1.36M
Категория: РелигияРелигия

Каноническое (христианское) право: история и современность

1.

Ф ГА О У В О « М О С КО В С К И Й Г О С УД А Р С Т В Е Н Н Ы Й И Н С Т И Т У Т М Е Ж Д У Н А Р О Д Н Ы Х
ОТНОШЕНИЙ МИД РФ»
Каноническое (христианское) право: история и
современность
Подготовила студентка 1 курса Международно - правового факультета 1
академической группы Крестинина Екатерина
Преподаватель: к. юрид. н., доцент кафедры теории права и сравнительного
правоведения Трикоз Е.Н.

2.

ПЛАН ПРЕЗЕНТАЦИИ
• Понятие канонического права
• История становления канонического права
• Сферы регулирования канонического права в настоящее время
• Понятие канона
• Догмат – канон — обычай
• Частное церковное законодательство. Статуарное право
• Иерархия правовых норм
• Кто решает — нарушены каноны или нет?
• Межцерковный суд
• Систематизация существующего канонического корпуса
• Библиография

3.

ПОНЯТИЕ
• Каноническое право (лат. jus canonicum; англ. canon law; нем. kanonisches Recht) —
совокупность правовых норм, составляющих основу церковного законодательства в поместных православных
церквях, Римско-католической церкви, древних восточных (дохалкидонских) церквях.
• Нормы канонического права обязательны для соблюдения всеми членами церкви. Кодекс канонического
права, главный документ, содержащий в себе нормы канонического права, регулярно переиздаётся. Кроме
общего для всей церкви канонического права, существует также партикулярное каноническое право,
относящееся к праву отдельных церквей.

4.

ИСТОРИЯ
• Исторически каноническое право на Западе рассматривалось как понятие более широкое по отношению к
церковному праву, поскольку каноническое право касалось не только вопросов внутренней церковной
жизни, но и тех правовых норм, которые не касались церковной жизни напрямую, но входили в Средние
века в юрисдикцию Церкви. С ходом исторического развития и с сужением влияния Церкви на светские
вопросы база канонического права постепенно сужалась и в настоящее время практически совпадает с
базой церковного права.
• В XII веке в Церкви появился т. н. «Декрет Грациана» (лат. Concordia discordantium canonum, буквально
«Согласование канонических расхождений»). Этот декрет систематизировал каноническое право и стал,
фактически, его первым суммирующим кодексом. Сборники папских декреталий, выходившие
впоследствии, дополняли этот декрет.
• По мере развития общества наблюдалось отделение церкви от государства, тенденция к отделению была
положена еще в средние века.

5.

КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО В НАСТОЯЩЕЕ
ВРЕМЯ
Каноны
совершения
таинств
Церковное
правотворчество
Права и обязанности
членов церкви
Иерархия церкви
Сфера регулирования
канонического права
Управление
церковным
имуществом
Церковные
дисциплины

6.

ПОНЯТИЕ КАНОНА
• «Канон» (по-русски — правило) — это практическая норма христианской жизни.
• Слово «канон» (κανων) в буквальном, вещественном смысле означает инструмент для проведения прямых
линий, строительный отвес. Но это слово получило также обозначение «образца, правила». В Новом Завете
оно употребляется в смысле «правила» христианской жизни: «Тем, которые поступают по сему правилу»
(κανων), «мир им и милость, и Израилю Божию» (Гал. 6:16);
• Каноны (греч. κανωνες) следует отличать как от оросов (греч. ορος) – догматических определений Соборов,
так и от законов (греч. νομοι), изданных гражданской властью.
• В античности и в Средние века все три составляющих — каноны, оросы и номосы — выполняли свои функции
в регулировании церковной веры и жизни.
• Со временем, когда канонов и гражданских законов накопилось очень много, в практику церкви стали
входить так называемые «Номоканоны».

7.

ДОГМАТ – КАНОН — ОБЫЧАЙ
• Соотношение между собой по важности догмата веры, канона и
обычая для жизни всей Церкви, а значит спасения, можно видеть
следующим образом:
• Догмат – истина веры (отвечает на вопрос «Что?»)
• Основанный на Божественном Откровении, выражает существо
христианской веры и опыта богообщения, будучи однажды
сформулирован и принят, как правило на Вселенском соборе, догмат
не подлежит пересмотру или внесению изменений. Будучи
общецерковно-доказанным, отказ от признание церковного догмата,
свидетельствует об искажении в понимании веры, и квалифицируется
как ересь, ведущая к отлучению от церковного общения (т.н.
«анафема», не путать с церковным проклятием).

8.

ЧАСТНОЕ ЦЕРКОВНОЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО. СТАТУАРНОЕ ПРАВО
• Церковное законодательство и в древности не исчерпывалось канонами; его развитие не прекратилось и
после того, как сложился основной Канонический корпус. Но законодательные акты, изданные высшей
властью поместных Церквей или епархиальными архиереями, не имеют уже общецерковного авторитета.
Применение их ограничено границами епархий или автокефальных Церквей.
• Низшей из законодательных инстанций в Церкви является епископ. Свои особые правила, уставы, статусы
издавали также некоторые монастыри, церковные братства и общества. Однако законодательное творчество
этих и подобных им институтов, подчиненных епископу или непосредственно высшей власти поместной
Церкви, осуществляется не в силу прав, принадлежащих им самим по себе, а по полномочию церковных
инстанций, имеющих самостоятельную законодательную власть. Право корпораций, не обладающих
самостоятельной законодательной властью, называется статуарным.

