Похожие презентации:
Идеологические основания современной политики
1. Тема лекции
2. Политическая наука изучает:
содержание политических идеологий,отличие одних идеологий от других,
их отношения между собой,
отношения между идеологией и политикой, властью
отношения
между идеологией и экономикой,
историей и культурой на разных этапах развития
общества,
сам феномен идеологий, идеологического сознания,
его структуру и уровни, функции в обществе и т.д.
Новые формы идеологии
3.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫ ДЛЯ ПРОЧТЕНИЯ4. В российской политологии выделяют следующие идеологии
неофашизм, шовинизм, расизм, исламский фундаментализм [Антипьев ];радикализм [Михайлов 1998]; неоконсерватизм, неолиберализм [Божанов
]; национализм [ Пугачев ]; национальная идеология ; экстремизм,
популизм, идеи альтернативных движений [ Мирoнов ]; коммунизм
(марксизм-ленинизм) [Сирота]; ленинизм, маоизм, титоизм, национализм,
движение сторонников окружающей среды [Филатова, Светенко];
технократизм [Демидов, Долгов ] ; "социально-политическая доктрина
православия",
"социально-политическая
доктрина
католицизма"
[Каменская 2005]; коммунизм(большевизм, сталинизм) ; идеология
ненасилия, христианско-демократическая идеология [ Сальников 1999];
левый радикализм, правый радикализм [Рябов2000]; социализм(марксизмленинизм) Радугин 1997]; марксизм [ Василик 1999]; антикоммунизм
[Калашникова];
неомарксизм,
антимарксизм,
антиколониализм,
антифашизм [Краснова 1995];
государственная идеология [Пугачев,
Соловьев]; реформизм, экспансионистские доктрины, прогностистические
доктрины, доктрины основных религий [Василенко]; тоталитаризм ;
феминизм, коммунитаризм, экологизм [Макаренко]; центризм [Тагиров,
Тронова]
5.
Этьен Бонно де Кондильяк(30 сентября 1715 — 3 августа
1780) — аббат, французский
философ, основная работа
«Трактат о впечатлениях»
1.Все предметы человеческого познания
надо называть «идеями»
2.Все идеи происходят от разума, то есть
являются произведением впечатлений
6. КАБАНИС, ПЬЕР ЖАН ЖОРЖ (1757–1808), французский философ и врач, последователь Кондильяка, известен как приверженец т.н. «механистического матер
КАБАНИС, ПЬЕР ЖАН ЖОРЖ (1757–1808),французский философ и врач, последователь Кондильяка,
известен как приверженец т.н.
«механистического материализма»
В отличие от Кондильяка полагал, что философия должна
начинать с анализа не внешних, а внутренних чувств.
Утверждал, что человеческие способности исследуются
философами в отрыве от их связи с живым телом,
при этом именно физиология может
придать наукам о морали недостающую им достоверность
Таким образом, все сводится к
интеллектуальной
впечатлительности
7.
Дестют Де Трасси, Антуан Луи Клод(20 июля, 1754 — 9 марта, 1836)
— видный французский философ,
политик и экономист.
•Ввел понятие «идеология» в работе «Этюд о способности мыслить»
•Главный труд- «Элементы идеологии»в 4 томах
•Рассматривал идеологию как часть зоологии, как науку о законах
происхождения человеческих идей из чувственного опыта
•Именно понимание того, в чем состоит сущность идей, позволит
построить справедливый и разумный общественный порядок
Без идеи как формы существования смысла и ценностей
не может быть ни мышления, ни реализации мыслительных продуктов
на практике
8. Дестют Де Трасси
«идеология как наука обидеях сможет исследовать
природу
человеческого
мышления и сказать, что
есть правда, а что ложь,
обеспечить
адекватное
восприятие
действительности и выявить
реальные нужды людей,
разрешив, таким образом,
все проблемы общества»
9.
Наполеон объявил Трасси и егосоратников
фанатиками,
разрушителями,
опасными
болтунами
и
мечтателями,
подрывающими корни политической
власти и лишающими людей их
утешительных иллюзий:
«Вы, идеологи, разрушаете все
империи, а эра иллюзий является
для людей эрой счастья». Наполеон
впервые
употребил
термин
«идеолог»
в
уничижительном
смысле:
болтун,
туманный
метафизик,
обскурантирующий
ясные и четкие практические
действия политической власти.
10. Идеология и убеждения
Джованни Сартори (1924) — американскийфилософ
и
социолог
итальянского
происхождения.
Автор
книги
«Пересматривая теорию демократии» (1987).
С 1976 живет в США.
Джованни Сартори — один из лидеров «флорентийской
школы» политических исследований. Он автор многих
научных трудов, ряда сравнительных исследований
политических систем Италии и других западных стран.
