6.73M
Категория: ИсторияИстория

Культура народов Восточного Средиземноморья: Финикия и Палестина

1.

Культура народов Восточного
Средиземноморья
(Финикия и Палестина)
Подготовили:
Конева В.В., Пономаренко О.В.
Студентки 5 курса группы 5 «Г»

2.

3.

История и культура Финикии

4.

Уже к концу 3-го тыс. до н.э. здесь появились первые
государства, центрами которых были портовые города.
Самыми крупными из них были Библ (современный Гебал),
центр торговли с Египтом, Сидон и Тир (современный Сур),
враждовавшие между собой.
Храм обелисков в Библе

5.

Терракотовый сосуд из
Библа (1600-1200 гг. до
н.э)
Найденная в
Сидоне протома персидско
го быка

6.

Считается, что именно финикийцы
построили знаменитый храм царя
Соломона в Иерусалиме.

7.

Главными занятиями финикийцев были
морская торговля и пиратство.
Ассирийский военный корабль (вероятно,
построенный финикийцами) с двумя рядами
вёсел, рельеф из Ниневии, ок. 700 г. до н. э.

8.

Торговые пути финикийцев проходили по всему
Средиземноморью, доходили до севера Европы и юг а
Африки, они основывали в разных местах свои
колонии. Самой известной из них был основанный на
севере Африки Карфаген

9.

Финикийские боги Ваал и
Молох

10.

Финикийское письмо — одно из первых алфавитных
письменностей в мире. Практически все алфавитные
письменности мира имеют корни именно в
финикийском письме.

11.

Финикийцы распространили по
Средиземноморью удобный материал для
письма – папирус. Греки стали называть книгу
библион – так назывался пофиникийски папирус
и их город.

12.

Истоки и начало древнееврейской
культуры

13.

Величайшим вкладом евреев в миро
вую культуру является создание
иудаизма и Библии

14.

Основная масса
населения Палестины
этнически
принадлежала к
западносемитской
группе (так
называемые
ханаанеяне, по еще
одному названию
Палестины –
Ханаан, или земля
Ханаанская).

15.

Захваченную
землю иудеи
разделили по
племенному
признаку на
наделы (колена),
которые позднее
стали
историческими
областями
нового
государства.

16.

Под воздействием
внешней угрозы со
стороны
филистимлян в 1012
г. до н.э. царь Саул
объединил 12
еврейских племен в
союз — так было и
образовано
Израильское
царство.
Царь Саул
(1079-1010 гг.
до н.э.)

17.

Сын и преемник Саула царь Давид окончательно
утвердил еврейское государство. Его столицей стал
Иерусалим, объединив Израиль и Иудею.

18.

Политику
Давида успешно
продолжил его
сын царь
Соломон. Время
его правления –
расцвет
еврейского
государства.
Царь Соломон
(X век до н.э)

19.

Изображение
Навуходоносора II.
Вавилонская камея
В 590 г. до н.э. вави
лонский царь Навух
одоносор II разбил
иудейские войска, в
зял город Иерусали
м и полностью разр
ушил его. Храм и дв
орец Иерусалима б
ыли сожжены, а гор
одские стены разру
шены.

20.

В 539 г. до н.э. перс
идский царь Кир за
хватил Вавилон. Ев
реям было разрешен
о вернуться на роди
ну и отстроить Иеру
салим. Тем не менее
, царская власть не
была восстановлена
.
Кир II Великий
(VI век до н.э.)

21.

В эпоху эллинизма была предпринята попытка ввести среди
евреев греческие религиозные культы, проводилась политик
а насильственной эллинизации.
Это вызвало возмущение еврейского населения, которое под
нялось на восстание под предводительством Иуды Маккавея
(ум. 161 до н.э.).

22.

Саддукеи –
это представители знатных
жреческих родов, военная ар
истократия, богатые землевл
адельцы, поддерживающие п
олитику правящей династии
Хасмонеев и не возражающи
е против приобщения к грече
ской культуре.

