслаждаться В, или В вызывает удовольствие от А?
Во-первых, А может быть как В, но тогда В становится похоже на С, и, в-третьих,
как тогда отличить, это С или А?
Подумай об А, пока я буду говорить про В и С.

32.

Упражнение
ПРАВИЛА
«Ключевые слова»
Этап 1. Сбор «Ромашки»
1. Клиент выбирает базовое слово (отдых, удовольствие, любовь,
1. свобода, радость, счастье, успех и т.п.) или конкретный позитивный опыт.
2. Консультант помогает клиенту выявить по ассоциации ключевые
1. слова вокруг базового слова и записывает их.
Этап 2. Наведение в формате «4-1»
3. Консультант наблюдает за клиентом и состраивается, в том числе
1. по дыханию.
4. Консультант выполняет наведение в формате «4-1».
Этап 3. Ключевые слова
5. Консультант произносит (на выдохе!) ключевые слова с паузами после
каждого слова, повторяя ключевые слова по кругу или в произвольной
последовательности.
6. Консультант придумывает фразы, соединяя два или более
1. ключевых слова при помощи разнообразных необычных связок,
1. и произносит их на выдохе клиента.

33.

Упражнение
ПРАВИЛА
«Ключевые слова»
Этап 4. Возвращение
7. Консультант предлагает клиенту вернуться из транса.
При желании можно использовать обратный счет от 7 до 1.
Этап 5. Обратная связь
8. Обратная связь от клиента: Как это было? Что отзывалось?
Цели:
1. Освоить стратегию сбора информации «карта ресурсов
1. в семантике клиента»
2. Освоить формат наведения транса «4-1»
3. Научиться произносить ключевые слова на выдохе
4. Развить речевую гибкость, связывая ключевые слова разными
1. способами

34.

Милтон-модель.
ПРАВИЛА
Основные шаблоны.
А. Использование неопределенных слов:
1. Существительные, прилагательные и наречия, не относящиеся
к определенной модальности:
✦ Знания, любовь, обучение, подсознание, интересный, любопытно,
трудность, решение, впечатление, способность, переживание и т.д.
2. Неопределенные глаголы:
Делать, сосредотачиваться, решать, расслабляться, измениться, удивляться,
понимать, думать, осознавать, учиться, вспоминать, переживать, знать и т.д.
3. Трюизмы и неопределенные обозначения:
✦ Все могут расслабляться.
✦ Этому можно легко научиться.
✦ Вы можете осознать некое ощущение.

35.

Милтон-модель.
ПРАВИЛА
Основные шаблоны.
Б. Особая организация речи:
1. Причинно-следственное связывание необязательного типа:
использование союза «и»
✦ Вы слышите мой голос и можете начать расслабляться.
2. Причинно-следственное связывание более обязательного типа:
использование оборотов «тогда как», «когда», «в течение»,
«в то время как», «по мере того как».
✦ В то время как вы сидите и улыбаетесь, вы начинаете погружаться
в состояние транса.
3. Причинно-следственное связывание наиболее обязательного типа:
использование слов «заставляет», «причиняет», «требует».
✦ Покачивание головой заставляет вас еще больше расслабиться.

36.

Милтон-модель.
ПРАВИЛА
Основные шаблоны.
В. Ограничение диапазона представлений слушателя:
1. Сверообобщенные понятия: использование слов «все»,
«каждый», «всегда», «никто», «никогда».
✦ и теперь вы можете любым способом погрузиться в состояние
транса.
2. Понятия, обозначающие отсутствие выбора: использование
слов типа «нужно», «должно», «Обязаны», «не можете», «не будете».
✦ Вы заметили, что не можете открыть глаза?

37.

