1.36M
Категории: ФилософияФилософия ПравоПраво

Кантианская философия права. Учение И. Канта о праве, государстве, законе

1.

КАНТИАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
ПРАВА. УЧЕНИЕ И. КАНТА О
ПРАВЕ, ГОСУДАРСТВЕ, ЗАКОНЕ
Подготовила: Цатурян Ольга
Группа С/Ю-м-з-203

2.

ИММАНУИЛ
КАНТ
(1724-1804)

родоначальник классической немецкой философии и
немецкого либерализма, расцвет творчества которого
пришёлся на 80-90-е годы XVIII в.
Автор фундаментальных философских произведений
«Мысли об истинной оценке живых сил» (1749 г.),
«Всеобщая естественная история и теория неба» (1755 г.),
«Исследование отчетливости принципов естественной
теологии и морали» (1764 г.), «Критика чистого разума»
(1787 г.), «Критика практического разума» (1788 г.),
«Критика
способности
суждения»
(1790
г.),
«Метафизика нравов» (1797 г.) и др.

3.

Работа состоит из двух частей:
- Учение о праве;
- Учение о морали
Основные идеи:
Практический (а не теоретический) разум и свободная воля
людей выступают источником нравственных и правовых
законов
Человек стремится к достижению всеобщего правового
гражданского общества, членам которого будет предоставлена
величайшая свобода, совместимая, однако, с полной свободой
других
«МЕТАФИЗИКА НРАВОВ»
Иммануила Канта

4.

Морально практический закон гласит:
Поступай так, чтобы ты относился к человечеству и в
своём лице, и в лице любого другого как к цели и никогда
только как к средству
«КАТЕГОРИЧЕСКИЙ
Поступай согласно максиме, которая в то же время может
иметь силу всеобщего закона
Моральный закон формулирует принцип поведения,
принцип долга перед другими, следуя голосу
«практического разума». Долг – единственный источник
категорического императива
ИМПЕРАТИВ»
- морально практический
закон

5.

Имеют один и тот же источник (практический разум человека)
и единую цель (утверждение всеобщей свободы)
Мораль нуждается в защите, в праве. Сфера первой – внутренний
мир человека, сфера второго – действия, деятельность
Право – «это совокупность условий, при которых
произволение одного [лица] совместимо с
произволением другого с точки зрения всеобщего
закона свободы».
К таким условиям относятся:
- наличие законов;
- гарантированный статус собственности и личных прав индивида;
- равенство членов общества перед законом;
- правосудие
ПРАВО И МОРАЛЬ

6.

Единственное первоначальное право – свобода, из которой
вытекали такие неотъемлемые свойства людей, как равенство,
независимость, право собственности и т. п.
Как следствие, естественное право – результат развития
общества
Естественное право – неотъемлемые права, которыми
обладает каждый человек (личность), частное право, не
зависящее от воли правителя. Заинтересованность всех
в том, чтобы находиться в правовом состоянии,
приводит к «идее разума» – общественному договору,
одной, объединяющей всех воле, переходу в гражданское состояние
ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО
по И. Канту
«Метафизика нравов»

7.

«Поступай внешне так, чтобы свободное проявление
твоего произвола было совместимо со свободой
каждого, сообразной со всеобщим законом»
Всё неправое препятствует свободе
Применение принуждения препятствует «неправу»,
совместимо со свободой, сообразной со всеобщими законами
Призвание права – надёжно гарантировать морали то
социальное пространство, в котором беспрепятственно могла
бы реализоваться свобода индивида
ВСЕОБЩИЙ ПРАВОВОЙ
ЗАКОН
Иммануила Канта

8.

Государство – это объединение множества людей,
подчинённых правовым законам. Здесь важнейшим
признаком государства выступает его подчинение праву,
что отличает его от других общностей людей
В каждом государстве существует три власти как объединённая
воля в трёх лицах:
верховная власть в лице законодателя (только объединённая
воля народа);
исполнительная власть в лице правителя;
судебная власть (присуждающая каждому своё согласно
закону) в лице судьи
ГОСУДАРСТВО
по Иммануилу Канту

9.

И. Кант один из главных творцов теории
правового государства
Критерий прогресса – «закономерный ход улучшения
государственного устройства»
Государство, устроенное на началах общественного
договора и народного суверенитета, разделения властей,
призвано
гарантировать
устойчивый
правопорядок,
верховенство
закона

соответствует
требованиям
категорического императива
Благом государства является высшая степень
согласованности государственного устройства с
правовыми принципами, стремиться к которой обязывает нас
разум через категорический императив
ГОСУДАРСТВО
по Иммануилу Канту

10.

Основные аспекты:
-
анализирует проблему межгосударственных отношений;
клеймит захватнические войны, осуждает подготовку к ним;
ратует за соблюдение международных договоров;
развитие межгосударственных торговых и культурных связей;
отстаивает принцип невмешательства, который лишь
зарождался в международных отношениях
Его идеи о будущей мирной общности всех народов
Земли для установления всеобщих законов их
общения, о праве гражданина мира – намного
опережали своё время
«К вечному миру»
Иммануила Канта

11.

Учение И. Канта о праве и государстве было создано с учётом итогов и под впечатлением
от Французской революции. Радикальные идеи Просвещения, конституционных актов
революции он переплавил в своей глубоко продуманной теоретической системе в
политическую программу либерализма, стройное учение о праве, правовом государстве,
гражданском обществе.
Спасибо за внимание!
English     Русский Правила