5.59M
Категория: БиографииБиографии

Отечества достойный сын

1.

Электронный дайджест посвященный
200-летию со дня рождения
Федора Михайловича Достоевского.
1

2.

«Отечества достойный сын».
[электронный ресурс]:
электронный дайджест к
200-летию со дня рождения
Фёдора Михайловича
Достоевского
О. Н. Садакова. – Карпинск,
2021г..
2

3.

Ежегодно в мире и стране происходят значимые события, отмечаются
знаменательные и памятные даты, которые напоминают о важных вехах истории,
о людях, чьи имена вошли в мировую историю, историю страны.
Эти события освещаются в средствах массовых информации, о них
напоминают читателям сотрудники библиотек с помощью различных форм
работы. Электронный дайджест посвящен выдающемуся человеку, чьё имя
прочно вошло в историю нашей страны.
11 ноября исполнилось 200 лет со дня рождения Фёдора Михайловича
Достоевского - великого русского писателя, отчаянно азартного игрока и
человека, который пережил великие взлёты и кошмарные падения. Фёдор
Михайлович — единственный в российской истории человек, который смог
проделать путь из каторжан в национальные гении. Достоевский – писательпсихолог по существу, исследователь глубин человеческой души, аналитик её
тончайших настроений. Жизнь представляется ему необычайно сложной и
стихийной, исполненной противоречий и неразрешимых загадок. При всей
общечеловеческой значимости творчества Достоевского оно было и остаётся
остросовременным, помогающим нам в XXI веке смотреть с надеждой в будущее.
3

4.

«…Общество,
которое забудет то,
о чём рассказывал
Достоевский,
недостойно
называться
человеческим»
Уистен Оден,
английский поэт XX века
4

5.

Детство и юность Достоевского
Федор Михайлович Достоевский родился 11 ноября (по старому стилю 30 октября) 1821 года в Москве, в правом флигеле Мариинской больницы для
бедных, где отец его служил штаблекарем.
Правый флигель
Мариинской
больницы для
бедных, где родился
Ф. М. Достоевский
5

6.

В семье Достоевских было еще шестеро детей: Михаил (1820-1864), Варвара
(1822—1893), Андрей, Вера (1829—1896), Николай (1831—1883), Александра
(1835—1889).
6

7.

Отец, Михаил Андреевич (1789—1839), — сын униатского священника, врач
(штаб-лекарь, хирург) московской Мариинской больницы для бедных, в 1828
получил звание потомственного дворянина. В 1831 приобрел сельцо Даровое
Каширского уезда Тульской губернии, в 1833 соседнюю деревню Чермошню. По
воспитанию детей, отец был человеком независимым, образованным, заботливым
семьянином, но обладал характером вспыльчивым и подозрительным. После
смерти жены в 1837 вышел в отставку, поселился в Даровом. По документам,
умер от апоплексического удара. Однако, по воспоминаниям родственников и
.
устным преданиям, был убит своими крестьянами
Родители Ф. М. Достоевского
7

8.

Мать, Мария Фёдоровна Достоевская
(урожденная Нечаева; 1800—1837) — из
купеческой семьи, женщина религиозная,
ежегодно возила детей в Троице-Сергиеву
лавру.
Кроме того, учила их читать по книге
«Сто четыре священные истории Ветхого
и Нового Завета» (в романе «Братья
Карамазовы» воспоминания об этой книге
включены в рассказ старца Зосимы о
своем детстве). В доме родителей читали
вслух
«Историю
Государства
Российского»
Н.
М.
Карамзина,
произведения Г. Р. Державина, В. А.
Жуковского, А. С. Пушкина.
8

9.

Федор рос в довольно суровой обстановке, над которой витал угрюмый дух
отца — человека «нервного, раздражительно-самолюбивого». Он был вечно занят
заботой о благосостоянии семьи. Дети воспитывались в страхе и повиновении, по
традициям старины, проводя большую часть времени на глазах родителей. Редко
выходя за стены больничного здания, они с внешним миром очень мало
сообщались. Разве только через больных, с которыми Федор Михайлович, тайком
от отца, иногда заговаривал.
В период раннего детства воспитанием Федора Достоевского занималась его
личная няня, Алена Флоровна, именно от неё он услышал первые сказки. После
того, как Федор вырос, она жила с семьей как родная. Алена Флоровна с малых
лет «подпитывала» воображение юного писателя сказочными историями о
подвигах храброго Алеши Поповича, о чудесах Жар-птицы, о Синей Бороде и т.д.,
спустя какое-то время Федор научился читать, и уже самостоятельно читал сказки
и рассказы. Больше всего юного Достоевского поразила книга «Истории Ветхого и
Нового Завета», изданная в 1819 году. С особым одушевлением Достоевский
вспоминал в зрелые годы о знакомстве с Писанием. «Мы в семействе нашем знали
Евангелие чуть не с первого детства». Ярким детским впечатлением писателя
стала также ветхозаветная «Книга Иова». Младший брат Фёдора Андрей, писал
что «брат Федя более читал сочинения исторические, серьёзные, а также
попадавшиеся романы. Брат же Михаил любил поэзию и сам пописывал стихи…
Но на Пушкине они мирились, и оба, кажется, тогда чуть не всего знали
наизусть…».
9

10.

Федор очень любил европейскую литературу, его кумирами были Гомер и Пьер
Корнель, Оноре де Бальзак и Жан Батист Расин, Уильям Шекспир и Виктор Гюго.
Помимо этого его привлекало творчество соотечественников, среди которых
самыми почитаемыми были Лермонтов и Державин, Гоголь и Карамзин. Но
настоящий благоговейный трепет Достоевский испытывал по отношению к
Александру Пушкину, он читал его стихи с ранних лет, многие знал наизусть.
Гибель Александра Сергеевича юным Федей была воспринята как личное горе.
Жили Достоевские довольно скромно, но на образовании детей не экономили.
Латынь они изучали с отцом, читать начали под руководством матери. Потом в
1832 году Достоевский и его старший брат Михаил начали заниматься с
приходившими в дом учителями.
С 1833 года обучались в пансионе Н. И. Драшусова (Сушара), затем в пансионе
Л. И. Чермака, в котором преподавали астроном Д. М. Перевощиков, палеолог А.
М. Кубарев. Учитель русского языка Н. И. Билевич сыграл определенную роль в
духовном развитии Достоевского. Воспоминания о пансионе послужили
материалом для многих произведений писателя. Атмосфера учебных заведений и
оторванность от семьи вызывали у Достоевского болезненную реакцию.
Например, это отразилось в автобиографических чертах героя романа
«Подросток», переживающего глубокие нравственные потрясения в «пансионе
Тушара». Вместе с тем годы учебы отмечены пробудившейся страстью к чтению.
10

11.