Милтон-модель:
ПРАВИЛА
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ
А. Предположения (скрытые пресуппозиции):
ШАБЛОНЫ
1. Подчиненные предложения, указывающие на время — обороты речи типа «до того как»,
«после того как», «по мере того как»,
«в течение», «прежде чем» и др.
✦ НЕ хотели бы вы присесть, в то время как вы будете погружаться в состояние транса?
2. Использование порядковых числительных.
✦ Может быть, вы удивитесь тому, какая половина вашего тела начнет расслабляться
первой.
3. Иллюзия выбора — использование союза «или»
✦ Вы хотите погрузиться с открытыми или закрытыми глазами?
4. Предписания сознанию - использование слов «знать», «понимать», «осознавать» и т. п.
✦ Осознаете ли вы, что ваше подсознание погружает вас в транс?
5. Предположение в вопросе.
✦ Приятен ли вам процесс расслабления?
✦ Как глубоко вы погрузились в транс?
б. Глаголы, относящиеся к течению процесса - «начинать», «продолжать», «завершать».
✦ Вы можете продолжать расслабляться.
7. Комментарии с помощью прилагательных и наречий — «удачно»,
«к счастью», «искренний» и т.п
✦ Хорошо, что вы так успешно погружаетесь в транс.
✦ И у вас появляются искренние бессознательные движения.

38.

Милтон-модель:
ПРАВИЛА
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ
ШАБЛОНЫ
Б. Речевые шаблоны, опосредованно возбуждающие реакцию.
1. Скрытые команды
✦ Можете начать расслабляться.
✦ Я не знаю, как скоро вы почувствуете себя лучше.
2. Инструкции, рассеянные в тексте (техника рассеивания).
3. Разговорные постулаты: (вопросы, рассчитанные на ответы
«да» или «нет», но обычно вызывающие действие)
✦ Вы не могли бы закрыть глаза и расслабиться?
4. Расплывчатость выражений.
✦ Все правильно, так и должно быть, вы уже начали
расслабляться.

39.

Милтон-модель:
ПРАВИЛА
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ
ШАБЛОНЫ
В. Метафоры и цитаты.
1. Передача смысла в подсознание через метафору.
✦ В то время, когда вы путешествуете в автобусе, ваши глаза
устремлены вперед, поза застывшая, и шум двигателя
автобуса заставляет вас расслабиться и уснуть.
2. Использование цитат
✦ И тогда он подошел ко мне сказал: «Войди в транс!»

40.

ШАГИ ТЕХНИКИ
ПРАВИЛА
«ВИЗУАЛЬНОЕ СДАВЛИВАНИЕ»
1. Выделите и назовите полярности
Удостоверьтесь, что подошли к двум экстремальным/полярным частям
личности, а не к одной экстремальной, а другой сбалансированной.
Вызовите каждую из сторон в утвердительной Форме,
Удостоверьтесь, что подстроились и отнеслись с уважением
к ним обеим.
2. Заякорите на руках четко отсортированные полярности (<VАК>)
Разместите по одной части личности на обеих руках (<К>).
Посмотрите поочередно на каждую часть личности и опишите, как она
выглядит (<V>)‚ как звучит (<А>) и какие фразы она обычно говорит (<Аd>)

41.

ШАГИ ТЕХНИКИ
ПРАВИЛА
«ВИЗУАЛЬНОЕ СДАВЛИВАНИЕ»
3. Идентифицируйте ценность каждой стороны и найдите общий
мета-результат




Осознаете ли вы, как эта часть личности ценна для вас?
Что она делает для вас? В чем состоит позитивное
намерение этого действия?
Если это будет доступно, что еще более важное станет
возможным?
Продолжайте задавать вопросы частям личности, пока не
найдете
мета-результат (разделяемое обеими частями позитивное
намерение).

42.

ШАГИ ТЕХНИКИ
ПРАВИЛА
«ВИЗУАЛЬНОЕ СДАВЛИВАНИЕ»
4. Признание мета—результата с позиции каждой части
Поочередно опустите обе части личности в себя, придавая им на время свой
взгляд и свой голос, чтобы каждая из них могла сама оценить позитивное
намерение другой части личности и признать
ее ценность и значимость. Дайте возможность каждой части личности
увидеть, что обе они стремятся к общему мета-результату. Следующий шаг
можно делать одновременно с этим же шагом.
5. Выбор ресурсов
Попросите обе части личности поочередно посмотреть друг на друга
(используя ваши глаза и голос) и описать ресурсы, имеющиеся у другой
части личности, которые могли бы пригодиться ей для более быстрого
достижения результата. Когда обе части личности выберут все нужные им
ресурсы, посмотрите на них сами и поочередно проверьте доступ к каждому
из них (то есть ассоциируйтесь).

