22.94M
Категория: ИскусствоИскусство

Творческий портрет Марии Тальони

1.

Муниципальное автономное учреждение
культуры дополнительного образования
«Детская школа искусств №5»
Хореографическое отделение
Презентация по предмету
«История хореографического искусства»
на тему:
«Творческий портрет Марии Тальони»
Исполнитель:
Ленкова Анна, учащаяся 7 класса
Преподаватель:
Поставничая Ольга Николаевна

2.

МАРИЯ
ТАЛЬОНИ
«Лицо ее носило
отпечаток
совершенно особой
прелести, какого-то
мягкого и нежного обаяния».
«… глаза, большие, печальные глаза,
глубокие и немного таинственные».

3.

23 апреля 1804 - 23 апреля 1884
Её внешние данные
не очень-то радовали:
сутулость, несмотря
на постоянные занятия
танцем, очень покатые
плечи, необычайно
длинные ноги
совершенно
«не балетной» формы.

4.

Филиппо Тальони
(1777 – 1871)
Отцу приходилось постоянно ломать
голову, как выгодно подать
достоинства дочери и скрыть
недостатки.
Он сам с ней репетировал, находя
удачные движения для её длинных
рук, сам придумал для неё белое,
пышное, полувоздушное платье,
прикрывавшее колени.
Позднее балерины начали его
укорачивать, и в итоге оно
превратилось в нынешнюю «пачку».

5.

Это была очень жестокая
школа. Отец требовал от
дочери безукоризненно
простых, благородных,
лишённых малейшего налёта
фривольности движений.
Более того, его муштра
преследовала фантастическую
цель — преодолеть земное
притяжение. Все, что
разрешалось Марии, — это
слегка, незаметным усилием
оттолкнуться от земли, чтобы
лететь. «Да, она летала», —
скажут её будущие зрители.

6.

ДЕБЮТ
1822 год, Вена.
Балет «Прием молодой нимфы ко двору
Терпсихоры».
Поставленный Филиппо Тальони для дочери .
Первое же
появление
юной балерины
на сцене
заставило зал
тихо ахнуть.

7.

1827 –
ПАРИЖСКАЯ
ОПЕРА
Публика очарована
воздушностью
и необыкновенной
красотой движений
Марии Тальони
в «Венецианском
карнавале».

8.

Гастроли следовали за гастролями.
Мир признавал: это что-то
невиданное. Даже холодные
англичане замирали в восторге.
Чопорные денди Лондона
рукоплескали
«божественной Марии».

9.

«Лицо м-ль
Тальони имеет
характер
красоты,
совершенно
чуждый
французам, её
большие, широко
раскрытые,
глубокие глаза
держат зрителя в
каком-то
очаровании»

10.

«На тебе отдыхает
восхищённый взор, на
тебя нечистый взгляд не
может быть брошен.
Твоё каждое величавое
движение – грация,
твоя каждая поза –
красота»
Целомудрие и чистота
женщины, такие
непривычные в театре,
навсегда сделались частью
сценического имиджа
Марии Тальони.

11.

Марии была подвластна
виртуозная сложность
приёмов, необходимых
для создания подобных
образов: зависающие
прыжки, замирание
на пальцах одной ноги,
непостижимая лёгкость
вращений.
Балет, новый, революционный
балет — вот чего достойна его
дочь!

12.

…В одной из сцен, готовясь к своему
выходу, Мария заметила, как
с колосников падает декорация облако.
Быстрая реакция и тот высокий
прыжок, которым она отличалась, спасли
её. Оглянувшись на глухой удар за своей
спиной, она увидела, что тяжёлая
декорация упала на то место, где она
только что стояла. Но, что ни говори,
во время этой премьеры родилась идея,
навсегда обессмертившая имя Марии
Тальони, — она должна сыграть
Сильфиду…

13.

Вечер 12 марта 1832 года
был совершенно
особенным.
Балет «Сильфида»
с Тальони собрал
в Гран-Опера весь цвет
Франции.
Предчувствие чего-то
необыкновенного
держало зал в состоянии
невероятного
напряжения.

14.

Призрачный,
хрупкий силуэт
в белоснежной пене
платья, полёт,
длящийся вечность –
такой запомнилась
Мария Тальони тем,
кто видел её танец.

15.

В общем, «Сильфида» с Тальони стала
событием с таким резонансом,
на который могут претендовать только
социальные бури и великие битвы.
Люди переживали подлинное потрясение,
лично убедились, что такое талант.
А ведь партия Сильфиды была чужда
всяким техническим эффектам.
Но в этом-то и состояла тихая революция
Тальони — в смене ориентиров,
предпочтений, в торжестве романтизма
как новой эпохи в хореографии.

16.

