4.86M
Категория: ЛитератураЛитература

Футуризм в русской литературе начала ХХ века

1.

Футуризм
в русской литературе
начала 20 века

2.

Серебряный век русской поэзии
Литература - это постоянно меняющееся,
беспрерывно развивающееся явление. Говоря о
переменах, произошедших в русской литературе
в разные века, невозможно обойти стороной
тему сменяющих друг друга литературных
направлений.
Литературное направление - совокупность
идейно-эстетических принципов, характерных
для произведений многих авторов одной эпохи.
Литературных направлений существует огромное
множество. Активнее всего они развивались и
появлялись в начале XX века, в Серебряный век
русской поэзии.

3.

4.

Футуризм – «искусство будущего»
Одним из направлений, родившихся в
начале 20 века, стал футуризм.
Футуризм (от лат. «futurum» - будущее) литературное направление, приверженцев
которого больше интересовало не
содержание произведений, а их форма.
Футуризм - «искусство будущего».
Футуризм – это название
художественных авангардистских
движений 1910-х — начала 1920-х
годов.
СНАЧАЛА СФОРМИРОВАЛСЯ В
ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ФОРМАХ ИСКУССТВА:
СКУЛЬПТУРЕ И ЖИВОПИСИ, ПОТОМ В
ЛИТЕРАТУРЕ.

5.

Из истории футуризма. Италия.
Футуризм как течение в отечественной поэзии возник отнюдь
не в России. Это явление целиком привнесено с Запада, где
оно зародилось и было теоретически обосновано.
Родиной нового модернистского движения была Италия,
а главным идеологом итальянского и мирового футуризма
стал известный литератор Филиппо Томмазо Маринетти (18761944), выступивший 20 февраля 1909 года на страницах
субботнего номера парижской газеты «Фигаро» с первым
«Манифестом футуризма», в котором была заявлена
«антикультурная, антиэстетическая и антифилософская» его
направленность.
В принципе, любое модернистское течение в искусстве
утверждало себя путем отказа от старых норм, канонов,
традиций. Однако футуризм отличался в этом плане крайне
экстремистской направленностью. Это течение претендовало
на построение нового искусства — «искусства будущего»,
выступая под лозунгом нигилистического отрицания всего
предшествующего художественного опыта. Маринетти
провозгласил «всемирно историческую задачу футуризма»,
которая заключалась в том, чтобы «ежедневно плевать
на алтарь искусства».

6.

Истоки и основа футуризма в России
Что отличало общественную жизнь начала
20 века? Кризис общественной жизни.
Кризис духовности. Мир рушится, нет
нравственной опоры. Ускоряются темп и
ритм жизни.
Классическая литература 19 века, а
точнее, её художественные приёмы и
средства, не могут передать весь
комплекс противоречий 20 века, духовный
мир человека 20 века.
Отсюда – появление модернизма.
Мировоззрение уходящего дворянства и
интеллигенции сумели выразить
символисты и акмеисты. Выразителем
кого выступали футуристы?

7.

Поэзия и живопись
Поэзия русского футуризма была теснейшим
образом связана с авангардизмом в живописи.
Не случайно многие поэты-футуристы были
неплохими художниками — В. Хлебников,
В. Каменский, Елена Гуро, В. Маяковский,
А. Крученых, братья Бурлюки.
В то же время многие художники-авангардисты
писали стихи и прозу, участвовали
в футуристических изданиях не только в качестве
оформителей, но и как литераторы.
Живопись во многом обогатила футуризм.
К. Малевич, П. Филонов, Н. Гончарова, М. Ларионов
почти создали то, к чему стремились футуристы.
Казимир Малевич «Точильщик»

8.