43.

ШАГИ ТЕХНИКИ
ПРАВИЛА
«ВИЗУАЛЬНОЕ СДАВЛИВАНИЕ»
6. Интеграция полярностей
Разведите ваши руки в стороны и, когда будете готовы, позвольте им начать
двигаться навстречу друг другу. И не раньше и не позже,
чем ваши руки соединятся, заметьте репрезентацию новой объединенной
части и переживите ее появление во всех сенсорных системах. Консультант
калибрует интеграцию двух физиологий, сопровождающих каждую
полярность.
7. Экологическая проверка объединенных ресурсов новой части личности


Действительно ли полученная часть личности полезна для вас?
Нравится ли она вам?

44.

ШАГИ ТЕХНИКИ
ПРАВИЛА
«ВИЗУАЛЬНОЕ СДАВЛИВАНИЕ»
8. Ассоциируйтесь с новой частью личности
Когда вы будете готовы, буквально физически обеими
руками возьмите новую часть личности в себя, чтобы она
действительно стала элементом вас. По мере того, как вы
будете это делать, вы можете ощутить огромную волну
энергии в своем теле. На несколько минут сфокусируйтесь
на этом, чтобы почувствовать радость от качеств новой
части личности.

45.

ШАГИ ТЕХНИКИ
ПРАВИЛА
«ВИЗУАЛЬНОЕ СДАВЛИВАНИЕ»
9. Экологическая проверка полученных изменений
Что вы можете потерять из-за наличия новой части личности,
или чем вам может это повредить?
10. Подстройка к будущему
Как теперь обладая всеми ресурсами одновременно, вы
сможете вести себя в подобных ситуациях? Как вы будете
распределять время для каждой из потребностей?

46.

САМОГИПНОЗ
ПРАВИЛА
Рекомендованный срок практического освоения: 2-3 недели,
1-2 раза в день.
ЗАДАЧИ ДЛЯ САМОГИПНОЗА (поэтапное освоение)
1. Доступ к более глубокому состоянию транса
2. Отдых, восстановление сил
3. Доступ к выбранному ресурсному состоянию,
такому как спокойствие, уверенность, радость, вдохновение,
самоисцеление, принятие и т.д.
4. Ресурсы для ситуации, с установкой когда (состояние
спокойной включенности, экзамен в Пн, с 10:00 утра до 13:00
часов дня)
5. Поиск решений, ответов на вопросы
6. Творческие идеи, инсайты

47.

ЭТАПЫ НАВЕДЕНИЯ
ПРАВИЛА
1. Подготовка
1) Выберите подходящее пространство для самогипноэа
2) Определите для себя время погружения в транс (8-12 минут)
3) Определите задачу, с которой собираетесь работать
2. Выполнение
1) Установите задачу: мысленно проговорите формулировку задачи
2) Установите время. Например, с визуальным представлением
электронных часов, либострелочного циферблата (см. рисунок)
Представьте минутную стрелку
✦ на времени погружения в транс
✦ на времени выхода из транса
3) Сделайте наведение транса любым из известных вам способов, например:
✦ формат 4-1
✦ формат Бэтти Эриксон
3. Запись в дневнике
1) Дата, время, формулировка задачи
2) Результаты сразу после транса
3) Результаты после того, как произошли изменения

48.

