28.57M
Категория: МифологияМифология

Японская мифология

1.

ЯПОНСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Подготовила студентка группы СОПР-20-03
Меделяева Диана

2.

Японская мифология
Японская мифология — мифология древних
японцев,
система
сакральных
знаний,
включающая традиции синтоизма и буддизма,
а также народные поверья. Религия синто
содержит огромное количество ками (яп.
«божество» или «дух»), каждый из которых
играет свою особую роль в мифологии.
Большая часть японских мифов известна
благодаря «Кодзики», «Нихон сёки» и
некоторым
дополнительным
источникам.
«Кодзики», или «Записи о деяниях древности»
— древнейшее собрание мифов и легенд.
Японская мифология прямо связана с культом
императора:
императорская
семья
традиционно считается прямым потомком
первых богов.

3.

Пантеон богов
Творцами мира в японской мифологии
были Идзанаги и Идзанами, боги мира
и жизни.
Творцы мира спустились на землю и
именно от их союза и родились
остальные японские острова, а также и
весь пантеон богов. Последним
родился огненный бог Кагуцути.
Еми — царство мертвых, где царят
непроглядная тьма и вечный холод.
По японской мифологии все живое
когда-нибудь умирает, в том числе и
боги – смертны, поэтому не стоит
спорить с судьбой и природой и
вырываться из рук смерти.

4.

Идзанаги и Идзанами
Идзанами и Идзанаги — одни из самых
почитаемых
божеств
в
японской
мифологии,
являются
центральными
фигурами мироздания и последней
"божественной парой". Из их союза
появились японские острова и все
божества,
которые
в
последствии
заселили эту землю.
По преданиям, Идзанаги и Идзанами
стояли на небесном парящем мосте,
олицетворяющем "рай" и гадали, есть ли
под ними земля. Чтобы проверить,
Идзанаги опустил свое копье из
драгоценных камней вниз и обнаружил
под мостом океан. После этого он поднял
копье и капли, стекавшие с магического
клинка загустели и превратились в
Японские острова.

5.

После создания суши, они вместе
спустились с небес и поженились.
Плодами
их
союза
стали
боги
олицетворяющие стихии: Аматэрасу,
Цукиёми, Сусаноо и Кагуцути. После
рождения последнего Идзанами сильно
ослабла и стала умирать. Идзанаги упал
на колени и долго плакал, но его печаль
не могла ей помочь и она ушла в мир
Ёми, где "царит вечный мрак".
Идзанаги спускается в это страшное
царство,
чтобы
спасти
свою
возлюбленную, но в царстве Еми,
некогда
прекрасная,
Идзанами
превратилась в уродливую старуху. Муж
с отвращением отворачивается от нее и
требует
развода.
Возмущенная
поступком мужа, богиня превращается в
смерть, которая и поныне уносит души
людей в царство мертвых.

6.

Аматэрасу
Аматэрасу – богиня солнца, неба и земледелия.
Правительница
Небесных
полей
Такамагахара.
Является самой известной богиней японских мифов,
согласно им, от нее произошли императоры. Считается,
что
первый
император
Дзимму
был
её
прапраправнуком.
Аматэрасу, в японской мифологии не только богиня
солнца, но и глава пантеона синтоистских богов; полное
имя этой богини Аматэрасу-о-ми-ками, что значит
"величественная, которая заставляет небеса сиять". на
По одной из версий рождена богом Идзанаки из капель
воды, которой он омывал себя после возвращения из
мира мертвых. Богиня солнца появилась из его левого
глаза.
Аматэрасу
почитают
как
изобретательницу
возделывания риса, технологии получения шёлка и
ткацкого станка.

7.

Цукуёми
Цукуёми – бог луны в синтоизме, управляющий ночью,
приливами и отливами. Наряду с Аматэрасу и Сусаноо
является потомком Идзанаги.
Согласно "Кодзики" Цукёми появился после омовения
Идзанаги из капель воды, которой Идзанаги омыл
свой правый глаз во время ритуала очищения,
совершаемого им после спасения из Страны Тьмы,
куда последовал за своей женой Идзанами. В
альтернативной версии этой истории Цукуёми
появился уже от зеркала из белой меди, которое в
правой руке держал Идзанаги. По версии "Нихон
сёки" бог Луны появился вскоре после формирования
Японских островов и был одним из первых ками,
рождённых в результате союза Идзанаги и Идзанами.
Цукуёми являлся одним из трёх драгоценных детей,
братом Аматэрасу и Сусаноо.

8.

