Древнегреческая трагедия
О чём хотелось бы узнать на уроке?
Древнегреческий театр
Древнегреческий театр
Древнегреческий театр
Древнегреческий театр
Древнегреческая трагедия
Древнегреческая трагедия
Строение греческой трагедии
Трагедия -
Эсхил Я б не променял скорбей своих на рабское служенье. Эсхил «Прометей прикованный» «Прометей Прикованный»
До Эсхила к образу Прометея обращался Гесиод ( в VII в. до н. э.)
Интерпретация Эсхила образа Прометея
Наказание…
Читаем и думаем…
«Вечные образы» в литературе
Послесловие к уроку…

Древнегреческая трагедия Эсхила «Прометей прикованный»

1. Древнегреческая трагедия

Эсхил
«Прометей
прикованный»

2. О чём хотелось бы узнать на уроке?

История
древнегреческого
театра?
Особенности
древнегреческой
трагедии?
Эсхил?
В чём
исключительность его
трагедии о Прометее?

3. Древнегреческий театр

В 7 – 8 вв. до нашей эры широко
распространяется культ Диониса, бога сил
природы. Ему был посвящен ряд традиций, с ним
и связано возникновение всех жанров греческой драмы, в
основу которой легли обрядовые магические игры.
Постановка трагедий была введена в Афинах с 534 года. Все
античные греческие театры были построены по одному типу:
под открытым небом и по склонам холмов.
Первый каменный театр был построен в Афинах и вмещал
в себя от 17000 до 30000 человек.

4. Древнегреческий театр

Круглая площадка называлась орхестра; еще дальше –
скена, помещение, в котором переодевались актеры.
Сначала никаких декораций в театре не было. К середине 5
в. до н.э. к фасаду скены стали прислонять куски холста,
расписанные условно: деревья означали лес, дельфин – море,
речной бог – реку.
В греческом театре могли выступать только мужчины
и только свободные граждане. Актеры пользовались
определенным уважением и выступали в масках. Один
актер, мог меняя маски, исполнять мужские и женские
роли.

5. Древнегреческий театр

6. Древнегреческий театр

Театр воспитывал зрителей,
возвышал
их
дух
достойными
примерами.
Именно
драматическое
искусство
содействовало формированию у них
гражданской
активности
и
патриотизма.
Не случайно величайшего
греческого
драматурга
Эсхила
впоследствии
назвали «воспитателем народа»

7. Древнегреческая трагедия

Театральные представления проводились в праздник
Великих Дионисий, длились от восхода до заката, носили
состязательный характер
/в них участвовали 3 комических и 3 трагических поэта/.
Работа с учебником/стр. 12/: что означает буквально
слово «трагедия»?
«Трагедия возникла от запевал дифирамба» /Аристотель
«Поэтика»/. Что означает выделенное слово?
Возникновение драматического жанра связано с введением
первого актёра – каково значение этого слова? /стр. 13/
Феспид -?
/греки считают его зачинателем трагического жанра!/

8. Древнегреческая трагедия

Обязательный участник греческой трагедии хор /12-15 человек/.
Хор – коллективный персонаж, который мог
выражать сочувствие главному герою, одобрять
его в принятии решения или осуждать его за
ошибки.
Основа сюжета греческой трагедии – миф
( греческая трагедия - сценическое
разыгрывание мифа).

9. Строение греческой трагедии

Пролог /партия актёра до прихода
хора/
Парод/первое выступление хора/
Эписодии /диалогические части/
Стасим /песнь хора в отсутствие
актёра/
Эксод /заключительная часть/

10. Трагедия -

Трагедия вид драмы, противоположный
комедии. Изображает
действительность как сгусток
внутренних противоречий,
вскрывает глубочайшие
конфликты реальности в
предельно напряжённой и
насыщенной форме…
Мельпомена –
греческая муза трагедии

11. Эсхил Я б не променял скорбей своих на рабское служенье. Эсхил «Прометей прикованный» «Прометей Прикованный»

Эсхил
Я б не променял скорбей своих на рабское служенье.
Эсхил «Прометей прикованный»
Принадлежал к знатному афинскому
роду; больше ценил себя как участника
битвы при Марафоне, чем как поэта.
«Прометей Прикованный»
Создал около 80 драматических
произведений; но полностью до нас
дошли только 7 трагедий.
Почти все трагедии написаны на
мифологические сюжеты.
Первую победу в поэтическом состязании
одержал в 41 год, а потом ещё 12 раз
побеждал соперников. В то время самый
популярный греческий поэт.
Самая известная трагедия - «Прометей
прикованный». Она в составе тетралогии
наряду с трагедиями «Освобождённый
Прометей», «Прометей – носитель огня».
525 г. до н. э. — 456 г. до н. э.
«отец трагедии»

12. До Эсхила к образу Прометея обращался Гесиод ( в VII в. до н. э.)

Критическая трактовка
образа Прометея:
достигает своих целей хитрыми
уловками,
обманывает
Зевса,
впоследствии за это поплатился как он
сам,
так
и
люди,
на
которых
обрушились
новые
бедствия
и
испытания…

13. Интерпретация Эсхила образа Прометея

Титан, защитник людей от произвола
богов; создатель культуры
человечества…
все искусства у людей от Прометея: научил
людей строить жилища и добывать металлы,
обрабатывать землю и плавать на кораблях,
обучил их письму, счёту, наблюдению за
звёздами и т. д.
Спас человеческий род, похитив с
Олимпа огонь и принеся его
людям;
В образе этого героя «нашла отражение
этическая проблема, волновавшая
Эсхила… - собственная
ответственность индивида за однажды
принятое решение» (В.Н. Ярхо)
«Прометей несёт людям огонь»
Генрих Фридрих Фюгер, 1817 г.

14. Наказание…

За
похищение
огня
Прометей
пригвождён Гефестом к Кавказскому
хребту.
Он
обречён
на
непрекращающиеся
мучения:
прилетающий каждый день
орёл
расклёвывает
у
Прометея
печень,
которая снова отрастает. Муки длились
до 30 тысяч лет , пока Геракл не убил
стрелой орла и не освободил Прометея.
Причины вызова, который
бросает Прометей богам: гордое
самоутверждение или любовь к
людям?

15. Читаем и думаем…

Как вы охарактеризуете основной конфликт трагедии
«Прометей прикованный»?
В чём смысл противопоставления Прометея и Зевса,
Прометея и Океана?
Какие
приёмы
используются
в
трагедии
для
характеристики главного героя?
Назовите
средства
создания
образа
Прометея
/характерные для драматического произведения/.
Что сближает Прометея с Ахиллом, Гектором, Одиссеем? В
чём принципиальное отличие Прометея от Одиссея?
Можете ли вы предположить, что означает понятие
«прометеизм»?

16. «Вечные образы» в литературе

- Образы мировой литературы,
обозначенные
большой силой художественного обобщения,
ставшие
общечеловеческим
духовным
приобретением: Прометей, Фауст, Дон Жуан, Дон
Кихот, Гамлет и др.;
- утерявшие первоначально присущее им бытовое
или историческое значение и из социальных
категорий превратившиеся
в психологические
категории;
- образы - символы.
- К ним обращаются новые и новые поколения
писателей, придавая им обусловленную временем
интерпретацию.
«Прометеизм» вечное
стремление к
героическим
действиям,
способность к
самопожертвованию во имя
человечества.

17. Послесловие к уроку…

Письменный ответ на вопрос:
«Чем эсхиловский Прометей
близок человеку, живущему в XXI
веке?»
English     Русский Правила