2.68M
Категория: Русский языкРусский язык

С.А.Григорьева «Вратарь»

1.

С.А.Григорьева
«Вратарь»

2.

СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ГРИГОРЬЕВ
(1910 – 1988Г.Г.)
Народный художник Украины.
Родился в городе Луганске (Донбасс)
в многодетной семье
железнодорожника. Широкую
известность приобрёл как автор
произведений на тему семьи и
школы. Лучшие полотна посвящены
детям. Среди них известная картина
«Обсуждение двойки», «Рыбачок»,
«Первые слова», «Юные натуралисты».
Заслуженную славу принесла
художнику картина «Вратарь». За неё
автору была присуждена
Государственная премия.

3.

ОБСУЖДЕНИЕ ПО ВОПРОСАМ:
Какое время года и суток
изображено на картине?
- Кто является является главным действующим лицом картины?
- Каким изобразил художник вратаря? Опишите его позу, фигуру,
выражение лица, одежду.
- Опишите маленького мальчика, который стоит позади вратаря?
- Как художник показал заинтересованность зрителей игрой в
футбол? Кто особенно сильно увлечён происходящим?
Опишите их.
-Кто равнодушно относится к происходящему на поле?
- Почему картина называется «Вратарь»?
- Как вы думаете, что хотел сказать художник своей картиной?
- Какова её основная мысль?

4.

КОМПОЗИЦИЯ КАРТИНЫ
Композиция – построение, расположение фигур на полотне.
Рассмотрите, как построена картина «Вратарь»?
На переднем или заднем плане изобразил художник главного героя
картины, вратаря?
Кто изображён на втором плане?
Что вы видите на заднем плане картины?
Какие цвета и оттенки использовал С.А.Григорьев, чтобы подчеркнуть
жизнерадостный характер события, изображённого на полотне?
Нравится ли вам эта картина? Какие напоминает события из вашей
жизни?

5.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА
Увлекательный матч, футбольное
состязание, слегка согнуться, начать игру, быстро
реагировать, завладеть мячом, атаковать ворота,
прикрывать ворота, бесстрашный вратарь, не прикасаясь
рукой к мячу, растирая ушибленное колено, широко
расставив ноги, рванувшись с места, начав игру, быстро
реагируя, увлечённо наблюдать за происходящим на поле,
встав в удобную позицию, упираясь руками в колени, белосерая собака, удобно устроившись на поваленном дереве, с
нетерпением ждать острого момента игры, получать
удовольствие от созерцания игры, ярко-красный, слева,
справа, позади, светло-серые шорты, неприметные на
первый взгляд детали, никого не оставить равнодушным.

6.

ПЛАН СОЧИНЕНИЯ
1. Вступление.
2. Тема и основная мысль картины. (Что изображено на
полотне?)
3. Описание картины С.А.Григорьева «Вратарь».
а) на пустыре в погожий осенний день;
б) бесстрашный вратарь (описание главного персонажа
картины). Возраст, одежда, действия мальчика, стоящего на
воротах;
в) описание мальчика в красном костюме;
г) описание зрителей-болельщиков;
4. Особенности композиции картины.
5. Роль деталей в картине.
6. Моё отношение к картине. (Какие мысли и чувства вызывает
данное полотно, удалось ли художнику донести до нас
задуманное, чем запомнится эта картина?)

7.

Сочинение по картине
И.Попова «Первый снег».

8.

9.

«ПЕРВЫЙ СНЕГ»
Игорь Александрович Попов
родился в 1927 году.
Это русский живописец, для
творчества которого характерны поэтические пейзажи.
Ряд его картин посвящён жизни небольших городов.
Вот и данное полотно посвящено теме городского
пейзажа.

10.

Картина И.Попова «Первый снег» решена в
простой и лаконичной манере. На ней мы не увидим
разнообразия ярких красок. Преобладающие тона жёлтый, серый и белый. Но несмотря на бледность
цветового решения картины, от полотна веет
бодростью и свежестью, от неё словно бы исходит
ощущение радости от запечатлённого на холсте.
Композиционное решение очень интересное, будто
взгляд из окна одного из
верхних этажей здания
(«сверху вниз»).