С 1832 года семья ежегодно проводила лето в купленном отцом селе Даровое
(Тульской губернии). Встречи и разговоры с мужиками навсегда отложились в
памяти Достоевского и служили в дальнейшем творческим материалом.
Примером служит рассказ «Мужик Марей» из «Дневника писателя» за 1876 год.
Музей "Усадьба Ф.М.Достоевского в деревне Даровое"
Первым серьезным ударом судьбы для Федора стала смерть матери в 1837
году от чахотки. Ему тогда только исполнилось 16, и он тяжело переносил потерю
близкого человека. Отец теперь сам решал судьбы детей, и не придумал ничего
лучшего, как отправить Федора и Михаила на учебу в Петербург.
11

12.

Первые литературные публикации
Достоевского
1837 год стал важной датой для Достоевского. Это год смерти его
матери, год смерти Пушкина, творчеством которого он (как и его брат)
зачитывается с детства, а ровно через год, он вместе с братом Михаилом
едет в Санкт-Петербург, поступать в Инженерное училище. Но Михаила
туда не могут зачислить по состоянию здоровья и он вынужден был
поступить в инженерные юнкера в Ревеле.
Одним из счастливых моментов в первые годы жизни и учёбы
Достоевского в Петербурге являлось общение с поэтом-романтиком
И. Н. Шидловским.
Вот что писал он брату Михаилу:
«...О, какая откровенная, чистая душа!... О, ежели бы
ты знал те стихотворения, которые написал он
прошлою весною...».
Достоевский просто отдыхал в общении с ним душою
от повседневных занятий в училище.
И. Н. Шидловский
12

13.

Тяжелое впечатление о «каторжных годах» учения частично скрашивали
приятельские отношения с В. Григоровичем, врачом А. Е. Ризенкампфом,
дежурным офицером А. И. Савельевым, художником К. А. Трутовским.
Впоследствии Достоевский всегда считал, что выбор учебного заведения был
ошибочным. Он страдал от военной атмосферы и муштры, от чуждых его
интересам дисциплин и от одиночества. Как свидетельствовал его товарищ по
училищу, художник К. А. Трутовский: «Достоевский держался, замкнуто.
Однако, он поражал товарищей начитанностью, вокруг него сложился
литературный кружок».
В 1841 году на вечере, устроенном братом Михаилом,
Достоевский читал отрывки из своих драматических
произведений. Среди литературных пристрастий Достоевского
той поры был О. де Бальзак: переводом его повести «Евгения
Гранде» писатель вступил на литературное поприще.
Одновременно Достоевский работал над переводом романов
Эжена Сю и Жорж Санд. Выбор произведений свидетельствовал
о литературных вкусах начинающего писателя. Ему не чужда
К. А. Трутовский, была в те годы романтическая и сентименталистская стилистика,
нравились драматичные коллизии, крупно выписанные
российский
художник,
характеры, остросюжетное повествование. Например, в
жанровый
произведениях Жорж Санд, как вспоминал он в конце жизни, его
живописец, друг поразила «…целомудренная, высочайшая чистота типов и
Ф. М.
идеалов и скромная прелесть строгого сдержанного тона
Достоевского
рассказа».
13

14.

По окончании училища (конец 1843 г.) он был зачислен полевым инженеромподпоручиком в Петербургскую инженерную команду. Однако, уже в начале лета
1844 года, решив всецело посвятить себя литературе, подал в отставку и уволился
в чине поручика.
В 1844 году он начинает и в мае 1845года после
многочисленных переделок заканчивает роман
«Бедные люди».
Роман «Бедные люди», связь которого со
«Станционным смотрителем» Пушкина и
«Шинелью» Гоголя подчеркнул сам Достоевский,
имел исключительный успех.
Опираясь на традиции физиологического очерка,
Достоевский создает реалистическую картину
жизни «забитых» обитателей «петербургских
Роман "Бедные люди"
углов», галерею социальных типов от уличного
нищего до «его превосходительства».
Главная мысль произведения «Бедные люди»
выражается в том, что нельзя пренебрегать
человеком, не важно – беден он или богат.
Милосердного и сострадательного отношения
достойны все, люди не должны жить в условиях,
которые унижают их человеческое достоинство.
14

15.

Основная идея романа «Бедные люди» во многом сводится к тому, что
бедняки, зачастую, оказываются духовно богаче тех, кто имеет большое
состояние. И среди грязи, несправедливости и жестокости всегда находится
место светлому и доброму отношению друг к другу. Милосердие живёт в душах
тех, кто сам более всего нуждается в нём.
Произведение «Бедные люди» учит нас уважать людей вне зависимости от их
благосостояния, ко всем проявлять доброту и сострадание, особенно к тем, кто
больше всего нуждается в этом.
Роман также призывает нас быть внимательнее к окружающим и первыми
замечать, кому необходима помощь. Помогая другому, можно принести радость и
себе. Подобно Макару, который отдавал последнее Вареньке, и становился от
этого счастливее, мы тоже можем научиться получать радость от милосердия.
Критик В. Г. Белинский дал положительную оценку начинающему автору, и
это во многом определило дальнейший путь Достоевского: «…в «Петербургском
сборнике» напечатан роман «Бедные люди» г. Достоевского – имя совершенно
неизвестное и новое, но которому, как кажется, суждено играть значительную
роль в нашей литературе. Разбирать подобное произведение искусства – значит
выказать его сущность, значение, причём легко можно обойтись и без похвал,
ибо дело слишком ясно и громко говорит за себя, но сущность и значение
подобного художественного создания так глубоки и многозначительны, что в
рецензии нельзя только намекнуть на них».
15

16.

Достоевский прочитал роман «Бедные люди»
Григоровичу, который в свою очередь показал
Н. А. Некрасову, а тот со словами «Новый
Гоголь явился!», отнёс книгу В. Г. Белинскому.
Д. В. Григорович
Н. А. Некрасов
16

17.

