Культура и традиции Церкви в профилактике алкоголизма
Проблематика
Употребление слова «вино» в Ветхом Завете
Священномученик Владимир (Богоявленский) 1848 – 1918 гг.
Священномученик Владимир (Богоявленский):
Священномученик Владимир (Богоявленский):
Еврейские слова со значением «вино»
Основные термины и их значения Йайин (03196)
Основные термины и их значения Йайин как свежевыжатый сок
Основные термины и их значения
Основные термины и их значения
Основные термины и их значения
Основные термины и их значения Тийрош (08492)
Основные термины и их значения Шекар (07941)
Сщмч. Владимир (Богоявленский)
Общие замечания о ветхозаветной терминологии
Культура трезвости у древних народов
Культура трезвости у древних народов Плутарх
Культура трезвости у древних народов Плиний
Культура трезвости у древних народов Сигизмунд Гербенштейн (1517,1526)
Культура трезвости в Православии
Противоречие
Ветхий Завет
Новый Завет
Новый Завет
Святые отцы
Святитель Иоанн Златоуст Беседа о статуях (беседа первая)
Осуждение пьянства
Осуждение пьянства Святитель Иоанн Златоуст Беседа о статуях (беседа первая)
Святые отцы о умеренности
Святитель Иоанн Златоуст Беседа о статуях (беседа первая)
Святитель Иоанн Златоуст Толкование на Евангелие от Матфея
Святитель Иоанн Златоуст Беседа на книгу Бытия (29-я беседа)
Святитель Иоанн Златоуст Беседа о статуях (беседа первая)
Типикон
Святитель Иоанн Златоуст Выводы
Трезвенное движение Основные тезисы
Сравнение святоотеческой и современной терминологии
Сравнение святоотеческой позиции и современного трезвенного движения
Современные святые отцы о трезвости
Типикон (Устав):Глава 35. Разсуждение о ястии и питии,
Стоглавый собор РПЦ (XVI век) гл. 51:
Стоглавый собор РПЦ (XVI век) гл. 52:
Указ Святейшего Синода, 7 авг. 1859 г.
Святитель Феофан Затворник
Святитель Игнатий (Брянчанинов)
Нравственная оценка употребления вина
2.70M
Категория: РелигияРелигия

Культура и традиции Церкви в профилактике алкоголизма

1. Культура и традиции Церкви в профилактике алкоголизма

2.

Если бы какой-либо ветреник
выдумал ложь и сказал:
«я буду проповедывать тебе
о вине и сикере», то он и был бы
угодным проповедником
для этого народа (Мих. 2:11)

3. Проблематика

Библия благословляет вино
Святые отцы призывают к умеренности
Древние народы, употребляя вино, не
спивались
Сложные места




Вино веселит сердце человека
Первое чудо Спасителя
Апостол Павел советует употреблять вино
Тайная вечеря

4. Употребление слова «вино» в Ветхом Завете

5. Священномученик Владимир (Богоявленский) 1848 – 1918 гг.

В 1912 году на
Всероссийском съезде
практических деятелей
по борьбе с
алкоголизмом
представил свой доклад:
Против ли нас
(абстинентов)
Библия
5

6. Священномученик Владимир (Богоявленский):

«Борьба
против алкоголя и пьянства,
которую ставим мы своею задачею, –
борьба серьезная и очень нелегкая.
Нелегкая сама по себе, она еще более
затрудняется для нас превратным
образом мыслей его защитников,
которые и сейчас еще имеют дерзость
стоять
за
распространение
и
употребление алкоголя»
6

7. Священномученик Владимир (Богоявленский):

«Но как же, в каком отношении мы –
противники алкоголя стоим к «библейскому
вопросу о вине»? … Так как со стороны чаще
всего духовных, а иногда <…> и мирян,
очень часто с большим или меньшим
искусством пускается в ход против нас и
Библия <…>, то по сей причине
мы
вынуждены бываем чаще, чем это было бы
нам желательно, возвращаться к этому
вопросу и занимать в отношении его
определенную позицию…»
7

8.