Упражнение «РЕСУРС
ПРАВИЛА
- НЕРЕСУРС»
изменение визуальных субмодальностей
1. Выбор ситуаций
a. Выберите нересурсную ситуацию, поведение в которой вы бы хотели сейчас изменить
или в которой хотели бы найти новые выборы.
b. Найдите в своем опыте ресурсе ситуацию, в которой у вас было достаточно гибкости.
Желательно, чтобы ресурсная ситуация была примерно из того же контекста, что и
нересурсная.
2. Выявление субмодальностей
a. Вспомните ресурсную ситуацию диссоциированно. Соберите информацию о
субмодальностях ресурсного образа.
b. Мысленно войдите в ресурсный образ (ассоциируйтесь) и еще раз переживите эту
ситуацию. Заякорите приятные ощущения из ресурсной ситуации.
c. Сделайте разбивку состояния.
d. Вспомните нересурсную ситуацию диссоциированно. Соберите информацию о
субмодальностях ресурсного образа.
e. Сравните полученные данные и найдите различия в субмодальностях ресурсного и
нересурсного образов.

49.

Упражнение «РЕСУРС
ПРАВИЛА
- НЕРЕСУРС»
3. Изменение субмодальностей и поиск новых вариантов поведения
a. Глядя на нересурсный образ со стороны, потренируйтесь в изменении его
субмодальностей, пробуя изменять его субмодальности по одной на
субмодальности ресурсного.
«+»
«-»
«+»
«-»
«+»
«-»
«+»
«-»
b. Сохраняя каждое изменение, измените субмодальности нересурсного образа
на субмодальности ресурсного.

50.

Упражнение «РЕСУРС
«+»
«-»
«+»
ПРАВИЛА
- НЕРЕСУРС»
«-»
«+»
«-»
«+»
c. Когда бывший нересурсный образ приобретет все субмодальные
характеристики ресурсного, ассоциируйтесь с ситуацией, активизируйте
ресурсный якорь и заново переживите этот опыт с целью поиска новых
решений и выборов.
«-»

51.

Упражнение «РЕСУРС
ПРАВИЛА
- НЕРЕСУРС»
4. Калибровка результата
Подумайте о бывшей нересурсной ситуации. Что вы теперь думаете по этому
поводу? Какие чувства вызывает ситуация? Пантер калибрует, как изменилась
ваша реакция.
Обратите внимание: стратегия может быть использована так же для изменения
отношения к цели (достижимая/недостижимая), к конкретному человеку,
к будущей (планируемой) ситуации.

52.

ПАТТЕРН ВЗМАХА
ПРАВИЛА
1. Создание визуального ключа, запускающего нежелательное
поведение (образ №1)
Объясните клиенту, что по ходу дальнейшей работы ему нужно
будет сначала ассоциироваться с образом №1 и установить гденибудь перед собой маленькую темную точку - уменьшенный и
затемненный образ №2. Затем он должен будет диссоциироваться
от образа №1 и делать его маленьким и темным до тех пор, пока он
совсем не исчезнет, и одновременно с этим превратить образ №2
в большой и светлый. Посмотрев некоторое время на образ №2,
ему необходимо будет всё стереть со своего «внутреннего
экрана». Затем всё это повторяется несколько раз.

53.

ПАТТЕРН ВЗМАХА
ПРАВИЛА
2. Создание образа желаемого состояния (образ №2)
Предложите клиенту составить образ самого лучшего себя, свободного от
привычки. Получите от клиента как можно более полное сенсорное описание
о внешнем виде такого человека.
Затем соберите информацию о качествах, способностях и возможностях этого
человека, которые появились/открылись у него вместе с освобождением от
привычки. В зависимости от того, на каком логическом уровне клиентом были
заявлены симптомы, вы так же можете собрать информацию о новых ценностях
и личностном своеобразии человека, освободившегося от привычки.
Критерии желаемого состояния:
✦ отражает способности и качества человека, а не поведение
✦ диссоциирован от клиента
✦ имеет размытый фон
✦ нравится клиенту

54.

ПАТТЕРН ВЗМАХА
ПРАВИЛА
3.Экологическая проверка освобождения от «вредной привычки»
Выясните вторичные выгоды данной привычки и подберите новые варианты
поведения для их удовлетворения. Выясните у клиента, что полезного дает ему
эта привычка. Найдя все вторичные выгоды, узнайте, в каких жизненных
контекстах клиента (семья, работа, друзья, отдых и др.) каждая из них обычно
проявляется. Далее проложите клиенту мысленно представить и описать, как
мог бы вести себя человек из образа желаемого состояния, используя свои
новые способности и возможности в каждом из перечисленных контекстов для
удовлетворения найденных вторичных выгод другим, более подходящим
способом. Когда клиент подберет альтернативные варианты поведения ко всем
основным ситуациям своей жизни, дайте ему некоторое время для поиска
редких контекстов и их самостоятельной проработки.
Перед переходом к следующему шагу установите клиенту фильтр на
самостоятельный поиск и проработку других вторичных выгод его привычки,
которые, возможно, проявятся в ближайшем будущем.