11.

Зрители видят уходящую вдаль заснеженную улицу,
обрамлённую невысокими и,судя по их виду,
старинными домами неяркого жёлтого цвета. Улица
видна как на ладони, и весь заснеженный мир будто
принадлежит тем, кто смотрит на эту картину. Заметно,
что снег выпал не так давно - снежный наст почти не
тронут, и только три полоски следов перечёркивают
его. А центральное место занимают три фигуры.
Девочки, очевидно, сбежались с разных сторон по
свежевыпавшему снегу и теперь радуются
наступлению зимы. Они кружатся, соединив руки и
вскинув их к серому небу. Под ногами подруг видны
тёмные кольца следов на белом снегу. Поодаль можно
заметить бредущую по улице собаку. Слева на картине
изображена примкнувшая к дому телефонная будка, а
в ней – человек.

12.

На заднем плане картины угадываются высотные
здания и трубы заводов. Вероятно, художник
изобразил старую часть города, потому что дома здесь
невысокие, с узкими окнами, выступающими
балконами, Справа на картине - деревья, с которых
ещё не совсем опала листва, и листья эти зелёного
цвета. Видимо, снег выпал внезапно, а до этого
погода стояла по-осеннему тёплая. Но вот выпал снег,
скрыв под белым покрывалом осеннюю грязь,
опавшие листья, и старый город сразу преобразился,
приобрёл праздничный вид.
День на картине пасмурный, небо передано в
серых тонах, и всё же от картины исходит ощущение
свежести и радости от первого снега.

13.

Цветовое решение картины довольно интересное:
преобладают белые, серые, жёлтые краски; яркими
пятнами выделяются розово-красные шапки и чулки
девочек-подростков. Сами краски прозрачны и своим
сочетанием прекрасно передают морозный, слегка
влажный воздух конца осени – начала зимы. Жёлтые дома
освежают полотно, оттеняя снежную белизну, и
одновременно служат напоминанием о солнце, которое
вернётся с наступлением весны.
От работы И.Попова веет одновременно чистой
радостью и лёгкой грустью. Грусть исходит от того, что
улицы пусты и краски неярки, а также от одиноко
бредущей по улице собаки, с печально висящими ушами.
Эта двойственность восприятия картины завораживает. С
одной стороны восхищает белизна выпавшего снега,
морозная чистота воздуха, с другой - эта одинокая
собака…

14.

Картина Игоря Попова наполнена глубоким
психологизмом. В этой работе очевидно отразилось
отношение самого художника к смене времён года. Это и
радость, и удовольствие – ведь зима приносит свои
развлечения детям, и светлая грусть от увядания
природы, засыпающей на зиму, от пустоты улиц.
Картина «Первый снег» по-настоящему приковывает
взгляд зрителя к этому творению. Складывается
впечатление, что это ты смотришь на заснеженную улицу
из окна дома, изображённого на полотне, ты
испытываешь радость от созерцания первого снега.
Чистота, свежесть, бодрость, восторг от белизны улиц вот что восхищает каждого в этой картине, поэтому от неё
невозможно оторвать очарованного взгляда. Мастерство,
с которым выполнена эта картина, позволяет судить об
огромном таланте Игоря Попова.

15.

16.

17.

СОЧИНЕНИЕ ПО КАРТИНЕ
П.П.КОНЧАЛОВСКОГО «СИРЕНЬ В КОРЗИНЕ».

18.

ПЛАН СОЧИНЕНИЯ.
1.Вступление.
2.Основная часть:
- что изображено на картине П.Кончаловского?
- где на полотне расположилась корзина с цветами?
- какие краски использовал художник для создания
этой картины?
-какие чувства вызывает у зрителя данное полотно?
3.Удалось ли автору картины передать красоту
весеннего букета сирени? С помощью каких
средств изобразительности?

19.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА
Передо мной, малинового, бежевого, фиолетового,
какой-то, плетёная корзина, сплетённая из ивовых
прутьев, ярко-голубой, нежно-розовый, тёмнокоричневая поверхность, пышные кусты сирени,
буйное цветение весной, красочное, нарисована,
нарисованная, изображено, изображённое, мастерски
передал, в центре полотна, чувства,
расположено, расположенное, настроение, гроздья
сирени,

20.

