Похожие презентации:
Построение речи. Современная риторика основывается на теории речевой деятельности
1.
Построение речиСовременная риторика
основывается на теории речевой
деятельности.
Исследования социологов
показывают, что речевая
деятельность составляет 70%
всей деятельности человека
2.
Законы ПУБЛИЧНОЙ РЕЧИПЕРВЫЙ ЗАКОН. Слушатель – конечная цель всего
выступления.
«Речь должна быть сшита по меркам слушателя как
платье по меркам заказчика».
• ВТОРОЙ ЗАКОН
Закон продвижения и ориентации адресата.
Выражения – знаки: «сначала, затем, об этом я скажу
позже, я уже говорил, что…, во-первых, во-вторых, в
заключение я бы хотел…»
• ТРЕТИЙ ЗАКОН
Эмоциональность. Сопереживание.
• ЧЕТВЕРТЫЙ ЗАКОН
Удовольствие
Доставить радость слушателю, сделать общение
приятным. Вашу речь должно быть легко слушать!
3.
САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ«Ореолы», влияющие на восприятие
собеседника:
«Фактор превосходства». Люди склонны
переоценивать различные качества тех людей,
которые превосходят их по какому-то
параметру, существенному для них. Это имеет и
обратную сторону: мы недооцениваем тех
людей, которых мы превосходим. Важно
помнить, что превосходство фиксируется только
по одному параметру, а переоценка (или
недооценка) происходит всего человека.
Например, если нам нравится внешность
партнера, то мы склонны считать его более
умным, добрым, веселым и т.д.
4.
«Схожесть». Нам нравятся люди, чем-то
похожие на нас. Замечено, что внутри
любого коллектива создаются «группы по
интересам», объединяющие людей с
подобными интересами, внешностью и т.д.
Это можно объяснить тем, что нам приятно
взаимодействовать с теми, кто нас
понимает и кого понимаем мы.
«Отношение ко мне». Позитивное
отношение к нам порождает сильную
тенденцию к приписыванию положительных
свойств и «отбрасыванию» отрицательных,
и наоборот, - негативное отношение
вызывает тенденцию не замечать
положительных сторон партнера и
выделять отрицательные.
5.
Трудности и барьеры коммуникации:При изучении профессионального
общения необходимо особо
выделить те факторы, которые
могут вызывать непонимание и
затруднения при взаимодействии.
Большинством ученых трудности
общения связываются с эффектом
первого впечатления, шаблонами,
стереотипами, установками
межличностного восприятия.
6.
В. Шепель выделяет шесть наиболее явныхбарьеров:
• дискомфорт физической среды, в условиях
которой воспринимается сообщение;
• инерция включенности, т.е. озабоченность
слушателя иными проблемами;
• антипатия к чужим мыслям,
стереотипизированность сознания,
амбициозность;
• языковой барьер – существенное различие
словарного запаса, лексикона собеседников;
• профессиональное неприятие –
некомпетентное вторжение коммуникатора в
профессиональную сферу коммуниканта;
• неприятие имиджа коммуникатора.
7.
Обычно выделяют четыре типа барьеров:• фонетический – невыразительная быстрая
или медленная речь, речь-скороговорка,
акцент, речь с большим количеством звуковпаразитов и т.п.;
• семантический – различие в системах
значений слов;
• стилистический – несоответствие стиля речи
коммуникатора и ситуации общения или
стиля общения и психологического состояния
партнера по общению;
• логический – сложная, непонятная или
неправильная логика рассуждений.
8.
Учесть всю совокупность факторов,затрудняющих общение, практически
невозможно. В каждом конкретном случае
возможны специфические барьеры,
обусловленные сферой деятельности, ситуацией
взаимодействия, личностями собеседников,
каждый из которых имеет свой социальный опыт
и под. Однако нужно постараться убрать
барьеры коммуникации, которые известны,
особенно если это касается лично вас. Так,
проблемы с дикцией, очень тихий голос можно
подкорректировать определенными
упражнениями, незнание значений слов –
обращением к толковым словарям или словарям
иностранных слов.
9.
Почему при слушании в среднемсохраняется
24-26% объема информации?
