«Контраст как прием, помогающий раскрыть идею рассказа «После бала» Л. Н. Толстого».
Что сопоставляет писатель в рассказе?
Домашнее задание:
1.17M
Категория: ЛитератураЛитература

«Контраст как прием, помогающий раскрыть идею рассказа «После бала» Л. Н. Толстого»

1. «Контраст как прием, помогающий раскрыть идею рассказа «После бала» Л. Н. Толстого».

2.

Иван Васильевич
полковник
Во время бала:
Он был очень веселым и бойким малым, да еще и
богатым. Любил он покататься на лошадях с барышнями,
кутил иногда с товарищами, но главным его удовольствием
были вечера и балы. Дворянин николаевской эпохи,
обыкновенный
человек,
хороший,
но
простой
Молодой человек был слишком счастлив и все видел в
розовом цвете. В душе Ивана Васильевича все пело:
“Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен,
я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не
знающее зла и способное на одно добро”. Он обнимал в то
время весь мир своей любовью и боялся только одного —
чтобы что-нибудь не испортило его счастья.
Усы как у Николая I, обаятельная улыбка прекрасного
телосложения, с широкой грудью, сильными плечами и
длинными, стройными ногами, очень красивый, статный,
высокий и свежий старик.
Доволен,
счастлив,
блажен,
добр,
смотрит
с
восторженными глазами, нежным чувством.
После бала:
На сердце у него была “почти физическая, доходившая до Все так же румян, строен и все в тех же домодельных
тошноты, тоска”, и ему казалось, что вот-вот его вырвет сапогах следил, чтобы «не мазали».
всем тем ужасом, который он увидел, ему стало до такой Оттопыренная губа, надутые щеки.
степени стыдно, что, не зная, куда смотреть, как будто он
был уличен в самом постыдном поступке, он опустил глаза
и поторопился уйти домой.

3. Что сопоставляет писатель в рассказе?

Красоту, прелесть Вареньки. У нее
смеющееся, разрумянившееся с
ямочками лицо и ласковые милые
глаза.
страдания, доведенного до отчаяния
человека, чья спина, изуродованная
ударами, мало походила на
человеческую.
Любовь к Вареньке, сделавшую Ивана
Васильевича самым счастливым
человеком
Ликующий мотив мазурки на балу
тоску и ужас от увиденного
«нехорошую», «жестокую» музыку,
сопровождавшую экзекуцию солдата.
Белые одежды дам, Варенька – в белом Черные мундиры солдат
платье, в белых перчатках, в белых
башмачках
Дамы в бриллиантах
Ломовые с дровами на санях, покрытые
рогожками извозчики…
Искусственное освещение бала
Естественный свет утра

4.

полковник
Высокий военный в
шинели и фуражке
Твердым шагом
двигалась высокая,
статная фигура.
Румяное лицо и белые
усы с бакенбардами.
сильной рукой в
замшевой перчатке
бьет по лицу
малорослого,
слабосильного солдата.
наказываемый
Оголенный по пояс человек, привязанный к ружьям
двух солдат. Спина его- что-то пестрое, мокрое
красное, неестественное.
Дергаясь всем телом, шлепая ногами по талому снегу…
подвигался ко мне, то опрокидываясь назад- и тогда
унтер- офицеры, ведшие его за ружья, толкали его
вперед, то падал наперед- и тогда унтер- офицеры …
тянули его назад.
При каждом ударе наказываемый поворачивал
сморщенное от страданий лицо в ту сторону, с которой
падал удар, и не говорил, а всхлипывал: “Братцы,
помилосердуйте. Братцы, помилосердуйте”.

5. Домашнее задание:

1.Подумайте над вопросом: «Почему автор своего
героя ведет на плац, где разворачивается картина
экзекуции солдата?»
2.Работая над рассказом, Л. Н. Толстой долго думал
над его заглавием.
Вот варианты:
«Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец», «
Отец и дочь», «А вы говорите…» и, наконец,
«После бала».
Попробуйте объяснить логику писателя. Почему он
остановился на последнем варианте?
English     Русский Правила