18.34M
Категория: ГеографияГеография

От Кочкино до Кирса

1.

от Кочкино до Кирса
6 день
Презентацию подготовила: Лидия Зверева

2.

1106 км до Устья,
д. Кочкино
1078 км до Устья,
город Кирс
• Верхнекамский район.
• Главными реками района являются
реки Вятка и Кама, но кроме них
водный ресурс составляет 55 лесных
рек, сотни больших и малых озер, 5
прудов, много мелких
искусственных водоемов.
• Среди озер самыми большими по
площади зеркала являются: Коново 30 га, Вежата - 25 га.
• Памятниками природы являются
озёра Падун, Дикое и Круглое.

3.

Д. Кочкино

4.

Река Сосновка (пр)

5.

Мосины
Тип: починок
Статус: ныне не существует

6.

Раменский
Тип: починок
Статус: ныне не существует

7.

Чурша
Тип: деревня
Статус: ныне не существует
• Сгорела от лесного пожара в
1938 г.

8.

Озеро Осиновое, озеро Копанец

9.

Колегово (Мокрая Слободка)
Тип: деревня
Статус: ныне не существует

10.

Симоновы (Лазаревы, Яровский)

11.

Целёвы (Лазаревы, Яровский)
Тип: деревня
Статус: ныне не существует

12.

Яровская (Кожаны)
Тип: деревня
Статус: ныне не существует

13.


1086 км: река Барановка
• Длина реки составляет 14 км.
• Исток реки находится в
торфяниках в 19 км к югозападу от города Кирс.
• Река течёт на северо-восток.
• Всё течение лежит в
ненаселённом заболоченном
лесу.
• Впадает в Вятку в 7 км к югозападу от города Кирс.

14.


1086 км: река Получумкосна (пр)
• Длина реки составляет 11 км.
• Исток реки находится северовосточнее деревни Кочкино в 10
км к югу от города Кирс.
• Река течёт на север, затем
поворачивает на запад.
• Всё течение лежит в ненаселённом
заболоченном лесу.
• Впадает в Вятку в 7 км к югозападу от города Кирс.
• Название происходит от
диалектного перм.-вят. чумкос
«расстояние в 5-7 км по реке или в
лесу».

15.

Озеро Бражья

16.

1078 км: Река Гавань (пр)

17.

Бывшее село Екатерининское
(Верховятское), 1582 г.
• Находилось в 8 км от Кирсинского завода
на невысоком правом берегу реки Вятки.
Являлось одним из важных пунктов,
связанных с речной переправой на
маршруте старого сибирского тракта. В
настоящее время - пригородная зона
города Кирса, отведенная под
садоводческое товарищество.
• Екатерининская пустынь (Верховятский
Спаса Преображенский монастырь) была
основана в 1582 году иеромонахомстроителем Павлом и старцем Гурием «на
Вятцком волоку, в пустом месте». Вновь
устроенная обитель состояла из одного
двухпрестольного храма во имя Спаса
Преображения и мученицы Екатерины, а
так же братской келий.

18.

• После хлыновского Успенского
монастыря Екатерининская
пустынь стала второй вятской
православной обителью.
• По переписи князя Ф. А.
Звенигородского за 1615 год «в
пустыне церковь теплая с
трапезою Преображенья... да
церковь деревянная клецки
ветха Святые мученицы
Екатерины... и всякое церковное
строенье собранье тое пустыни..
А келей в пустыне четыре..., да
за пустынею дворец конюшей...
И всего у Екатерининской
пустыни вотчинных земель пять
починков, а е починках
двенадцать дворов, а людей в
них тоже двенадцать, да двор
бобыльской...».

19.

• Монастырские крестьяне
поселились в пяти деревнях:
Шутовской, Короли,
Монастырской, Дедовской и
Богатырёво, в которых по
переписным книгам числилось
48 дворов где проживало «682
души мужеска полу». Кроме
того, множество починков и
отдельных дворов относившихся
к вотчинным землям
Екатерининской пустыни, стояли
по берегам речки Тую: (Туеска).

20.

• Незначительные монастырские доходы
собирались с торговых людей за извозы
по волоку с Вятки-реки на Волосницу и за
использование «мельницы-колотовки на
речке Малой»(Небольшая водяная
мельница с горизонтально лежащим
колесом). .
• Этот монастырь известен не только своим
важным духовно-миссионерским
почином в глухих северных лесах и
болотах. Его иноки провела геологическое
обследование окрестностей открыли
богатое месторождение железной руды и
«соляную воду», завели в конце XVII века
первое в вятской провинции
металлургическое производство.
• По некоторым сведениям, опыты с
выплавкой руды в примитивных горнах
начали проводиться здесь при
организационной поддержке монастыря
еще в 1600-1650 годах.