Как же относится Библия
к употреблению вина?
Позиция Библии
в этом вопросе
на первый взгляд кажется
ПРОТИВОРЕЧИВОЙ !
8

9.

С одной стороны Библия несомненно
одобряет как само вино, так и его употребление
Пс.103:15. И вино, которое веселит
сердце человека, и елей, от которого
блистает лице его, и хлеб, который
укрепляет сердце человека
Иоил.2:19. И ответит Господь, и скажет
народу Своему: вот, Я пошлю вам хлеб
и вино и елей, и будете насыщаться
ими, и более не отдам вас на поругание
народам
9

10.

С другой стороны Библия несомненно
осуждает как само вино, так и его употребление
Еф. 5:18 . И не упивайтесь вином, в нем же
есть блуд, но исполняйтесь Духом
Откр.14:8–10. И другой Ангел следовал
за ним, говоря: пал, пал Вавилон, город
великий, потому что он яростным вином
блуда своего напоил все народы. И третий
Ангел последовал за ними, говоря громким
голосом: кто поклоняется зверю и образу
его и принимает начертание на чело свое,
или на руку свою, тот будет пить вино
ярости Божией, вино цельное,
приготовленное в чаше гнева Его
10

11.

Даже внутри одной и той же книги
нередко можно встретить
противоречивые высказывания
Ис. 55:1-2. Жаждущие! идите все к водам;
даже и вы, у которых нет серебра, идите,
покупайте и ешьте; идите, покупайте без
серебра и без платы вино и тук <…>
Послушайте Меня внимательно и вкушайте
благо, и душа ваша да насладится туком
Ис. 28:7. …шатаются от вина и сбиваются
с пути от сикеры; священник и пророк
спотыкаются от крепких напитков;
побеждены вином, обезумели от сикеры…
11

12.

В Библии нет противоречия
в ее отношении к вину, поскольку
в древности под словом «вино»
понималось как «хмельное вино»
так и «виноградный сок»
12

13. Еврейские слова со значением «вино»

Стронг
Слово
Значение
Число употр.
2561
Хéмер
вино (еще бродящее)
1
2562 Хамáр
3196 Йáйин
4197 Мéзег
вино
вино
ароматное вино
6
133
1
5435
Сóве
1
6071
Асúйс
(алкогольный) напиток, вино,
пшеничное пиво
свежий виноградный сок
крепкий алкогольный напиток
21
7941 Шекáр
8105 Шéмер вино (очищенное от осадка)
8492 Тийрóш молодое вино, виноградный сок
2 (сок : 3)
2
28 (сок : 8)

14. Основные термины и их значения Йайин (03196)

свежевыжатый виноградный
сок
2. сок переработанный для
хранения
3. опьяняющий напиток
1.

15. Основные термины и их значения Йайин как свежевыжатый сок


Ис 16:10: «Исчезло с плодоносной
земли веселье и ликование, и в
виноградниках не поют, не ликуют;
виноградарь не топчет винограда3196
в точилах: Я прекратил ликование»

16. Основные термины и их значения

Псалом 74:9
Ћкw чaша въ руцЁ гDни, вінA
нерастворeна и3сп0лнь растворeніz, и3
ўклони2 t сеS въ сію2: nбaче др0ждіе
є3гw2 не и3стощи1сz, и3спію1тъ вси2
грёшніи земли2.
Юнгеров: Ибо в руке Господней чаша с
вином нерастворенным, (но) наполненная
раствором, и наклоняет ее то к тому, то к
другому, но дрожжи его не истощаются:
выпьют все грешники земли.
oi#nou a'kra/tou plh_rev kera/smatov

