6.61M
Категория: ИсторияИстория

Этика хантайских эвенков

1.

2.

В конце III, начале II веков – тунгусское государство Золотая империя, где жили уэни, уэньки,
говорили на едином тунгусо-маньчжурском языке.
Россия – 30 000, Монголия – 3000, Китай – 40 000. Тунгус – с древнего монгольского языка
означает «иной народ», «чужой народ». С якутского – «мастер холода». В советское время
их стали называть эвенками.

3.

Хантайское Озеро…. Моя маленькая родина, которая приютила моих предков – эвенков.
Невозможно не влюбиться в эту землю. Огромное чистое озеро, обрамлённое красивыми
снежными вершинами гор Путорана.

4.

Как берегли старые люди землю, поклонялись ей, благодарили за дары природы! Этому
они учили своих детей. «Землю, на которой живёшь, которая кормит тебя, люби, береги»,
говорят эвенки. А ещё говорят старики: «Украв, человек не одарит себя», «Не
догнать края земли».

5.

«Земля всё растит и человека тоже. Он – её соринка. Не делай ничего земле плохого. Не
думай о ней плохо», «Жизнь прожить – не один горный перевал преодолеть. Без невзгод не
проживёшь».

6.

Недалеко от посёлка, где были расположены чумы, на берегу был огромный Камень,
которому поклонялись эвенки. Оставляли в расщелинах камня монетки, пуговицы, лоскутки
красной материи. Теперь этот Камень вошёл в «Памятники Таймыра», как Священный
Камень эвенков.

7.

Обычай Нимат.
Добыв сохатого (моты), дикого оленя (бэюн), охотник делился мясом с сородичами, себе
оставлял малую долю. Особенно щедро давалось добытое одиноким женщинам, у которых не
было добытчика, детям-сиротам и старым людям. Шкуру дарили гостю. Процесс дележа был
добрым и приятным. Был горд и радостен добытчик, довольны и признательны все.
О мудром народном обычае Нимат эвенкийская писательница Галина Кэптукэ-Варламова
пишет: «Все, что даруется небом-родителем, не жалей для людей. Делись безвозмездно,
соблюдай обычай Нимат. Еще ни один человек не умер оттого, что накормил сироту, поэтому
Небо-родитель, благословляя, даст тебе пищу».
Этот обычай основан на доброте, взаимовыручке, взаимопомощи и хотелось бы сохранить его
для будущих поколений.
Мой младший брат был хорошим охотником и рыбаком. Мясо он в первую очередь раздавал
старикам и одиноким женщинам, а затем уже родным. Он был и хорошим медвежатником, но в
силу своей молодости и советского воспитания не соблюдал обряды, запреты, обереги по
отношению к медведю. А нарушение запретов и оберегов грозило неудачей на охоте,
несчастьями, болезнью или даже смертью.

8.

Соблюдали обряд очищения, почитание огня: нельзя бросать в огонь острые предметы, нельзя
плевать на огонь, перешагивать через чужое кострище, бросать в огонь кости оленя, лапы птиц,
кости животных. Подкармливали огонь оленьим жиром, рыбьими кишками.
«Работящий дрова с вечера готовит, ленивый – утром».
В озёра и реки бросали монеты, привязывали на деревья лоскутки материи и хвосты пушных
зверей. «Первую добычу раздели со всеми, тогда ты будешь удачливым охотником».

9.

Существовали запреты женщинам, детям. Они были направлены на охрану
ребёнка и женщины. «Нельзя беременной женщине есть старое мясо», «Мужчину
растит женщина», «Муж без жены – сирота», «Семью потеряешь –потухнет очаг».

10.

Основой эвенкийского рода до сих пор является род. Родство велось по отцовской линии.
Соблюдали эвенкийские традиции и обычаи, определённые правила поведения. Главное:
почитание и непререкаемый авторитет старших. Оказывали помощь старшим, сиротам,
одиноким женщинам с детьми.
Следующее правило, которое всегда соблюдали – гостеприимство: «Если в твой чум прибудет
издалека гость, оленей его распряги, накорми и положи его спать на лучшем месте»

11.