21.

22.

ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ
А.М.ГЕРАСИМОВА «ПОСЛЕ ДОЖДЯ.
МОКРАЯ ТЕРРАСА».
Чистота, свежесть, жизнеутверждение в природе и в душе
художника - чувства, которые передаёт картина
А.М.Герасимова «После дождя»(«Мокрая терраса»). Содержание
этого полотна не может не породить в нашей душе ощущение
бодрящей новизны, ведь омытый дождём привычный
окружающий мир неизменно заставляет нас по-новому
взглянуть на будничные вещи, и этот новый взгляд не только
приносит открытие удивительного в повседневном, но и в душе
человека. Мастерство и точность в передаче состояния
природы и человека - главное , что привлекает нас в этой
картине.
На картине изображено немного деталей: мы видим
дощатую террасу, стоящий на ней стол, а на нём - ваза с
цветами и опрокинутый ветром стакан.

23.

На заднем плане картины - зелень деревьев. Однако каждый
из элементов картины изображён автором с таким
мастерством, что мы, зрители, почти физически ощущаем
прохладу и свежесть.
Автор запечатлел момент, когда дождь только прошёл. Почти
зеркальным блеском сверкает мокрый дощатый пол террасы,
перила и скамейка. Всё вокруг освещено влажным блеском.
Свет солнца неярок, как это бывает после дождя.
Ветер, который сопровождал дождь, растрепал стоящий на
столе букет, и лепестки цветов размётаны по столу. Мокрая
поверхность стола отражает опрокинутый стеклянный стакан.

24.

Кажется, что по велению или капризу
каких-то высших сил пролившийся дождь
кардинально изменил представление об
обыденном. И сразу вспоминается
тютчевское:
Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.

25.

На перила террасы почти свешиваются ветви деревьев,
зелень которых, омытая дождём, выглядит по-весеннему свежо и
ново. Сквозь ветки деревьев и густые цветущие кусты во дворе
виднеется мокрая крыша сарая в саду. Листья дерева,
изображённого в левом углу картины, прорисованы нечётко это ветер, который не стих ещё, не даёт зрителю разглядеть
листву, он превращает её в буйную зелёную массу. В углу
картины мы можем рассмотреть клочок неба - оно ещё
прояснилось после дождя, остаётся мутным, но уже чувствуется,
что скоро появится солнце.
Сами по себе краски картины неяркие: терраса коричневая,
стоящий на ней стол тёмно-коричневый, зелень деревьев тёмнозелёная, какой она бывает уже в конце лета. Но пролившаяся с
неба влага абсолютно до неузнаваемости
изменила невыразительную картину, придала
простой деревянной террасе вид дворцовых
покоев в королевстве природы.

26.

Художник сумел передать необыкновенную способность
природы преображаться, что говорит о его искренней любви к
родной природе и родным местам.
Вообще, картины А.М.Герасимова тесно связаны с
переживаниями человека, они всегда воздействуют на чувства
людей. Для него понять природу означало передать самые свои
сокровенные мысли, раздумья о месте человека в мире, о его
сложном и противоречивом отношении с окружающим миром.

27.

28.

ФЁДОР АЛЕКСАНДРОВИЧ ВАСИЛЬЕВ
(1850 – 1873)
Ф.А.Васильев - гениальный русский живописец,
пейзажист, замечательный рисовальщик. Несмотря на
короткую жизнь, оставил обширное творческое
наследие. Он внёс вклад в русское искусство, проложив
новые пути в развитии пейзажной живописи. В его
картинах отчётливо проступало тяготение к
лирическому восприятию природы и более красочной
её передаче. Выбранный Ф.Васильевым мотив –
приближение грозы – одно из наиболее частых и
любимых художником состояний природы. Его кисти
принадлежат такие картины, как «Приближение грозы»,
«Болото», «Полдень», «Перед грозой», «Оттепель», «Вид на
Волге», «Зимний пейзаж».