21.

• После 1863 года село Верховятское
было закрыто, а приход переведен к
Покровской церкви Кирсинского
завода. На тот период сельский
приход состоял из 14 селений,
расположенных на расстоянии 8-22
версты с населением около 1000
человек.
• Перепись 1926 года показала, что в
селе Екатерининском числится 32
дома со 158 жителями.
• В 1930-х годах население несколько
увеличилось, а затем снова пошло на
спад.
• К 1970-м годам село было уже
полностью ликвидировано, и его
земли отошли в распоряжение
городского хозяйства.

22.

Закат на речке Кирс

23.

Город КИРС
• Город расположен на реке Большой Кирс,
близ её впадения в Вятку, в 190 км от Кирова.
• Железнодорожная станция.

24.

25.

26.

27.

28.

• Возник как посёлок при
чугунолитейном заводе, который был
построен в 1729 году купцом
Григорием Вяземским.
• Завод был назван по реке, название
которой происходит от к.-п. кырс
«обрыв, крутой высокий берег», коми
кырас «русло».
• В 1862 году была произведена
реконструкция завода, налажен
выпуск торгового железа.
• В 1963 году он стал центром
Кирсинского промышленного района.

29.

30.

Достопримечательности:
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
• Покровская церковь — строительство
начато в 1894 году, освящена 14
(1).10.1915 года. В годы советской
власти использовалась как клуб
завода.
• В центре города Кирс невдалеке от
берега Большого пруда стоит
величественное и красивейшее
здание – церковь Покрова Пресвятой
Богородицы.
• Храм занимает исключительное
место как важная архитектурная
доминанта, формирующая
пространственную композицию
центральной части Кирса, и является
достопримечательностью не только
города, но и всего Верхнекамского
района.

31.

• Чтобы возвести эту церковь,
потребовалось два десятка лет.
Постановление о постройке храма
было подписано в день празднования
900-летия Крещения Руси 15 июля
1888 года. Прихожане обязались
ежемесячно в течение девяти лет
отчислять на строительство новой
каменой церкви в фонд приходского
попечительства по 2 к. с каждого
заработанного рубля.
• Началось строительство Покровской
церкви в 1899 году, окончено в 1909
году.
• Автором проекта церкви является
Вятский архитектор Иван Чарушин.
Легенда местных жителей гласит, что
образы для иконостаса Покровского
храма писал сам А. М. Васнецов.
• Церковь освятили в 1915 году в честь
великого праздника Дня Пресвятой
Богородицы.

32.

• В советское время службы в
здании храма были
прекращены. С 1939 года там
расположился заводской клуб
им. XVIII съезда ВКП(б).
• В советский период была
искажена первоначальная
планировка храма, утрачены
главы и малые шатры.
• Православной общине города
храм был возвращен в 1990
году.
• Начались вестись
реставрационные работы,
благодаря которым
архитектурному памятнику был
возвращен изначальный облик.

33.


Аллея из лип и лиственниц, посаженных в 1861 году, в
честь отмены крепостного права в России.

34.


Большой Кирсинский пруд
• Протяжённость 9 км,
искусственный водоём,
строительство которого
велось с 1729 по 1739 гг.
крепостными управляющего
заводом Г. Вяземского и
наёмными рабочими под
руководством мастера из
Устюга Евсея Крылова. Вода
пруда давала энергию
механизмам Кирсинского
железоделательного завода.

35.

• Были сооружены два шлюза: один - для спуска вешних вод, другой
рабочий - для регулируемой подачи воды на завод. Завершилось
возведение плотины в сентябре 1730 года. Пруд по имени речки
получил название Большой. Более 200 лет прослужила эта плотина
без ремонта, реконструирована в 60-х годах прошлого века.
• Сегодня Большой Кирсинский пруд является местом отдыха
жителей и гостей города. В пруд впадают 6 речек, имеется остров
Зеленая (насыпная дамба), 12 заливов, 14 полуостровов (носков).

36.

37.

Шиляев залив
Яшин залив

38.

Залив Мунина - Петелина

39.

40.

41.

Малый пруд

42.


Аллея памяти отдавших жизнь за Победу в Великой
Отечественной войне.

43.


Городской фонтан и прилегающая зона отдыха.

44.


Районный исторический музей.
Был создан 29 декабря 1977 года.
• В музее оформлено и
работают 5 залов:
этнографический, истории
завода и района, истории
промышленности района, зал
Боевой славы и
комсомольской славы.

45.

