Похожие презентации:
Дени Дидро
1.
ДЕНИ ДИДРОВыполнил: студент 1 курса очной формы обучения
группы 01ПО(2)21 МФ
факультета математики, информатики и естественных наук
Татаринов Григорий Васильевич
2.
Дени Дидро (1713–1784)Французский писатель, драматург, философ-просветитель.
Приобрел широкую популярность благодаря своему
фундаментальному труду «Энциклопедия, или Толковый
словарь наук, искусств и ремесел». Дени Дидро,
биография которого стала примером беззаветного
служения
идеям
Просвещения,
был
яростным
противником церкви и религиозного мировоззрения в
целом.
3.
Краткая биографияДени Дидро родился 5 октября 1713 года в Лангре, Шампань, Франция. В 1723-1728
годах он учился в лангрском иезуитском коллеже, в 1726 году стал аббатом. В 1732 году он
получил магистерскую степень на факультете искусств Парижского университета. В 1743 году
Дидро женился на Анне Антуанетте. Первое время после женитьбы Дидро зарабатывал
переводами. В 1747 году вместе со своим другом философом и математиком Жаном Лероном
Д’Аламбером он получил приглашение стать во главе издания «Энциклопедия, или Толковый
словарь наук, искусств и ремесел».
В своих первых философских работах «Философские мысли» (1746) и «Аллеи,
или прогулка скептика» (1747) Дидро придерживался деизма - философско-религиозного
течения, рассматривавшего Бога в качестве отдаленной первопричины природы и человека и с
различной степенью последовательности отождествлявшее религию с моралью. В сочинении
«Письмо о слепых в назидание зрячим» (1749) перешел на позиции атеизма и материализма.
Телеологическому доказательству бытия Бога он противопоставляет эволюционистские
воззрения на природу. В июле-октябре 1749 года за вольнодумные сочинения Дидро был
арестован и заключен в Венсеннский замок.
4.
Атеистический материализм получил дальнейшую разработку в его сочинениях «Мыслиоб истолковании природы» (1754), «Разговор Д’Аламбера и Дидро» (1769), «Философские
принципы относительно материи и движения» (1770) и др.
Повесть «Монахиня» (1760), роман диалог «Племянник Рамо» (1762 - 1779), роман «Жак
фаталист и его хозяин» (1773) — остались неизвестными его современникам и впервые были
опубликованы после смерти автора. В них нашли выражение неприятие Дидро религии
и церкви, а также приверженность гуманистическим идеалам.
В 1759 - 1781 годах как критик искусства Дидро писал ежегодные обзоры
художественных выставок — «Салоны». В 1765 году российская императрица Екатерина II
приобрела библиотеку Дидро. С 1773 по 1774 год Дидро, по приглашению Екатерины II,
совершил путешествие в Россию и жил в Петербурге.
В последние годы Дидро продолжал заниматься литературными проектами. 31 июля
1784 года Дени Дидро скончался.
5.
ОнтологияСначала Дидро был деистом, но с 1749 г. прочно встал на позиции материализма и атеизма. Сотворенной Богом и после этого
статичной и неизменной природе деистов Дидро противопоставляет материалистическую картину мира, находящегося в вечном
движении и развитии. Согласно деизму Бог выносится за рамки природы, так как после сотворения мира Он более не вмешивается
в ее существование, у Дидро же Бог вообще оказывается ненужным.
Бог не нужен как:
Обоснование
причина возникновения мира
поскольку материя сама в себе имеет причину своего
существования
источник порядка в мире
поскольку материя сама в себе имеет законы, ее
упорядочивающие
источник всякого движения (Перводвигатель)
поскольку движение есть свойство самой материи
Сторонники механицизма, понимая движение как чисто механическое перемещение, вынуждены были в качестве источника
движения любого тела признавать нечто, находящееся вне данного тела, и именно это в конце концов приводило их к идее
Перводвигателя — Бога. Дидро понимает движение более широко: не только как перемещение в пространстве, но и как любое
изменение, рост и разрушение. Материя состоит из бесконечного количества элементов, каждому из которых присуще особое
качество. Внутренняя противоречивость и разнородность материальных частиц и является источником всякого движения и
изменения.