Труды Сартори переведены на 30 иностранных языков. В
течение долгих лет работал в США, является профессором
Колумбийского университета в Нью-Йорке, почётный
доктор университетов Генуи, Джорджтауна, Гвадалахары,
Буэнос-Айреса, Бухареста.
11. Идеология и убеждения
1.2.
3.
4.
5.
Необходимо различать идеологию в политике и
идеологию в науке
идеология – более узкое понятие, чем система
убеждений
Убеждения – это идеи, которые уже не являются
мыслью
Идеология –тоже система убеждений. Но упор в ней
делается на цели, а не на средства
Идеология является фундаментальной переменной.
которая
объясняет
мобилизацию
масс
и
манипулирование ими
Коллективное сознание
+
Коллективная память
12.
Клиффорд ГЕРЦ«Идеология как культурная система»
ТЕОРИЯ
ИНТЕРЕСА
Идеология-маска и оружие для
захвата власти и максимизации
ее
ТЕОРИЯ
НАПРЯЖЕНИЯ
Идеология-симптом и лекарство
Это система ценностей
имеющая силу веры есть
большой ориентационный
потенциал
13.
СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОДХОДИдеология это
1) идеалистическая концепция, согласно которой
мир представляет собой воплощение мыслей,
принципов;
2) тип мыслительной деятельности, не сознающий
зависимости собственных идей от жизненных
обстоятельств и материальных интересов
классов;
3) иллюзорное отображение действительности
в политических, религиозных,моральных и
других формах
14. АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД
Немецкий философ(Фридрих Вильгельм Ницше
• Идеологии
– это культурные образования (системы
ценностей),
вырабатываемые
аристократическими
и
плебейскими кастами.
• Сфера культуры, в которой формируются идеологии,
является не производной от экономических отношений, как у
Маркса, а некоторым образом первичной. Поэтому и
аксиология первична, а само бытие (онтология) есть ценность.
• Системы ценностей не являются ложными сами по себе.
Вырабатываемые кастой господ, они являются истинными
построениями, а вот системы ценностей подчиненных каст –
ложны, потому что руководствуются принципом пользы.
15. Психоаналитический подход
(Зи́ гмунд Фрейд )значительная часть поведения человека управляется
бессознательными мотивами, имеющими скрытый
сексуальный подтекст.
обратил внимание на структуру человеческой
психики и роль бессознательных мотивов,
скрытых от человеческого разума в поведении.
бессознательное - такие психические процессы, которые проявляются
активно, и в то же время не доходят до сознания переживающего их лица.
16. Психологическая теория идеологии Вильфредо Парето
•основное свойство человека – руководствоваться нестолько разумом, сколько чувством, но при этом давать
псевдологическое (как бы рациональное) оправдание
сентиментальному (чувственному) поведению
•Врожденные психические структуры,
лежащие в основе чувств, Парето назвал «остатками»
•Остатки”, лежащие в основе чувств, которые испытывает человек величина
постоянная
• объяснения – «деривации»,почему люди испытывают такие чувства величина переменная
Эта переменная величина, в роли которой может выступить любая
теория, объясняющая “остатки”, и называется идеологией.
17. Социологический подход (Карл Мангейм)
Важный вклад в разработку теории идеологийвнесла его работ «Идеология и утопия» (1929)
Выдвигая и теоретически обосновывая свою систему идей как
единственно истинную, правящий класс
создает духовное
образование, называемое идеологией.
При этом должно быть совершенно ясно, что понятие “идеология”
не предполагает наличия сознательной политической лжи, его
назначение
– указать на аспект социальной обусловленности мышления бытием
идеологиям противостоят утопии
18. КАРЛ МАНГЕЙМ
Идеология= динамическаямодель; представления, которые de facto
никогда не достигают реализации своего
содержания
Идеология
проектирует будущее, но не
реализуется на практике, указывает на
дальнейшее движение из реализованного
состояния и в избранном направлении
Утопия – статическая модель; может быть в
каком-то виде реализована
19. Социологический подход (Карл Мангейм)
различал тотальную и частичную идеологииЧастичная идеология представляет собой определенную
систему идей, которые являются более или менее
искаженным отражением фактов и событий в угоду
политическим или иным интересам ее носителя. Понятие
тотальной идеологии отражает особенности, своеобразие
и характер структуры сознания, типа мышления и
восприятия определенных слоев населения, групп
общества
или
же
в
целом
эпох.
Мангейм К. Идеология и утопия // Мангейм К. Диагноз
нашего времени. М: Юрист, 1994
20. Концепция «деидеологизации»
Впервые фразу о конце идеологии» использовал А. Камюеще в 1946г
Основной
тезис
концепции
имеет
позитивистский характер,
возрастающее влияние науки приводит
к падению влияния идеологических
систем
В 1955г. Раймон Арон дал название
«Конец идеологического века?»