55.

ПАТТЕРН ВЗМАХА
ПРАВИЛА
4. Установка образов и объяснение клиенту шагов работы с ними
Выясните вторичные выгоды данной привычки и подберите новые варианты
поведения для их удовлетворения. Выясните у клиента, что полезного дает ему
эта привычка. Найдя все вторичные выгоды, узнайте, в каких жизненных
контекстах клиента (семья, работа, друзья, отдых и др.) каждая из них обычно
проявляется. Далее проложите клиенту мысленно представить и описать, как
мог бы вести себя человек из образа желаемого состояния, используя свои
новые способности и возможности в каждом из перечисленных контекстов для
удовлетворения найденных вторичных выгод другим, более подходящим
способом. Когда клиент подберет альтернативные варианты поведения ко всем
основным ситуациям своей жизни, дайте ему некоторое время для поиска
редких контекстов и их самостоятельной проработки.
Перед переходом к следующему шагу установите клиенту фильтр на
самостоятельный поиск и проработку других вторичных выгод его привычки,
которые, возможно, проявятся в ближайшем будущем.

56.

ПАТТЕРН ВЗМАХА
ПРАВИЛА
5. Закрепление новой стратегии
Предложите клиенту совершить указанную выше последовательность действий
с образами №1 и №2.
Если на каком-то этапе этой работы он будет испытывать затруднения, то вы
можете сначала отдельно обучать ему нужному навыку (например, ассоциации/
диссоциации, изменение яркости образа или его размера).
Когда клиент легко сможет проделывать все действия с удобной
для него скоростью, предложите ему совершать каждый последующий этап
быстрее, чем предыдущий. Для этого вы можете помогать ему, демонстрируя
ускорение движения рукой (если глаза его открыты) или голосом. При
достижении максимального ускорения клиент делает еще 5-10 повторений,
каждый раз очищая между ними «внутренний экран».

57.

ПАТТЕРН ВЗМАХА
ПРАВИЛА
6. Проверка новой стратегии

Предложите клиенту вспомнить образ визуального ключа
и откалибруйте его физиологию. Отличается ли это состояние
от того, что было на 1-м шаге техники?
Также узнайте, насколько клиенту легко удерживать образ визуального
ключа.

Поведенческая проверка
Предложите клиенту сделать что-нибудь, что раньше запускало привычку.
Как легко он может теперь останавливать автоматическое поведение и
управлять им?

58.

ПАТТЕРН ВЗМАХА
ПРАВИЛА
7. Подстройка к будущему
Объясните клиенту (помня о семантике), что данная
техника не избавляет его от прежнего поведения, а дает
ему свободу управлять им. Выясните, сможет ли клиент,
если ему будет очень нужно, свободно совершать прошлые
действия, сохраняя при этом контроль над ними.
Конгруэнтно подготовьте клиента к возможности
возвращения прежнего поведения как сигнала к поиску
ненайденных вторичных выгод и продолжению работы с
ними.

59.

ВТОРИЧНЫЕ ВЫГОДЫ
ПРАВИЛА
Именно они чаще всего создают трудности при изменении нежелательного
поведения.
Пример: курение может быть весьма неэкологичным способом получить
удовольствие - здоровье ухудшается, зубы жёлтые, кашель,- но бросить
курить мешают как раз большое количество вторичных выгод: курение как
способ разбить время, отвлечься, расслабиться, завязать контакт.
То же с пищевым поведением (переедание), синдромом жертвы и так далее.
Поведение может быть неэффективно, как способ реализации намерения, но
как способ реализации вторичных выгод
оно эффективно всегда.