Лето 1845 года (как и следующее) Достоевский провел в Ревеле у брата
Михаила. Осенью, того же года, по возвращении в Петербург часто встречается с
Белинским. В октябре писатель совместно с Некрасовым и Григоровичем
составляет анонимное программное объявление к альманаху «Зубоскал» (03, 1845,
№ 11), а в начале декабря на вечере у Белинского читает главы «Двойника», в
котором впервые дает психологический анализ расколотого сознания,
«двойничества».
Рассказ «Господин Прохарчин» (1846) и повесть «Хозяйка» (1847), в которых
эскизно намечены многие мотивы, идеи и характеры произведений Достоевского,
не были поняты современной критикой. Радикально изменил свое отношение к
Достоевскому и Белинский, осудивший «фантастический» элемент, «вычурность»,
«манерность» этих произведений.
В. Г. Белинский русский литературный
критик. 1843 г.
Петербургский кружок литераторов вокруг В.Г. Белиснкого.
17

18.

В конце 1846 года в отношениях Достоевского и Белинского наступило
охлаждение. Позднее возникает у него конфликт и с редакцией «Современника»:
большую роль сыграли здесь мнительный, самолюбивый характер Достоевского.
Насмешки над писателем недавних друзей (особенно Тургенева, Некрасова),
резкий тон критических отзывов Белинского о его произведениях остро
переживались писателем. Примерно в это время, согласно свидетельству доктора
С. Д. Яновского, у Достоевского появились первые симптомы эпилепсии.
Тяготит писателя и изнуряющий труд для «Отечественных записок». Бедность
вынуждала его браться за любую литературную работу (в частности, он
редактировал статьи для «Справочного энциклопедического словаря» А. В.
Старчевского).
В 1846 году Достоевский сближается с семьей Майковых, регулярно посещает
литературно-философский кружок братьев Бекетовых, в котором главенствовал В.
Майков, а постоянными участниками были А. Н. Майков и А. Н. Плещеев —
друзья Достоевского.
А. Н. Плещеев
А. Н. Майков
18

19.

Начиная с весны 1847 года писатель становиться постоянным членом кружка
Петрашевцев. На этих собраниях обсуждались политические, социальноэкономические, литературные и другие проблемы. Достоевский был сторонником
отмены крепостного права и отмены цензуры над литературой. Но в отличие от
остальных петрашевцев он был ярым противником насильственного свержения
существующей власти.
На одной из "пятниц" писатель читал знаменитое письмо Белинского к Гоголю с
резкой критикой "Выбранных мест из переписки с друзьями". Чтение этого
"преступного" письма и стало одним из главных пунктов обвинения Достоевского,
поскольку о планах создания тайной типографии следствие не узнало. Позже
Достоевский был возмущён тем, что его арестовали только за то что он читал
Белинского и Гоголя, но за чтение кого именно, он так и не понял. Вообще,
Достоевского трудно отнести к социалистическим утопистам, а членом кружка он
стал что бы не остаться в стороне от общественной жизни.
Арест Достоевского произошел
23
апреля 1849 года; его архив при аресте был
отобран и, вероятно, уничтожен в III
отделении.
М. В. Буташевич - Петрашевский
19

20.

Алексеевский
равелин
Петропавловской
крепости
(здесь, в камере № 7
( позже - №9)
находился во время
следствия
Ф. М. Достоевский)
По решению суда, Достоевский и девять других членов кружка были лишены
дворянского титула, чинов и были заключены в Петропавловскую крепость. Но
этот арест никак не сломил его волю: «Вижу, что жизненности во мне столько
запасено, что и не вычерпаешь» - это строка из письма, написанное из крепости
брату.
Девять месяцев велось следствие, во время которого обвинённый писатель
отрицал все предъявленные ему обвинения. Он не выдал никого из своих
товарищей, ссылаясь на свою неосведомлённость. Но военный суд признал
Достоевского "одним из важнейших преступников" и обвинив его в преступных
замыслах против правительства, приговорил к смертной казни.
20

21.

22 декабря 1849 года Достоевский вместе с другими ожидал на Семёновском
плацу исполнения смертного приговора, но по резолюции Николая I казнь была
заменена ему 4-летней каторгой с лишением «всех прав состояния» и
последующей сдачей в солдаты, император Николай I добавил: «Объявить о
помиловании лишь в ту минуту, когда всё будет готово к исполнению казни».
Инсценировка казни петрашевцев
на Семеновском плацу
22 декабря 1849 года.
Рисунок Б. В. Покровского.
Ночью 24 декабря Достоевский в оковах был отправлен из Петербурга.
10 января 1850 года прибыл в Тобольск, где в квартире смотрителя произошла
встреча писателя с женами декабристов — П. Е. Анненковой, А. Г. Муравьёвой и
Н. Д. Фонвизиной; они подарили ему Евангелие, которое он хранил всю жизнь.
21

22.

С января 1850 года по 1854 года Достоевский вместе с Дуровым отбывал
каторгу «чернорабочим» в Омской крепости. Впечатления от жизни в Омском
остроге Федор Достоевский выразил в «Записках из Мертвого дома». Это
произведение русской литературы стало одним из первых, рассказывающих
о каторге и жизни заключенных, их быте и нравах.
Для современников Достоевского «Записки из Мертвого дома» стали
настоящим откровением. Иван Тургенев сравнивал произведение с «Адом» Данте,
Александр Герцен — с фреской «Страшный суд» работы Микеланджело.
О жанре «Записок» литературоведы спорят
до сих пор: с одной стороны, произведение
строится на воспоминаниях автора и могло бы
считаться мемуарами, с другой — Достоевский
ввел в повесть вымышленного героя и не всегда
придерживался фактической и хронологической
точности.
22

23.

Книга «Записки из Мертвого дома» (1860–1862) в творческом наследии Федора
Михайловича Достоевского является уникальным произведением, состоящим из
одноименной повести в двух частях и нескольких рассказов. «Записки…» носят
документальный характер и знакомят читателя с неведомой тогдашнему миру
царской каторгой, на которой Достоевский пробыл четыре года (1850–1854),
осужденный правительством как участник революционного общества
петрашевцев.
В 1860–е годы одним из наиболее важных вопросов, стоявших в центре
внимания русской прессы наряду с крестьянским вопросом, «был вопрос о
преобразовании суда, царской тюрьмы и каторги, жестокость которых вызывала
растущее возмущение передовых кругов».
«Записки из Мертвого дома»
задали канон русской лагерной
прозе своей безыскусственностью
и простотой изображения земного
ада, который хватает вас за горло и
не отпускает до конца.
23

24.