Сусаноо
Сусаноо или Такэхая Сусаноо-но Микото – повелитель
океана, ветра, снега, льда и бурь. В японской
мифологии последний из божеств, по одной из версий,
появившийся из капель воды, которыми Идзанаги омыл
свой нос.
Полагают, что первоначально Сусаноо был богом бури и
водной стихии, затем появилось представление о нем
как о божественном предке родов, связанных с
Идзумо. Возможно, что в его образе объединились
несколько божеств, поскольку Сусаноо также считали
божеством страны мертвых, в некоторых мифах он
божество плодородия.
От своего отца, бог получил во владение море. Однако
Сусаноо не желал принять на себя правление и хотел
удалиться в страну матери.
У Сусаноо был скверный характер, он завидовал своей
сестре Аматэрасу, постоянно оскорблял и пытался
подставить ее. Идзанаги надоели выходки Сусаноо и он
отправил сына в Ёми.

9.

Кагуцути
Кагуцути — синтоистский бог или ками огня, также
известный как Хомусуби. Сын Идзанами и Идзанаги, бог
огня является отцом восьми богов-воинов и восьми
горных богов, среди прочих. Такая разрушительная
сила, как огонь в культуре, где здания обычно делались
из дерева и бумаги, привела к тому, что Кагуцути стал
важным объектом синтоистского ритуала и частым
получателем умиротворяющих подношений.
При рождении Кагуцути его мать, Идзанами, была
опалена его пламенем и умерла. Его отец, Идзанаги, в
своем горе обезглавил Кагуцути мечом Амэ-но Охабари
и разделил его тело на восемь частей, которые стали
восемью вулканами. Из крови Кагуцути, которая капала
с меча Идзанаги, появилось 8 божеств, в том числе
морской бог Ватацуми и бог дождя Кураоками.
Рождение Кагуцути в японской мифологии завершает
конец Эры сотворения Мира и знаменует собой начало
смерти для всего живого.

10.

Божества, созданные из крови Кагуцути
Согласно Кодзики, из крови Кагуцути,
стекающей по мечу, появилось восемь
божеств, также именуемые детьми
бога Амэ-но Охабари — «Небесного
расширяющегося клинка».
• Из крови, которая сбежала с острия
меча на гряду скал:
Ивацуцуноо и Нэсаку
Ивасаку,
• Из крови, сбежавшей с лезвия меча:
Микахаяхи,
Нихаяхи
Такэмикадзути
и
• Из крови, стекавшей по рукояти
меча: Курамицуха и Кураоками

11.

Мифологические существа и духи
Непредсказуемость
стихии,
географическое
положение
и
национальный характер сформировали
своеобразную мифологию со своими,
порой настолько несуразными, но
удивительными существами, чей образ и
назначение
парадоксальны
для
понимания европейцев.
Поскольку в синтоизме огромную роль
играет тотемизм – обожествление
животных, то и это существа занимают
большое место в японской мифологии.
Таких мифических существ огромное
множество, и мы рассмотрим только
некоторых из них.

12.

Ёкай
Ёкай — сверхъестественное
существо японской мифологии,
разновидность
обакэ.
В
японском языке слово «ёкай»
имеет очень широкое значение и
может обозначать практически
все
сверхъестественные
существа японской мифологии,
или даже заимствованные из
европейской: от злобных они до
кицунэ или снежной женщины
Юки-онна.

13.

Кицунэ
Особую роль в мифологии играют
лисицы – кицунэ. Они мудры,
целеустремлены,
способны
превращаться в ослепительных юных
дев или в могучих и храбрых мужчин.
Лисиц – оборотней можно отличить от
простых животных по наличию девяти
хвостов и по меху серебристого цвета.
Эти существа наделены пророческим
даром и очень проницательны. Бывает,
что они дарят свое сердце человеку и
тогда готовы на любые жертвы, чтобы
быть рядом с возлюбленным. Но если
среди них попадаются коварные и
злобные особи, то они погубят и
уничтожат не только человека,
которого считают своим врагом, но и
весь его род.

14.

Тануки
Тануки – енотовидные собаки, весельчаки,
полезны людям, они приносят удачу, но
иногда могут и подшутить над человеком.
Второй по популярности зверь-оборотень
после кицунэ. В отличие от кицунэ, образ
тануки практически лишен негативной
окраски.
Считается, что тануки — большие
любители саке. Поэтому без его
присутствия нельзя сделать хорошего сакэ.
По этой же причине фигурки тануки, порой
весьма большие, являются украшением
многих
питейных
заведений.
Они
изображают тануки толстяком-добряком с
заметным брюшком.

15.