23.

Фарисеи это средние и мелкие землевладельцы, торговцев, ни
зшее жречество, а также ученые-«книжники».
Они продолжили традицию борьбы с эллинистами.
Требовали строгого соблюдения не только писаного,
но и устного «закона».

24.

Ессеи находились в
оппозиции к общест
ву и государству в це
лом.
Наряду со строгим в
ыполнением иудейс
ких религиозных зак
онов они отказывали
сь от участия в храм
овом культе, от жер
твоприношений, а ря
д обрядов, принятых
у ессеев, был похож
на будущие христи
анские обряды.

25.

Ослабленная внутренними распрями Иудея стала ле
гкой добычей для Рима. В I в. до н.э. она вошла в со
став Римской империи, а в 6 г. н.э. стала Римской пр
овинцией, управлявшейся прокураторами. Саддукеи
и часть фарисеев признали их власть, но народ отв
етил на это многочисленными восстаниями, жестко
подавлчвшимися Римом.
Эта борьба вылилась в могучее антиримское восста
ние - Иудейскую войну (66-73 гг.).

26.

Рельеф арки Тита в Риме
(81 год)

27.

Во время правления императора Адриана, в 132-135
гг., вновь произошло восстание жителей Иерусалим.
Возглавил восстание Симон Бар-Косеба, прозванный БарКохба (Сын Звезды), провозгласивший себя мессией.
Это восстание также было жестоко подавлено римскими в
ойсками

28.

Первые
религиозные культы
израильтян мало
чем отличались от
ханаанейских.
Рядом с другими
божествами в них
существовал общий
бог всего
израильского
племенного союза
— Яхве.
Драхма (четверть шекеля) IV
века до н.э. из персидской
провинции Йехуд Медината,
предположительно с
изображением Яхве, сидящего
на крылатом и колесном троне
Солнца.

29.

Во время правления
династии Амвриев в
Израиле насаждался культ
бога Ваала. Этого бога
почитали в древности на
всем Ближнем Востоке.
Сторонники его культа
полагали, что Ваалу
подвластны солнце и
огонь, что он дарует
плодородие и военную
удачу.
Бронзовая
статуэтка Баала,
XIV-XII век

30.

После Вавилонского пленения среди иудеев
возникло религиозное движение пророков, в
котором видным деятелем был Иезекииль.

31.

Ко времени пророка Эзры сложился текст
божественного закона (Торы), который
считался написанным Моисеем. Сюда вошли
правовые и обрядовые предписания и указы,
объявленные обязательными для всех иудеев.
Любое отступление от духа и буквы Торы и
поклонение другим богам, кроме Яхве, были
объявлены несовместимыми с
принадлежностью к иудейскому народу.
Отступничество каралось изгнанием из
еврейской общины, поскольку считалось
навлечением гнева бога на общину.

32.

Религиозную основу имеет главный
ежегодный праздник Иом Кипур (Судный
день).

33.

В стене Старого города имеется восемь
ворот, из них семь действующих,
отрытых
Яффские ворота

34.

Храм Гроба Господня

35.

В духовной культуре древних евреев
важным
памятником
является Каббала - религиознофилософское учение о сущности бога,
происхождении
и
устройстве
Вселенной, сущности человека и его
души

36.

Итоги:
Культура
народов
Восточного
Средиземноморья внесла значительный вклад
в мировую. Даже в настоящее время она
сохраняет
воздействие
на
культурное
развитие мира, манит и привлекает своими
религиозными тайнами, вечными проблемами
жизни и смерти, возможностью воскрешения,
неразгаданными
загадками
древности,
непознанными символами, обращенностью к
человеку.

37.

Список использованных
источников:
Садохин, А.П. История мировой культуры:
учеб.пособие для студентов высших учебных
заведений / А.П. Садохин, Т.Г. Грушевицкая. –
М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2016. – 975 с.
English     Русский Правила