Дидро был монистом, считая, что материя — это единственная существующая субстанция. Сознание, которым обладает человек,
есть свойство высокоорганизованной материи, и его возникновение связано со становлением человека как биологического вида, с
развитием и усложнением органической материи. Дидро предвосхитил некоторые идеи эволюционной теории.
6.
ГносеологияДидро был сторонником материалистического сенсуализма Локка, утверждал познаваемость мира и выступал против
идеалистического сенсуализма Беркли и агностицизма Юма. Дидро выделял 3 основные средства познания природы - наблюдение,
размышление и эксперимент. Наблюдение снабжает фактами, по мнению Дидро, размышление приводит к комбинации и
систематизации фактов, а эксперимент проверяет полученные факты.
Дидро выдвинул концепцию развития живых организмов, которая, тоже опиралась на материализм. Теория Дидро во многом
предвосхищает теорию эволюции Дарвина. Концепцию Дидро часто называют трансформистским учением о природе. В
"Письмах об истолковании природы" Дидро писал, что в начале времен, находящиеся в брожении и движении вселенная породила
различные образования. Одни из этих образований были живые организмы. Многие организмы оказались нежизнеспособными в
виду своих физиологических или анатомических особенностей, которые не подходили под условия окружающего мира, в строении
которых не было несоответствия между их частями. Фактически Дидро постулирует теорию естественного отбора.
Дидро, чтобы объяснить каким образом из материи, не обладающей сознанием и мышлением, возникает материя, которая осознает
и мыслит, постулирует гипотезу: что материя обладает чувствительностью. Развитие этой чувствительности и привели к
формированию мышления и сознания. Дидро считал, что у неживых организмов также имеется эта чувствительность, но она
слабовыраженная, поэтому человеческие органы чувств просто не могут ее фиксировать. Еще одной особенностью его
эволюционного учения является то, что Дидро полагал, что более сложные живые организмы образуются в результате
трансформации и развития менее сложных в процессе становления земли. При этом Дидро считал, что живой и неживой материи
изначально присущи свойства активности и движения, которую Дидро трактовал как способность живых и неживых организмов
оказывать сопротивление внешнему воздействию. И второе это открытое Ньютоном всемирное тяготение. Поскольку все тела в
природе притягиваются друг к другу, то естественно в них присутствует внутренняя сила и внутренняя активность.
7.
АнтропологияСоциально-политические взгляды Дидро базировались на теории "общественного договора".
Возникновение государственной власти она объясняла соглашением между людьми,
вынужденными перейти от необеспеченного защитой естественного состояния к состоянию
гражданскому. Опираясь на нее, Дидро разоблачал вымыслы о божественном происхождении
королевской власти и феодального сословного неравенства. Он решительно выступал против
деспотических форм правления, ратовал за конституционную монархию и, как все
просветители, надеялся на появление "просвещенного государя".
8.
Педагогические идеи. Критика Гельвеция.Стоя на позициях материалистического сенсуализма, Дидро рассматривал ощущения как источник знаний. Но в отличие от
Гельвеция, он не сводил к ним сложный процесс познания, а признавал, что его вторая стадия — это обработка ощущений
разумом. Он также считал, что «мнения правят миром», и связывал возможность переустройства общества не с
революцией, а с изданием мудрых законов и распространением образования, правильного воспитания. Свои мысли об
образовании он выразил главным образом в работе «Систематическое опровержение сочинения Гельвеция «О человеке»».
Дидро отверг утверждение Гельвеция о всемогуществе воспитания и отсутствии индивидуальных природных различий в
человеке. Он попытался ограничить крайние выводы, к которым пришел Гельвеций.
