1.77M
Категория: ЛитератураЛитература

Библиотечный проект «Русская культура в произведениях А.С.Пушкина»

1.

Библиотечный проект
«Русская культура в
произведениях
А.С.Пушкина»
МОУ г.Горловки «Школа № 5»
Сегин Владислав
8 класс

2.

Что такое русская культура?
Русская культура — это
деятельность, поведение и
мышление русского человека
или русского общества,
которая осуществляется на
основе русских ценностей,
норм, мировоззрения и
менталитета.

3.

Особенности русской культуры
1. Язык
2.Фольклор
3.Обычаи
4.Православие
5.Быт
6.Менталитет

4.

Там русский дух!
Там Русью пахнет!
А. С. Пушкин

5.

Будучи еще ребенком, Пушкин внимал рассказам
своей любимой няни. Ложась спать, он завороженно
слушая народные сказки, запоминал удивительные
сюжеты.
Пронеся через всю жизнь
любовь к волшебным
произведениям, поэт написал
свои собственные. Да, они
авторские, оживленные
великим пушкинским даром,
но неотрывно связанные с
русскими истоками

6.

Народные традиции и фольклор в
лирике А. С. Пушкина
А. С. Пушкин стал первым поэтом XIX века, который широко показал
все богатство и красоту русской народной культуры.
«Пушкин был первым русским писателем, – отмечал Горький, –
который обратил внимание на народное творчество и ввел его в
литературу. Он украсил народную песню и сказку блеском своего
таланта, но оставил неизменным их смысл и силу».
Песни и поговорки, сказки, предания и загадки — все наследие
русского народа включалось поэтом в произведения

7.

Сказки А.С.Пушкина
•Руслан и Людмила (1818—1820; в
сборники сказок обычно
включается пролог
• «У лукоморья дуб зелёный»).
•Царь Никита и сорок его дочерей
(1822).
•Сказка о попе и о работнике его
Балде (1830).
•Сказка о царе Салтане, о сыне
его славном и могучем богатыре
князе
• Гвидоне Салтановиче и о
прекрасной царевне Лебеди
(1831).
•Сказка о рыбаке и рыбке (1833).
•Сказка о мёртвой царевне и о
семи богатырях (1833).
•Сказка о золотом петушке

8.

Сказки А.С.Пушкина
Создавая волшебные сказки, Пушкин опирался на народные сюжеты.
В них используются характерные для фольклорных сказок приемы:
сюжетные повторы,
зачины,
разговоры с неодушевленными существами и прочие.
Например, в сказке о мертвой царевне Елисей, путешествуя в поисках
возлюбленной, обращается к ветру, солнцу, месяцу, спрашивая, где находится
красавица:
Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченый рожок!
Ты встаешь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокой,
И, обычай твой любя,
Звезды смотрят на тебя.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей. («Сказка о мертвой царевне»)

9.

В пушкинских сказках можно увидеть
чудесные превращения людей в животных
и наоборот.
Например, Гвидон становится комаром, мухой, шмелем, чтобы узнать,
что же происходит на корабле его отца:
И опять она его
Вмиг обрызгала всего.
Тут он очень уменьшился,
Шмелем князь оборотился,
Полетел и зажужжал;
Судно на море догнал,
Потихоньку опустился
На корму — и в щель забился. («Сказка о царе Салтане»)
Прекрасная лебедь мгновенно обращается стройной девушкойкрасавицей

10.

Все мотивы в произведениях А.С.Пушкина
можно легко обнаружить и в фольклоре
В текстах не раз встречаются существа, населяющие волшебный мир
фольклорных сказок. Это и говорящие животные, и черти, и богатыри,
выходящие из моря, и русалки, и многие другие.

11.

