Философия и право
Основоположники
ИСТОКИ И БАЗОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ ПРАВА
ФОРМИРОВАНИЕ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ ФИЛОСОФИИ ПРАВА
«ЧИСТАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА» (НОРМАТИВИЗМ)
ПРАВОВОЙ НЕОПОЗИТИВИЗМ Г. ХАРТА
ФИЛОСОФИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА В XX ВЕКЕ
Принципы справедливости
«Материальное естественное право»
Натурализм как способ мышления и различие трактования естественных прав
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Использованная литература
598.00K
Категории: ФилософияФилософия ПравоПраво

Философия и право

1. Философия и право

2. Основоположники

Георг Гегель (27.08.1770-14.11.1831)
Иммануил Кант (22.04.1724 – 12.02.1804)
Иоганн Фихте ( 19.05.1762-27.01.1814)

3.

Основная проблематика взаимодействия философии и права –
история ответов на важнейшие вопросы, возникающие в процессе
понимания и применения права.
«Спекуляции о природе права имеют долгую и сложную
историю; несмотря на это, в ретроспективе видно, что они
практически
постоянно
фокусируются
на
нескольких
принципиальных проблемах. Они не были выбраны или
изобретены специально для наслаждения академическими
дискуссиями, но касаются тех аспектов права, которые во все
времена естественно вызывали недоразумения; так что
замешательство и, как следствие, потребность в достижении
большей ясности относительно них, могут сосуществовать даже
в умах глубокомысленных людей, обладающих знанием права и
мастерски его применяющих»
Герберт Харт

4. ИСТОКИ И БАЗОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ ПРАВА

Рационализм в праве
Волюнтаризм в праве
Право как обычай
Право и ценности.
Право и политика.

5. ФОРМИРОВАНИЕ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ ФИЛОСОФИИ ПРАВА

Социально-исторические и теоретические предпосылки.
Становление классического
правового позитивизма
Позитивное право – «право,
Джон Остин (26.03.1911-08.02.1960)
устанавливаемое политически
господствующим для политически
подчиненного»; «правила,
предназначенные для управления
поведением одного разумного
человека со стороны другого
разумного человека,
обладающего властью над первым»

6. «ЧИСТАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА» (НОРМАТИВИЗМ)

Ганс Кельзен
(11.10.1881 – 19.04.1973)
Принципы юридического познания.
Учение о сущности права.
Учение об иерархии правовых норм
Учение о конституции
Учение о международном праве.

7. ПРАВОВОЙ НЕОПОЗИТИВИЗМ Г. ХАРТА

отличие правового принуждения от неправового;
соотношение моральных и правовых предписаний;
правила и их место в структуре правовой реальности.
Герберт Харт (18.07.1907 – 19.12.1992)

8. ФИЛОСОФИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА В XX ВЕКЕ

существуют объективно заданные моральные нормы и
принципы, лежащие в основе миропорядка и познаваемые
человеческим разумом;
естественное право – юридическая форма определенных мо- ральных
стандартов и нормативный миропорядок;
индивид обладает совокупностью естественных и неотчуждаемых прав,
существование которых предшествует воздействию норм позитивного
права;
позитивное право должно соответствовать идеальным принципам
естественного права; отсюда построение натуралистской аргументации
на основе принципа «несправедливые законы не являются законами»

9. Принципы справедливости

Первый принцип: каждый человек должен иметь равные права в
отношении наиболее обширной схемы равных основных свобод,
совместимых с подобными схемами свобод для других.
Второй принцип: социальные и экономические неравенства должны
быть устроены так, чтобы: от них можно было бы разумно ожидать
преимуществ для всех,а доступ к положениям и должностям был бы
открыт всем»
Джон Ролз (21.02.1921 – 24.11.2002)

10. «Материальное естественное право»

Естественное право представляет собой «совокупность основных
практических принципов, которые определяют основные формы
человеческого процветания в качестве благ, полученных и
реализованных»
Джон Финнис (род. 28.06.1940)

11. Натурализм как способ мышления и различие трактования естественных прав

Натурализм представляет собой особый способ
философского мышления, имеющий длительную
историю и направленный на обоснование моральной
природы юридических установлений, источником
которых выступают идеалы и принципы
естественного права.
В античной философии естественное право
рассматривается как проявление законов природы
(софисты, Платон, Аристотель), а в философии
Нового времени – в качестве проявления законов
разума и разумной природы человека (Г. Гроций, Т.
Гоббс, Дж. Локк, Б. Спиноза).

12. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Аналитическое познание философии и права
остается
доминирующим
направлением
в
современной философии права, несмотря на
обоснованную критику ряда ее основополагающих
концепций. Обсуждение аргументации оппонентов,
апелляция к юридическим конструкциям и судебной
практике, дискуссии о соотношении права и морали,
обоснование специфической природы естественного
права как права, существующего за пределами
позитивных правовых систем, составляют основные
черты
аналитической
философско-правовой
традиции.

13. Использованная литература

Кельзен Г. Динамический аспект права // Конституция и власть:
сравнительно-исторические исследования. Проблемнотематический сб.М., 1999.
Кельзен Г. Чистое учение о праве Ганса Кельзена: Сб. пер. /
Отв. ред.В. Н. Кудрявцев. М., 1987–1988.
Остин Дж. Определение области юриспруденции // Антология
мировой правовой мысли. М., 1999. Т. 3.
Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск, 1995.
Фуллер Л. Л. Позитивизм и верность праву. Ответ профессору
Харту //Изв. вузов. Правоведение. 2005. № 6. С. 124–159.
Харт Г. Л. А. Позитивизм и разграничение права и морали //
Изв. вузов.Правоведение. 2005. № 5. С. 104–136.
Харт Г. Л. А. Понятие права. СПб., 2006
[www.nsu.ru/classics/law/interest.htm].
English     Русский Правила