одной из глав своей книги
«Опиум для интеллигенции»
Позже (в 1960 г).
Д. Белл, издал книгу под названием “Конец идеологии”,
а в 1988 г. опубликовал работу «Конец идеологии. Еще раз»
21.
В 1955г. Раймон Арон дал название«Конец идеологического века?»
одной из глав своей книги
«Опиум для интеллигенции»
Позже (в 1960 г).
Д. Белл, издал книгу
под названием “Конец идеологии”,
а в 1988 г. опубликовал работу
«Конец идеологии. Еще раз»
22. Концепция «реидеологизации»
О. Лемберг:Идеологию следовало бы
определить как систему представлений,
идей, объясняющих мир, и вытекающих отсюда ценностей
и норм, которые побуждают и дают возможность
индивиду, общественным группам или человеческому
обществу действовать
это система приведения человеческого общества в
движение и управления им
Якоб Барион:
"идеологии дают человеку общую
ориентацию в жизни, цели и задачи, подготавливают
его к осуществлению этих целей, дают систему
ценностей и норм для его поведения
23.
КОНЦЕПЦИЯ ИДЕОЛОГИИ ЛУИ АЛЬТЮССЕРА1. Идеологии так же вечны, как и
бессознательное, это набор
мистических представлений о
реальности, это иллюзии
непосредственного опыта
2. Различает практическую и
теоретическую идеологию, исходя из
функций
3. Идеология-единство действительных
и воображаемых отношений к
действительным условиям
человеческого существования
4. Переходит к понятию
«идеологического государственного
аппарата»
5. Механизм его работы –
конституирование субъекта через
«оклик», или «вызов»
1918-1990
24.
ТРАКТОВКА ИДЕОЛОГИИ УЛЬРИХОММАТЦЕМ(«Идеологии как детерминанта
политики в эпоху модерна»)
1. Идеология –терапия политики в эпоху модерна
2. Идеология-это система
ценностей, выступающая в качестве
политического мировоззрения. Они способны указать с абсолютной
обязательностью политическую цель.
3. Идеологии – это эрзац-религии
4. Предложил идеальный тип идеологии. Его отличительные признаки:
религиозная мотивация системы ориентации, революционность,
прогрессизм, авторитарность идеологического принципа
5. Современное ослабление идеологической активности объясняется
тем, что идеологии не могут осуществить своей задачи
6. Попытка найти абсолютную точку отсчета превращает идеологии в
элемент политической патологии
7. Современные
идеологии
больше
не
являются
детерминантой политики, а наоборот-современная политика
стала детерминантой идеологий
25. УРОВНИ ИДЕОЛОГИИ
Концептуально-теоретическийПрограммно-политический
Актуализированный уровень массового сознания
26. ФУНКЦИИ ИДЕОЛОГИИ
ИНТЕГРАТИВНАЯАКСИОЛОГИЧЕСКАЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ
МОБИЛИЗУЮЩАЯ
ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ
27.
28. Манипулятивные идеологии
Отличаются сугубо технологической направленностью и поформе
функционирования
аналогичны
манипулятивному
воздействию (осуществляется в скрытой, опосредованной,
косвенной форме в нужном манипулятору направлении,
незаметном для адресата)
Идеологический
эклектизм,
отсутствие
стабильного
идеологического ядра
Установка на ретрансляцию идей, привнесенных извне
Перманентные мутации в зависимости от характера массовых
настроений
Стремление привлечь на свою сторону максимально возможное
количество людей
Зависят от конъюнктуры политического рынка
29. Критика идеологии франкфуртской школой западного марксизма
В 30-40 е гг.XX в. лишь критиковали МангеймаВ 60-е-новые идеи: АДОРНО(1964, «Идеология»)ложность сознания объясняется ложностью самой
действительности
Тезис о гипер - идеологичности действительности
наука и техника приобретают статус «новой
идеологии», все их теоретические концепции
насквозь идеологичны, партийны
Идеология выступает в форме массовой культуры
30. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ КАК СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ
Идеологии –системы ценностей данного общества(Т.Парсонс)
Идеология – такая система ценностей, Которая
легитимирует существующий в данном обществе
порядок господства (К.Ленк)
Идеология- теоретическое обоснование системы
ценностей определенных социальных субъектов. Она
определяет им их мир значений и смыслов, приобщая
к делу, которое выходит за рамки индивидуального
существования
31. Характеристики идеологического сознания
Спекулятивность(высокие цели, идеалы)
Догматичность
(вера в идеалы)
Апологетичность
(верность идеалам)
Авторитарность
(требовательность)