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ В ПИСЬМАХ И
ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ПУШКИНА
В письмах к невесте, а затем жене Наталье
Николаевне Гончаровой встречаются такие
пословицы и поговорки: семь верст киселя есть;
(бедному-то мужу) во чужом пиру похмелье, да и
в своем тошнит; взялся за гуж, <не говори,> что не
дюж; через пень колоду валю; дай Бог ему
(Огареву. – А.Р.) ни дна ни покрышки!; было бы
корыто, а свиньи будут; (отпустил я себе бороду);
ус да борода – молодцу похвальба; от добра
добра не ищут; плетью обуха не перешибет;
начал я было за здравие, да свел за упокой; у меня
голова кругом идет; рад бы в рай, да грехи не
пускают; а тут я к тебе упаду как снег на голову; а
то бы я наврал тебе с три короба; право, душа
просит, да мошна не велит; утром дела не делаю,
а так, из пустого в порожнее переливаю.

12.

Пословицы, поговороки, сказки, народные
песни использует Пушкин в прозаических
произведениях.
В неоконченном романе «Арап Петра Великого» встречаем 5
поговорок, в «Повестях Белкина» – 14, в «Дубровском» – 5, в
«Капитанской дочке» не менее 40 пословиц и поговорок.
Пословицы и поговорки помогают понять характер героя.

13.

Много пословиц и поговорок используют
персонажи в романе «Дубровский».
Кучер Антон в разговоре с
Владимиром Дубровским
произносит: напрасно батюшка
ваш пошел на Кирила Петровича,
плетью обуха не перешибешь».
«Господа съезжаются к нему
(Троекурову. – А.Р.) на поклон, и то
сказать, было бы корыто, а свиньи
будут», «все мы Божии да
государевы; да ведь на чужой рот
пуговицы не нашьешь». Троекуров,
обращаясь к дворовому мальчику,
сказал: «Ага, слуга в барина: каков
поп, таков и приход».

14.

Пословицы и поговорки, разговорные
выражения В «Капитанской дочке»
А.С.Пушкина.
В начале романа, рассказывая о домашнем учителе – французе мосье Бопре, Петр Гринев
использует устойчивое выражение: «Мы жили душа в душу», поговорку: «Несчастный француз был
мертво пьян, семь бед, один ответ». Батюшка Петра Андреевича, благословляя сына, сказал:
«Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся;
на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье
снову, а честь смолоду».
Речь дядьки Петра Гринева Савельича и Пугачева просто насыщена прибаутками, пословицами и
поговорками. Савельич: «Что делать? Грех попутал: вздумал забрести к дьячихе, повидаться с
кумою. Так-то: зашел к куме, да засел в тюрьме». «А что с ним случилась такая оказия, то быль
молодцу не укора: конь и о четырех ногах, да спотыкается», «покушай-ка, батюшка, да и почивай
себе до утра как у Христа за пазухой», «Вот тебе и государев кум! Из огня да в полымя...» Пытаясь
добиться от Пугачева возмещения убытков за расхищенное барское добро, Савельич внушает
своему питомцу: «с лихой собаки хоть шерсти клок».
У Пугачева «есть своя любимая народная песня («Не шуми, мати зеленая дубровушка»), своя
любимая народная сказка (калмыцкая сказка об орле и вороне) и свои излюбленные народные
пословицы, прибаутки, поговорки.
«Вожатый мой мигнул значительно и отвечал поговоркою: “В огород летал, конопли клевал;
швырнула бабушка камушком – да мимо”»; «Молчи, дядя, – возразил мой бродяга, – будет дождик,
будут и грибки; а будут грибки, будет и кузов»; «Струсил ты, признайся, когда молодцы мои
накинули тебе веревку на шею? Я чаю, небо с овчинку показалось...»; «Кто ни поп, тот батька»; «Будь
он семи пядей во лбу, а от суда моего не уйдет»; «“Долг платежом красен”, – сказал он, мигая и
прищуриваясь»; «Возьми себе свою красавицу; вези ее, куда хочешь, и дай вам Бог любовь да
совет!».

15.