ФУТУРИЗМ В РУССКОЙ ЖИВОПИСИ
ГГ.
Я И ДЕРЕВНЯ. 1911 Г.
СКРИПАЧ. 1911 – 1914
М. ШАГАЛ, ИМЕЯ ЯРКО ВЫРАЖЕННЫЕ
НАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРНИ,
УДИВИТЕЛЬНО ЕСТЕСТВЕННО, С ЛЕГКОСТЬЮ ОСВАИВАЛ ТРАДИЦИИ
РАЗНЫХ СТРАН, ЭПОХ И СТИЛЕЙ, СОХРАНЯЯ ПРИ ЭТОМ СВОЙ
НЕПОВТОРИМЫЙ ПОЧЕРК.

9.

ТВОРЧЕСТВО ВАСИЛИЯ КАНДИНСКОГО – УНИКАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ РУССКОГО И
ЕВРОПЕЙСКОГО ИСКУССТВА. ОН СОВЕРШИЛ ПОДЛИННЫЙ ПЕРЕВОРОТ В ЖИВОПИСИ,
СОЗДАВ ПЕРВЫЕ АБСТРАКТНЫЕ КОМПОЗИЦИИ.ОН СОСРЕДОТОЧИЛ ВСЕ СРЕДСТВА
ЖИВОПИСИ НА ПЕРЕДАЧЕ СЛОЖНОЙ СИСТЕМЫ ЧУВСТВ И ОЩУЩЕНИЙ ХУДОЖНИКА.
КОМПОЗИЦИЯ VI. 1913 Г.
ИМПРОВИЗАЦИЯ КЛАММ, 1914 Г.

10.

К. МАЛЕВИЧ НЕ ПОЛУЧИЛ СИСТЕМАТИЧЕСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 1-Й ЭТАП ТВОРЧЕСТВА
СВЯЗАН С ИМПРЕССИОНИЗМОМ. ОН ПЫТАЛСЯ РЕШАТЬ ЗАДАЧИ СОЧЕТАНИЯ ОБЪЕМНОСТИ И
ПЛОСКОСТНОСТИ В ИЗОБРАЖЕНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ФИГУР, ПОИСКИ ДЕКОРАТИВНОГО ЭФФЕКТА В
ЦВЕТОВЫХ СООТНОШЕНИЯХ. СОЗДАЛ РЯД РАБОТ, В КОТОРЫХ СТРЕМИЛСЯ СОЕДИНИТЬ ЧЕРТЫ КУБИЗМА И
ФУТУРИЗМА.
«ЧЁРНЫЙ КВАДРАТ»,
«КОСАРЬ», 1912 Г.
1914-15 Г.Г.
УСОВЕРШЕНСТВОВАННЫЙ
ЧЁРНЫЙ КВАДРАТ»

11.

«Мы хотим, чтобы слово смело
пошло за живописью».
В. Хлебников
ФОРМИРОВАНИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ФУТУРИЗМА
ВРЕМЯ РОЖДЕНИЯ ФУТУРИЗМА – 1910 ГОД. ПЕРВЫЙ СБОРНИК
«САДОК СУДЕЙ» (АВТОРЫ:Д.БУРЛЮК, В. ХЛЕБНИКОВ, В.
КАМЕНСКИЙ).
ПЕРВАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ – 1912 ГОД «ПОЩЕЧИНА ОБЩЕСТ-ВЕННОМУ
ВКУСУ». («ТОЛЬКО МЫ – ЭТО ЛИЦО НАШЕГО ВРЕМЕНИ»).

12.

МАНИФЕСТ ИЗ СБОРНИКА «САДОК СУДЕЙ – II » - 1913 ГОД.
«НАМ ИЗВЕСТНЫ ЧУВСТВА,
НЕ ЖИВШИЕ ДО НАС.
МЫ НОВЫЕ ЛЮДИ НОВОЙ ЖИЗНИ».
Утопическая мечта о рождении сверх-искусства, способного
преобразовать мир.
Стремление к рациональному обоснованию творчества с опорой на
науки.
Убеждение, что мир пронизан искусством (грядущая революция
воспринималась как массовое художественное действо)
Тяга к массовым театрализованным действиям – атмосфера
скандала.

13.