Ещё одно – нельзя просматривать чужие сети, ловушки на зверя, забирать весь чай, соль в
охотничьих зимовьях. Оставь после себя дров, если использовал. Возврати чужих оленей, если
нашёл. Не руби молодые деревья. Не разделывай тушу прямо на земле, нужен настил.
Многие знали якутский язык и разговаривали с якутами на их родном языке.

12.

Строго запрещены браки между родствениками. Ездили за жёнами в Эвенкию.

13.

На фото: 1 председатель колхоза, кето, Дибиков Павел Н. с женой и фронтовиком
Кузовлевым Георгием. Салаткин Николай Васильевич – эвенк, учитель, фронтовик, впоследствии
председатель райисполкома в Дудинке в 1951 году.
Жили в посёлке люди разных национальностей: немцы, латыши, украинцы, кето, русские и жили дружно.

14.

Заповеди: «По следу достойного человека иди, не прерывай его тропу. Тех, кто
раньше тебя солнце увидел, слушай», «Самый невзрачный из людей гордостью
может стать», «Лишь благими мыслями жизненную дорогу удлинишь».
Юрьева Клавдия Васильевна, иркутская эвенкийка, первый директор школыинтерната. Маляганова Софья – полька. Торбеева Зоя Ивановна – русская,
заведующая детским садом. Панкагир Валентина Егоровна – студентка
Ленинградского института им.Герцена.
Русские девушки Нина, Клара – воспитатель
д/сада и медсестра. Рейс Мильда – латышка,
Любимый повар интерната.
Сидят на священном Камне эвенков.

15.

Елогир Фёдор Михайлович – бригадир-оленевод. Его брат Пётр Михайлович – рыбак .
Награждены орденами Ленина . «Родителей, предков тропу торя, по следу их, идя, живи».

16.

Елогир Мами Фёдорович – знатный оленевод. Ф ронтовик Елогир Илья Григорьевич.
Умер от ран в 1946г. Его старший брат, Николай, погиб геройски на фронте в 1944
году. Похоронен в Литве.

17.

украшения из металла, золота и серебра.
Металлические подвески звенели, отпугивая злых духов. Украшения считались оберегами,
защищали род от болезней и несчастий, передавались по наследству. Ездовые олени
украшались металлическими подвесками , костяными изделиями, изделиями, вышитыми
бисером. У женщин нарты были с высокими краями. На фото канадский учёный Дэвид
Андерсен. Год аргишил и работал с эвенкийской бригадой.

18.

Эвенкийские изделия из бересты:
голомо, ковши, сосуды для мяса, воды, ягод, табакерки, коробки для инструментов.
туесок
Гуявун – биток для сбора
ягод

19.

Анчаптур – налобник для оленя
Из фондов музея п. Хантайское Озеро.

20.

Из рогов оленя и кости мамонта изготавливали энэки (ножны), наголовники на оленя, нащёчные
пластины для узды, костяные дужки для сёдел, луки сёдел. Изготавливали предметы домашнего
обихода: гребешки, пряжки, трубки, колотушки для бубна, кольца подпруги, пистонницы, кухонные
лопатки, иглы для сетей. Из металла делали черенки для ножей. Умели плавить свинец.

21.

Шили красивые сумки (инмэкчо), отдельно для одежды, для еды. Украшали узорами, замшу для сумок красили
природной краской. Каждая сумкам имела своё предназначение: отдельно для сырого мяса, сушённого, для
рыбы, для молока, для одежды. Шили из оленьеё замши, из налимьеё шкуры, из шкуры оленя с шерстью
наружу. Для каждого вида мешка были отдельные скребки. Для вытирания рук после еды, посуды служили
стружки мёрзлого тальника, белые, мягкие, как бумажные салфетки.

22.

Этносы Таймыра
English     Русский Правила