Традиции и обряды русского
народа в творчестве А.С.Пушкина
Отражение гаданий в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
«По старине торжествовали В их доме эти вечера» (V, IV, 9-10), т. е. святочные обряды
выполнялись в доме Лариных во всей их полноте. Святочный цикл, в частности, включал
посещение дома ряжеными, явные гадания девушек «на блюде», тайные гадания, связанные
с вызыванием суженого и загадыванием сна.
Посещение дома ряжеными в пушкинском романе опущено, но следует отметить, что
традиционной центральной фигурой святочного маскарада является медведь, что, возможно,
оказало воздействие на характер сна Татьяны. Однако пропуск этой красочной детали
святочного обряда, вероятно, связан с тем, что во всем цикле он выделяется наименее ясной
выраженностью свадебных мотивов. Автор целенаправленно отобрал те обряды, которые
были наиболее тесно связаны с душевными переживаниями влюбленной героини.
VIII, 1-14 — Татьяна любопытным взором… — «После всех увеселений вносили стол и ставили
посреди комнаты. Являлась почетная сваха со скатертью и накрывала стол. Старшая
нянюшка приносила блюдо с водою и ставила на стол. Красные девицы, молодушки,
старушки, суженые снимали с себя кольца, перстни, серьги и клали на стол, загадывая над
ними «свою судьбу». Хозяйка приносила скатерть-столечник, а сваха накрывала ею блюдо.
Гости усаживались. В середине садилась сваха прямо против блюда. Нянюшки клали на
столечник маленькие кусочки хлеба, соль и три уголька. Сваха запевала первую песню:
«хлеба да соли». Все сидящие гости пели под ее голос. С окончанием первой песни сваха
поднимала столечник и опускала в блюдо хлеб, соль, угольки, а гости клали туда же вещи.
Блюдо снова закрывалось. За этим начинали петь святочные подблюдные песни. Во время
пения сваха разводила в блюде, а с окончанием песни трясла блюдом. Каждая песня имела
свое значение.
Во время Святок различали «святые вечера» (25-31 декабря) и «страшные вечера» (1-6 января).
Гадания Татьяны проходили именно в страшные вечера, в то же время, когда Ленский
сообщил Онегину, что тот «на той неделе» зван на именины (IV, XLVIII). Подблюдные песня
сулила Татьяне замужество на богатой стороне, следовательно, богатого мужа.
Предсказание сбылось.

16.

Семейные традиции в «Сказке о царе
Салтане» А.С.Пушкина
князь Гвидон решает взять в жены царевну
Лебедь, он обращается сначала за
благословением к матери:
«Государыня родная!
Выбрал я жену себе,
Дочь послушную тебе.
Просим оба разрешенья,
Твоего благословенья:
Ты детей благослови
Жить в совете и любви».
Над главою их покорной
Мать с иконой чудотворной
Слезы льет и говорит:
«Бог вас, дети, наградит»

17.

Христианские мотивы в творчестве
А.С.Пушкина
Находясь в Южной ссылке, Пушкин обращается к изучению
священного писания, приходит в стихах к библейским
образам и сюжетам. Впервые его размышления о тайне
исповеди и покаяния нашли свое отражение в
необработанном начале незавершенного произведения 1823
года «Вечерня отошла давно»
Религиозные мотивы, усиливающиеся в лирике Пушкина к
середине 20-х годов, получают новое выражение в
классических творениях 1826 года: в образах Пимена и
Патриарха в «Борисе Годунове» и в особенности в «Пророке»
Пушкин не только ценил Православие как творческую силу в
истории русской культуры. В последние годы жизни он и
непосредственно, религиозно ощущал свою близость к
православному благочестию. Свидетельством этого является
самое известное из его стихотворений – переложение
молитвы Преподобного Ефрема Сирина «Владыко живота
моего»
Стихотворение «Отцы пустынники» свидетельствует, что к этому
времени Пушкин понимал и опытно знал силу молитвы,
причем не через книгу, а через живое великопостное
богослужебное слово священника, в обстановке русского
храма.
В «Молитве» Пушкина выделяют три части: первая – мольба
Господу о не совершении грехов уныния, праздности,
любоначалия, гнева, вторая – мольба о покаянии, за которым
следует очищение души, и третья – мольба о ниспослании
добродетелей смирения, терпения, любви.

18.