«Пощёчина общественному вкусу»
Только мы – лицо нашего Времени.
Прошлое тесно. Бросить Пушкина,
Достоевского, Толстого с Парохода
Современности.
Кто не забудет своей первой любви, не
узнает последней.
Вымойте ваши руки, прикасавшиеся к
грязной слизи книг, написанных этими
бесчисленными Леонидами Андреевыми.
Всем этим Горьким, Куприным, Блокам,
Сологубам нужна лишь дача на реке. С
высоты небоскребов мы взираем на их
ничтожество!

14.

Реакция на «Пощёчину общественному
вкусу»
Сборник и футуризм в целом вызвал очень
неоднозначную оценку как читателей, так и
профессиональных литераторов.
Например, И. А. Бунин высказался так: “Что
только не проделывали мы за последние годы с
нашей литературой,… каким богам не
поклонялись? И дошли до самого плоского
хулиганства, называемого нелепым словом
“футуризм ”.
А известный писатель М. Горький писал: «Их
много ругают, и это , несомненно, огромная
ошибка… Их породила сама жизнь, наши
современные условия… Как бы смешны и
крикливы ни были наши футуристы, но им нужно
широко раскрывать двери, широко, ибо это
молодые голоса, зовущие к молодой новой
жизни».

15.

Принципы и особенности футуризма
Стремление к созданию нового искусства,
устремлённость в будущее (отсюда и название).
Отрицание традиций в искусстве.
Смешение стилей и жанров
Особое внимание к форме произведения.
Экспериментаторство в стихосложении – области
рифмы, лексики,
Использование неологизмов, часто авторских.
Стремление выразить массовое настроение толпы,
отсюда – язык плакатов, лозунгов, ориентация на
произносимый стих. Футуристы писали от имени
человека толпы. Они были уверены в «неизбежности
крушения старья» (В. Маяковский) и
рождении «нового человечества».
Бунтарский дух, анархичность мировоззрения
Культ города, техники.
Пафос эпатажа
Давид Бурлюк «Помолвка»

16.

Пафос эпатажа
Публичные выступления футуристов были
вызывающими:
К.Малевич – читал стихи под удары гонга;
В.Маяковский – в женской желтой блузке;
А.Крученых – носил на шнуре через шею диванную
подушку;
В.Каменский – выходил с разрисованной физиономией и
писал стихи на обратной стороне обоев;
Черный рояль, подвешанный к потолку театра, шествие
по улицам под грохот консервных банок. Выход на улицу.
Улица как праздник искусства для всех.
Эпатажные названия футуристических сборников и
манифестов:
“Дохлая луна”
“Молоко кобылиц”
“Рыкающий Парнас”
“Идите к черту”
“Пощечина общественному вкусу”

17.

Я,
еле
качая
верёвки,
в синели
не различая
синих тонов
и милой головки,
летаю в просторе,
крылатый, как птица,
меж лиловых кустов!
Но в заманчивом взоре,
знаю, блещет, алея, зарница!
И
счастлив ею без слов!

18.

...и
ка
к
бы-ш
ар,
превышающий блесками солнце, при
этих картинах во
мне
восходил...
Нэлли"
...а
под
нами,
быть может уставясь в бока
парохода,
как рыба,
немецкая
мина,
летя
в
и...-"Прощай, моя

19.

«ТЕЛЕГРАФНЫЙ» синтаксис
У про100го 100рожа Непро100рный дом:
Ча100 в нём 100ножка
Бродит под 100лом.
Дорожит 100ножка
Чи100тою ног
И 100личной ваксой
Чистит 100 сапог.
Вме100 двух не про100
Вычистить все 100.
Сразу 100лько обуви
Не носил никто!
У про100й 100ножки
100ит по100ять
И у той 100ножки
Опыт перенять!!!

20.

Основные направления и группы
футуризма в России

21.

