Похожие презентации:
Самобытность русской культуры
1. Т.3.1. Самобытность русской культуры
1. Природно-климатическиеособенности
становления,
геополитические
и
этнические факторы развития
русской культуры;
2.
Социальная
культура
России;
3. Духовная культура России;
4. Место в мировой культуре
2. 1. Природно-климатические, геополитические, этнические факторы становления русской культуры
Объективные условия способствовали длительномупроцессу складывания русской культуры:
1. жесткость и разнообразие климатических
природных условий, что значительно усложняет
хозяйственную жизнь:
Древняя Русь формируется в 9 в. н.э. на
территории от Новгорода к Киеву, что указывает на
разнообразие климатических зон. Территории с
более холодным климатом являлись сильным
«вызовом» и требовали больших усилий;
- большая территория входила в зону рискованного
земледелия (один урожай в год, а могло и не быть);
3. 1. Природно-климатические, геополитические, этнические факторы становления русской культуры
2.обширность
территории
обуславливала
многообразие форм жизни во всех ее проявлениях:
многонациональность
проживающих
здесь
народов;
- разобщенность и редкость населения на каких –то
территориях;
- разный уклад жизни и быта проживающих здесь
народов;
- много
усилий тратится на освоение новых
территорий;
- человек
теряется на бесконечных просторах
(неустойчивость
личности,
склонность
к
переменам настроения, безнадежность);
4. 1. Природно-климатические, геополитические, этнические факторы становления русской культуры
3. Россия имела статус крупнейшей цивилизации«сухопутной»
ориентации
(с
характерным
приоритетом политики над экономикой), центра
евразийства;
4. Россия занимает положение между Западом и
Востоком,
испытывая
влияние
двух
мощных
своеобразных
культур,
их
экономических,
политических и иных особенностей, что обусловило
как «маргинальность» российской культуры (ни то ни
другое), так и ее самодостаточность.
В русских людях могут проявляться как черты Запада,
так и Востока
5. 1. Природно-климатические, геополитические, этнические факторы становления русской культуры
ВостокЗапад
нет ориентации на высокотехнологичную экономику
ориентация на высокие технологии,
экономику рыночного типа
недостат. развитие частной собственности,
преобладают коллективные формы
базируется на частной собственности,
развитой сфере услуг
Монархический тип власти
Республиканский тип власти
Индивидуум не выделен, преобладают коллективные
интересы
Выделение и защита частного интереса
Индуизм, буддизм, конфуцианство, даосизм,
зороастризм, иудаизм, ислам
религиозная опора - христианство
6. 1. Природно-климатические, геополитические, этнические факторы становления русской культуры
5. Россия территориально осваивала Восток(присоединялись
земли),
но
стремилась
к
следованию
западным
ценностям
(активно
проводилась политика распространения при Петре
1, эти ценности актуализировали западники);
6. Территория России была привлекательна для
западной экспансии (крестовые походы, Наполеон
1,
мировые
войны)
вследствие
сырьевой
ограниченности европейских стран;
7. российская культура формировалась на основе
трех мощных этносов: славянского, тюркского и
угро-финского, что рождало ситуацию культурного
взаимовлияния,
этнической,
национальной
терпимости
7. 2. Социальная культура России
1. Российское общество формировалось каксовокупность коллективов (общин), обеспечивавший
выживание в сложных условиях; собиравший
необходимые средства для государства (подобная
система
обеспечивала
иерархию,
традицию
патриархальных отношений; как только давление
гос-ва прекращается система перестраивается –
ориентируется на материнские связи);
2. Общинность связывается с растворением
личности в «обществе», в котором у него своя
функция (функциональное отношение к человеку
указывает на его ценность по отношению к
обществу; сложно понимаемы своя ценность и
права человека);
8. 2. Социальная культура России
3. Разнородность социальных субъектов, трудностиорганизации
совместной
жизни,
управления
обширной
территорией
приводила
к
формированию большого аппарата управления;
4. Имела место огромная роль государства в жизни
общества
(в
сочетании
с
антипатией
к
государственной власти). Иерархия в семье и
патриархальной общине воспитывала и подобное
«детско-родительское» отношение к государству.