17. Основные термины и их значения

(Прит.9:1-6)
Премудрость построила себе дом,
вытесала семь столбов его, заколола
жертву, растворила вино свое и
приготовила у себя трапезу; послала
слуг своих провозгласить… «идите,
ешьте хлеб мой и пейте вино, мною
растворенное»;

18. Основные термины и их значения

(Ис.5:22)
22 Горе тем, которые храбры пить 08354
(пить, напиваться) вино 03196 и сильны
приготовлять 04537 (растворять,
разбавлять) крепкий 07941 напиток
07941(шекар)

19. Основные термины и их значения Тийрош (08492)

1.
2.
свежевыжатый виноградный сок:
Втор. 18:3-4 Вот что должно быть
положено священникам от народа, от
приносящих в жертву волов или овец:
должно отдавать священнику плечо,
челюсти и желудок; также начатки от
хлеба твоего, вина твоего и елея твоего,
и начатки от шерсти овец твоих
отдавай ему,.
молодое вино

20. Основные термины и их значения Шекар (07941)

1.
опьяняющий напиток:
Лев. 10:8-10 И сказал Господь Аарону,
говоря: вина и крепких напитков7941 не пей
ты и сыны твои с тобою, когда входите в
скинию собрания, чтобы не умереть. [Это]
вечное постановление в роды ваши, чтобы
вы могли отличать священное от
несвященного и нечистое от чистого…
• Притч. 20:1 Вино - глумливо, сикера - буйна;
и всякий, увлекающийся ими, неразумен.

21. Сщмч. Владимир (Богоявленский)

«jajin в Библии есть
родовое понятие для
обозначения виноградных ягод и виноградного
вина, перебродившаго и
неперебродившаго,
алкогольнаго и
неалкогольнаго,
опьяняющаго и
неопьяняющаго»

22. Общие замечания о ветхозаветной терминологии


Контекст: Хлеб, вино и елей
Вино – дар Божий, благословение
Божие, веселит сердце человека
Контекст: Вино и сикера
Вино – проклятие человека, делает
его безумным, запрещено при
приближении к святыне и
посвящении себя Богу

23.

Обет назорейства
«И сказал Господь Моисею,
говоря: объяви сынам Израилевым
и скажи им: если мужчина или
женщина решится дать обет
назорейства, чтобы посвятить
себя в назореи Господу, то он
должен воздержаться от вина и
[крепкого] напитка, и не должен
употреблять ни уксусу из вина, ни
уксусу из напитка, и ничего
приготовленного из винограда не
должен пить, и не должен есть ни
сырых, ни сушеных виноградных
ягод» (Чис.6:1-3)

24.

Род рехавитов
«Но они сказали: мы
вина
не
пьем;
потому
что
Ионадав, сын Рехава,
отец наш, дал нам
заповедь, сказав: «не
пейте вина ни вы, ни
дети ваши, вовеки»»
(Иер.35:6)
24

25.

Самый сильный человек Библии – Самсон
«Жена (мать Самсона)
пришла и сказала мужу
своему:
человек
Божий
приходил ко мне, которого
вид, как вид Ангела Божия,
весьма почтенный; я не
спросила его, откуда он, и
он не сказал мне имени
своего; он сказал мне: "вот,
ты зачнешь и родишь сына;
итак не пей вина и сикера и
не ешь ничего нечистого,
ибо младенец от самого
чрева до смерти своей
25
будет
назорей
Божий»
(Суд.13:6-7)

26.

Пророк Иоанн Креститель, назорей
«И будет тебе радость и
веселие, и многие о
рождении
его
возрадуются, ибо он
будет
велик
пред
Господом; не будет пить
вина и сикера, и Духа
Святаго исполнится еще
от чрева матери своей»
(Лук. 1:14,15)
26

27. Культура трезвости у древних народов

28. Культура трезвости у древних народов Плутарх

В давние времена спартанцы по
праздникам напаивали илотов
несмешанным вином и потом
приводили их на пиры, чтобы
показать молодым, что такое
опьянение. Исправлять одних
людей ценою развращения других,
на наш взгляд, и бесчеловечно, и
вредно для государства.