• Музей насчитывает более 3-х
тысяч экспонатов основного и
научно-вспомогательного
фондов, среди которых
наибольший интерес
представляют
палеонтологические находки
(кость мамонта, позвонок
ихтиозавра), коллекции
предметов крестьянского
быта (ткацкий станок,
самовары и др.), монет и
бумажных денежных знаков
XIX – XX веков, минералов
Верхнекамского
фосфоритного рудника.

46.

• Музей организует не только
экскурсии по экспозициям и
автобусные экскурсии по
городу, проходят выставки продажи изделий местных
умельцев.
• Сотрудники музея участвуют в
массовых мероприятиях
"День города", "День
района", издают буклеты по
родному краю, проводят дни
открытых дверей и выпускают
стенгазету "Колесо истории" к
Всемирному дню музеев.

47.

• Музей имеет филиал - Музей истории
села Кай. Туда вы можете совершить
интересный тур выходного дня «Кай –
всему свету край».
• Музей открыт в 1938 году в доме, где
жил, находясь в ссылке, Ф.Э.
Дзержинский в 1899 году. До 1995
года являлся Домом – музеем Ф.Э.
Дзержинского, в 1995 году
перепрофилирован в музей истории
села Кай. С 1 января 2006 года
является филиалом районного
исторического музея. С 1 января 2016
года переименован в Дом-музей Ф.Э.
Дзержинского.
• Здание музея деревянное,
одноэтажное, является памятником
истории регионального значения.
Экспозиция музея показывает
Кайский край с периода
возникновения первых поселений до
сегодняшних дней.

48.

• На старинном торговом пути из
Москвы в Сибирь основан в 1558 г.
как город. Кайгороду в 1781 году
был дан герб, в верхней части
которого изображён герб города
Вятки (рука, держащая натянутый
лук со стрелою), внизу, на голубом
поле, – три скобки рыбьего клея,
которым жители городка якобы
торговали.
• Здесь располагалась воеводская
канцелярия и Кайским уездом
правил воевода. В 1782 году здесь
проживало 14 купцов из 750
человек. После устройства нового
Сибирского тракта прежнее
важное значение крепости и
торгового центра Кайгород
потерял. В 1802 году Кайский уезд
ликвидировали и позднее
переименован в село.

49.

• В декабре 1898 года сюда был
сослан Феликс Эдмундович
Дзержинский. В доме, где он
жил, находясь в ссылке, открыт
музей. В 1995 году
перепрофилирован в музей
истории села Кай. В центре села
установлен памятник Ф.Э.
Дзержинскому.
• Сегодня население с. Кай
составляет 374 человека.

50.

«Марьин кокошник» (XIII-XV вв.)
• Этот знаменитый во всей Кировской области
археологический объект федерального значения
расположен на самой окраине села Кай, на левом берегу
реки Камы, на земельном участке ориентировочной
площадью 20650 м2.
• «Марьин кокошник» поделен на две части: Кашину гору,
там, где располагается посад и «Убовый дом», или как
иначе его называют «Кремль», где и сейчас можно
увидеть останки оборонительных сооружений
Кайгорода, сохранившиеся с XIII-XVI веков-земляной вал
и рвы перед ним и после него.
• Поскольку оборонительный земной вал и ров
расположены в форме полукруга, весь археологический
объект получил название «кокошник».
• По мнению некоторых археологов, в прежние времена
высота оборонительного вала от дна рва составляла
около 10 метров, длина 60 метров.
• «Убовый дом» - место на кладбище, где, по преданию,
когда-то хоронили без отпевания и должного обряда
казнённых преступников и нищих.
• По территории городища в настоящее время проходит
дорога, и значительная его часть занята современным
кладбищем.

51.

Гидаевская курганная группа и могильник
(IV-XVI вв.)
• В 10 км от села Гидаева, вдоль по
течению реки Порыш, расположены
три кургана, один из которых получил
название Буркова гора.
• С южной стороны горы, прямо под
крутым ее обрывом, находятся пять
чудских «ям-могил».
• Предание гласит, что при заселении
Верхнекамских земель русскими, чуди
или чучки, как называли тогда
древних поселенцев, не желая
принимать христианство и
принесенную им православную веру,
просто «ушли под землю».
• Ямы размером 3х3 метра ― это
остатки землянок чуди.

52.

• Никто не знает -куда и как исчезла
чудь? В труде «Чудь Кайского края»
(17 июля 1895 г.) исследователь
П.М.Сорокин пишет: «Есть сказания о
том, что «при перемене века, когда
Русь осиляла» (то есть стала
одолевать), чудь ушла в землю и
заживо погребла себя, избавляясь от
«крещеной веры».
• Другие полагают, что чудь была все же
крещена, но по-своему. А
православную веру принимать не
захотела.
• Третьи, что чудь обрусела, то есть
постепенно перемешалась с русским
населением.