60.

ПРАВИЛА
Как определить вторичные выгоды

Что ещё [это] тебе даёт?

Что ещё при помощи [этого] ты получаешь?

61.

ПРАВИЛА
модель T.O.T.E.
линейная запись (во времени)
пересмотр цели, критериев достижения цели
триггер запуска,
постановка цели
критерии цели
Test 1
Operations
Test 2
Exit
выход,
цель достигнута
петля обратной связи
сравнение с критериями достижения
Т 1 Первый тест
запускает процесс, ставит цель и критерии достижения цели.
Т 2 Второй тест
сравнивает Т 1 с результатами О шагов, организует «петлю обратной связи» в системе.
О Операции
приближают текущее состояние к цели.
Е Выход
завершает, если Т 1 = Т 2 ; если нет, принимает решение: переосмыслить критерии достижения Т 1 ,
подобрать другие шаги или отказаться от достижения цели и завершить,

62.

расширенная модель T.O.T.E.
линейная запись (во времени)
О’ Дополнительные операции
Если по результатам обратной
связи запланированные
операции оказались
недостаточно эффективными,
или в процессе возникли
неожиданные препятствия,
дополнительные операции
обеспечивают гибкость в
достижении цели.
О’ Дополнительные операции
Тест
Вход
Т 1 Фиксированная
будущая цель
Критерии
достижения
цели
Т 2 Текущее состояние
(-) Возникли
препятствия
Выход
(+) Цель достигнута
(-) Цель пока
не достигнута
О Запланированные операции
Вопросы к точке О’
Какие трудности и ситуации, требующие решения, могут встретиться на Вашем
пути достижения цели? Как препятствия могут возникнуть? Как Вы планируете
на них реагировать? Как Вы предполагаете их преодолевать?

63.

T.O.T.E. для работы с
ПРАВИЛА
целью
Точки Т.О.Т.Е. Вопросы к точкам Т.О.Т.Е.
Т1
О
1. ФОРМУЛИРОВКА
Какова ваша цель?
2. СЕНСОРНОСТЬ
Как Вы ее представляете? В каких образах, словах, звуках, ощущениях и действиях?
3. КРИТЕРИИ
Каковы критерии достижения цели?
4. МОТИВАЦИЯ
Что вас побуждает к достижению цели?
5. ТОЧКА ЗАПУСКА
Как Вы узнаете, когда начинать процесс достижения цели? Что позволит Вам, что вы готовы к
достижению цели узнать
Что Вы будете делать для достижения вашей цели?
Шаг 1 (<VAK>)
Шаг 2 (<VAK>)
Шаг 3 (<VAK>)
Шаг 4 (<VAK>)
Т2
О’
Е
Как Вы определите, что приближаетесь к цели?
Что вы будете слышать и чувствовать? Как Вы узнаете, что критерии удовлетворяются?
Какие трудности и ситуации, требующие решения, могут встретиться на Вашем пути
достижения цели? Как Вы планируете на них реагировать(<VAK>)?
Как Вы поймете, что процесс достижения цели завершен и можно перейти к следующей? [Как
Вы поймете, что не преуспели в процессе достижения цели?]
ОПИСАНИЕ

64.

функции шагов
ПРАВИЛА
макро-T.O.T.E.
Тесты обеспечивают четкость репрезентации цели и установление сенсорных критериев
ее достижения.Первый тест запускает процесс достижения цели и включает в себя
выработанные сенсорные критерии желаемого состояния, оценку поступающей
информации.Во втором тесте происходит сравнение текущего состояния с желаемым
(тест процесса), благодаря чему организуется «петля обратной связи» в системе.
Операции организуют доступ к информации, ее переработку и использование с целью
приближения текущего состояния к желаемому.
Выход обеспечивает принятие решения: заканчивать процесс достижения цели или
продолжить его. Это решение формируется после теста процесса: если результат
сравнения во втором тесте положителен, то процесс завершается; если нет, то
формируется еще один цикл.
При этом могут происходить следующие изменения:
✦ преобразование цели или изменение операций
✦ уточнение или конкретизация цели
✦ «притирание» критериев или уменьшение уровня укрупненности
✦ получение большего количества данных

65.