Бакэнэко
Волшебная кошка, третий по популярности
японский оборотень после кицунэ и тануки. Для
кошки существует несколько способов стать
бакэнэко: достигнуть определённого возраста,
вырасти до определённого размера или же иметь
длинный хвост, впоследствии раздваивающийся.
Любая кошка может стать бакэнэко, если она или
живёт более тринадцати лет, или весит 1 кан (3,75
кг), или же обладает длинным хвостом.
Бакэнэко может создавать призрачные огненные
шары, ходить на задних лапах; она может съесть
своего хозяина и принять его облик. Также
считалось, что если такая кошка перепрыгнет
через свежий труп, то она оживит его. Как и
кицунэ, бакэнэко в основном принимает женский
облик. Однако чаще всего бакэнэко оказывается
дух погибшей женщины, пускающей в ход
кошачью магию, дабы отомстить мужу, по вине
которого она погибла, или иному обидчику.

16.

Оками
Волк,
посланник
богов-ками,
популярный
персонаж
японского
фольклора.
Оками
понимает
человеческую
речь
и
умеет
заглядывать в людские сердца. В
отличие от волка из европейских
мифов и сказок, который был
отрицательным персонажем, оками
выступает защитником лесов и гор
помощником нуждающихся людей, он
загодя
предупреждает
жителей
селений о грядущих природных
катастрофах,
хранит
поля
от
вытаптывания кабанами и оленями,
охраняет путников в горных лесах.
Изображение волка при храме, по
поверьям, защищало от пожара и
воровства.

17.

Шиши
В японской мифологии это и собака, и лев,
традиционно украшающий входы в
святилища и буддийские храмы и
изгоняющий злых духов. Когда этих
созданий пара, один шиши изображается с
открытым ртом, второй — с закрытым, что
означает начало и конец всего сущего,
жизнь
и
смерть.
Обычно
шиши
придерживает лапой шар, трактуемый как
символ буддийского знания, несущий свет
во тьму и могущий исполнять желания. В
миру шиши более известен как «китайский
лев», тогда как в Японии существуют свои
традиции и способы изображения шиши,
хотя практически во всех странах Азии эти
собако-львы довольно похожи и имеют
одно и то же значение. Шиши попали в
Японию из Китая, где они были статуэтками
и изображением исключительно льва.

18.

Каппа
Разновидность водяных, воплощение божества Воды.
Их внешний вид весьма специфичен — нечто среднее
между лягушкой и черепахой: лягушачья кожа,
вместо носа — клюв, пальцы на руках и ногах
соединены плавательными перепонками, на голове
короткая шерсть. Тело источает рыбий запах. На
макушке у каппы имеется блюдце, которое даёт ему
сверхъестественную силу. Оно всегда должно быть
заполнено водой, иначе каппа утеряет свою силу или
даже умрёт. Две руки каппы соединены друг с другом
в районе лопаток; если потянуть за одну, то другая
сожмётся или вообще может выпасть.
Каппа является почитателем борьбы сумо и любит
огурцы, рыбу и фрукты. Считается, что если поймать
каппу, то он выполнит любое желание. Каппа считался
в Японии очень опасным существом, которое
промышляло тем, что заманивало хитростью или
затаскивало силой людей и животных в воду.

19.

Японские демоны
Демоны — это не только злые
рогатые монстры из ада, этим
словом можно называть любых
сверхъестественных
существ,
занимающих низшие положение
по сравнению с богами.
В любой мифологии есть злобные
существа, которые являются из
царства мертвых или являются
порождением тьмы. В Японии
таких
существ
великое
множество.

20.

Они
О́ни — большие злобные клыкастые и рогатые
человекоподобные демоны с красной, голубой
или чёрной кожей, живущие в Дзигоку,
японском аналоге ада.
Очень сильны и трудноубиваемы, отрубленные
части тела прирастают на место. В бою
используют железную палицу с шипами
(канабо).
Носят
набедренную
повязку
(фундоси) из тигровой шкуры. Несмотря на
свой глуповатый внешний вид, они очень
хитры и умны; могут превращаться в людей.
Любят человеческое мясо. В некоторых
легендах говорится, что они ненавидят сою.
Считается, что люди, не контролирующие свой
гнев, могут превратиться в они. Иногда (очень
редко) они бывают добры к людям и даже
служат их защитниками.

21.

Юки-онна
Юки-онна – дух девушки, навеки сгинувшей в снегах. Её
имя значит на японском «снежная женщина». Она
появляется в снежные ночи как высокая статная дева в
белом кимоно с длинными чёрными волосами. Её с
трудом можно заметить на фоне снега благодаря
нечеловечески бледной, почти прозрачной коже.
Несмотря на эфемерную красоту, глаза вселяют ужас в
смертных. Она плывёт по снегу, не оставляя следов, и
может превращаться в облако тумана или снега.
Согласно некоторым поверьям, у неё нет ног. Природа
Юки-онны варьируется от сказки к сказке. Иногда она
просто довольствуется видеть жертву умирающей.
Чаще же она вампир, жестоко убивающий мужчин ради
их крови и жизненной энергии. Во многих историях
Юки-онна
появляется,
когда
путешественники
блуждают в метели. После её ледяного, как сама
смерть, дыхания или поцелуя путники остаются лежать
безжизненными окоченевшими телами. Другие легенды
наделяют Юки-онну ещё более кровожадным и
жестоким характером

22.