53.

• Верхнекамский район является на
сегодняшний день одним из самых
богатых районов по месторождению
полезных ископаемых. Вятско-Камское
месторождение фосфоритов, которое
занимает 2,3 тыс.кв.км, считается одним
из самых крупных в России и составляет
20% общих природных запасов этого
ископаемого в стране. В 2011 году
предприятием ООО «Верхнекамские
удобрения» входящие в группу компаний
«ХимИнвест» была восстановлена
технологическая линия по производству
фосфоритной муки. В 2012 -2013 году
предприятием построен цех по
производству фосфоритной муки. После
выхода цеха на проектную мощность
производство фосфоритной муки составит
30 тыс. тонн в год.

54.

• Кроме того, здесь находится и
крупнейшее в Кировской области
торфяное месторождение Дымное.
• Торф, который там добывается,
поступает на теплоэлектроцентрали
города Кирова. Добыча торфа на
территории района осуществляется
производственным участком
«Дымный», входящим в ЗАО
«ВяткаТорф».
• В настоящее время ЗАО
"ВяткаТорф" является крупнейшим
среди предприятий своей отрасли
по России: на него приходится
примерно 50% объёмов
торфодобычи в стране.
• Производственный участок
«Дымный» отличается большими
объёмами залежей и наилучшим
качеством торфа. За 2011 год
добыча торфа составила 191,1 тыс.
тонн.

55.

56.

«Кирскабель»
• Одним из передовых предприятий
кабельной промышленности страны
является ОАО «Кирскабель»,
основанный в 1729 году как
железоделательный завод.
• Высокая квалификация персонала и
современное оборудование ведущих
машиностроительных фирм
Германии, Финляндии, Франции,
Испании, Италии, Австрии,
оснащённое средствами
автоматизации и контроля,
обеспечивают выпуск
высококачественной продукции,
которая широко известна и пользуется
спросом не только в России, но и за её
пределами.

57.

Озеро Падун (в 5 км к северу от п.
Созимский)
• Происхождение озера на сегодняшний
день не известно, возможно –
суффозионное. Название озера
произошло от местного названия
мелких «падучих» речек – падунов.
• Озеро совершенно круглое, диаметром
350 метров, глубиной 28,6 метров.
• Это озеро второе по глубине в области.
• Озеро располагается в кратерообразной
котловине с пологими внутренними и
внешними склонами.
• Большая глубина у самого берега
препятствует зарастанию озера.
• Диаметр котлована 700 метров,
обследовавшие озеро в 1938 году
московские геологи высказывали
предположение о метеоритном
происхождении котлована.

58.

Крестный ход на реку Порыш
• Из православных традиций, дошедших до
наших дней, сохранился так называемый
Кибановский праздник. Праздник отмечался 1
сентября по старому стилю (14 сентября по
новому) и продолжался три дня.
• Суть его такова: на берегу лесной реки Порыш,
при впадении в неё речки Кибаново, с
незапамятных времён стояла часовня
Усекновения главы Иоанна Предтечи и
Симеона Столпника. Она находилась в 20
верстах от Кая, среди соснового бора.
Живущие поблизости крестьяне брали перед
праздником из часовни иконы и относили их в
церковь села Кай, а оттуда 1 сентября, после
обедни, крестным ходом уносили обратно в
часовню, в сопровождении местных икон и
собравшихся богомольцев, которые приходили
из Вологодской и Пермской губерний (в иные
годы богомольцев приходило до тысячи
человек).

59.

• Около часовни, на берегу Порыша,
служился молебен.
• На этот молебен собирались самые
разнообразные больные, и всё время,
пока длится служба, держат они
больные места, опущенными в реку,
которая считается целебной после
освящения.
• Некоторые сидят в воде по горло.
• После окончания молебна иконы из
церквей уносят обратно, а
духовенство ходит по деревням с
крестом.
• Крестьяне заранее варят к этому дню
бражку, пиво и готовят разные
кушанья для угощения всех, кто
только придёт.

60.

• При советской власти эта
древняя православная
традиция была забыта.
• Крестный ход на реку
Порыш в честь Симеона
Столпника и Трифона
Вятского возобновился
только в 2006 г., при
содействии тогдашнего
главы Верхнекамского
района О.И. Чежеговой и
батюшки Леонида,
настоятеля СвятоНикольской церкви п.
Рудничного.
English     Русский Правила