В феврале 1854 года Достоевского, по решению того же суда, определяют
рядовым в Семипалатинский линейный батальон, где он пытается писать. Но ни
одного произведения он в ссылке так и не закончил, наверное ему мешал
солдатский быт.
В Семипалатинске Достоевский смог возобновить переписку с братом Михаилом
и А. Майковым. Он подружился с работавшим там бароном Александром
Врангелем, который попросил своего знакомого, знаменитого тогда генерала
Тотлебена, лично ходатайствовать у нового императора Александра II прощения
для Достоевского. Прощение Достоевскому и группе других петрашевцев было
даровано.
Через 10 лет после ареста Достоевский вновь возвращается в Петербург, ему
возвращают дворянский титул, а сам он возвращается как мученик, пострадавший
за «народную правду».
В 1857 году Достоевский женился на овдовевшей
М. Д. Исаевой, которая, по его словам, была
«женщина
души
самой
возвышенной
и
восторженной … Идеалистка была в полном
смысле слова … и чиста, и наивна притом была
совсем как ребенок». Брак не был счастливым:
Исаева дала согласие после долгих колебаний,
измучивших Достоевского.
24

25.

В 1857 его брат напечатал рассказ «Маленький герой», написанный
Достоевским в Петропавловской крепости. Создав две «провинциальные»
комические повести — «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обитатели»,
Достоевский вступил через посредство брата Михаила в переговоры с М. Н.
Катковым, Некрасовым, А. А. Краевским. Однако современная критика не
оценила и обошла почти полным молчанием эти первые произведения «нового»
Достоевского.
18 марта 1859 года Достоевский по прошению был уволен «по болезни» в
отставку в чине подпоручика и получил разрешение жить в Твери, где возобновил
прежние литературные знакомства и завязал новые (с воспрещением въезда в
Петербургскую и Московскую губернии).
2 июля 1859 года с женой и пасынком уехал из Семипалатинска, а в декабре
1859 года переехал Петербург.
Достоевский уехал из Петербурга в 40-х, а вернулся в Петербург в 60-х. Это
были совершенно разные эпохи, отличавшиеся друг от друга так же сильно, как
советские 70-е и российские 90-е. В воздухе витал ветер перемен, Россия вставала
на капиталистические рельсы и стремительно менялась, новый император в
сравнении с предыдущим был почти вольнодумцем.
Общество жило ожиданием грядущих грандиозных реформ.
25

26.

Расцвет творчества Достоевского
В Сибири, по признанию Достоевского, изменились «постепенно и после
очень-очень долгого времени» его «убеждения». Суть этих перемен, Достоевский
в самой общей форме сформулировал как «возврат к народному корню, к узнанию
русской души, к признанию духа народного». В журналах «Время» и «Эпоха»
братья Достоевские выступали как идеологи «почвенничества» — специфической
модификации идей славянофильства. «Почвенничество» было скорее попыткой
очертить контуры «общей идеи», найти платформу, которая примирила бы
западников и славянофилов, «цивилизацию» и народное начало. Скептически
относясь к революционным путям преобразования России и Европы, Достоевский
высказывал эти сомнения в художественных произведениях, статьях и
объявлениях «Времени», в резкой полемике с публикациями «Современника».
Роман «Униженные и оскорбленные» — произведение
переходное, своеобразное возвращение на новой ступени
развития к мотивам творчества 1840-х гг., обогащенное
опытом пережитого и перечувствованного в 1850-е гг.; в
нем очень сильны автобиографические мотивы. Главный
герой - Иван Петрович, воплотивший в себе некоторые
факты из жизни самого автора, в то же время роман
заключал в себе черты сюжетов, стиля и героев
произведений позднего Достоевского.
26

27.

«Униженные и оскорбленные» – первое после «Бедных людей» произведение
Достоевского, где с такой потрясающей силой показаны страдания маленьких
обитателей большого города. Тема романа — бедняки, оказавшиеся без
необходимой поддержки и покровительства. Они обездолены и унижены более
влиятельными и властными людьми, на стороне которых — деньги и закон.
«Униженные и оскорбленные» Достоевского стоят в преддверии романовтрагедий. Шаблоны мелодрамы, авантюрного и уголовного романа наполняются
гениальным психологическим и идеологическим содержанием. Ф. М.
Достоевский вырабатывает новый повествовательный стиль, изображая жизнь
идей в конкретной форме. Роман интересен тем, что Достоевский не решает, а
ставит проблемы, которые будут рассматриваться им на протяжении всей жизни.
Критики встретили роман сдержанно. Причиной этому стало, скорее всего,
недавнее возвращение писателя из ссылки. Только журнал «Современник» дал
положительную характеристику, указав при этом на недостатки.
Первое крупное произведение «Униженные и оскорбленные», написанное
после ссылки, было опубликовано в первых номерах "Времени" в начале 1861
года.
27

28.

В июне 1862 года Достоевский впервые выехал за границу; посетил Германию,
Францию, Швейцарию, Италию, Англию. В августе 1863 года писатель вторично
выехал за границу. В Париже он встретился с А. П. Сусловой, драматические
взаимоотношения с которой (1861—1866) получили отражение в романе «Игрок»,
«Идиот» и других произведениях.
В октябре 1863 года он возвратился в Россию. До середины ноября жил с
больной женой во Владимире.
В апреле 1863 года журнал "Время" был закрыт цензурой. Но в 1864 году
Михаилу Михайловичу Достоевскому удалось получить лицензию на выпуск
нового журнала, который стал называться "Эпоха", одним из сотрудников которого
был опять Фёдор Михайлович, который в этом же году пишет «Записки из
подполья». Многие литературные критики называют это произведение прологом к
зрелому романному творчеству.
1864 году умерла жена Достоевского Мария Дмитриевна, а 22 июля того же
года умер от болезни брат Михаил. Для Фёдора Михайловича это был тяжёлый
удар. После смерти брата Достоевский взял на себя издание отягощенного
большим долгом и отстававшего на 3 месяца журнала «Эпоха»; журнал начал
выходить регулярней, но резкое падение подписки на 1865 год вынудило писателя
прекратить издание. Он остался должным кредиторам около 15 тысяч рублей,
которые смог выплатить лишь к концу жизни. Стремясь обеспечить условия для
работы, Достоевский заключил контракт с Ф. Т. Стелловским на издание собрания
сочинений и обязался написать для него новый роман к 1 ноября 1866 года.
28

29.

