1.77M
Категория: Русский языкРусский язык

Стратегии чтения. Вторичные жанры

1.

СТРАТЕГИИ ЧТЕНИЯ.
ВТОРИЧНЫЕ ТЕКСТЫ
Сальникова Ольга Александровна,
доцент кафедры риторики и культуры речи Института филологии МПГУ,
кандидат педагогических наук

2.

Человек перестает мыслить,
когда перестает читать.
Дидро
Чтение – это работа…, это языковая работа.
Читать значит выявлять смыслы,
а выявлять смыслы значит их именовать…
Р. Барт

3.

Уточним термины
Чтение – «вид речевой деятельности, направленный
на смысловое восприятие графически
зафиксированного текста»

4.

Функции чтения
Познавательная
Регулятивная
Ценностно-ориентационная

5.

Виды чтения
Изучающее
Ознакомительное
Просмотровое
Аналитическое
Выборочное
Быстрое
Медленное

6.

Приемы
ознакомительного чтения
Осмысление названия (заголовка), эпиграфа
Определение автора текста
Знакомство с выходными данными
Чтение аннотации
Просматривание рисунков, схем,
иллюстраций
Выделение ключевых слов, начальных
предложений абзацев

7.

Приемы изучающего чтения
Выявление скрытых вопросов по содержанию
текста
Поиск в тексте ответов на эти вопросы
Выделение в тексте главного
Представление содержания текста в виде схемы,
таблицы, рисунка
«Герменевтический круг»

8.

Стратегия KWL
Стратегия KWL (Know – Will or Want – Learned)
заключается в выполнении следующих поэтапных
действий «Знаю» – «Хочу узнать» – «Узнал» (ЗХУ) и
предполагает актуализацию знаний, определение
познавательной задачи, активное восприятие текстовой
информации, её критическое осмысление и вывод.

9.

Стратегия THIEVES
Стратегия THIEVES ( Title – Headings – Introduction –
Every first sentence in a paragraph –
Visuals and Vocabulary – End-of-chapter-question –
Summary) заключается в реализации чтения по
следующим ключевым позициям: заголовок и
подзаголовок – первое предложение каждого абзаца –
термины и поликодовые элементы текста – вопросы в
конце главы – заключение.

10.

Стратегия SMART
Стратегия SMART (SelfMonitoring Approach to Reading and Thinking)
заключается в самооценке механизмов чтения и
мышления, которая предполагает рассуждение и поиск
ответов на поставленные вопросы к тексту после
прочтения в письменном виде (эссе).

11.

Стратегия INSERT
Стратегия INSERT (Interactive – Noting – System –
Effective –Reading and Thinking) включает графическую
разметку текста по мере его чтения в зависимости от
новизны информации, понятности читателю. Стратегия
помогает оценить смысловую структуру текста, степень
его информативности.

12.

Реферат
Реферат – жанр, построенный на основе смысловой компрессии
текста первоисточника с целью передачи его основного содержания.
Реферат должен быть написан таким образом, чтобы при чтении была
понятна информация из реферируемого текста и позиция автора.
Реферат является вторичным текстом, созданным в ходе восприятия,
прочтения и осмысления первичного текста (учебника, научной статьи
и т.д.). Процесс реферирования предполагает последовательное
выявление главной и второстепенной информации, устранение
избыточной, её оценку.

13.

Реферат
Реферат состоит из трех основных частей:
библиографическое описание реферируемого текста;
основная часть: изложение основных положений реферируемого
текста;
справочный аппарат (указатели, словарь терминов, список
сокращений, список литературы и т.п.).

14.

Речевые клише. Вступление
Книга профессора…, сотрудника…, посвящена…
Основное направление научной деятельности автора – …
В монографии исследуются…
Работа состоит из … глав и посвящена анализу…
Автор поставил перед собой задачу проанализировать…
Особое внимание уделяется…
Реферируемая работа – первое в отечественной науке
исследование, в котором…

15.

Речевые клише. Основная часть
■ В работе (книге, статье) анализируется проблема (какая?), система (чего?),
роль (чего в чем?)…
■ Дается общая характеристика…
■ Обосновывается теория (тезис)…
■ В следующей главе прослеживается (что?)…
■ Выявляя (что?), авторы исследуют закономерности (чего?)…
■ Подчеркивается исключительно важное значение …
■ «…», – указывают в связи с этим авторы…
■ Сопоставляя (что?), авторы объясняют…
■ Характеризуется (сущность, механизм, значение, современный этап)…
■ Свои рассуждения автор иллюстрирует конкретными примерами…
■ В связи с этим он касается (выделяет)…
■ По мнению автора, …
■ Далее освещаются проблемы…

16.

Речевые клише. Заключение
В заключение автор делает вывод о …
В итоге сделан вывод о том, что…
Работа завершается…

17.

Конспект
Конспект – жанр, который распространен в учебно-научной сфере общения
и представляет собой краткую запись другого первичного текста. Это может
быть лекция или доклад (в устной коммуникации) или учебник, монография,
статья (в письменной).
Отличие конспекта от реферата заключается в том, что первый используется,
как правило, лишь самим автором, а второй предназначен для другой
аудитории. В конспекте, в отличие от реферата, могут быть использованы
условные знаки, сокращения, схемы и др.
Конспект должен быть смысловым эквивалентом текста первоисточника.

