5.57M
Категория: ФилософияФилософия

Мир на пороге ХХ века

1.

Мир на пороге XX века

2.

• Где приют для мира уготован?
Где найдёт свободу человек?
Старый век грозой ознаменован,
И в крови родился новый век.
• След до звёзд полярных пролагая.
Захватили, смелые, везде
Острова и берега, но рая
Не нашли и не найдут нигде.
• Сокрушались старых форм основы,
Связь племён разорвалась; бог Нил,
Старый Рейн и Океан суровый —
Кто из них войне преградой был?
• Нет на карте той страны счастливой,
Где цветёт златой свободы век,
Зим не зная, зеленеют нивы,
Вечно свеж и молод человек.
• Два народа, молнии бросая
И трезубцем двигая, шумят
И, делёж всемирный совершая,
Над свободой страшный суд творят.
• Пред тобою мир необозримый!
Мореходу не объехать свет;
Но на всей земле неизмеримой
Десяти счастливцам места нет.
• Злато им, как дань, несут народы,
И, в слепой гордыне буйных сил,
Франк свой меч, как Бренн в былые годы,
На весы закона положил.
• Заключись в святом уединенье,
В мире сердца, чуждом суеты!
Красота цветёт лишь в песнопенье,
А свобода — в области мечты.
• Как полип тысячерукий, бритты
Цепкий флот раскинули кругом
И владенья вольной Амфитриты
Запереть мечтают, как свой дом.
Фридрих Шиллер .
Начало нового века

3.

Периодизация Новейшей истории
• Новейшая история — период, который включает две
исторические эпохи:
- этап завершения развития индустриального общества
(1890—1960-е гг.)
• этап становления постиндустриального информационного
общества (1970-е гг.— настоящее время)
• Какие еще исторические периоды вы изучали в 5-9
классах?

4.

5.

Различия двух эпох в рамках Новейшего времени
1890—1960-е гг.
- завершающий этап развития
индустриального общества
- этап массового производства
стандартных промышленных
товаров
-эпоха электричества и нефти,
автомобиля и радио
1970-е гг. — настоящее время
• этап становление
постиндустриального
информационного общества,
• Ведущая роль сферы услуг,
производства и обработки
информации и знаний,
• мелкосерийное производство на
заказ

6.

7.

Различия двух эпох в рамках Новейшего времени
1890—1960-е гг.
- период бурного роста
занятости в промышленности
и борьбы рабочего класса за
свои права
- период формирования
общества массового
потребления
1970-е гг. — настоящее время
-период роста занятости в сфере
услуг
- период появления множества
разнообразных социальных слоёв,
групп, меньшинств, отстаивающих
свои права и интересы

8.

9.

Различия двух эпох в рамках Новейшего времени
1890—1960-е гг.
- период ожесточённой
политической борьбы между
силами тоталитаризма и
демократии
- активное государственное
вмешательство в экономику и
в дела общества
1970-е гг. — настоящее время
- период демократизации
общества
- глобализация
- поиск национальной,
культурной и религиозной
самоидентификации
- период утверждения новой
роли гражданского общества
- уменьшение влияния
государства на дела общества

10.

11.

Различия двух эпох в рамках Новейшего времени
1890—1960-е гг.
- период идеологической
борьбы, главным вектором
которой было противостояние
по линии капитализм—
социализм
- период модернизма
- авторское видение мира
- попытки конструирования
новых принципов
мироустройства
- стремление покорить природу
1970-е гг. — настоящее время
- период нарастания культурноцивилизационных
противоречий в результате
демократизации и
глобализации
- период постмодернизма, когда
читатель и зритель становятся
соучастниками творческого
процесса
- стремление жить в гармонии с
природой

12.

13.

Различия двух эпох в рамках Новейшего времени
1890—1960-е гг.
- период неклассической
картины мира (человек песчинка в случайном мире
атомов, мотыльком в
остывающем мире нашей
Вселенной)
- ценности — материальное
благополучие и безопасность
1970-е гг. — настоящее время
- период постнеклассической
картины мира, когда человек
вновь стремится обрести
утраченное гармоничное
единство с миром и космосом
- ценности — самореализация в
различных сферах, статус,
самоидентификация

14.

15.

Промышленный переворот.

16.

Начало модернизации.

17.

Концепции понимания истории
• Линейное, поступательное развитие истории как о
продвижении к свободе, торжеству разума и
справедливости (эпоха Просвещения).
• Циклическое развитие истории - история замкнутых
цивилизаций, каждая из которых переживает свой рассвет,
подъем, надлом и упадок (А. Тойнби).
• История — это смена эпох, каждая из которых имеет свой
внутренний, присущий только ей смысл, язык и систему
представлений (В. Дильтей).

18.

19.

