С/С++
Логические структуры языка.
Константы
Управляющие коды
Строковые константы
Скалярные типы данных, операции, преобразование типов.
2. Переменные целого типа
4. Символьные переменные
9. Операции присваивания
10. Операция sizeof
1.44M
Категория: ПрограммированиеПрограммирование

Язык С.С/С++ (лекция 1)

1. С/С++

1

2.

Язык С был разработан Деннисом М.
Ритчи в 1972 году. Реализация С, в
соответствии с изложенными правилами,
рассматривается как K&R стандарт (Брайн
В. Керниган и Ритчи). K&R – минимальная
стандартная реализация. В 1983 году
Американский институт национальных
стандартов (ANSI) разработал новый
стандарт, названный стандартом ANSI языка
С.
С++ - это надмножество языка С. Реально
он включает все операторы и средства языка
С, добавив только некоторые новые.
Преимущество С++ в том, что он позволяет с
большой легкостью разрабатывать большие
сложные программы за счет модульного
подхода и некоторых других
усовершенствований. Кроме того, С++
2
является языком ООП.

3. Логические структуры языка.

Программа состоит из лексических элементов.
1. Элементы
Программа на С представляет собой строки,
состоящие из лексических элементов пяти
типов: ключевые слова, константы,
операции, ограничители, идентификаторы.
Смежные элементы отделяются друг от друга
разделителями или комментариями.
Разделители: пробелы, символы табуляции,
возврата каретки, перевода строки.
2. Комментарии
Они служат для документирования
программы
Формат /* текст комментария */
3
Пример

4.

3. Ограничители
Символы – ограничители: ( ), [ ], { }, : , , , ;
4. Операции
Перечень операций приведен ниже:
Одно символьные операции: = ! ^ & * - : . < > /
?+%
Двух символьные операции: = = != && :: -> ++ -<< >> <= >= += -= *= /= %= ^= := &=
Трехсимвольные операции: <<= >>=
5. Идентификаторы
Они служат для именования типов,
переменных, констант и функций.
Идентификатор состоит из букв и цифр и
может содержать символы подчеркивания.
Значащие – первые 32 символа. Начинается
идентификатор с буквы. В идентификаторах
прописные и заглавные буквы различаются.4

5.

6. Зарезервированные слова
В С используются зарезервированные слова,
которые нельзя использовать в качестве
идентификаторов. Они задаются
прописными буквами. Фрагмент таблицы
зарезервированных слов.
5

6. Константы

В С имеется четыре типа констант: целые,
вещественные, символьные и строковые.
Константы целого типа
Константы целого типа могут задаваться в
десятичной, 8-ой или 16-ой системах
счисления.
Десятичные целые константы образуются из
цифр. Первой цифрой не должен быть 0.
Восьмеричные константы начинаются с цифры
0, за которой следуют цифры 0-7.
Шестнадцатеричные константы
начинаются с
x
X
цифры 0 и символа
, за которыми может
стоять одна или более 16-ых цифр 0-9,A-F.
6

7.

Пример
#include <stdio.h>
main()
{
int a=3478,
b=06626,
c=0xD96;
printf(“a=%d b=%d c=%d\n”,a,b,c);
}
На экране
a=3478 b=3478 c=3478
7

8.

Константы вещественного типа
Константы этого типа состоят из цифр,
десятичной точки и знака десятичного
e
порядка
E
Примеры
1. 2е1 .1234 .1е3
.1 2Е1 1.234 0.0035е-6
1.0 2е-1 2.1е-12 0.234
8

9.

Символьные константы
Символьные константы заключаются в
одиночные кавычки (апострофы)
Например
if (ch>=’a’&&ch<=’z’)
Одни символьные константы соответствуют
символам, которые можно вывести на
экран, другие – управляющим символам,
задаваемым с помощью escпоследовательности, третьи –
форматирующим символам, также
задаваемым с помощью esc –
последовательности.
Например
Символ “апостроф” → ‘\’’;
Переход на новую строку → ‘\n’;
Обратный слэш → ‘\\’.
9

10. Управляющие коды

В следующей таблице приведены
управляющие коды. Каждая esc –
последовательность должна быть заключена
в кавычки
10

