491.32K
Категория: БиографииБиографии

Танеев С. И

1.

Родился С. И. Танеев
25 ноября 1856 года во Владимире
Звенигородского уезда Московской губернии. Принадлежал к
роду дворян, ведущему свою историю с XV века. Его отец — Иван
Ильич Танеев — помещик, магистр словесности, врач, музыкантлюбитель. С пяти лет мальчик учился игре на фортепиано,
сначала у преподавателя M. А. Миропольской, затем у
В. И. Полянской. После переезда в Москву в 1866 году композитор
поступил в консерваторию. Своей сравнительно зрелой и
серьёзной игрой (среди произведений, сыгранных Танеевым на
экзаменационном прослушивании, был ноктюрн (B-dur) Дж.
Филда) маленький пианист снискал особое расположение
приёмной комиссии: «Дитя провинции, полненький от
ухаживания за ним отца и матери, одетый по моде того
времени в бархатный казакинчик, в пёструю, клетчатую
шёлковую рубашечку, перепоясанную наполовину, в напускных
шароварах, будущий ученик с первого своего появления привлёк
симпатии к себе профессоров» (Липаев И. В.).
До 1869 года занимался в младших классах у Э. Л. Лангера
(фортепиано, элементарная теория музыки и сольфеджио). В
1869–75 гг. продолжил занятия в классе фортепиано у
композитора Н. Г. Рубинштейна, гармонии, инструментовки и
свободного сочинения П. И.Чайковского, контрапункта, фуги и
муз. формы Н. А. Губерта. Среди самых известных сочинений
консерваторских лет — это симфония e-moll, отмеченная
большим влиянием П. И. Чайковского.

2.

В 1874 году музыкант
впервые выступил публично на
музыкальном вечере в доме князя Голицына. А в 1875 году
композитор окончил консерваторию с золотой медалью. Имя
С. И. Танеева — первое на доске отличия учеников
консерватории. После окончания консерватории он много
выступал на концертах как пианист-солист. Летом в 1875 году
музыкант отправляется в путешествие с Н. Г. Рубинштейном в
Грецию, Италию, Францию, Швейцарию. По приезду в Париж
композитор встречается и общается с И. С. Тургеневым,
Г. Флобером, Э. Золя, Ш. Гуно, К. Сен-Сансом и другими
известными людьми. В 1876 году совершает концертное турне
вместе с Л. С. Ауэром по городам Центральной и Южной России.
Сергей Иванович получил известность как первый исполнитель
всех крупных произведений для фортепиано Чайковского
(исключение — его Первый фортепианный концерт). После
смерти П. И. Чайковского он отредактировал и исполнил ряд его
сочинений. Выступал также с исполнением собственных
сочинений. Был связан дружескими отношениями с
композиторами петербургской школы. В композиторском
творчестве С. И. Танеева не только можно увидеть традиции
русских классических композиторов — М. И. Глинки,
П. И. Чайковского, но и западно-европейских композиторов —
И.- С. Баха, Людвига ван Бетховена. Его кантаты «Иоанн
Дамаскин», «По прочтении псалма», опера-трилогия «Орестея»
стали лучшими образцами в русской музыкальной культуре.

3.

Педагогическая деятельность
В 1878–1905 годах деятельность композитора неразрывно связана с Московской
консерваторией. Сначала маэстро преподавал в ней гармонию и инструментовку, а в
1881–1888 годах вёл класс фортепиано. В 1883 году, вследствие ухода из консерватории
профессора Н. А. Губерта, Танееву пришлось взять класс свободного сочинения
(до 1888 г.). Со временем он оставил ceбе лишь специальный класс контрапункта и фуги
(с 1888 г.) и музыкальной формы (с 1897 г.). Тогда же (1883 г.) Сергей Иванович был
избран в состав Комитета профессоров по управлению Московской консерваторией. А в
1885–89 гг., благодаря усилиям П. И. Чайковского, назначен директором Московской
консерватории. За эти годы он смог значительно поправить состояние финансовых дел
консерватории, обновить преподавательский состав, повысить уровень учебной
дисциплины и требований на приёмных экзаменах, а также усовершенствовать учебные
планы. Наибольшее значение имело создание композитором в Московской
консерватории системы музыкально-теоретического образования. Он разработал
программы курсов гармонии, инструментовки, контрапункта и фуги, а также формы,
свободные сочинения (отличные от программ Петербургской консерватории).
Существенно обогатил методику преподавания музыкально-теоретических дисциплин.
Внёс в их преподавание единство учебно-практических и собственно научных
компонентов (особенно в курс контрапункта и фуги). Добивался связи теоретического
образования с композиторским и исполнительским творчеством. В 1902 году создал
проект учебного плана по общей и специальной теории музыки. Стимулировал
развитие теории исполнительского искусства, в частности создание «Энциклопедии
фортепианной техники Я. В. Вейнберга».