Летом 1866 года Достоевский находился в Москве и на даче в сельце Люблино,
поблизости от семьи сестры Веры Михайловны, где ночами писал роман
«Преступление и наказание». «Психологический отчет одного преступления»
стал сюжетной канвой романа, главную мысль которого Достоевский контурно
очертил
так:
«Неразрешимые
вопросы
восстают
перед
убийцею,
неподозреваемые и неожиданные чувства мучают его сердце. Божия правда,
земной закон берет свое, и он — кончает тем, что принужден сам на себя
донести. Принужден, чтобы хотя погибнуть в каторге, но примкнуть опять к
людям…».
Точно и многогранно изображены в романе
Петербург и «текущая действительность», богатство
социальных характеров, «целый мир сословных и
профессиональных типов», но это действительность
преображенная и открытая художником, взгляд которого
проникает до самой сути вещей. Напряженные
философские диспуты, пророческие сны, исповеди и
кошмары, гротескно-карикатурные сцены, естественно
переходящие в трагические, символические встречи
героев, апокалиптический образ призрачного города
органично сцеплены в романе Достоевского. Роман, по
словам самого автора, «удался чрезвычайно» и поднял
его «репутацию как писателя».
29

30.

Ф. М. Достоевский поступил очень умным образом: он наполнил своего героя
противоречиями, приблизив его этим к обыкновенному человеку. Писатель
заставил Раскольникова претерпеть сомнения по поводу собственной теории из-за
противоречивости ее сути и окружающего мира. Именно построив ведущие
чувства и сомнения героя на неправильности его теории, Ф. М. Достоевский
представил Родиона так, что читатели полностью понимают его и даже
сочувствуют, буквально забывая о его поступке. Родион Раскольников, поверив в
свою теорию, отрекся от всего привычного, «человеческого», созданного
природой и богом.
Но в конце книги он, не без помощи со стороны своего окружения (никто не
собирается уменьшать весомый вклад Сони Мармеладовой в эту историю), вновь
возвращается к истокам и принимает все то, от чего ранее отказался. Достоевский
стремился показать важность человеческих ценностей, суть добра и добрых
поступков; он хотел объяснить, насколько нелепы преступления наподобие того,
что совершил Раскольников. Он, так сказать, хотел «напугать» читателей столь
подробным описанием мук совести, что пережил Родион Раскольников, его
чувств, переживаний и того гнета, что он чувствовал от своей семьи и друзей.
Названием книги, автор хотел подчеркнуть, что если было совершенно
преступление — будет выполнено и наказание. По другому невозможно.
30

31.

В 1866 году истекающий срок контракта с издателем вынудил Достоевского
одновременно работать над двумя романами — «Преступление и наказание» и
«Игрок».
Достоевский прибегает к необычному способу работы: 4 октября 1866 к нему
приходит стенографистка А. Г. Сниткина; он начал диктовать ей роман «Игрок», в
котором отразились впечатления писателя от знакомства с Западной Европой.
В центре романа столкновение «многоразвитого, но во всем недоконченного,
изверившегося и не смеющего не верить, восстающего на авторитеты и боящегося
их» «заграничного русского» с «законченными» европейскими типами. Главный
герой — «поэт в своем роде, но дело в том, что он сам стыдится этой поэзии, ибо
глубоко чувствует ее низость, хотя потребность риска и облагораживает его в
глазах самого себя».
В романе «Игрок» Достоевский раскрывает разные
темы. Он анализирует, что влечет главного героя к
рулетке, рассуждает кому и зачем требуются деньги.
Анализирует, в чем секрет успеха, какие тайны он таит?
Автор рассуждает о причинах человеческой гордости,
почему люди бывают одинокими, какие страсти
обуревают людей? В произведении Достоевский осуждает
пороки, которые мучают людей. Он осуждает их
лицемерие и алчность. Эти люди не скрывали, что для них
очень важны деньги и ради них они способны на многое.
31

32.

В конце прошлого века английские ученые, рассказали миру о том, какой
должна быть просто идеальная жена. По мнению мужчины – это женщина,
умеющая во всех вопросах соглашаться со своим мужем и делать это в самой
милой и приятной манере – «Да, милый!», «Я с тобой согласна, дорогой» и тому
подобное. Известному русскому писателю Федору Михайловичу Достоевскому в
этом смысле, безусловно, повезло. Его второй женой стала Анна Григорьевна
Сниткина.
Это была именно, та женщина, которая была
нужна писателю – ангел, спустившийся с небес и
ставший его хранителем в жизни. Об Анне
Григорьевне даже Лев Толстой говорил, что она
является той женщиной, которая нужна любому
писателю. Вздорный характер и привычки
Достоевского запросто могли привести его в
сумасшедший дом или даже в тюрьму. Но его
спасением от всех этих возможных жизненный
перипетий стала именно Анна Григорьевна,
умеющая всегда усмирить «бесов», порой
разыгрывающихся в голове писателя.
Она родилась в Санкт-Петербурге, в семье
мелкого чиновника Григория Ивановича Сниткина.
Анна Григорьевна Достоевская
Анна Григорьевна с детства зачитывалась
(урождённая Сниткина) - вторая
произведениями Достоевского.
жена Ф. М. Достоевского.
32

33.

С апреля 1867 года до июля 1871 года Достоевский с женой живет за границей
(Берлин, Дрезден, Баден-Баден, Женева, Милан, Флоренция). По пути в Германию
супруги остановились на несколько дней в Вильне. На здании, расположенном на
том месте, где находилась гостиница, в которой останавливались Достоевские, в
декабре 2006 года была открыта мемориальная таблица.
Направившись на юг, в Швейцарию, Достоевские заехали в Баден, где сперва
Фёдор Михайлович выиграл на рулетке 4000 франков, но не мог остановиться и
проиграл всё, что с ним было, не исключая своего платья и вещей жены. Почти
год они жили в Женеве, где писатель отчаянно работал, и иногда нуждались в
самом необходимом. Там у них родилась первая дочь Софья, однако в возрасте
трёх месяцев ребёнок умер, к неописуемому отчаянию родителей. В 1869 году в
Дрездене у Достоевских родилась дочь Любовь. По возвращении супругов в
Петербург у них родились сыновья Фёдор и Алексей.
Вместе с этим начался самый светлый период в жизни романиста, в горячо
любимой семье, с доброй и умной женой, которая взяла в свои руки все
экономические вопросы его деятельности (денежные и издательские дела) и скоро
освободила мужа от долгов. С 1871 года Достоевский навсегда бросил рулетку.
Анна Григорьевна обустроила жизнь писателя и вела дела с издателями и
типографиями, сама издавала его сочинения. Ей посвящён последний роман
писателя «Братья Карамазовы» (1879—1880).
33

34.