Кубофутуристы – группа «Гилея» (1910)
Кубофутуристы – «Гилея»
(Велимир Хлебников, Владимир Маяковский, Алексей Крученых, Давид Бурлюк
и другие).
Их сборники: «Садок судей» (1910), «Пощечина общественному вкусу»
(1912), «Дохлая луна* (1913), «Взял» (1915).
Наиболее распространённая группа. В основу течения положены
принципы кубизма в живописи: стремление разложить изображаемый
трёхмерный объект на простые элементы и собрать его затем в единое
целое, изобразить объект одновременно с разных сторон и подчеркнуть
свойства, невидимые при классическом изображении объекта с одной
стороны.
Призывали сбросить с «Парохода современности» всю классическую
литературу от Пушкина до символистов и акмеистов.
По их мнению, «Новую Грядущую Красоту» может выразить толок
раскрепощённое искусство, «Самоценное Слово».
Они почти полностью отрицали все законы и правила грамматики и
поэтики. СЛОВО против: содержания, языка (литературного), ритма
(музыкального, условного), синтаксиса, этимологии.

22.

В.ХЛЕБНИКОВ
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами, что
смеянствуют смеяльно,
О, засмейтесь усмеяльно!
О рассмешищ надсмеяльных –
смех усмейных смехачей!
О иссмейся рассмеяльно смех
надсмейных смеячей!
Смейево, Смейево,
Усмей, осмей, смешики,
смешики,
Смеюнчики, смеюнчики.
О, рассмейтесь смехачи
О, засмейтесь, смехачи!
<1908–1909>
Д.БУРЛЮК
ФОНАРЬ*
Вонзивший розу жало1)
Гробовый ларь2)
Темнот кружало3)
Земная жуть
Дает вздохнуть
Тоске
Что в пауке4)
Зародыш странный
Путь
Обманный
Отсек
Их белых ног
Порог
Калек.
Поэтический ключ.
1) огни.
2) вагон.
3) ночь.
4) часы.

23.

Эстетика кубофутуризма
Отрицание гармонии.
Деэстетизация творчества: художественные приёмы
(сравнения, эпитеты, гиперболы и т.д.) призваны были не
усиливать красоту и образность, а наоборот,
профанировать её: "Улица провалилась, как нос
сифилитика. Река - сладострастье, растёкшееся в
слюни..." (В.В. Маяковский, "А всё-таки");
Преобладание формы над содержанием: форма слова,
ритмика и мелодика текста важнее его смысла.
Словотворчество: попытка заменить традиционный язык
«заумным языком»*, многочисленные неологизмы (слова,
созданные автором): «крылышкуя», «лебедиво»,
«зинзивер», «времирей», «смеянствуют», "любёночек".
Преуспели в этом направлении Велимир Хлебников
("Бобэоби пелись губы...", "Заклятие смехом") и Алексей
Кручёных ("дыр бул щыл..."). Чтобы найти новый смысл в
слове, футуристы разлагали слово: n : х ; в то же время
языковые эксперименты позволяли обнаруживать
неисчерпаемое богатство русского языка - см.,
например, стихотворение Хлебникова "Заклятие смехом"
**.
Антигуманный характер творчества: искусство
футуристов было направлено не к человеку, а от него.

24.

Поэт-футурист
Владимир Маяковский
Владимир Маяковский… Поэт-революционер и
бунтовщик – так часто отзывались о самом известном
представителе русского футуризма.
На 1912-1914 годы приходится начало творческого пути
Маяковского. И можно с уверенностью сказать, что
идеи авангардного направления сформировали
эстетический вкус поэта и определили его дальнейшую
судьбу в литературе.
В двадцатые годы многие были уверены, что
Маяковский – поэт-футурист, так как для его творчества
характерны необычный синтаксис, своеобразная
лексика, обилие авторских словоформ, ошеломляющие
метафоры. Все эти особенности художественного стиля
поэта уходят корнями в раннее творчество,
вызывающее и кричащее.
И спустя десятилетия именно с его именем в первую
очередь ассоциируется деятельность футуристов.

25.