29. Культура трезвости у древних народов Плиний

То, что дает нам возможность
сделать более важное - мы
лишаем вино его силы
посредством льняного фильтра
Вина становятся наиболее
полезными, когда вся их сила
удаляется фильтром.

30.

Культура трезвости
у древних народов
Гомер. «Одиссея»
(приблизительно VIII-VII век до Р.Х.)
Если когда тем пурпурно-медвяным
вином насладиться
В ком пробуждалось желанье, то,
в чашу его нацедивши,
В двадцать раз более воды подбавляли, и запах из чаши
Был несказанный: не мог тут никто
от питья воздержаться
30

31.

Культура трезвости
у древних народов
Климент Александрийский :
«Особенно хорошо к вину подмешивать
возможно более воды, но пить эту смесь
нужно не для удовлетворения жажды, как
воду, и таким образом не доходить через
пьянство до совершенного тупоумия; и не
следует в пристрастии к вину, (хотя бы и
смешанному с водой), его пить много, как
если бы это была вода…»
31

32.

В свете этих знаний анализ текстов
Библии и связанных с ними святоотеческих комментариев показывает,
что Библия одобряет трезвость и
осуждает опьянение, видит в вине
древнейший символ крови, указывает
на опасность хмельного вина,
а нехмельное вино рассматривает как
благословение Божие и как ценный
питательный продукт
32

33. Культура трезвости у древних народов Сигизмунд Гербенштейн (1517,1526)

Именитые, либо богатые мужи чтут праздничные дни тем,
что по окончании богослужения устрояют пиршества и
пьянства и облекаются в более нарядное одеяние, а
простой народ, слуги и рабы по большей части работают,
говоря, что праздничать и воздерживаться от работы дело господское. Граждане и ремесленники присутствуют
на богослужении, по окончании которого возвращаются к
работе, считая, что заняться работой более богоугодно,
чем растрачивать достаток и время на питье, игру и тому
подобные дела. Человеку простого звания воспрещены
напитки: пиво и мед, но все же им позволено пить в
некоторые особо торжественные дни, как, например,
Рождество Господне, Масленица, праздник Пасхи,
Пятидесятница и некоторые другие, в которые они
воздерживаются от работы.

34. Культура трезвости в Православии

35. Противоречие


Неумеренность в винопитии
сравнивается с чревоугодием,
употребление вина уподобляется
употреблению воды.
Пьянство осуждается до ада

36. Ветхий Завет

Прит.23:20 Не будь между
упивающимися вино, между
пресыщающимися мясом:
Прит.23:21 потому что
пьяница и пресыщающийся
обеднеют, и сонливость
оденет в рубище.

37. Новый Завет

Мф. 11:18-19 Ибо пришел Иоанн,
ни ест, ни пьет; и говорят: в нем
бес. Пришел Сын Человеческий,
ест и пьет; и говорят: вот человек,
который любит есть и пить вино,
друг мытарям и грешникам. И
оправдана премудрость чадами
ее.

38. Новый Завет

Рим.13:13 Как днем, будем вести
себя благочинно, не [предаваясь]
• ни пированиям и пьянству,
• ни сладострастию и распутству,
• ни ссорам и зависти;

39. Святые отцы


АЕвагр.11:10 Есть мясо – нехорошо, и
пить вино непристойно. То и другое
позволительно только больным.
ЕфСир.14:8 Есть воздержание в питии,
– не употреблять без меры не только
вина, но и воды, не гоняться за
удовольствием пить искусно
приготовленные смеси, не искать
разных напитков, не пить вина без
нужды, не ходить на пиры.

40. Святитель Иоанн Златоуст Беседа о статуях (беседа первая)

Неумеренное питье вина не меньше,
чем и чрезвычайное употребление
воды, даже гораздо больше
причиняет тяжких болезней и душе и
телу, производя борьбу страстей,
внося в ум бурю нечистых помыслов,
расслабляя и расшатывая силы тела.