Отороси
Отороси известен под многими местными названиями,
большинство которых — игра слов, описывающая
устрашающий облик чудовища, с ног до головы
покрытого густой, спутанной шерстью. Выглядит
отороси как волосатый горбатый зверь на четырех
лапах, с внушительными зубами и когтями. Кожа по
цвету синяя или оранжевая.
Мало что известно о нём, хотя об его существовании
знали на протяжении многих веков. Отороси очень
ловко прячутся и не любят показываться на глаза —
разве что сами того захотят. Чаще всего их замечают
сидящими на чем-нибудь, например, на воротах и
крышах храмов или арках-тории, что ведут в святилище
и отделяют мир людей от мира богов. Питаются
отороси мелкими животными, пробравшимися на
территорию храма — в частности воробьями, голубями
и другими птицами.
Этот монстр прославился тем что он ел людей, но не
всех подряд, а только плохих. Он любил селиться в
священных местах людей. И когда плохой человек
подходил к святилищу, он набрасывался на него.

23.

Рокурокуби
Рокурокуби – демон-оборотень со змеиной шеей. Днём
они выглядят как нормальные люди, но ночью получают
способность вытягивать свои шеи на огромную длину, а
также могут менять свои лица, чтобы лучше пугать
смертных. По своей роли в японских легендах близки к
персонажам-плутам, которые пугают людей, шпионят за
ними и устраивают всяческие жестокие шутки.
Иногда же они изображаются весьма злобными:
стремятся напугать до смерти или даже нападают на
людей с целью убить и выпить их кровь. Согласно
японским преданиям, некоторые Рокурокуби в обычной
жизни часто живут неприметно, могут иметь супруговлюдей. Некоторые из них предпринимают отчаянные
усилия, чтобы не превращаться в демонов по ночам,
кому-то, наоборот, это нравится, а некоторые вовсе не
знают про своё второе естество. В некоторых историях
описывается, что Рокурокуби рождаются обычными
людьми, но превращаются в демонов путём изменения
их кармы из-за серьёзного нарушения каких-либо
заповедей или доктрин буддизма.

24.

Икучи
Икучи – особая разновидность демона вида
аякаши. Это монстр, который появляется над
поверхностью моря. Это важно, потому что
японские демоны, как принято считать,
появляются на границах материи, где она
переходит из одного состояния в другое.
Икучи выглядит как угорь длиной в несколько
километров. Он так велик, что ученый 18-го
века Торияма Сейкен, который пытался
каталогизировать различные виды йокай
(сверхъестественных чудовищ в фольклоре
Японии), писал об Икучи: «Когда лодки
встречаются с этим зверем в морях Западной
Японии, то у них занимает 2-3 дня, чтобы
оплыть его». У Икучи с тела стекает жир,
который прилипает к лодкам. Если моряки не
счистят жир с лодки, то она утонет.

25.

Микоси-нюдо
Не все монстры выглядят как звери.
Некоторые из них первоначально кажутся
людьми, до тех пор, пока не становится
слишком поздно. Микоси-нюдо переводится
как «ожидающий монах», поскольку этот
демон принимает форму странствующего
монаха, который путешествует в основном в
ночное время. Он часто посещает тихие
районы, где может украсть человеческую
еду без особых проблем. Если кто-то
заметит Микоси-нюдо, то он смотрит
человеку в глаза. Если долго смотреть на
этого монстра, то он становится все выше и
выше. А если человек запрокинет голову,
смотря на возвышающегося над ним
монстра, то Микоси-нюдо вопьется ему в
горло.

26.

Гасадокуро
Этот монстр выглядит как гигантский
27-метровый скелет. В основном
Гасадокуро (также известный как
одокуро) состоит из костей людей,
умерших от голода либо во время
войны, поэтому монстр всегда
пребывает в скверном расположении
духа. Основным занятием монстра,
который
рождается
из
незахороненных останков, является
охота
на
бездомных
людей.
Гигантский скелет ловит их, пожирает
их кожу и внутренности, выпивает
кровь и прикрепляет их кости к себе,
чтобы стать еще больше.

27.

СПАСИБО ЗА
ВНИМАНИЕ!
English     Русский Правила