«НА ЧЕШУЕ ЖЕСТЯНОЙ РЫБЫ…»*
На чешуе жестяной рыбы
Прочел я зовы вещих губ
А вы, ноктюрн сыграть могли
бы
На флейтах водосточных
труб?
Я стер границы в карте будня
Плеснувши краску из стакана
И показал на блюде студня
Косые скулы океана
<1913>
…ХОРОШО КОГДА В ЖЕЛТУЮ КОФТУ
ДУША ОТ ОСМОТРОВ УКУТАНА
ХОРОШО
КОГДА БРОШЕННЫЙ В ЗУБЫ ЭШАФОТУ
КРИКНУТЬ:
ПЕЙТЕ КАКАО ВАН-ГУТЕНА!
И ЭТУ СЕКУНДУ
БЕНГАЛЬСКУЮ
ГРОМКУЮ
Я НИ НА ЧТО Б НЕ ВЫМЕНЯЛ
Я НИ НА…»
А ИЗ СИГАРНОГО ДЫМА ЛИКЕРНОГО РЮМКОЙ
ВЫТЯГИВАЛОСЬ ПРОПИТОЕ ЛИЦО СЕВЕРЯНИНА.
КАК ВЫ СМЕЕТЕ НАЗЫВАТЬСЯ ПОЭТОМ
И СЕРЕНЬКИЙ ЧИРИКАТЬ КАК ПЕРЕПЕЛ
СЕГОДНЯ НАДО КАСТЕТОМ
КРОИТЬСЯ МИРУ В ЧЕРЕПЕ.
ВЫ
ОБЕСПОКОЕННЫЕ МЫСЛЬЮ ОДНОЙ
ИЗЯЩНО ПЛЯШУ ЛИ
СМОТРИТЕ КАК РАЗВЛЕКАЮСЬ
Я
ПЛОЩАДНОЙ
СУТЕНЕР И КАРТОЧНЫЙ ШУЛЕР!

26.

«Ассоциация эгофутуристов»
«Ассоциация эгофутуристов»
(Игорь Северянин, Иван Игнатьев и другие). «Эгофутуризм» в переводе с латыни «Я –
будущее»). Он просуществовал очень мало: с 1911 до начала 1914 г.
В отличие от кубофутуризма, который вырос из творческого содружества
единомышленников, эгофутуризм был индивидуальным изобретением поэта
Игоря Севереняна. Совместно с К.Олимповым он в 1911 году в Петербурге
создаёт кружок «Ego», с которого и начался эгофутуризм.
Сам И. Северянин так отмечал особенности своего направления:
Душа – единственная истина.
Самоутверждение личности
Поиски нового без отвергания старого.
Осмысленные неологизмы.
Смелые образы, эпитеты, ассонансы и диссонансы.
Борьба со «стереотипами» и «заставками».
Разнообразие метров».
1912 год. В Петербурге была создана «Академия эгопоэзии», к И. Северянину
присоединились Г. Иванов, К. Олимпов и Грааль-Арельский (С. Петров).
Позже присоединился И. Иванов, который создал «Интуитивную ассоциацию
эгофутуристов», в неё воли П. Широков, В. Гнедов и Д. Крючков. Их программный
манифест «Грамата» (именно такое написание слова) характеризовал
эгофутуризм как «непрестанное устремление каждого Эгоиста к достижению
возможностей Будущего в Настоящем посредством развития эгоизма».

27.

Игорь Северянин – лидер
эгофутуристов
Группу эгофутуристов, в которую вошли поэты
Константин Олимпов, Иван Игнатьев и Георгий
Иванов, возглавлял Игорь Северянин (1887-1941;
настоящая фамилия - Лотарёв).
Творчество эгофутуристов было скорее плохим
подражанием акмеизму, поэтому эгофутуризм
оказался течением бесплодным.
Быстро набравший популярность Северянин вскоре
отделился от возглавляемой им группы, издал
несколько сборников: "Громокипящий кубок",
"Ананасы в шампанском", "Златолира",
"Поэзоантракт", "Поэзоконцерт". Его выступления
принесли ему огромную славу и беспрецедентное
поклонение со стороны публики, особенно
женской. Рафинированность ощущений,
мелодичность, напевность стихов,
демонстративное себялюбие - вот характерные
черты эгофутуристической поэзии.