Отсюда — мировоззрение подданных как младших
членов семьи, низкая потребность в правовом
регулировании отношений с государством (в семье
оно не нужно), личной свободе (до сих пор личные
права не главенствуют в иерархии прав);
9. 2. Социальная культура России
5. Образование единого государства к концу 15 в.происходило под влиянием военно-политических
(независимость), а не экономических факторов
(Владимиро-Суздальская
земля
была
более
безопасна, чем экономически развитые). И сейчас
политические решения, а не экономические
интересы определяют жизнь государства;
6. Патернализм государства и иждивенческие
традиции, связанные с «детско – родительскими
отношениями», потребность в государственных
гарантиях
стабильности
любой
деятельности
(большие ожидания от государства, в том числе
пенсий, высоких зарплат);
10. 2. Социальная культура России
7. Длительное время существовали такие явленияполитической
жизни
как
авторитаризм,
тоталитаризм,
централизм
государственной
системы,
отсутствие
гражданского
общества
(системы горизонтальных связей между людьми и их
организациями),
экономической
суверенности
людей как субъектов хозяйствования;
8. Русский человек всегда ставил государство (царя)
выше закона. Примат государства над законом
просматривается, например, в реформах Петра 1,
проводимых в соответствии с интересами царя, а не
закона, что порождало множество незаконного и
формировало
практику
правового
нигилизма
(неверия в силу закона, который можно обойти);
11. 2. Социальная культура России
9. Формировалась рабская покорность власти,упование на силу государства в сочетании с
«бунташностью» (восстание, революции). Такое
поведение указывает на неспособность человека
опираться на себя, потребность в помощи,
огромное терпение, которое заканчивалось взрывом
(проблема учиться опираться на себя и свои силы);
10. Присутствует неуважение к государству, его
решениям, приемлемость подмены государства его
чиновниками, рассматривающими власть как свою
собственность.
Власть
рассматривалась
как
«кормушка» и удобная возможность решать
собственные личные вопросы за счет государства
(отсюда непрофессионализм чиновников);
12. 2. Социальная культура России
11.Несмотря
на
многовековую
борьбу
с
местничеством в органах власти (система занятия
должностей по родству, знакомству, исходя из
социального положения), проблема продолжает
существовать, не давая способным людям получить
должное (работу, уважение, адекватную зарплату);
12. Многовековое существование бюрократического
аппарата, в котором присутствует замкнутость и
несогласованность правовых, административных,
экономических,
моральных
требований.
Это
порождает ощущение естественности хаоса,
безнадежности (никто мой вопрос не может
решить), потребности в стабильности у основной
массы населения;
13. 2. Социальная культура России
13. В Европе в 17-18 вв. формируется теорияестественного права и «общественного договора».
Теория естественного права говорит о равенстве
людей в праве на жизнь, здоровье, стремление к
счастью, свободе и др. Именно равные субъекты
способны
договориться
и
создать
власть
(«Декларация независимости» США). В России в этот
период времени формируется крепостное право (
1649 – 1861 гг.) и ни о каких правах личности или
договоре говорить не приходится.
Многовековое крепостное право создает практику
контроля власти над населением. Если на Западе
свобода видится как способность выражать себя, то
в России как освобождение из под контроля;
14. 2. Социальная культура России
14.Свобода
носит
не
индивидуальный,
а
коллективный характер. Причем, если на Западе
индивидуальная свобода сопровождается еще и
ответственностью за свои действия (у личности есть
права и обязанности), то в России свобода – это
независимость (анархистские тенденции), без
каких-либо обязательств, ответственности.
Ответственность в российском варианте видится
зачастую не как необходимый долг, который
личность выполняет, а как неволя, от которой следует
освободиться
(поэтому,
велика
доля
безответственных действий: невыполнение указаний
руководства, отказ от уплаты алиментов, неучастие в
воспитании собственных детей и др.).
15. 3. Духовная культура России
Духовная культура России представлялась, преждевсего, исторически, как религиозная культура.
1. Считалось, что именно православие воплощает
дух
истинного
христианства
—
дух
любви,
вселенскости, всечеловечности, братство людей (в
отличие
от
католицизма
и
особенно
протестантизма, которые опираются на силу,
корысть, имущество, дисциплину, Закон, стремятся
править миром);
2. Христианство в России не вызрело изнутри, а было
навязано административным путем сверху. Потому,
долгое время оно сосуществовало с языческим
представлениями (к моменту объединения русских
земель земледельцы – крестьяне, т.е. христиане)
16. 3. Духовная культура России
3. Проявлялась высокая религиозная терпимость,сосуществование различных конфессий (вероятно,
это связано с сосуществованием рядом друг с
другом разных народов со своими религиозными
предпочтениями);
4. Низкая ценность человека в культуре вела к
мечтаниям о светлом будущем, что вылилось в
вопросы о смысле истории, будущем России,
миссии России в мировой истории («Москва – 3
Рим», «Русский космизм»; коммунизм);
5. Святость рассматривалась как особый образ
жизни людей, преклонение перед ней (ожидание
чуда от таких людей), но не следование ей в
повседневной жизни;
17. 3. Духовная культура России
6. «Соборность» как центральная идея религиозногоменталитета (объединение людей общими целями,
делом, исходя из глубоких внутренних побуждений,
осознание
духовной
общности
народа),
коренящаяся в общем служении высокой правде, в
общем
долге
(например,
совремстное
строительство коммунистического будущего);
7. Тесная связь религии и морали привела к тому, что
даже в период существования атеистической
культуры, а потом и светского общества, моральные
ценности связаны были с поддержкой слабых,
бедных, нуждающихся, не только людей, но и
животных и др. (создание благотворительных фондов
и др.);
18. 3. Духовная культура России
8. Проявилась ориентация на сердце и правду,правдоискательство (Запад — на разум и волю),
перевес этических и религиозных начал над
общественными и правовыми (П. Флоренский);
9. Существует высокая роль идей равенства,
справедливости
(преобладающая
идеология
социальных низов). Потому уважение получали
теории утопического характера (Т.Мор «Утопия»):
- обязательность работы для всех;
- - одинаковые наделы и требования к труду;
- равенство в имуществе, одежде, питании;
(мы видим, как в советском обществе проявлялась
эта склонность к реализации утопических идей);
19. 3. Духовная культура России
10. У русского человека проявляется душевнаятерпеливость, пассивность, покорность судьбе,
высокая адаптация как к объективным (война,
засуха), так и субъективным (дурной правитель)
трудностям;
11. слабость рационального начала, ориентация на
случай, на «авось» (В. Ключевский), вызванные
неопределенностью,
нестабильностью
жизни
(климатической и социальной);
12.