Большинство людей говорит со средней
скоростью 120 слов в минуту. Средняя
способность воспринимать
информацию – примерно 480 слов в
минуту, то есть в четыре раза больше.
Поэтому в то время, когда другой
говорит, наше внимание рассеивается.
10. Причины, затрудняющие слушание
Объективные факторы:1) шумы и помехи;
2) акустические характеристики
помещения;
3) микроклимат помещения
(температура, влажность и др.);
4) …
11.
Субъективные факторы:1) пол слушателя (считается, что
мужчины являются более
внимательными слушателями);
2) тип нервной системы (предполагается,
что эмоционально устойчивые люди –
сангвиники, флегматики – более
внимательны, чем холерики и
меланхолики);
12.
3) интеллектуальные способности,которые можно разделить на три
группы:
• основные (слуховая способность);
• дополнительные (способность к
запоминанию);
• вспомогательные (словарный запас,
уровень общей культуры);
4) ...
13. Упражнение для развития слуховой памяти
Количество баловЭффективность
слуховой памяти
90-100
70-90
50-70
30-50
10-30
Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Удовлетворительно
Плохо
14. ИМИДЖ ОРАТОРА
Оратор оценивается аудиторией как состороны его объективных ролевых
характеристик (ученик, преподаватель,
мужчина, комментатор и др.), так и со
стороны его индивидуальных
личностных характеристик (внешность,
коммуникативное поведение,
внутренние качества).
15.
Для аудитории, воспринимающейоратора, его индивидуальные
характеристики оказываются в три раза
более важными и «заметными», чем его
ролевые характеристики. На 20%
запоминаются внешние признаки
оратора, на 34% - его коммуникативные
особенности и на 44% - его внутренние
качества. Таким образом, на 98%
запоминается индивидуальность и
лишь на 2% - ролевые признаки.
16.
Основой первого впечатления являетсязрительный образ!
Был проведен эксперимент, который
заключался в следующем: одной группе
испытуемых давали послушать сначала речь,
а затем показывали фотографию оратора,
другой – сначала фотографию, потом речь. И
в том и в другом случае просили дать
характеристику оратора. После
предъявления фотографии характеристика
оратора менялась в значительно большей
степени, нежели тогда, когда сначала
оценивалась фотография, а потом
добавлялась речь.
17.
Антоний – Митрополит Сурожскийpropoved1.mp3
18.
Фрагмент речиН.В. Гоголя «О
преподавании
всеобщей
истории» 1833
г.
Слог профессора должен быть увлекательный,
огненный. Он должен в высочайшей степени
овладеть вниманием слушателей. Если хоть один
из них может предаться во время лекции
посторонним мыслям, то вся вина падет на
профессора. Нельзя вообразить, не испытавши,
какое вредное влияние происходит от того, если
слог профессора вял, сух и не имеет той живости,
которая не дает мыслям ни на минуту
рассыпаться. Тогда не спасет его самая ученость:
его не будут слушать. Потому что возраст
слушателей есть возраст энтузиазма и сильных
потрясений; тогда происходит то, что самые
ложные мысли , слышимые ими стороной, но
выраженные блестящим и привлекательным
языком, мгновенно увлекут их и дадут им
совершенно ложное направление. Что же тогда,
когда профессор сверх того облечен
схоластически мертвыми правилами и не имеет
даже умственных сил доказать их? Потому нужно
иметь всю силу, всю увлекательность, чтобы
обратить энтузиазм слушателей на прекрасное и
благородное…
19. ПОРТРЕТ АУДИТОРИИ
При подготовке к речи необходимо заранее
составить хотя бы примерный портрет
аудитории. Для этого надо ответить на
вопросы:
Кто они? Социальный состав аудитории?
(Профессия, положение в обществе…).
Размер аудитории (2 человека или 100).
Возраст.
Круг особых интересов и набор
«запрещенных» тем.
20.
• Как сообщение связано с личныминасущными интересами и потребностями
адресата?
• Почему и зачем люди собрались? Что
будут делать в результате собрания,
конференции?
• Что они хотят получить от вас как
оратора? Что вы можете предложить им?
Может быть, в данном случае нужна не
информация, а поддержка?
• Как они будут использовать полученные
сведения? Когда? Каким образом?
• …