41. Осуждение пьянства

1Кор.6:9-10 Или не знаете, что
неправедные Царства Божия не
наследуют? Не обманывайтесь: ни
блудники, ни идолослужители, ни
прелюбодеи, ни малакии, ни
мужеложники, ни воры, ни лихоимцы,
ни пьяницы, ни злоречивые, ни
хищники - Царства Божия не
наследуют.

42. Осуждение пьянства Святитель Иоанн Златоуст Беседа о статуях (беседа первая)

Что, в самом деле, достойно большего сожаления, чем
пьянство? Пьяница живой мертвец; пьянство - демон
самозваный, недуг, не имеющий прощения, падение,
лишенное оправдания, общий позор рода нашего.
Пьяница не только бесполезен в собраниях, не только
в делах частных и общественных но и по одному
просто виду противнее всех, дыша зловонием.
Изрыгания, позевания и крики пьяных неприятны и
противны, и тем, кто видит и присутствует вместе с
ними, внушают крайнее отвращение. Но верх зла в
том, что этот недуг делает для пьяницы недоступным
небо, и не дозволяет достичь вечных благ, так что
вместе с позором здесь и там ожидает страдающих
этим недугом тягчайшее наказание.

43. Святые отцы о умеренности

44. Святитель Иоанн Златоуст Беседа о статуях (беседа первая)

Наилучшее лекарство – когда ты
соблюдаешь полнейшую
умеренность. Это – полезная нам
твердыня и против еретиков,
клевещущих на создание Божье;… и
против более простых из братьев
наших,

45. Святитель Иоанн Златоуст Толкование на Евангелие от Матфея

Я слышу, как многие, когда встречаются такие случаи,
говорят: будь проклято вино! О, глупость; о, безумие!
Другие грешат, а ты порицаешь дар Божий.Что за
сумасбродство? Ужели вино, - о, человек, - причиною
такого зла? Нет, - не вино, а невоздержание тех,
которые злоупотребляют вином. Итак, лучше скажи:
исчезни пьянство, погибни роскошь! А если скажешь:
пропади вино, то можешь вслед затем сказать:
пропади железо, - потому что есть человекоубийцы;
пропади ночь, - потому что есть воры; пропади свет, потому что есть клеветники; да погибнут жены, потому что есть блудницы. Таким образом ты все
наконец захочешь истребить.

46. Святитель Иоанн Златоуст Беседа на книгу Бытия (29-я беседа)

Кроме того, (можно сказать) и то, что он (Ной),
чувствуя великую скорбь, хотел получить от
того утешение, как говорит и премудрый:
“Дайте сикеру погибающему и вино
огорченному душею” (Притч. 31:6), показывая
этим, что ничто не может быть столь
полезным врачевством против печали, как
употребление вина, только бы неумеренность
не уничтожала происходящей от него пользы.

47. Святитель Иоанн Златоуст Беседа о статуях (беседа первая)

Вино дано Богом не для того, чтобы мы
упивались до пьяна, а чтобы были трезвыми,
чтобы веселились, а не скорбели, ибо "вино",
говорится, "веселит сердце человека" (Пс.
103:15), а ты делаешь его причиной печали. И
действительно, чрезмерно упивающиеся
бывают мрачны духом, так как над умом их
разливается великий мрак.

48. Типикон

Преп. Симеон Чудотворец: «Яко
похвала монаху, еже не пити вина.
Аще и пиет немощи ради тела
своего, мало да испивает. Подобно
же и великий Пимен отец наш
глаголет: яко вина отнюд не
подобает питии монахом».