Признавая, что многого можно добиться с помощью образования, Дидро также указывал на важность физической
организации человека, его анатомо-физиологических особенностей, в формировании человека. Он также не соглашался с
позицией Гельвеция, согласно которой мышление можно свести к способности чувствовать. Умственные операции, по
мнению Дидро, зависят от определенного состояния и организации мозга. Люди, по его словам, имеют различные
природные факторы и характеристики, и природная организация, физиологические особенности людей предрасполагают к
развитию их природных задатков, но их проявление полностью зависит от социальных причин, включая образование.
Дидро справедливо полагал, что учитель может добиться больших успехов, стараясь развить врожденные положительные
наклонности ребенка и подавить плохие. Призыв Дидро учитывать природные особенности ребенка, развивать его
индивидуальность, заслуживает положительной оценки.
Дидро утверждал, что благоприятные условия даны природой всем людям, а не только немногим. Более того, он говорил,
что люди гораздо чаще становятся носителями гения и таланта, чем дворяне. Порочная социальная система, по мнению
Дидро, лишает детей народа хорошего воспитания и образования и является причиной гибели многих скрытых талантов.
Великий философ эпохи Просвещения выступал за всеобщее бесплатное начальное образование «от первого министра до
последнего крестьянина», чтобы каждый мог читать, писать и считать. Он предложил отобрать школы у церкви и передать
их государству, которое будет следить за доступностью школ, организовывать финансовую помощь для бедных детей,
бесплатное питание и так далее. Протестуя против классовой организации образования, Дидро писал, что двери школ
должны быть «одинаково открыты для всех детей народа… ибо было бы столь же жестоко, сколь и нелепо обрекать на
невежество людей, занимающих самое низкое положение в обществе».
9.
Философские воззрения. Критика религии.Уже в своих ранних произведениях Дидро выступил с критикой христианских догм и
религиозных суеверий. Он ставил под сомнение различные чудеса, а также божественный
характер Библии, указывая на «порочный круг» в доказательстве: кто устанавливает
божественное происхождение Священного Писания? Церковь. На чем основаны ее
утверждения? На Священном Писании. С точки зрения Дидро, библейские рассказы не более
убедительны, чем античные мифы. Описывая самоистязания, которым предаются раскаявшиеся
грешники, он замечает: «Кто приговорил их к этим терзаниям?.. Бог, которого они оскорбили...
Но кто этот Бог? Кладезь добра. Разве преисполненный доброты Бог мог бы получать
удовольствие, купаясь в слезах этих несчастных?».
10.
ЭстетикаМатериализм лег также в основу эстетических воззрений Дидро. Некоторые положения своей Эстетики философ изложил еще в
1751 году статье «Прекрасное», где отверг идеалистическое представление красоты. Для Дидро прекрасное — категория,
существующая независимо от человеческого сознания. В то же время Дидро подчеркивает, что восприятие красоты изменчиво, оно
изменяется в зависимости от особенностей исторического развития людей. Один и тот же фасад Лувра у одних вызывает
восхищение, других оставляет равнодушными, третьим кажется просто безобразным.
Как мыслитель-материалист Дидро рассматривает художественное творчество как деятельность подражательную. Искусство им
определяется как подражание природе. Исходя из этого Дидро устанавливает свой критерий художественно-прекрасного. Для него,
в отличие от классицистов, то произведение хорошо, которое правдиво отражает жизнь, а не соответствует лишь требованиям
просвещенного разума.
Дидро неоднократно отмечает, что сила художника состоит в его связи с действительностью. Он резко критикует некоторых
современных ему живописцев за манерность, т. е. вымышленную красивость, призванную прикрыть идейную пустоту
произведений. Дидро не отделяет художественное от естественного, жизненно правдивого.
Дидро близко подошел к пониманию сущности типического образа, воплощающего в себе определенные особенности множества
людей, а не являющегося слепком с одной человеческой индивидуальности.
Художественную правду Дидро не мыслит себе без обобщений. Писатель, по его мнению, освобождает жизненный материал от
всего случайного, раскрывает закономерное, взаимозависимость явлений.
