715.96K
Категория: ПравоПраво

ЮНЕСКО Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры

1.

ЮНЕСКО
Организация Объединенных Наций
по вопросам образования, науки и
культуры / United Nations Educational,
Scientific and Cultural Organization
-Cоздана 16 ноября 1945 г.
-Штаб-квартира располагается в Париже, Франция.
-Располагает 67 бюро и подразделениями, расположенными в различных частях мира.
- Членами Организации являются 195 государств-членов, 10 ассоциированных государств и 2
государства-наблюдателя (а также 10 международных организаций-наблюдателей).
-РФ является членом ЮНЕСКО с 1954 г.
-Основная цель ЮНЕСКО: содействие укреплению мира и безопасности путем расширения
сотрудничества народов в области образования, науки и культуры в интересах обеспечения
всеобщего уважения справедливости, законности и прав человека, а также основных свобод,
провозглашенных в Уставе Организации Объединенных Наций, для всех народов без
различия расы, пола, языка или религии.
-Эмблема всемирного наследия (по эскизу Мишеля Олиффа) символизирует
взаимозависимость объектов культурного и природного наследия: квадрат в центре
обозначает творение человека, а внешний круг представляет собой символ природы – две
неразрывно связанные части. Эмблема имеет круглую форму, повторяющую форму земного
шара, одновременно символизируя охрану.
Эмблема вместе с логотипом ЮНЕСКО служит для обозначения объектов, включенных в
Список всемирного наследия.
1

2.


Ежегодно (с 1977 г.) Комитет Всемирного наследия проводит сессии,
на которых определяются объекты, приоритетными задачами по
отношению к которым являются сохранение и популяризация в силу их
особой культурной, исторической или экологической значимости.
Главная цель списка Всемирного наследия — сделать известными и
защитить объекты, которые являются уникальными в своём роде.
Всего 1092 объекта, в том числе 846 культурных из 167 стран
включены в список ЮНЕСКО
Следующая, 43-я сессия Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО
(состоит из 21 члена) пройдет в Азербайджане, в Баку, с 30 июня по
10 июля

3.

Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО в России
Культурные
Московский Кремль и Красная площадь
Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников
Погост Кижи
Исторический центр Новгорода и памятники окрестностей
Белокаменные памятники Владимиро-Суздальской земли и церковь Бориса и Глеба в Кидекше
Соловецкий исторический и культурный комплекс
Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры в г. Сергиев Посад
Церковь Вознесения в Коломенском (г. Москва)
Куршская коса (Россия/Литва)
Ансамбль Ферапонтова монастыря
Историко-архитектурный комплекс Казанского кремля
Цитадель, старый город и крепостные сооружения Дербента
Ансамбль Новодевичьего Монастыря
Исторический центр Ярославля
Геодезическая дуга Струве (Россия/Беларусь, Эстония, Финляндия, Латвия, Литва, Норвегия, Республика Молдова, Швеция,
Украина)
16. Болгарский историко-археологический комплек
17. Успенский собор острова-града Свияжск
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
Природные
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
Девственные леса Коми
Озеро Байкал
Вулканы Камчатки
Золотые горы Алтая
Западный Кавказ
Центральный Сихотэ-Алинь
Убсунурская котловина (Россия/Монголия)
Природный комплекс заповедника «Остров Врангеля»
Плато Путорана
Ленские столбы
Ландшафты Даурии
3

4.

Процедура включения в Список всемирного наследия
2,5 года – минимальное время, необходимое для соблюдения всех требований и
процедур Комитета всемирного наследия. Это длительный и трудоемкий процесс
Этапы:
- выявить объекты, достойные включения в Список всемирного наследия. Это
должны быть памятники, ансамбли и достопримечательные места, обладающие
выдающейся универсальной ценностью, то есть ценностью, «которая является
столь исключительной, что выходит за пределы национальных границ и
представляет всеобщую ценность для настоящих и будущих поколений всего
человечества»
- включить выявленные объекты в предварительный список
- подготовить досье по объекту с описанием всех его особенностей, обоснованием
уникальности, подробными картами, отображающими границы объекта,
информацией о методах защиты объекта и системе управления в соответствии с
действующими требованиями Комитета всемирного наследия
- представить досье на рассмотрение экспертных организаций – консультативных
органов Комитета всемирного наследия (эта процедура занимает около полутора
лет).
Досье по объектам культурного наследия рассматриваются специалистами ИКОМОС
(Международного совета по вопросам памятников и достопримечательных
мест / International Council on Monuments and Sites (ICOMOS) ), а по объектам
4
природного наследия – специалистами МСОП (Международного совета охраны
природы).