О Тальони говорили,
что другой такой нет
и не будет, что суть ее
искусства настолько
чиста, что «она могла
бы танцевать и в
храме, не оскорбляя
святости этого места».

17.

«С севера явилась ты
к нам, бледная дева,
и в мечтах ты нам
кажешься
шаловливее
и воздушнее
Сильфиды или
Ундины,
убаюканных ветром»

18.

Но самое главное — «Сильфида» Тальони закрепляла
за балетом обязанность возвышать человеческую
душу и право, как писали современники, «вступать
в яркий храм изящных искусств».
Оказалось, что балет способен говорить
о возвышенных идеалах и тайнах человеческой
души на языке своего времени.
Стремление к мечте и её недостижимость,
иллюзорность счастья,
любовь, несущая смерть,
трагизм одиночества – все эти мотивы,
наполнявшие музыку и поэзию современников
Тальони – Берлиоза, Беллини, Листа, Гюго, Жорж
Санд, были воплощены в балетной «Сильфиде».

19.

Тальони танцевала в
Петербурге пять сезонов
подряд, с 1837 по 1842
год. Она приводила
зрителей в исступление.
Театр, заполненный сверху
до низу, сотрясался от
рукоплесканий, гудел от
восторженных криков.
Тальони восхищались Гоголь и Герцен,
Белинский и Огарёв.

20.

«Идеал танца», «калейдоскоп нежности,
легкости, грации», «в каждом жесте, в
каждом колебании стана кроется
роскошная поэма», «она живет в воздухе,
это ее родная стихия», —
в таких и подобных им
выражениях
высказывались русские
критики.

21.

"Тальони прелесть,
удивленье,
Так неподдельно хороша,
Что у неё в простом
движенье
Заметна дивная душа...
Об ней не рассказать
словами,
Не обсудить её умом;
Что говорит она ногами,
Того не скажешь
языком".
(Платон Каратыгин)

22.

Какой-то купец выпросил
разрешение сделать
ободья колёс экипажа
балерины из чистого серебра.
Группа офицеров выкупила балетные
туфельки Тальони, полила их соусом и,
разрезав на куски, поужинала ими.
Подобным курьёзам потеряли счёт, как и
богатым подношениям, драгоценностям,
из которых за «петербургскую
пятилетку», наверное, можно было
составить коллекцию.

23.

Мария замирала в своём
знаменитом арабеске:
верхняя половина корпуса
с поднятыми к небу
руками устремлена вперёд,
в то время как одна нога
оставалась вытянутой
назад. Точка замирания —
на полупальцах. Все это
вместе представляет
загадку равновесия,
которое, кажется, может
быть нарушено одним
лишь вздохом кого-нибудь
в зале. И сегодня
хореографы пишут об этом
арабеске как о самом
изящном, но и самом
трудном из всех балетных
па.

24.

Имя Тальони приобрело
такую популярность,
что в моду вошла
"шляпка Тальони",
многослойные юбки
с воланами как
у Тальони, появились
"карамельки Тальони",
сбитый из сливок "торт
Тальони", вальс
"Возврат Марии
Тальони", в России
балерина сочинила
музыку для гавота,
названного её именем:
Тальони-гавот.

25.

Изменился театральный
этикет: с лёгкой руки
архитектора Дюпоншеля,
бросившего к ногам
балерины букет цветов на
представлении балета
«Психея», что ранее
запрещалось, русские
почитатели теперь могли
заваливать своих кумиров
букетами.

26.

Стало принято
вызывать актёров и
выходить на поклоны
публике столько,
сколько она этого
захочет.
Дамская же часть
зрителей получила
право выражать свои
эмоции
аплодисментами, что
раньше считалось
нарушением приличий.

27.

«Она танцует, как
соловей поет, как
бабочка летает: это язык
ее, это ее жизнь, ее
счастье», — отмечал
очевидец. По словам
современников, Тальони
счастливо соединяла
артистизм с
совершенной техникой
танца и потому могла
полностью отдаваться
роли. Общее мнение
выразил поэт и критик
Теофиль Готье (будущий
сценарист «Жизели»),
назвав Тальони «одним
из величайших поэтов
своего времени».

28.

29.

30.

31.

Мария Тальони умерла
22 апреля 1884 года
в канун своего 80-летия.
Памятью о ней будет
каждая новая Сильфида
в белоснежной пачке и
венчике на голове,
совершающая свой полет
в дерзкой надежде
уподобиться той, что
стала вечным символом
красоты и благородства.

32.

На кладбище Пер-Лашез
на надгробии следующая
эпитафия:
«Земля, не дави на неё
слишком сильно, ведь она так
легко ступала по тебе»…

33.

Литературный источник:
Соловьёв Н. В.
«Мария Тальони. 23 апреля 1804 г. – 23
апреля 1884 г.» СПб.: «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ»;
Издательство «Лань», 2011.
English     Русский Правила