Дидро борется за искусство идейно значительное, выступает против всякого рода формалистического фокусничества. Одно из
проявлений упадка современной ему придворно-аристократической живописи он видит в том, что ее представители утратили
способность к воспроизведению серьезных тем, сосредоточив все внимание на поисках новых композиционных возможностей и
световых эффектов.
Дидро требует от искусства решения больших общественных вопросов, активного воздействия на чувства и сознание человека.
11.
ЭтикаДидро - эвдемонист. Стимул и цель человеческой жизни он усматривает в счастье. Поэтому
первым шагом нравственной философии должно быть отыскание того, в чем состоит «истинное
счастье».
Счастье, по Дидро, это синоним блага, и потому счастье состоит в наслаждении и в пользе истинном наслаждении и истинной пользе, что, впрочем, для Дидро, суть одно и то же.
Полемизируя с Гельвецием, Дидро не допускал возможности сведения всего разнообразия
духовной жизни к проявлениям физической чувствительности или личной корысти Дидро
расходился в этом с Гельвецием, рассуждая о морали. Затрагивая же физиологические вопросы,
он легко мог прийти к выводу о том, что от какого-нибудь легкого телесного недуга может
зависеть «разум, вкусы, антипатии, желания, характер, поступки, мораль, пороки, добродетели,
счастье и несчастье человека, наконец, счастье и несчастье всех окружающих нас».
Эвдемонизм Дидро носит умеренно-гедонистический характер (в отличие от утилитаристского
эвдемонизма Гельвеция). Природа склоняет человека к предпочтению удовольствий; - разум
подсказывает не ограничивать удовольствия, а избегать или хотя бы ограничивать те страдания,
которые сопровождают некоторые удовольствия.
12.
Критика христианской этики развивается Дидро по двум направлениям. Это критикасобственно морального учения христианства, направленная главным образом на выявление в
нем лицемерия, ханжества и внутренних противоречий, и философско-этическая критика
христианской этики.
И здесь в различных рассуждениях Дидро наиболее примечательны два аргумента. Во-первых,
христианская этика, как и христианское учение в целом, апеллируя к божественному
авторитету, а затем и к авторитету многочисленных святых, подменяет убежденность
авторитаризмом, в то время как действительно необходимым основанием убежденности должен
быть только разум.
Во-вторых, христианская этика индивидуалистична - она покоится на индивидуальной
исключительности. Из Священного Писания следует, что христианские добродетели под силу
лишь избранным; добродетель оказывается привилегией, ведь подвиги христианских святых не
могут рассматриваться в качестве примера для всеобщего подражания. Дидро выдвигает в
связи с этим критерий универсализуемости: «Могу ли я презирать в одном человеке то, что
уважаю в другом? Разумеется, нет. Истина, не зависящая от моей прихоти, должна быть
правилом для моих суждений, и я не стану одному вменять в преступление то, чем я
восхищаюсь как добродетелью в другом».
13.
Основные философские труды«Философские мысли» (1746),
«Аллеи, или Прогулка скептика» (1747),
«Письмо о слепых в назидании зрячим» (1747),
Статья «Прекрасное» (1751),
«Мысли об объяснении природы» (1753),
«Об уме» (1768),
«Философские принципы материи и движения» (1770),
«О человеке» (1773-1774).
14.
ВыводДидро развил теорию, согласно которой знание, опыт имеет целью не постижение
истины, а достижение способности совершенствовать и увеличивать могущество человека. При
этом Дидро учитывает роль техники и промышленности в развитии мышления и познания.
Методами и руководителями в познании являются эксперимент и наблюдение. На их основе
мышление может достигнуть знания если и не вполне достоверного, то высоко вероятного.
Дидро написал много работ по вопросам искусства и художественной критики; развил
новую эстетику реализма, защищая идею единства добра и красоты. Теоретические принципы
разработанной им эстетики он стремился осуществлять в своих романах и драмах. Но при всех
этих достижениях Дидро в понимании общественных явлений остался идеалистом. Борясь
против феодального деспотизма, он защищал политический строй просвещённой монархии.