5.

Процедура включения в Список всемирного наследия
По итогам рассмотрения экспертами ИКОМОС может быть принято одно из трех
решений:
– рекомендовать объект для включения в Список всемирного наследия;
– отправить досье на доработку
– отказать во включении в Список в связи с недостаточной ценностью объекта для
признания его всемирным наследием.
В первом случае вопрос выносится на рассмотрение очередной сессии Комитета
всемирного наследия.
КРИТЕРИИ
[культурный (С – cultural), природный (N – natural) или смешанный (M – mixed)]
В Руководстве по выполнению Конвенции об охране всемирного наследия
содержатся 10 критериев, которым должен соответствовать объект, который
предлагается включить в Список всемирного наследия:
i. являться шедевром творческого гения человека;
ii. отражать воздействие, которое оказывает смена общечеловеческих ценностей в
пределах определенного периода времени или определенного культурного района
мира, на развитие архитектуры или технологии, монументального искусства,
градостроительства или планирования ландшафтов;
iii. являться уникальным или, по меньшей мере, исключительным свидетельством
культурной традиции или цивилизации, существующей или исчезнувшей;
iv. являться выдающимся образцом типа строения, архитектурного или
технологического ансамбля или ландшафта, иллюстрирующего важный этап (этапы)5
развития в истории человечества;

6.

КРИТЕРИИ
v. являться выдающимся образцом характерного для данной культуры (или культур)
традиционного человеческого поселения, землепользования или водопользования,
или выдающимся образцом взаимодействия человека с окружающей средой –
особенно в тех случаях, когда такой образец стал уязвимым под воздействием
необратимых перемен;
vi. быть прямо или косвенно связанным с событиями или существующими
традициями, с идеями или верованиями, или с произведениями литературы и
искусства, имеющими выдающееся универсальное значение (по мнению Комитета,
данный критерий следует использовать преимущественно в сочетании с другими
критериями);
vii. включать величайшие явления природы или места исключительной природной
красоты и эстетической ценности;
viii. представлять собой выдающийся образец, отражающий основные этапы
истории Земли, включая следы древней жизни, продолжающиеся геологические
процессы развития форм земной поверхности, имеющие важное значение, или
значительные геоморфологические и физиографические явления;
ix. представлять собой выдающийся пример важных и продолжающихся
экологических и биологических процессов эволюции и развития наземных, речных и
озерных, прибрежных и морских экосистем, а также сообществ растений и
животных;
x. включать природные ареалы, наиболее важные и значительные с точки зрения
сохранения биологического разнообразия, в том числе ареалы обитания
исчезающих видов, имеющих выдающуюся универсальную ценность с точки зрения
науки и охраны природы.

7.

Выдающаяся универсальная
ценность
В случае принятия решения о включении объекта в
Список всемирного наследия, Комитет, руководствуясь
рекомендациями Консультативных органов, принимает
Формулировку выдающейся универсальной ценности
объекта, которая является основанием для будущей
охраны объекта и управления им.
Выдающаяся универсальная ценность означает
культурную и/или природную значимость, которая
является столь исключительной, что выходит за
пределы национальных границ и представляет
всеобщую ценность для настоящих и будущих
поколений всего человечества.
7

8.