Формационный подход
• Формационный подход был разработан К. Марксом и Ф.
Энгельсом.
• Смысл его состоит в закономерной смене общественноэкономических формаций.
• Они исходили из того, что материальная деятельность людей
всегда выступает в форме конкретного способа производства.
• Способ производства - это единство производительных сил и
производственных отношений.
• Производительные силы включают в себя предмет труда,
средство труда и человека.
• Производительные силы - это содержание способа
производства, а производственные отношения - форма.

20.

• С изменением содержания способа производства меняется и форма
производственных отношений через революцию.
• И соответственно меняют друг друга различные социально экономические формации.
• Согласно этим формациям выделяются стадии развития общества:
первобытно-общинное, рабовладельческое, феодальное,
капиталистическое, коммунистическое.
• Недостатками формационного подхода можно считать то, что
многие процессы культурной, духовной жизни рассматриваются порой
упрощённо, мало внимание уделяется роли личности в истории,
человеческому фактору, а так же то, что был абсолютизирован
переход от одной формации к другой (некоторые народы не
проходили все формации и не всегда изменения происходят через
революции)

21.

22.

Цивилизационный подход
• Цивилизационный подход основным критерием
подразумевает духовно-культурную сферу.
• Тойнби рассматривал всемирную историю как систему
условно выделяемых цивилизаций, проходящих
одинаковые фазы от рождения до гибели и составляющих
ветви «единого дерева истории».
• Цивилизация, по Тойнби, — замкнутое общество,
характеризующееся при помощи двух основных критериев:
религия и форма её организации; территориальный
признак, степень удалённости от того места, где данное
общество первоначально возникло.

23.

• Тойнби выделяет
21 цивилизацию
1.египетская,
2.андская,
3.древнекитайская,
4.минойская,
5.шумерская,
6.майяская,
7.сирийская,
8.индская,
9.хеттская,
10.эллинская,
11.западная,
12. дальневосточная (в Корее и Японии),
13. православная христианская
(основная) (в Византии и на Балканах),
14.православная христианская в России,
15. дальневосточная (основная),
16. иранская,
17.арабская,
18. индуистская,
19. мексиканская,
20.юкатанская,
21. вавилонская.

24.

• Учёным были выдвинуты критерии оценки цивилизаций: устойчивость
во времени и пространстве, в ситуациях Вызова и взаимодействия с
другими народами.
• Смысл цивилизации он видел в том, что сопоставимые единицы
истории проходят сходные этапы развития.
• Успешно развивающиеся цивилизации проходят стадии
возникновения, роста, надлома и разложения.
• Развитие цивилизации определяется тем, способно ли творческое
меньшинство цивилизации находить ответы на вызовы природного
мира и человеческой среды.
• Тойнби отмечает следующие типы вызовов: вызов сурового климата
(египетская, шумерская, китайская, майяская, андская цивилизации),
вызов новых земель (минойская цивилизация), вызов внезапных
ударов от соседних обществ (эллинская цивилизация), вызов
постоянного внешнего давления (русская православная, западная
цивилизация) и вызов ущемления, когда общество, утратив нечто
жизненно важное, направляет свою энергию на выработку свойств,
возмещающих потерю.

25.

• Каждая цивилизация даёт сформулированный её «творческим
меньшинством» ответ на вызов, бросаемый ей природой, социальными
противоречиями и в особенности другими цивилизациями.
• На стадиях возникновения и роста творческое меньшинство находит
ответ на вызовы окружения, авторитет его растёт и происходит рост
цивилизации.
• На стадиях надлома и разложения творческое меньшинство утрачивает
способность находить ответы на вызовы окружения и превращается
в элиту, стоящую над обществом и управляющую уже не силой
авторитета, а силой оружия.
• Большинство населения цивилизации превращается во
внутренний пролетариат.
• Правящая элита создаёт универсальное государство, внутренний
пролетариат — Вселенскую церковь, внешний пролетариат создаёт
мобильные военные отряды.

26.

• Недостатками цивилизационного
подхода является то, что он не позволяет взглянуть
на историю, как на целостный, закономерный
процесс; применяя цивилизационный подход трудно
изучать закономерности исторического развития.
С начала 90-х годов наблюдалось стремление
"избавиться" от формационного подхода и всего, что
касается марксизма. Поэтому активно внедрялся
цивилизационный подход.

27.

28.

История – смена эпох.
• История- это наука о людях и о их развитии во времени.
• Для истории важна система координат – место и время.
• Для исторической науки важно время происходивших событий, поэтому существует
несколько проблем, которая история должна решать:
- разработка точных методов датировки событий
- периодизация мировой истории
- создание единой универсальной хронологии
- изучение представления о разных эпохах
- проблема границ между прошлым и настоящим
Существует много периодизация истории , каждая имеет место быть и носит условный
характер, т.е. все зависит от критериев периодизации.
Существует 2 точки зрения о границе между прошлым и настоящим:
• физическая(миг)
• социальная (прошлое- когда меняется социальное состояние)
English     Русский Правила