28.

УВЕРТЮРА*
В ШАЛЭ БЕРЕЗОВОМ*
Ананасы в шампанском! Ананасы в
Поэметта
шампанском!
В шалэ березовом, совсем игрушечном и комфортабельном, Удивительно вкусно, искристо и остро!
У зеркалозера, в лесу одебренном, в июне севера,
Весь я в чем-то норвежском! весь я в
Убила девушка, в смущеньи ревности, ударом сабельным
чем-то испанском!
Слепого юношу, в чье ослепление так слепо верила.
Вдохновляюсь порывно! и берусь за
Травой олуненной придя из ельника с охапкой хвороста,
перо!
В шалэ березовом над Белолилией застала юного,
Стрекот аэропланов! беги автомобилей!
Лицо склонившего к цветку молочному в порыве горести,
Ветропросвист экспрессов! крылолёт
Тепло шептавшего слова признания в тоске июневой…
буеров!
У лесоозера, в шалэ березовом, – березозебренном, –
Кто-то здесь зацелован! там кого-то
Над мертвой лилией, над трупом юноши, самоуверенно,
побили!
Плескалась девушка рыданья хохотом темно-серебряным… – Ананасы в шампанском – это пульс
И было гибельно. – И было тундрово. – И было северно. –
вечеров!
В группе девушек нервных, в остром
обществе дамском
Я, гений Игорь-Северянин,
Я трагедию жизни претворю в
Своей победой упоен:
грёзофарс…
Я повсеградно оэкранен!
Ананасы в шампанском! Ананасы в
Я повсесердно утвержден!
шампанском!
От Баязета к Порт-Артуру
Из Москвы – в Нагасаки! из Нью-Йорка –
Черту упорную провел.
на Марс!
Я покорил Литературу!
1915. Январь
Взорлил, гремящий, на престол!

29.

«Мезонин поэзии»
«Мезонин поэзии»
(В. Шершеневич, Р. Ивнев).
Группа была создана в 1913 из эгофутуристов.(Уже
в конце 1913 объединение распалось).
Входили поэты и писатели : В. Шершеневич,
Р.Ивнев, Л. Зак (псевдонимы – Хрисанф и М.
Россиянский), С. Третьяков, К. Большаков, Б.
Лавренёв и др.
Идейный вдохновитель
группы В.Шершеневич писал : «…футуризм –
общественное течение, рождённое большим
городом, который сам уничтожает всякие
национальные различия. Поэзия грядущего
космополитична.»
Выпустили три альманаха: «Вернисаж», «Пир во
время чумы», «Крематорий здравомыслия» и
несколько сборников.

30.

VITA NOVA[195]*
Руки луна уронила –
Два голубые луча.
(Вечер задумчив и ясен!)
Ах, над моею могилой
Тонкий, игрушечный ясень
Теплится, словно свеча.
Грустно лежу я во мраке,
Замкнут в себе, как сонет…
(Ласкова плесени зелень!)
Черви ползут из расщелин,
Будто с гвоздикой во фраке
Гости на званый обед.
<1913>
«Я НЕ БУДУ ВАС КОМПРОМЕТИРОВАТЬ…»*
Я не буду Вас компрометировать дешевыми объедками цветочными,
А из уличных тротуаров сошью Вам платье,
Перетяну Вашу талью мостами прочными,
А эгретом будет труба на железном накате.
Электричеством вытку Вашу походку и улыбки,
Вверну в Ваши слова лампы в сто двадцать свеч,
А в глазах пусть заплещутся золотые рыбки,
И рекламы скользнут с провалившихся плеч.
А город в зимнем белом трико захохочет
И бросит вам в спину куски ресторанных меню,
И во рту моем закопошатся ломти непрожеванной ночи,
И я каракатицей по вашим губам просеменю…

31.