В год смерти Достоевского (1881) Анне Григорьевне исполнилось 35 лет.
Вторично замуж не выходила. После смерти писателя собирала его рукописи,
письма, документы, фотографии. Организовала в 1906 году комнату, посвящённую
Фёдору Михайловичу в Историческом музее в Москве. С 1929 года её коллекция
перешла в музей-квартиру Ф. М. Достоевского в Москве. Анна Григорьевна
составила и издала в 1906 году «Библиографический указатель сочинений и
произведений искусств, относящихся к жизни и деятельности Ф. М.
Достоевского» и каталог «Музей памяти Ф. М. Достоевского в императорском
Российском историческом музее имени Александра III в Москве, 1846—1903». Её
книги «Дневник А. Г. Достоевской 1867 год» (опубликована в 1923 году) и
«Воспоминания А. Г. Достоевской» (опубликована в 1925 году) являются важным
источником для биографии писателя.
Умерла Анна Григорьевна в Ялте в голодном военном 1918 году.
Федор
и
Любовь
Достоевские
34

35.

В 1867 - 1868 годах Достоевский работал над романом «Идиот». «Идея
романа, - указывал автор, - моя старинная и любимая, но до того трудная, что я
долго не смел браться за нее. Главная мысль романа - изобразить положительно
прекрасного человека. Труднее этого нет ничего на свете, а особенно теперь …»
Основной смысл данного романа заключается в идее,
которую Достоевский пронес через все творчество:
подлинный разум требует от человека не хитрости, не
денег и не славы, а искренности, кротости и настоящей
жертвенной любви к близким. Безумие — это ни что иное,
как результат падения человеческого духа, отсутствие
совести и любви. И безумцев в мире гораздо больше, чем
нормальных людей. Здесь же прослеживается и
библейский мотив, в словах автора можно прочесть и
призыв Иисуса отречься от мира, ибо настоящая жизнь на
земле невозможна из-за грехопадения и нежелания
человека каяться в содеянном.
«Идиот» — это вечное размышление о чистоте и грязи, о справедливости и
бесчестии, о цене и важности земной жизни и человеческой души. Автор
произведения каждым словом говорит читателям: в жизни все имеет свою цену,
только человеческая душа бесценна, поэтому и оберегать ее нужно как самое
дорогое сокровище, несмотря на все трудности и земные искушения.
35

36.

В середине 1870-х гг. возобновились отношения Достоевского с СалтыковымЩедриным, прервавшиеся в разгар полемики между «Эпохой» и
«Современником», и с Некрасовым, по предложению которого писатель печатает в
«Отечественных записках» свой новый роман «Подросток» - «роман
воспитания», своего рода «Отцы и дети» Достоевского.
Сам сюжет произведения «Подросток» Федор Михайлович придумал еще в
1871 году, но написание этого романа он начал только в 1874 году и спустя год уже
закончил его. Отдельным изданием его могли лицезреть только лишь в 1876 году.
Идей Федора было написать огромный роман, ничего не уступающий «Войне и
миру» Толстого. Произведение должно было состоять из 5 поветей и носить
совершенно иное название – «Житие великого грешника». В этом романе он хотел
полностью отразить себя, то есть то, как он видит себя самого. Вторым названием
романа было «Беспорядок», но и его вскоре Достоевский решил изменить, вместе
с формой повествования. Теперь рассказ велся от первого лица, а не от автора.
Жанром данного произведения является реализм,
которым был очень популярен на тот момент. Чтобы
отобразить его Достоевский использовал проблемы
общества, а именно он писал про отношения между
старшим поколением и младшим. Роман «Подросток»
считается одним из самых динамичных и насыщенных
событиями романов Достоевского.
36

37.

В июле 1871 года Достоевский с женой и дочерью возвратились в Петербург.
Лето 1872 года писатель с семьей провел в Старой Руссе; этот город стал
постоянным местом летнего пребывания семьи.
В 1876 года Достоевский приобрел здесь дом.
Дом-музей
Ф. М. Достоевского
в Старой Руссе
37

38.

В 1872 году писатель посещает «среды» князя В. П. Мещерского, сторонника
контрреформ и издателя газеты-журнала «Гражданин». По просьбе издателя,
поддержанный А. Майковым и Тютчевым, Достоевский в декабре 1872 года
соглашается принять на себя редакторство «Гражданина», заранее оговорив, что
берет на себя эти обязанности временно. В «Гражданине» (1873) Достоевский
осуществил давно задуманную идею «Дневника писателя» (цикл очерков
политического, литературного и мемуарного характера, объединенных замыслом
непосредственного, личного общения с читателем), опубликовал ряд статей и
заметок (в том числе политические обзоры «Иностранные события»).
Скоро Достоевский начал тяготиться редакторской работой, все более резкий
характер принимали и столкновения с Мещерским, очевиднее стала
невозможность превратить еженедельник в «орган людей с независимым
убеждением» и весной 1874 года писатель отказался от редакторства, хотя
эпизодически сотрудничал в «Гражданине» и позднее.
В конце 1875 года Достоевский вновь возвращается к публицистической работе
— «моножурналу» «Дневник писателя» (1876 и 1877), имевшему большой успех и
позволивший писателю вступить в прямой диалог с читателямикорреспондентами.
38

39.

