Похожие презентации:
«Божественная комедия» Данте: синтез философского и художественного творчества
1.
«Божественная комедия» Данте:синтез философского и
художественного творчества
2.
Данте Алигьери13 июля 1265 - 14 сентября 1321 гг
Данте Алигьери – поэт, богослов,
мыслитель. Заслужил звание не
только великолепного
средневекового писателя,
создавшего «Божественную
комедию», но и
Открыл своим творчеством
новую страницу культурной
истории Европы. Его называют
последней личностью средневековь
я и первым титаном Возрождения.
Был основателем литературного ита
льянского языка. В истории
мировой культуры Данте стал
человеком, который не следовал
за эпохой, а увлекал ее за собой.
3.
«Божественная комедия»«Божественная комедия» грандиозный философскохудожественный синтез всей
средневековой культуры.
Эпитет Божественная в
заглавии придуман не Данте, он
появился в издании, вышедшем
только в 1555 в Венеции. Данте
назвал поэму Комедией,
поскольку она имеет мрачное
начало (Ад) и радостный конец
(Рай и созерцание
Божественной сущности).
Считается, что идея поэмы появилась у ее создателя, после
увиденного им в 1300 году сна, где он, вместе со своим проводником,
классиком и литературным учителем, Вергилием, отправляется
изучать загробный мир.
4.
Символизм комедииПоэма задумана как рассказ о путешествии по загробному миру,
построенный на целой системе загадочных символов и образов,
которым придан иносказательный смысл.
Она делится на 3 большие части («кантики»), посвященные
изображению 3-х частей загробного мира: ад, чистилище и рай.
Каждый из 3-х кантик состоит из 33 песен, поэма
написана трехстрочными строфами – терцинами. Данте оперирует
материалом, взятом из жизни итальянской действительности,
злободневным для первых читателей его поэмы. Господство в
композиционной и смысловой структуре поэмы числа 3 восходит
к христианской идее о троице и мистическом значении числа 3. На этом
числе основана вся архитектоника загробного мира “Божественной
комедии”. Кроме того каждая песнь заканчивается одним и тем же словом
“звезды”, имя Христа рифмуется только с самим собой, в аду имя Христа
нигде не упоминается , как и имя Марии.
5.
Аллегории в поэме неоднозначны. Например, звери, которыевстречаются на пути Данте в дремучем лесу, наделены
традиционными для эпохи Средневековья значениями: рысь
символизирует коварность, волчица - ненасытность, лев гордыню. Существует и другое толкование изображенных
поэтом образов: рысь - политические неприятели Данте, лев король Франции, волчица - римское папство. Значение
аллегорий наслаиваются одно на другое, предоставляя
произведению дополнительные измерения.
6.
Структура поэмы:1. Ад
2. Чистилище
3. Рай
7.
АдГрехи, за которые
карают в Аду, делятся на
три основные
категории:
распущенность, насилие
и ложь; это три
греховные наклонности,
проистекающие из греха
Адама. Этические
принципы, на которых
построен Дантов Ад, как
и в целом его видение
мира и человека,
представляют собой сплав христианской теологии и языческой этики
на основе Этики Аристотеля. Взгляды Данте были распространены в
эпоху, когда основные труды Аристотеля были вновь открыты и
усердно изучались.
8.
ЧистилищеКак и Ад, имеет 10 уровней: береговая полоса, Предчистилище, семь
кругов и Земной Рай. Когда настанет Страшный Суд над живыми
и мертвыми, оно опустеет. Вечно будет только Ад и Небесный Рай.
9.
РайПространство, вокруг земного шара
заполнено атмосферой,
которая в свою очередь окружена
сферой огня, состоящей из 9 сфер,
расположенной за
пределами сферы звезд и имеющей
огненную природу. Из них первые
семь - небеса планет: Луны,
Меркурия, Венеры, Солнца, Марса,
Юпитера и Сатурна. Восьмое небо небо звезд.
Эти восемь небес объемлет девятое,
Кристальное небо,
или Перводвигатель (точнее: первое
движимое), которое увлекает их
в своем вращении и наделяет их
силой влияния на земную жизнь.
10.
Философские выводыДанте Алигьери закончил свою
комедию незадолго до смерти. «Божественную
комедию» можно смело назвать
произведением всей его жизни. В скитаниях по
чужим странам Данте вынашивал и создавал
свое величайшее творение, которое дает
ясную картину его представлений о мире
и действительности.
Это как проповедь важных для него идей.
Многие философы называют "Божественную
комедию" высшим
достижением средневековой культуры
и является переходом к новой эпохе.
Жанр комедии можно определить как средневековое видение,
связанное с античной традицией, которое смогло объединить в себе
проблему философского содержания и конструирование искусства,
что не сможет обойти мимо ни философию, ни искусство.
Объединяя в себе совершенно разные формы, она образует
фундаментальный род поэзии нового.
11.
Совокупность философских,эстетических, научных и политических
учений средних веков в "Божественной
комедии" образуют воплощение
новых гуманистических идей.
Переход к искусству, как к высшей
субстанции, по Данте,
лежит через развитие сознания, то есть
накопление знания о богословии,
схоластике и поэзии,
как аллегоричным целом. Однако
для самого Данте определяющую роль в его дальнейшей судьбе
поэта и мыслителя сыграло не получение образования и не
круг общения, а возвышенное и страстное чувство к Беатриче,
впервые робко постучавшееся в его души в еще юном возрасте
и с тех пор неизменно озарявшее великим светом гармонии,
добра и истины его не легкий жизненный путь.
12.
Толкование смысла поэмы возможно внескольких ракурсах видения:
• буквальном понимании (действительно
путешествие души после смерти в
потустороннем мире)
• аллегорическое понимание (каждое
событие, каждая деталь несет в себе
дополнительное значение)
13.
Развернутой аллегорией есть исобственно путешествие - это поиск
правильного духовного пути для
человека, окруженного грехами,
соблазнами и страстями. Выбор
дороги - это поиск смысла жизни.
Главное действие разворачивается в
душе лирического героя. Все
путешествие осуществляется в
сознании поэта. Познав то, что есть
крушение, пройдя кругами ада, в
душе поэта происходят изменения,
он поднимается к осознанию
важнейших истин о мире и о себе.
14.
Именно в части, которая изображает рай, раскрывается главнаятайна жизни, которая заключается в любви. Не только в любви к
единой и прекрасной женщине, а в любви всепоглощающей и
всепрощенной, любви в широком смысле этого слова. Любовь как
движущая сила, сила, которой двигают небесные светила. Данте
наталкивает нас на мысль, что Бог есть любовь.
15.
Духовный смысл путешествия Данте – показать человекана пути познания добра и зла, поиск смысла жизни, духовных
ориентиров для того, чтобы жить правильно. Все путешествие
осуществляется в душе поэта и открывает ему истины
мироздания. В финале герой достигает знания, что мир спасет
любовь. Божественная любовь, которая должна поселиться в
душе каждого земного человека и направлять ее в земной
жизни. Аллегорическим символом этой всепрощающей
любви, чистоты и радости в произведении является Беатриче.