4.

С. И. Танеев является автором капитального труда «Подвижной
контрапункт строгого письма», это учебное пособие пользуется
огромной популярностью во всём мире.
«Учение, изложенное в настоящем труде, представляется мне
более точным, простым и доступным, вследствие применения
элементарных алгебраических приёмов к контрапунктическим
комбинациям и замены словесного изложения некоторых
существенных правил условными знаками. Это дало мне
возможность принять в соображение наибольшую массу
подлежащих рассмотрению явлений, подчинив их небольшому
сравнительно числу общих правил. Я много лет применял
отдельные части этой
тeopии в классе контрапункта
Московской консерватории, стараясь упрощать то, что
затрудняло учащихся, и нередко пользовался высказываемыми
ими соображениями».
С. И. Танеев
В 1905 году в знак протеста против авторитарных методов
руководства консерваторией И. С. Танеев покинул её и больше
туда не возвращался, несмотря на многочисленные просьбы
профессоров и учеников. Он продолжал давать уроки частным
образом (всегда безвозмездно), оставаясь видной фигурой в
музыкальной жизни Москвы. Круг общения учителя составляли
К. А. Тимирязев, А. Г. Столетов, Я. П. Полонский, В. Е. Маковский,
Андрей Белый, А. М. Васнецов, В. Я. Брюсов, М. Е. СалтыковЩедрин.

5.

С 1901 года работал в составе Этнографического отдела и Музыкальноэтнографической комиссии Общества любителей естествознания, антропологии и
этнографии при Московском университете. Большое значение придавал изучению
народной музыки. В 1880 году записал от А. А. Гатцука и обработал 27 украинских
песен, гармонизовал также целый ряд украинских песен из собрания Н. А. Янчука.
Результатом путешествия по Сванетии в 1885 году, во время которого композитору
удалось записать от князя И. Урусбиева песни и инструментальные наигрыши, стало
первое в России историко-теоретическое исследование музыкального фольклора
народов Северного Кавказа ([«О музыке горских татар»] // Вестник Европы. Кн. 1. 1886.
С. 94–98).
Музыка, безусловно, была для Сергея Танеева смыслом и главной радостью жизни, но
не единственным увлечением. Одним из хобби Сергея Ивановича стало изучение
иностранных языков. Он свободно говорил на немецком, французском, английском и
овладел международным языком эсперанто. Танеев был членом международного
общества эсперантистов, не только общался на эсперанто, но даже написал несколько
романсов на этом языке. Его высокие моральные качества отмечали все — Танеева
называли «совестью музыкальной Москвы». В этом неофициальном звании отражены
многие стороны личности композитора. Это и ответственное отношение
к профессиональным обязанностям, и принципиальность в решении сложных
вопросов. Танеев заслужил почётное звание умением честно и корректно высказаться
о творчестве коллег, готовностью похлопотать о судьбе молодого таланта. Такое
единодушие для конфликтной музыкальной среды того времени была большая
редкость.

6.

Материалы о композиторе находятся
в фонде
Группы нотных изданий и
музыкальных звукозаписей.
Наш адрес: проспект 60-летия
Октября, д. 164.
Контактный тел. 27-46-75.
English     Русский Правила