На самом деле «Дневник писателя» не являлся
дневником, где бы описывались личные, интимные
переживания. Также он не был и художественным
произведением. По своей сути, он представлял собой
ежемесячный
«журнал-дневник»,
в
котором
Достоевский обсуждал вопросы из общественной и
литературной жизни, которые волновали его. Вот как
сам Федор Михайлович определял суть этого явления:
"...о слышанном и прочитанном, – всё или кое-что,
поразившее меня лично за месяц... совершенный дневник
в полном смысле слова, то есть отчет о том, что
наиболее меня заинтересовало лично..."
(Ф. М. Достоевский – В. С. Соловьеву, 11 января 1876 г.)
В этом журнале Достоевский делился с читателями своими мыслями и
взглядами на самые разные темы: литературу, политику, события в России и т.д.
«Дневник писателя» выходил в 1873 году как часть журнала «Гражданин», а затем
публиковался отдельным, самостоятельным изданием с 1876 до конца 1877 года.
Работа над «Дневником писателя» отнимала много сил у Достоевского.
Посвятив своему детищу 2 года, в конце 1877 г. он решил прекратить его выпуск.
39

40.

В 1877 году семья Достоевских переезжает в свой последний дом при жизни
Фёдора Михайловича. Этот дом находится на углу Кузнечного переулка и улицы
Ямская (которая ныне носит имя великого писателя) - Кузнечный переулок, 5. И
именно в этом доме было написано самое его великое произведение роман
«Братья Карамазовы»; роман, который является итогом творческого пути
Достоевского.
40

41.

«Братья Карамазовы» - итоговое произведение писателя, в
котором художественное воплощение получили многие идеи
его творчества. История Карамазовых, как писал автор, - это
не просто семейная хроника, а типизированное и обобщенное
«изображение нашей современной действительности, нашей
современной интеллигентской России».
Роман «Братья Карамазовы» осуждает распущенность,
порочность, корысть, двуличность и ненависть между
людьми. Показывает нам, к чему могут привести жадность и
эгоизм.
Автор заставляет задуматься о том, что исправить мир можно, но только начав
с себя и своей души, далекой от идеала, за отсутствие которого мы так виним мир
вокруг. В своём романе Достоевский отобразил атмосферу морального упадка и
разложения, которую он чувствовал вокруг себя. Писатель показал, как
озлобленность, жадность и лицемерие пожирает человеческие души, толкая их в
самую тёмную пропасть. Но смысл романа «Братья Карамазовы» заключается в
том, что противостоит всему этому мракобесию — в необходимости веры в
разумное, доброе, вечное, отражением которого является Бог. Именно вера
помогает героям пересилить пороки и найти силы жить дальше.
Достоевский до конца жизни остался верен себе и не утратил веры в
человечество. Он показывает нам, что, несмотря на всю порочность и
несправедливость мира, человек может вернуться к свету, с помощью любви и
веры. Такова главная мысль произведения «Братья Карамазовы».
41

42.

В последние годы жизни возрастает популярность Достоевского.
В 1877 году он был избран членом-корреспондентом Петербургской АН.
В январе 1877 года Достоевский под впечатлением «Последних песен»
Некрасова навещает умирающего поэта, часто видится с ним в ноябре; 30 декабря
произносит речь на похоронах Некрасова.
Деятельность Достоевского требовала непосредственного знакомства с «живой
жизнью». Он посещает (при содействии А. Ф. Кони) колонии малолетних
преступников и Воспитательный дом.
В 1878 году после смерти любимого сына Алёши совершает поездку в Оптину
пустынь, где беседует со старцем Амвросием. Особенно волнуют писателя
события в России. Интенсивные, многообразные контакты с окружающей
действительностью, активная публицистическая и общественная деятельность
служили многосторонней подготовкой к новому этапу творчества писателя.
В мае 1879 года писателя пригласили на Международный литературный
конгресс в Лондон, на сессии которого он был избран членом почетного комитета
международной литературной ассоциации.
Активно участвует Достоевский в деятельности Петербургского Фребелевского
общества.
Часто выступает на литературно-музыкальных вечерах и утренниках с чтением
отрывков из своих произведений и стихотворений Пушкина.
42

43.

В 1860 – 80-х годах Федор Достоевский написал романы, которые потом
назвали «великим пятикнижием» — «Преступление и наказание», «Идиот»,
«Бесы», «Подросток» и «Братья Карамазовы». Все они, кроме «Подростка»,
вошли в список «100 лучших книг всех времен» по версии Норвежского книжного
клуба и Норвежского института имени Нобеля.
Роман «Братья Карамазовы», как его называли «житие великого грешника,
стал последним произведением Достоевского. Он был дописан в ноябре 1880 года.
Последним крупным событием в жизни и
творчестве Достоевского стало его знаменитое
выступление на открытии памятника А. С.
Пушкину в Москве, которое произошло 8 июня
1880 года и на котором присутствовали самые
известные писатели и генерал-губернатор
Москвы.
Это
выступление
произвело
настоящий фурор; это было бесспорно самым
лучшим выступлением на том вечере.
43

44.

Смерть и похороны писателя
Ещё в конце 1879 года врачи, осматривавшие Достоевского, отметили у него
прогрессирующую болезнь лёгких. Ему было рекомендовано избегать физических
нагрузок и опасаться душевных волнений.
26 января 1881 года Достоевский, часто работавший по ночам, случайно
уронил ручку на пол. Пытаясь достать её, он сдвинул с места тяжёлую этажерку с
книгами, физическое напряжение вызвало кровотечение из горла. Это привело к
резкому обострению болезни. Кровотечение то прекращалось, то возобновлялось
вновь.
Утром 28 января Достоевский сказал жене: "...Я знаю, я должен сегодня
умереть!". Днем Достоевский попрощался с детьми, и в 20 ч. 38 мин. вечера он
скончался.
Писатель страдал туберкулезом легких, хроническим бронхитом и эмфиземой
легких, которые и стали причиной смерти.
На тот момент известному писателю было всего 59 лет. Проститься с великим
писателем пришли тысячи людей.
Смерть унесла его действительно полного замыслов. Он мечтал 1881 год
всецело отдать «Дневнику», а в 1882 засесть за продолжение «Карамазовых».
44

45.

Федор Михайлович Достоевский
на смертном одре 29 января 1881.
Художник И. Н. Крамской.
Родные и друзья у могилы
Ф. М. Достоевского.
45

46.

Могила Фёдора Михайловича
Достоевского
в Александро-Невской Лавре,
на Тихвинском кладбище.
31 января 1881 года состоялись похороны писателя. На церемонии прощания с
писателем присутствовало несколько сотен человек. Траурная процессия
растянулась почти на километр. На похоронах, молодёжь пыталась пронести к
могиле Достоевского кандалы, как пострадавшему за политические убеждения.
Местом упокоения Федора Достоевского стало Тихвинское кладбище
Петербурга.
46

47.