11. Строковые константы

Строковые константы состоят из нуля или более символов,
заключенных в двойные кавычки. В строковых константах
управляющие коды задаются с помощью esc-последовательности.
Замечания к использованию констант
Для задания констант можно использовать их непосредственное
написание (обозначение). Кроме того, существуют следующие
способы задания константы:
a) Макроопределение
Формат
#define <имя константы> <значение константы>
Например
#define PI 3.14
#define CHARACTER_B 'B'
#define version_oct 020 // для восьмеричного числа
#define version_dec 16 // для десятичного числа
#define version_hex 0x10 // для 16-го числа
#define NAME “ALEKS”
11

12.

a) Макроопределение
Формат
#define<имя константы><значение
константы>
Например
#define PI 3.14
#define CHARACTER_B 'B'
#define version_oct 020 // для
восьмеричного числа
#define version_dec 16 // для десятичного
числа
#define version_hex 0x10 // для 16-го числа
12
#define NAME “ALEKS”

13.

б) типизированные константы
Можно определить константу, описать тип
данных и присвоить значение, использую
ключевое слово const
Например
main()
{
const int CHILDREN=8;
const char INIT=’C’;
const float NUMBER=1.65;
}
13

14. Скалярные типы данных, операции, преобразование типов.

Используются различные типы данных для
представления хранимой и
обрабатываемой информации.
Типы данных и элементы памяти.
Тип задается набором допустимых
значений и набором действий, которые
можно совершать над каждой
переменной рассматриваемого типа.
Переменные типизируются посредством
их описаний. Выражения типизируются
посредством содержащих в них
операций.
Есть предопределенные типы данных:
целые, вещественные, указатели,
14

15.

Агрегатные типы: массив, структура,
объединение.
В следующей таблице представлены типы С, их
размеры и диапазоны
15

16. 2. Переменные целого типа

Переменная описываются с помощью
спецификатора типа (см. таблицу) и при
описании ей может быть присвоено
начальное значение.
Пример
int age=20, height=170; // возраст, рост
unsigned weight=height/2; // вес
long index; // индекс
Замечание Если используются
спецификаторы unsigned, short, long, то
int можно опускать.
Допустимые операции над целочисленными16

17.

17

18.

18

19.

3. Переменные вещественного типа
Для описания таких переменных используются
спецификаторы float, double, long double.
Пример
float force=12.78, /* сила */
acceleration=1.234; /* ускорение */
double height; /* высота */
Операции над вещественными
операндами, аналогичны арифметическим и
логическим операциям над целочисленными
операндами (см. предыдущую таблицу).
Исключение – операция % (остаток от
деления).
19

20. 4. Символьные переменные

Для описания символьных переменных
используются спецификаторы char, signed
char, unsigned char.
Можно задавать начальные значения.
Пример
char ch=’$’, ans=’n’, ascii_value=65;
Замечание
В выражениях переменные типа char
могут смешиваться с переменными типа int,
поскольку те и другие принадлежат к целому
типу.
20

21.

Пример
#include <stdio.h>
main()
{
char ch=’a’, ans;
printf(“значение ch+3=%c”,ch+3);
ans=ch%3;
printf((“\n\n значение ans=%d\n”,ans);
}
Программа выводит на экран следующие
строки:
Значение ch+3=d
Значение ans=1
21

22.

5. Строковые переменные
Для определения строковой переменной
необходимо использовать тип char и указать
максимальное число символов, которое
может содержать строка. Строка
объявляется, как массив символов, но для
работы с массивом символов, как со
строкой имеется набор библиотечных
функций.
Описание в общем случае:
char name[n];
name – имя массива;
n – размер массива.
Пример char str[80];
Работу со строковыми данными рассмотрим
подробнее при изучении массивов и
22
функций работы со строками.

23.

6. Приоритет и порядок выполнения
операций.
Если в выражении не используются
круглые скобки, задающие порядок
выполнения операций, то группировка
операндов для операций производится с
учетом приоритета операций. В
следующей таблице приведены операции
в порядке убывания приоритета.
23

24.

24

25.

7. Операции отношения
Логические выражения строятся из
операций отношения и вырабатывают в
качестве результата значение типа int. Если
результат равен 0, то считается, что
логическое выражение ложно, в противном
случае – истинно. Если в логическом
выражении не используются скобки, то оно
вычисляется слева направо. Вычисление
прекращается, как только результат
становится определенным. Такой способ
вычисления логических выражений
называется усечением.
25

26.