18.

Тезисы
Тезисы – жанр, выполняющий информативную функцию в сфере
научного и общения и создающийся с целью изложить основную идею
или представить результаты исследования.
Как правило, представляет собой краткий вариант записей в виде
перечня отдельных положений, часто структурированных и
пронумерованных.
Тезисы формулируются в виде утверждений или назывных
предложений как связный текст без цитат, ссылок, иллюстраций.

19.

Аннотация
Аннотация – жанр, который создается с целью дать краткую
характеристику книги, монографии или статьи и предоставить
возможность читателю составить мнение о целесообразности чтения
текста первоисточника.
В основном содержит перечень вопросов, рассматриваемых в
работе, описывает проблематику и читательское назначение
опубликованной работы.
Аннотация как вторичный жанр должна быть информативной,
содержательной, структурированной и краткой.

20.

Аннотация. Пример
Юрий Михайлович Лотман — всемирно известный ученый, филолог и
культуролог, чьи труды переведены на все основные европейские языки. Его
творческое наследие чрезвычайно обширно и насчитывает около восьмисот
научных и научно-популярных статей и книг. В конце 1980-х годов он читал на
телевидении лекции о быте и традициях русского дворянства: эти
телепередачи собирали у экранов миллионы зрителей. На основе
телевизионного цикла лекций ученым и была создана книга «Беседы о
русской культуре». Она погружает читателя в эпоху XVIII — начала XIX века,
которая представлена через реалии повседневной жизни: Табель о рангах,
домашнее образование, великосветский бал, дуэль, карточная игра и др.
Благодаря разнообразию привлеченных документальных источников, широте
обобщений и доступности изложения одно из важнейших исследований по
истории русской дворянской культуры до сих пор остается популярным не
только среди специалистов, но и у широкой читательской аудитории.
https://www.livelib.ru/book/1001013194-besedy-o-russkoj-kulture-byt-i-traditsii-russkogo-dvoryanstva-xviii-nachalo-xix-veka-yurij-lotman

21.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ССЫЛКА
ГОСТ Р 7.0.5-2008 СИБИД.
Система стандартов по информации, библиотечному и
издательскому делу.
Бахтин М.М. Формальный метод в литературоведении:
критическое введение в социальную поэтику. М.: Лабиринт,
2003. 192 с.
Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции
русского дворянства (XVIII – начало XIX века). СПб.:
Искусство-СПБ, 2002. 413 с.

22.

Пример оформления списка литературы
1. Блонский П.П. Психология младшего школьника / Под ред. А.И. Липкиной
и Т.Д. Марцинковской. М., Воронеж, 1997.
2. Звездова А.Б. Компетентностный подход в высшем профессиональном
образовании. URL: http://www.miep.edu.ru/uploaded/zvezdova_oreshkin.pdf
(дата обращения: 19.11.2020)
3. Комарова Т.С., Зацепина М.Б. Интеграция в системе воспитательнообразовательной работы в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2010.
4. Концепция
развития
поликультурного
образования.
URL:
http://www.monrk.ru/index.php/halmgkelnmenu/npbasekalmmenu/item/335poly_cult_koncept_mat.html (дата обращения: 02.11.2020)
5. Ломоносов М.В. О воспитании и образовании. М.: Педагогика, 1991.

23.

И в заключение…
«…Человек потеряет интерес к чтению. Гораздо проще
посмотреть смешные картинки.»

24.

И в заключение…
«Будут книги, написанные для узкого круга людей, которые
просто не будут восприниматься остальными. И будет
литературный хлам, который будет все менее литературным.
Так что элитарная литература (и образование) будет
становиться все более элитарной и закрытой. То есть она
будет открытой в плане доступа, но ее просто никто
не сможет читать.»
Татьяна Владимировна Черниговская, советский и российский учёный в
области нейронауки и психолингвистики, а также теории сознания. Доктор
биологических наук, доктор филологических наук, член-корреспондент РАО.
Заслуженный деятель высшего образования и Заслуженный деятель науки РФ.
Профессор кафедры общего языкознания СПбГУ, заведующая лабораторией
когнитивных исследований и кафедрой проблем конвергенции естественных и
гуманитарных наук СПбГУ.
https://econet.ru/articles/168537-tatyana-chernigovskaya-literatura-iobrazovanie-budut-stanovitsya-vse-bolee-elitarnymi-i-zakrytymi

25.

Список литературы
1. Педагогическое речеведение: словарь-справочник // Под ред. Т.А.
Ладыженской и А.К. Михальской. М.: Флинта, Наука, 1998. 312 с.
2. Речевые практики : учебное пособие // Под ред. Е.Л. Ерохиной. М.:
МПГУ, 2019. 208 c.
3. Щербинина Ю.В. Выход из зоны Брока: новые способы и
актуальные практики чтения. URL:
http://znamlit.ru/publication.php?id=6865 (дата обращения 25.11.2020)
English     Русский Правила