Федор Михайлович Достоевский был один из немногих писателей, который
оставил нам автобиографию. Краткую историю своей жизни Достоевский на
словах передал А. Г. Достоевской, которая их тщательно задокументировала и
опубликовала в журнале «Дневник писателя».
Многочисленные
современники
Федора
Михайловича говорят о том, что писатель не любил
разговаривать о своей жизни. Однако, небольшой
рассказ о себе Достоевский все же оставил своим
потомкам. Полная событий биография Фёдора
Достоевского показывает, что автор получил
признание еще при жизни. Однако наибольший
успех его произведения получили после смерти.
Даже великий Фридрих Ницше признал, что
Достоевский
был
единственным
авторомпсихологом, ставшим отчасти его учителем.
Анализ произведений Достоевского был проведен
многими писателями-критиками. В результате
Федор Михайлович был признан одним из
величайших русских писателей-философов,
затрагивавших наиболее острые жизненные
вопросы.
47

48.

«Читая иного писателя, ловишь себя на мысли – как искусно и талантливо
написано, и даже завидуешь его мастерству. Читая же Достоевского, совершенно
забываешь о том, как это всё сделано, потому что всё это не написано, а
выстрадано и живёт уже само по себе».
Л.Н. Толстой
«Должен был явиться человек, который воплотил бы в своей душе память о
всех этих муках людских и отразил эту страшную память, - этот человек
Достоевский».
М. Горький
Достоевский – бесконечно искренний и гуманный писатель. У него
всегда «..свет во тьме светит и тьма не объяла его». При всей
общечеловеческой значимости творчества Достоевского оно было и
остаётся остросовременным, помогающим нам в XXI веке смотреть
с надеждой в будущее.
48

49.

Произведения
Повести и рассказы:
Белые ночи
Бобок
Вечный муж
Господин Прохарчин
Два самоубийства
Двойник
Домовой
Дядюшкин сон
Елка и свадьба
Записки из подполья
Крокодил
Кроткая
Маленький герой
Мальчик у Христа на елке
Неточка Незванова
Петербургские сновидения в стихах и в прозе
Ползунков
Роман в девяти письмах
Село Степанчиково и его обитатели
Скверный анекдот
Слабое сердце
Сон смешного человека
Хозяйка
Честный вор
Чужая жена и муж под кроватью
Романы:
Бедные люди
Бесы
Братья Карамазовы
Игрок
Идиот
Подросток
Преступление и наказание
Униженные и оскорбленные
49

50.

В жизни всё временно. Если всё
идёт хорошо – наслаждайся, это
не будет длиться вечно.
Ну а если всё паршиво – не
кисни, это тоже не навсегда.
Ф. М. Достоевский
50

51.

Список литературы:
1. Белов С. В. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»: Пособие
для учителей / Под редакцией Д. С. Лихачева. – Ленинград: Просвещение ,
1970. – 240.
2. Белов С. В. Федор Михайлович Достоевский: книга для учителя. – Москва:
Просвещение, 1990. – 207 с.
3. Бурсов Б. И. Личность Достоевского: Роман – исследование. – Ленинград:
Советский писатель, 1974. – 609 с.
4. Волгин И. Л. Последний год Достоевского: Исторические записки. – 2-е
издание, дополненное. – Москва: Советский писатель, 1991. – 540 с.
5. Громыко М. М. Сибирские знакомые и друзья Ф. М. Достоевского - 1854 гг. /
АН СССР Сибирское отделение; ответственный редактор Н. Н. Покровский. –
Новосибирск: Наука, 1985. – 167 с. – («Страницы нашей Родины»).
6. Гус М. С. Идеи и образы Ф. М. Достоевского. Издание 2-е, дополненное. –
Москва: Художественная литература, 1971. – 592 с.
7. Достоевский А. М. Воспоминания. Редакция и вступительная статья А. А.
Достоевского. – Ленинград: Издательство писателей, 1930. – 426 с..
8. Достоевский в русской критике. Сборник статей. – Москва: Гослитиздат, 1956.
– 470 с.
51

52.

9. Ермилов В. Ф. М. Достоевский. – Москва: Гослитиздат, 1956. – 280 с.
10. Карякин Ю. Самообман Раскольникова: Роман Ф. М. Достоевского.
Преступление и наказание. Москва: Художественная литература, 1976. – 157. –
(Массовая историко-литературная библиотека).
11. Кашина Н. В. Человек в творчестве Ф. М. Достоевского. – Москва:
Художественная литература, 1986. – 316 с.
12. Кирпотин В. Молодой Достоевский. – Москва: Огиз, 1947. – 376 с.
13. Кирпотин В. Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова: (Книга о
романе Достоевского «Преступление и наказание»). – 4-е издание. – Москва:
Художественная литература, 1986. – 414 с.
14. Розенблюм Л. М. Творческие дневники Достоевского. – Москва: Наука, 1981.367 с.
15. Селезнев Ю. И. Достоевский. – 3-е издание. – Москва: Молодая гвардия, 1990.
– 541 с. – (Жизнь замечательных людей: Серия биографий; 621).
16. Слоним. М. Три любви Достоевского. – Москва: Советский писатель, 1991. –
304 с.
17. Туниманов В. А. Творчество Достоевского, 1854 – 1862. – Ленинград: Наука,
1980. – 294. – (АНСССР Институт русской литературы (Пушкинский дом)).
18. Щенников Г. К. Художественное мышление Ф. М. Достоевского. – Свердловск:
Средне-Уральское книжное издательство, 1978. – 174 с.
19. Этов В. И. Достоевский. Очерк творчества. – Москва: Просвещение, -1968. –
384 с.
52

53.

Интернет - ресурсы:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
https://biographe.ru/znamenitosti/fedor-dostoevskiy
https://www.culture.ru/persons/8159/fedor-dostoevskii
https://biographe.ru/znamenitosti/fedor-dostoevskiy
https://dostoevskiyfm.ru
https://obrazovaka.ru/alpha/d/dostoevskij-fyodor-mixajlovich-dostoevskyfyodor-mikhailovich
https://drevo-info.ru/articles/4276.html
https://life.ru/p/929894
https://proza.ru/2021/01/13/596
https://literaguru.ru/biografiya-f-m-dostoevskogo-interesno/
53

54.

54
English     Русский Правила