Например
if (a>b||c>d||e>f)
Вычисление выражения прерывается, как
только выясняется, что, либо a>b, либо
c>d, либо e>f.
Усечение с успехом может быть
использовано для задания корректного
порядка вычислений в логических
выражениях.
Например, логическое выражение
if (b!=0.0&&a/b>12.4)
Имеет больший смысл, чем логическое
выражение
if (a/b>12.4&&b!=0.0)
26

27.

8. Побитовые операции
Операнд или операнды побитовых операций
должны быть целого типа. Побитовые
операции используются для манипуляция с
битами на нижнем уровне. Операции &,|,^
определяются следующим образом
27

28.

Операции << и >> служат для сдвига
последовательности битов,
соответственно, влево и вправо.
Эти операции можно применять для
деления или умножения на число, равное
степени 2, в соответствии со следующими
правилами:
28

29. 9. Операции присваивания

К ним относятся: = , += , -= , *= , /= , %= , и
префиксные и постфиксные операции ++ и --.
Все операции присваивают переменной результат
вычисления выражения. Если тип левой части
отличается от типа правой части, то тип правой
части приводится к типу левой. В одном
операторе операция присваивания может
встречаться несколько раз. Вычисление
производится справа налево. Например
a=(b=c)*d; Значению b присваивается значение
c, затем выполняется операция умножения на d
и результат присваивается a.
Типичный пример использования многократного
присваивания a=b=c=d=e=f=0;
Операции += , -= , *= , /= укороченная форма, т.е.
a+=b; -> a=a+b; a-=b; -> a=a-b; a*=b; -> a=a*b; 29
a/=b; -> a=a/b;

30.

Постфиксные и префиксные операции ++ и -используются для увеличения (инкремент) и
уменьшения (декремент) на 1 значения
переменной. Семантика операций следующая:
++a ,а++– увеличение значения переменной a на
1 до (после) ее использования в выражении.
--a ,а-- – уменьшение значения переменной a на 1
до (после) ее использования в выражении.
Пример
#include <stdio.h>
main()
{
int a,b,c=3,d=4,f=3,g,h=5,z=6,i;
a=z+(b=c*d*f+(g=h+(i=3)));
printf(“%d\n”,a);
} // Программа выводит на экран значение – ?. 30

31. 10. Операция sizeof

Эту операцию можно применять к константе,
типу или переменной. В результате будет
получено число байтов, занимаемых
операндом. Если операндом является тип, то
такой операнд следует заключать в круглые
скобки. Если операнд переменная, то скобки
можно опускать.
Пример
#include <stdio.h>
main() {
float a;
int b;
31
char c;

32.

printf(“\n Размер памяти под целое %d”,
sizeof(int));
printf(“\n Размер памяти под двойную
точность %d”, sizeof(double));
printf(“\n Размер памяти под переменную
a %d”, sizeof a);
printf(“\n Размер памяти под массив d
%d”, sizeof d); }
Результат работы программы
Размер памяти под целое 2
Размер памяти под двойную точность 8
Размер памяти под переменную a 4
Размер памяти под массив d 2000
32

33.

11. Операция “запятая”
Операция “запятая” для связывания между
собой выражений. Список выражений,
разделенный запятыми, трактуется как
единое выражение и вычисляется слева
направо. Пример
if (c=getchar(),c>’a’) Читается символ в
переменную с и сравнивается с символом
‘a’, результат целое число.
12. Приведение и преобразование типов
Для выполнения однозначного
преобразования (cast) объектов одного типа
в другой в С имеется специальная
33
конструкция вида:

34.

Преобразование одного типа в другой тип
данных выполняется в соответствии со
следующими условиями:
преобразование используется для
однозначного перевода данного значения в
другой тип;
операнд автоматически приводится к другому
типу перед выполнением соответствующей
арифметической или логической операции;
если операнд одного типа присваивается лево
допустимому объекту другого типа, то
приведение типов выполняется
автоматически;
аргумент функции и результат может
34
автомати-чески приводится к требуемому
English     Русский Правила