слабость
нравственной
самодисциплины,
недостаток честности и чести: русский человек
может быть святым, но не может быть честным, в
частности, в торговых, финансовых делах (Н.
Бердяев);
20. 3. Духовная культура России
13. Присутствует приоритет мудрости (софии) надрациональностью (эпистемой), причем разуму
противостоит не воля (как на Западе), а любовь,
интуиция, открывающие путь к истине;
14.
склонность
к
мифологизации
бытия;
мечтательность, утопизм («русский мечтает, а немец
— планирует»), стремление жить в придуманном
мире;
15. приоритет ориентации на прошлое или на
«светлое
будущее»
в
ущерб
настоящему;
склонность к идеальным моделям будущего,
строительству
его
за
счет
настоящего;
периодическое увлечение грандиозными планами,
глобальными реформами и т. д.
21. 3. Духовная культура России
16. Для русского человека характерны широта души,размах
мировосприятия
в
сочетании
с
невниманием к деталям, малым интересом к
мелочам;
17. Характерен комплекс «аутсайдера». Монголотатарское нашествие тормозило развитие России в
течение двух с половиной веков. Отставание
рождало,
с
одной
стороны,
комплекс
неполноценности в отношении Запада, а с другой —
периодически побуждало к лихорадочным попыткам
власти его ликвидировать (реформы Петра,
Столыпина, Сталина, Ельцина). Это рождает особую
социальную «биоритмику» русского труда, а также
идеологию «догоняющего» развития.
22. 4. Место России в мировой культуре
МестоРоссии
в
мировой
культуре
может
рассматриваться согласно ряда критериев:
1. Национальный (русские и другие народы);
2. Цивилизационный (Россия и другие цивилизации, в
том числе, Восток и Запад).
1. В национальном отношении русская культура —
одна
из
национальных
европейских
культур
(потомков
индоевропейцев),
имеющая
свое
особенное «лицо», наряду со всеми остальными,
начиная с древних эллинов (греков), от которых и
идет европейская цивилизационно-историческая
традиция. Эта специфика — ее огромная
территория , на которой неравномерно расселен
русский народ;
23. 4. Место России в мировой культуре
2. От восточных цивилизаций русскую отличает еехристианство и связь через греческую Византию с
эллинской
общеевропейской
основой;
от
цивилизации
западноевропейских
народов
—
православный характер русской культуры.
Россия как геополитическая сила она уже дважды
спасала европейскую цивилизацию:
А) от монгольского погрома культуры в Средние
века;
Б) от собственной европейской «чумы» (фашизма)
— в XX в.
Возникает вопрос, может ли она как духовная сила
стать «мостом» между Европой и Азией?
24. 4. Место России в мировой культуре
В современной России (Новое – Новейшее время)существуют две тенденции:
А) стремление к Западу, а значит вестернизации,
унификации.
Противники данного проекта утверждают, что
результатом такого движения
были умаление
православной культуры, крах государственности:
- например, Петр 1 сделал Церковь структурой
государства,
лишив
самостоятельности,
а
реформы 18-19 вв. закончились крахом монархии
в 1917 г.;
- маркситский
проект
советского
общества
(атеистический) также не удался.
25. 4. Место России в мировой культуре
Б) Другая тенденция – самобытность развития.Источниками
называются,
в
том
числе,
возрождающееся православие, духовная культура
России 19 в. (А.Пушкин, Ф.Достоевский).
Однако, традиционалистские ценности, которые в
современном
обществе
указывают
на
«консервативный поворот» (который связывают со
страхом глобальных перемен) очень противоречат
современным достижениям общества и являются
предметом критики:
- давление государства и мощный контроль за
разными сферами жизни;
- патриархальные
устои в семье, обществе,
государстве;