49. Святитель Иоанн Златоуст Выводы

Вино:
1. Дар Божий (но «дано для трезвости»)
2. Лекарство для тела
3. Лекарство для души (от печали)
4. Лучшее лекарство от пьянства – умеренность
5. Полное воздержание допустимо, но это дело
подвижников
Пьянство:
1. есть неумеренность (критерий – опьянение)
2. проклято

50. Трезвенное движение Основные тезисы

Алкоголь не является пищевым продуктом,
но легальным наркотиком
2. Лучшее средство от пьянства – полное
воздержание
3. Самые вредные напитки – слабоалкогольные
4. Самые вредные люди – умеренно- и
культурнопитейщики
5. Пьянство навязано теми, кто наживается на
чужих немощах
6. Доходы от пьянства приносят больше
убытков, чем дохода (в т.ч. здоровью)
1.

51. Сравнение святоотеческой и современной терминологии

Современное понятие
ИоЗл
Трезвенники
Полное воздержание
Для подвижников
Для всех
Употребление вина
без опьянения
Допустимо при умеренности
Не допустимо, так как
относится к умеренному
питию (см. ниже)*.
Умеренное употребление
вина с опьянением
Есть пьянство и поэтому
проклято
Умеренное и культурное
питие самое вредное
Чрезмерное употребление
вина
Есть пьянство и поэтому
проклято
Есть алкогольная
наркомания
Употребление крепких
напитков
Не обсуждается, так как в
практике святоотеческой
эпохи отсутствовало
Есть алкогольная
наркомания
•в светском трезвенном движении – категорическая недопустимость.
•В церковном трезвенном движении воздержание от неопьяняющих доз
рассматривается как эффективная педагогическая мера, а не как
догматическое утверждение.

52. Сравнение святоотеческой позиции и современного трезвенного движения

1.
2.
В основных вопросах позиции совпадают.
Различие касается вопроса употребления малых
(неопьяняющих) доз. Это различие связано с изменением
характера употребления хмельных напитков:
a)
b)
3.
4.
В древности состояние опьянения было не целью, но
«побочным» эффектом невоздержанной жизни
В Новое время опьянение становится целью употребления
Современное православное трезвенное движение
рассматривает воздержание от малых доз как следование
словам апостола Павла «Лучше не есть мяса, не пить вина
и не [делать] ничего [такого], отчего брат твой
претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (Рим.
14:21).
Можно утверждать, что современное трезвенное
движение действует в духе святых отцов

53. Современные святые отцы о трезвости

54.

-
Из Новозаветных святых приведем
хотя бы некоторых, о трезвости которых
достоверно известно:
Апостол Иаков, брат Господень
Преп. Пахомий Великий
Преп. Паисий Великий
Преп. Иоанникий Великий
Преп. Пимен Великий
Преп. Симеон Столпник
Свт. Иоанн Златоуст
Блаж. Иероним
54

55.

Особо отметим русских святых:
- Преп. Антоний печерский
- Преп. Афанасий печерский
- Преп. Марк Пещерник
(Гробокопатель)
-
Преп. Сергий Радонежский
Преп. Иринарх Затворник
Преп. Кирилл Белоезерский
Преп. Иосиф Волоцкий
Преп. Макарий Колязинский
Преп. Александр Свирский
Преп. Серафим Саровский
55

56.

-
Свт. Иов, Патриарх Московский
Свт. Иоанн, епископ Суздальский
Свт. Тихон, епископ Воронежский
Свт. Феофан, Затворник Вышенский
Свт. Игнатий, еп. Кавказский
Сщмч. Владимир, митр. Киевский
Сщмч. Сильвестр, архиеп. Омский
Сщмч. Андроник, архиеп. Пермский
Сщмч. Митрофан, архиеп. Астраханский
Сщмч. Мефодий, еп. Петропавловский
Сщмч. Амвросий, еп. Сарапульский
56