Номинация (Номинационное досье)
Это главный документ, на основании которого Комитет рассматривает
вопрос о включении объекта в Список всемирного наследия.
Разделы номинации:
1. Выявление объекта
2. Описание объекта
3. Обоснование для включения в Список
4. Состояние сохранности и факторы, воздействующие на объект
5. Охрана и управление
6. Мониторинг
7. Документация
8. Контактная информация ответственных
органов
9. Подпись от имени государства – стороны (государств – сторон)
Конвенции
8

9.

1 марта 2018 г Центр всемирного наследия ЮНЕСКО признал номинационное досье
«Памятники Древнего Пскова» (Российская Федерация) «полным и соответствующим формату
заявки».
ВРИО Губернатора Псковской области Михаил Ведерников сказал тогда «Продвижение
псковских памятников в ЮНЕСКО… это, прежде всего, стимул к совершенствованию системы
охраны уникальных объектов, сохранению исторической городской среды, окружающих
ландшафтов, но также, это и значимый, реальный фактор социально-экономического
развития территории. Мы отчетливо понимаем, что при благоприятной оценке экспертов,
попадание в Список всемирного наследия — не конечная цель, а, скорее, только начало нового
важного этапа формирования системы сохранения и использования наших памятников».
Номинационное досье «Памятники Древнего Пскова» состоит из 6 томов документов.
Над досье работали псковские эксперты, Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачева и Министерство культуры РФ.
Сейчас этот документ находится на экспертизе в консультативном органе — Международным
совете по сохранению памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС)
ИКОМОС представит в Комитет всемирного наследия свои оценки объекта по результатам
непосредственного ознакомления с ним. (Эксперт ИКОМОС уже побывал в Пскове с миссией
технической оценки памятников).
Решение будет принято на ежегодной сессии Комитета Всемирного наследия, которая
состоится в Баку с 30 июня по 10 июля 2018 года. Комитет всемирного наследия решает,
должен ли объект быть включен в Список всемирного наследия или нет, направлен на доработку
или отложен.
9

10.

18 элементов номинации «Памятники Древнего Пскова»
(14 из них – храмы)
Памятники крепостного зодчества
1.1. Комплекс крепостных сооружений Окольного города: Покровская башня, XV в.
1.2. Комплекс крепостных сооружений Окольного города: Гремячая башня, XVI в.
Памятники культового зодчества
2.1. Ансамбль Кремля: Троицкий кафедральный собор с колокольней, XVII в.; 1830 г.
2.2. Собор Иоанна Предтечи Ивановского монастыря, 1240 г.
2.3. Ансамбль Спасо-Мирожского монастыря: Преображенский Собор, XII в.
2.4. Ансамбль Снетогорского монастыря: Собор Рождества Богородицы, XIV в.
2.5. Церковь Михаила Архангела с колокольней, XIV в.
2.6. Церковь Покрова от Пролома, XV-XVI вв.
2.7. Церковь Косьмы и Дамиана с Примостья, остатки колокольни, ворота и ограда XV-XVII вв.
2.8. Церковь Георгия со Взвоза, 1494 г.
2.9. Церковь Богоявления со звонницей, 1489 г.
2.10. Церковь Успения с Пароменья, со звонницей, 1521 г.
2.11. Церковь Николы со Усохи, XVI в.
2.12. Церковь Петра и Павла с Буя, XVI в.
2.13. Церковь Старое Вознесение, XV в.
2.14. Церковь Василия на Горке, XV в.
Памятники гражданского зодчества
3.1. Ансамбль Кремля: Приказная палата, XVII в.
3.2. Поганкины палаты, XVII в.
10

11.

«Искусство в своей более нарядной форме есть
воплощение национального характера»
(искусствовед Е.Н. Морозкина)
«Архитектура – это способность нашего сознания
закреплять в материальных формах чувство эпохи».
(архитектор Ле Корбюзье)
«Гармоническое сочетание качеств трех «знатных
художеств»: живописности (в свободной асимметрии
композиции), скульптурности (пластика стен) с
замечательно разработанной архитектурной формой –
делает любой псковский храм шедевром архитектуры»
(псковский искусствовед Т.В.Шулакова).
11
English     Русский Правила