9.

ИЕРАРХИЯ ПРАВОВЫХ НОРМ
Матфею Властарю принадлежит точное описание иерархии правовых норм в
зависимости от их материальных источников. В «Алфавитной Синтагме» он
пишет: «О чем нет писаного закона, в том следует соблюдать обычай и
согласную с ним практику, а коли нет и его, нужно следовать тому, что имеет
более сходства с тем, что мы ищем, а если нет и этого, то должны иметь силу
мнения мудрых, и при том большинства».
Таким образом, иерархия правовых норм такова: писаный закон, обычай и
судебный прецедент, аналогия с существующим законом, мнения авторитетных
канонистов. Но высшим критерием, разумеется, являются нормы,
непосредственно исходящие из Первоисточника церковного права –
Божественной воли.
Матфей Властарь — известный византийский
канонист, иеромонах из города Салоники.

10.

КТО РЕШАЕТ — НАРУШЕНЫ КАНОНЫ
ИЛИ НЕТ?
• Церковь — богочеловеческий организм, не совсем земная организация, поэтому сложные церковные вопросы
решает сама церковь под водительством, действующего в ней Святого Духа.
• Для практических целей церковные власти выпускают разного рода указы, инструкции, разъяснения. Если
следовать современным правилам и инструкциям, то проблем не возникает. Но архаичные законы,
несоотносимые с реальностью, однако и неотмененные, легко могут превратить церковное судопроизводство
в игру без правил.

11.

МЕЖЦЕРКОВНЫЙ СУД
• Межцерковный суд в церкви есть: это соборный суд четырех древних патриархатов, возглавляемый патриархом
Константинопольским. Либо, в расширенном виде, собор всех поместных церквей, который также возглавляет
предстоятель Константинопольского патриархата.
• На уровне отдельной епархии вся судебная власть принадлежит исключительно правящему архиерею. Когда
речь идет о суде над архиереями, то здесь действует тот принцип, что один архиерей не вправе судить другого,
поэтому на уровне Поместной церкви и на уровне межцерковных отношений действует суд собора архиереев,
возглавляемого первенствующим иерархом.
• Вселенский патриархат в вопросах межцерковных отношений должен исходить из принципа соборного решения
четырех древних патриархатов, как минимум. Но это касается отношений между соборно подтвержденными
поместными церквями; например, сейчас есть конфликт между Иерусалимским патриархатом и Антиохийским
патриархатом. И в этот вопрос Константинополь не может вмешаться в одностороннем порядке, так как это —
межцерковная проблема, возникшая между двумя древними патриархатами.

12.

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ СУЩЕСТВУЮЩЕГО
КАНОНИЧЕСКОГО КОРПУСА
• Проблему отсутствия стройной системы церковного права осознали уже очень давно, и призывы к кодификации
канонов звучат постоянно. Но, как именно следует действовать, никто не знает. Всеправославный собор созвать
невозможно. О его созыве заговорили в начале XX века, но похвастаться особыми успехами на этом
направлении нельзя и сегодня. В 1923 году такой собор попытались созвать в Константинополе, однако собрать
всех представителей православного мира не удалось. В 1930 году был подготовлен список вопросов, на которые
следует дать ответ. В течение последующих десятилетий этот список много раз корректировался и уточнялся.
Однако созвать достаточно представительный собор, который бы мог ответить на уже давно назревшие
вопросы, никак не удается.
• Последняя попытка была предпринята летом 2016 года, но и она оказалась неудачной, поскольку не все
Поместные православные церкви согласились принять участие в работе собора и признать его решения.
• До принципиального решения проблемы систематизации канонического наследия времён Византийской
империи и его адаптации к современной действительности Всеправославным собором основным остаётся
вопрос, как сделать так, чтобы существующие каноны помогали людям жить церковной жизнью, а не мешали
им. В этом смысл церковного права — помогать решать вопросы, а не запутывать их еще больше.

13.

БИБЛИОГРАФИЯ:
International Covenant on Civil and Political Rights // Office of the United Nations High Commissioner of Human Rights
OHCHR Dashboard. — «Status of ratification».
Цыпин В. А. Церковное право. М., 1996, стр. 12
Berman, Harold J. Law and Revolution: The Formation of the Western Legal Tradition (англ.). — Harvard University Press, 1983. — ISBN
0-674-51774-1.
Terry Kirby.The Human Rights Act: 800 years in the making. The Guardian.
Law of 9 December 1905 on the separation of church and state. Legifrance. Дата обращения: 2 августа 2016.
Кодекс канонов восточных церквей
Тюшагин В. В. Каноническое право // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная
энциклопедия», 2012.
Кодекс канонического права. Codex iuris canonici. Институт св. Фомы. М., 2007.
Джероза Л. Каноническое право. М., 1996.
The Code of Canon Law: A Text and Commentary.
Католическая энциклопедия. Изд. францисканцев, т. 2. М., 2005.
English     Русский Правила