57. Типикон (Устав):Глава 35. Разсуждение о ястии и питии,

Аще случится и во уреченныя
дни, якоже рехом всегда, якоже
и Великий Симеон чудотворец
глаголет: яко похвала монаху,
еже не пити вина. Аще ли и пиет
немощи ради тела своего, мало
да испивает. Подобно же и
Великий Пимен отец наш
глаголет: яко вина отнюд не
подобает пити монахом.
57

58. Стоглавый собор РПЦ (XVI век) гл. 51:

«Подобает прежде всего заботу и попечение
иметь о том, чтобы не было в обители ни в
трапезах, ни в кельях пития, от которого
пьянство бывает. Если что и писано в уставах и
Житиях святых отец, что инокам разрешается
пить вино когда по чаше, когда по две или по
три и имелось вино в монастырях как в первых,
так и в нынешних, но до пьянства его не пили…
В русской земле другой обычай и другой закон.
И если имеем питье пьянственное, то не можем
воздерживаться и пьем до пьянства. А что
повелевают святые отцы пить по чаше или по
две или по три то этого и слышать не хотим
или не ведаем меры чаш этих… И ради этого
обычая
и
погибельного
нрава
и
грехолюбного навыка не подобает нам иметь
во обители питья, от которого бывает
пьянство, чтобы не впасть в конечную
погибель...»

59. Стоглавый собор РПЦ (XVI век) гл. 52:

«Отныне изволиша с Божиею помощию,
доколе Господь повелит и поможет, в
митрополии и во архиепископьях, и
епископьях, и по всем святым честным
монастырем общим и особь сушим, такоже
и по девичим монастырем общим и особь
сущим пиянственнаго пития, сиречь
хмельного и вина горячаго, не держати и
не пити, а держати и пити святителем и по
всем
святым
монастырем
и
священноиноком, и дияконом, и иноком, и
игуменьям, и старицам житныя и
медвеныя всякия квасы по своим
обиходом»
59

60. Указ Святейшего Синода, 7 авг. 1859 г.

«…Посему
Святейший
Синод
благословляет
священнослужителей,
живым примером собственной жизни и
частым проповедованием в церкви
Божией
о
пользе
воздержания
ревностно содействовать возникшей в
некоторых
городских
сельских
сословиях благой решимости воздерживаться от употребления вина»
60

61.

Свт. Феофан Затворник: «…для всех нас
и на все случаи закон: ничего не делать,
чем можно соблазнить брата <…>
Воздерживайся также от вина и от
всего, что только служит соблазном;
потому что спасение брата не идет ни с
чем в сравнение»
(Толкование на Первое послание
св. апостола Павла к римлянам)
61

62. Святитель Феофан Затворник

«Не упивайтеся вином», – говорит апостол. Но как
положить меру, с которой начинается упивание?
Христианам скорее идет: совсем не пейте, разве
только в крайностях. Конечно, не вино
укоризненно, а пьянство; но огонь в кровь
влагается и малым количеством вина, и
прибывшее от того развеселение плотское
развевает мысли и расшатывает нравственную
крепость. Какая же нужда ввергать себя в такое
опасное положение? Особенно когда сознается,
что всякую минуту времени надобно искупать, а
этим поступком не минуты, а дни отдаются даром
врагам, и добро бы даром, а то еще с приплатою?
Так, строго судя, винопитие совсем должно быть
изгнано из употребления из среды христиан.

63. Святитель Игнатий (Брянчанинов)

В России существенно нужно устранение вина из
обителей. Это понимали благоразумные и
благочестивые настоятели, из которых можно указать
на недавно почившего мужа праведного, Феофана,
бывшего настоятелем и возобновителем КириллоНовоезерского монастыря. Он старался с особенною
ревностию об уничтожении винопития во вверенном
ему монастыре, но тщетно. И тщетными останутся все
усилия кого бы то ни было, если постановления
святых Отцов относительно монастырей не будут
восстановлены во всей полноте. (О монашестве.
Разговор между православными христианами,
мирянином и монахом)

64. Нравственная оценка употребления вина

English     Русский Правила