ГСД (КЛЮЧИ ГЛАЗНОГО
основная схема:
ПРАВИЛА
ДОСТУПА)




K
Аd
вопросы на выявление гсд:
V П Визуальная память
✦ Что вы видите из окна своей комнаты?
✦ Вспомните первый кадр своего любимого фильма?
✦ Какая причёска была у вашей первой
✦ На каком фоне изображена «Мона Лиза» на картине Леонардо да Винчи?




V К Визуальный конструкт
Если карту перевернуть, то в каком направлении будет
юго-восток?
Представьте себе пурпурный треугольник внутри красного квадрата.
Вам бы подошел зеленый цвет волос?
Представьте зайца с полосками, как у тигра.

66.

ГСД (КЛЮЧИ ГЛАЗНОГО
ПРАВИЛА
ДОСТУПА)




K
Аd
А П Аудиальная память
✦ Можете ди вы услышать внутри себя свое любимое
музыкальное произведение?
✦ Как звучал школьный звонок?
✦ У кого из ваших знакомых самый высокий голос?
✦ Третья нота в вашей любимой песне выше или ниже второй?
А К Аудиальный конструкт
✦ Как бы это было, если бы ваша любимая мелодия звучала в
два раза быстрее?
✦ Как будет звучать ваш голос под водой?
✦ Как бы это звучало, если бы Алла Пугачева спела
«В лесу родилась ёлочка»?
✦ Как бы звучал «Moses» задом наперед?

67.

ГСД (КЛЮЧИ ГЛАЗНОГО
ПРАВИЛА
ДОСТУПА)




K
Аd
А d Внутренний диалог
✦ Прочитайте детский стишок про себя.
✦ Что вы говорите сами себе, когда дела идут хорошо?
✦ 239 умножить на 54?
К Кинестетика, включая запах и вкус
✦ Что вы ощущаете, надевая теплые шерстяные носки?
✦ Можете представить, как опускаете ноги в холодную воду?
✦ Вспомните запах розы.
✦ Вспомните вкус любимого блюда.

68.

ГСД + цель
ПРАВИЛА
использование глазных сигналов доступа при работе с целью
Примеры вопросов:
А d - «Внутренний диалог»
✦ Как ты формулировал свою цель изначально?
✦ Как ты формулируешь/озвучиваешь свою цель сейчас?
✦ Сформулируй свою цель.
✦ Что ты говоришь себе по поводу своей цели?
✦ Что ты скажешь себе, когда цель будет достигнута?
К - Кинестетика
✦ Как ты чувствуешь цель?
✦ Какие чувства есть по поводу цели сейчас?
✦ Какие чувства вызывает у тебя цель сейчас?
✦ Что ты почувствуешь, когда цель будет достигнута?
✦ Какие чувства подтолкнули тебя к постановке цели?

69.

ГСД + цель
ПРАВИЛА
использование глазных сигналов доступа при работе с целью
Примеры вопросов:
А К - Аудиальный конструкт
✦ Что ты услышишь, когда цель будет достигнута?
✦ Какие там будут звуки?
✦ Услышь голос человека, который узнал, что ты достиг цели.
А П - Аудиальная память
✦ Вспомни, как ты обсуждал цель с кем-либо.
V К - Визуальный конструкт
✦ Рассмотри подробно момент достижения цели.
✦ Что ты там замечаешь?
✦ Представь себе в деталях путь достижения цели…
V П - Визуальная память
✦ Представь себе некоторые цели, которые ты уже успешно достиг, которые
похожи на эту.
✦ Вспомни и расскажи ситуацию, в которой понял, что цель для тебя важна.

70.

ЛИст для выявления
ПРАВИЛА
ведущей репрезентативной
К
V
П
V
K
A
П
А
K
Аd
системы

71.

контакты
Инстаграм: @vladaolegovna
Страница центра: @vladateam
Почта: [email protected]
Телефон (WhatsApp): +7(925)7011635
English     Русский Правила