Объединение «Центрифуга»
«Центрифуга»
(Сергей Бобров, Николай Асеев, Борис Пастернак).
Объединение создано в январе 1914г.
Основные особенности творчества представителей
«Центрифуги:
Перемещение при построении лирического
произведения центра внимания со слова как
такового на интонационно-ритмические и
синтаксические структуры.
Органичное соединение футуристического
экспериментаторства и традиций.
“Центрифуга” как поэтическая группа
просуществовала до конца 1917-го, а книги под
маркой “Центрифуги” продолжали выходить до
1922 года, то есть дольше всех остальных групп
футуристов.

32.

«Я КЛАВИШЕЙ СТАЮ КОРМИЛ С РУКИ…»*
Я клавишей стаю кормил с руки
Под хлопанье крыльев, плеск и клекот.
Я вытянул руки, я встал на носки,
Рукав завернулся, ночь терлась о локоть.
И было темно. И это был пруд
И волны. – И птиц из породы люблю вас,
Казалось, скорей умертвят, чем умрут
Крикливые, черные, крепкие клювы.
И это был пруд. И было темно.
Пылали кубышки с полуночным дегтем.
И было волною обглодано дно
У лодки. И грызлися птицы у локтя.
И ночь полоскалась в гортанях запруд,
Казалось, покамест птенец не накормлен,
И самки скорей умертвят, чем умрут
Рулады в крикливом, искривленном горле.
1915
Чего мне бояться? Я тверже грамматики
Бессонницу знаю. И мне не брести
По голой плите босоногим лунатиком
Средь лип и берез из слоновой кости.
Ведь ночи играть садятся в шахматы
Со мной на лунном паркетном полу.
Акацией пахнет, и окна распахнуты,
И страсть, как свидетель, седеет в углу.
И тополь – король. Королева – бессонница.
И ферзь – соловей. Я тянусь к соловью.
И ночь побеждает, фигуры сторонятся,
Я белое утро в лицо узнаю.
1916

33.

Взаимоотношения
футуристических групп
Эти четыре футуристические
группировки (кубофутуристы,
эгофутуристы, «Мезонин поэзии»,
«Центрифуга») находились в весьма
странных и напряженных отношениях
друг с другом.
Они враждовали, не сходясь во мнениях
о том, кто из них является оплотом
истинного футуризма, однако порой
участники одной группировки
переходили в другую без каких-либо
проблем.
Помимо четырёх крупнейших
существовало также несколько других
объединений футуристов: «41 градус»,
«Творчество», «Лирень», «Бескровное
убийство».
Группа «Гилея»

34.

Угасание футуризма
Многие русские футуристы, например, Владимир
Маяковский, Осип Брик, Велимир Хлебников и Василий
Кандинский приветствовали Октябрьскую революцию и
отражали революционные идеи в своих произведениях.
Но вместе с этим футуристическим произведениям была
свойственная антивоенная идея, нашедшая отражение в
поэмах «Война в мышеловке» Хлебникова и «Война и
мир» Маяковского.
Несмотря на то, что футуристы приветствовали русскую
революцию, темпы развития этого движения стали
заметно уменьшаться сразу после Октябрьской
революции 1917 года.
Судьба многих футуристов сложилась печально и даже
трагически: кто-то был расстрелян, кто-то отправился в
ссылку или в эмиграцию. Немногие оставшиеся в России
футуристы сменили свои литературные взгляды и
выработали новый, отличный от футуристического,
стиль.

35.

Футуризм – значимое явление
в русской поэзии
Футуризм - это отдельная и очень важная
глава в истории русской поэзии. Его
идеалы и идеи оказали огромное
влияние на развитие русской
литературы.
Нестандартное мышление футуристов,
отрицавших все сложившиеся каноны и
бесстрашно пытавшихся создать нечто
абсолютно новое, «сражающихся с
морализмом», привнесло в литературу
множество новаторских идей, которые
были в дальнейшем подхвачены
последующими поколениями поэтов.
Давид Бурлюк «Синий всадник»
English     Русский Правила