Икона в творчестве Пушкина
Икона присутствует в творчестве Пушкина в самых
разнообразных формах: красный угол с иконами,
молитва и молебен перед иконой, сияние иконных
окладов в свете лампад, благословение иконами
новобрачных, икона на кладбищенском кресте,
крестный ход с иконой, воинская присяга перед иконой,
уничтожение икон и кощунство над ними,
иконопочитание и его особенности в петровские
времена, икона и образ Божий в человеке, наконец,
икона и картина или восприятие религиозной живописи
сквозь призму русской иконы.
В красном углу возле икон обычно хранили маленькие
домашние святыньки: просфоры, освященный елей,
церковные свечи, ладан, засохшие благовещенские
прутики вербы. В одном отрывке у Пушкина есть
описание красного угла:
С перегородкою коморки,
Довольно чистенькие норки,
В углу на полке образа,
Под ними вербная лоза
С иссохшей просвирой и свечкой

19.

Икона в поэзии А.С.Пушкина
В поэме «Монах», написанной
поэтом в четырнадцатилетнем
возрасте, к иконе заставляет
обратиться сама тема:
невозможно представить себе
келью монаха без иконы.
Уж темна ночь на небеса
всходила,
Уж в городах утих вседневный
шум,
Луна в окно Монаха осветила.
В молитвенник весь устремивший
ум,
Панкратий наш Николы пред
иконой
Со вздохами земные клал
поклоны
В поэме «Бахчисарайский
фонтан» Пушкин описывает
комнату заключенной в гарем
полячки Марии как монашескую
келью:
Гарема в дальнем отделенье
Позволено ей жить одной:
И, мнится, в том уединенье
Сокрылся некто неземной.
Там день и ночь горит лампада
Пред ликом Девы Пресвятой…
И между тем, как всё вокруг
В безумной неге утопает,
Святыню строгую скрывает
Спасенный чудом уголок

20.

В известном стихотворении А.С.Пушкина
«Мадонна» читаем:
Одной картины я желал быть вечно
зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с
облаков,
Пречистая и наш Божественный
Спаситель —
Она с величием, Он с разумом в очах —
Взирали, кроткие, во славе и лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона
В этом сонете поэт выделил величие Девы
и разум в глазах Младенца — именно те
черты созданных Рафаэлем образов, на
которые впоследствии обращали
внимание едва ли не все писавшие о
«Сикстинской Мадонне»

21.

Красный угол с иконами есть у Пушкина и в
другом произведении — «Сказке о мертвой
царевне и семи богатырях».
Царевна, оставшись одна,
получила от старушки золотое
наливное яблочко
Вдруг она, моя душа,
Пошатнулась не дыша,
Белы руки опустила,
Плод румяный уронила,
Закатилися глаза,
И она под образа
Головой на лавку пала
И тиха, недвижна стала
Обратим внимание, что царевна
падает не на пол, а в красный угол
— самое святое место в избе. В углу
стояли лавки и накрытый скатертью
стол, туда сажали почетного гостя.
То, что она упала именно под иконы,
служит залогом ее пробуждения от
смертного сна. Сказочные и
христианские мотивы у Пушкина
здесь переплетаются (как ранее
языческие и христианские)

22.

Православный храм в творчестве
А.С.Пушкина
В стихотворении «Вечерня отошла
давно» поэт описывает вечерний
храм:
Кругом и сон, и тишина,
Но церкви дверь отворена;
Трепещет луч лампады,
И тускло озаряет он
И темну живопись икон,
И позлащенные оклады

23.

Русский менталитет в произведениях
А.С.Пушкина
русский дух напрямую выражается в
русском менталитете, в русской
культуре.
русскому духу присущи — смелость,
благородство, доброта душевная,
щедрость, незлобливость, вольготность,
широта души и открытость.
У Пушкина — русский дух это то, чем
«пахнет» Русь, метафизически и
нравственное выражение русского
благородства, и национальной силы.
Благодаря именно Пушкину выражение
«Здесь русский дух, здесь Русью пахнет»
стало крылатым.
English     Русский Правила