29.

ФЁДОР АЛЕКСАНДРОВИЧ ВАСИЛЬЕВ
Феномен происхождения
пейзажиста Фёдора Васильева
продолжает и по сей день удивлять
всякого, кто так или иначе соприкасается с его творчеством. На горизонте русского искусства 1860-х
годов он возник лет в 18, почти
мальчиком-самоучкой. Но как-то
неожиданно, почти внезапно вошёл
в число ведущих художников того
времени. На «равных» участвовал на
выставках и побеждал в конкурсах.
за два-три года достиг таких профессиональных успехов, на завоевание
которых у других уходили годы, а порой
и целая жизнь.

30.

Картина «Мокрый луг» была написана в Крыму. Она стала
одним из шедевров русской пейзажной живописи. В ней автор
хотел выразить свои чувства, всю любовь – всё, что бережёт
память сердца - всего лишь омытый дождём мокрый луг под
огромным небом, несколько деревьев вдали да бегущие по
влажной земле тени гонимых ветром туч.

31.

…Уходит гроза, но небо ещё кипит и бурлит. С грозной
торопливостью несутся и сталкиваются косматые тучи, еле
слышны раскаты грома – всё в картине полно движения, всё
живёт и дышит : гнутся под порывами ветра деревья, и
подёрнутая рябью вода, и небо… Даже особенно небо,
проникнутое типично васильевским настроением, которое
противопоставлено на полотне зловещим тучам, ещё
низвергающим потоки дождя на виднеющийся вдали лес. Небо
на полотнах Васильева всегда играет значительную роль, а в
«Мокром луге» оно является едва ли не главным средством,
выражающим поэтические мысли
художника. Сверкающий тёплый просвет в облаках, отражающийся в
воде и поддержанный отсветами на
земле, ведёт борьбу с огромными
тёмными и холодными тучами и
бегущими по земле тенями.

32.

Как бы в противоположность напряжённой жизни неба вся
остальная часть пейзажа предельно проста и линии рисунка её
легче, спокойнее. Каждая деталь картины ( а их на этом полотне
много ) – это вариация основной темы, но все детали так
растворены в целом, что их познаёшь только при очень
внимательном рассмотрении.

33.

С первого взгляда «Мокрый луг» располагает к себе зрителя
простотой и привычностью мотива. В глубине широкой низины
высятся два развесистых дерева. Далеко за ними, в сизой
дымке леса проступает полоска неба. Вдоль низины тянется
обрывистый косогор, а впереди блестит болотистая заводь с
топкими берегами. Вот, собственно и всё, что изображено на
полотне Фёдора Васильева. Но современники видели в этой
картине больше, чем даже обобщённый образ родной
художнику северной природы.
Картина захватывает зрителя необычайной глубиной
одухотворённого пейзажа, непосредственностью чувств и
настроений, вложенных в неё.

34.

Природа у Ф.Васильева никогда не предстаёт «холодной, вечной,
равнодушной». Он непрестанно искал в ней гармонию, чистоту;
художник согрел и одухотворил её глубоко поэтическим
чувством, и именно в его картинах впервые прозвучала та
интимно-лирическая, грустная и тоскующая тема, которая
замерла с его смертью.
Композиция «Мокрого луга» проста и непринуждённа, и в то
же время трудно представить себе более продуманное и
монументальное произведение. В картине легко различить
композиционный центр, к которому сходятся основные линии
пейзажа – очертания косогора, берега заводи, тропинки,
границы света и тени на лугу, полоса леса.

35.

Зрительным центром, организующим всю картину, является
тёмный силуэт двух могучих деревьев. Васильев сместил его
вправо от геометрического центра, и именно поэтому картина
выглядит статичной.
Удивительно плавно и рельефно разворачивается в «Мокром
луге» пространство. Небо с его кипением и бурлением, с его
игрой света и с его космической бесконечностью изображено
непревзойдённым мастером и поэтом неба, каким считался
Фёдор Васильев. И вместе с тем каждый кустик, травы

36.

на переднем плане с ботанической точностью воспроизводит
растительность средней полосы России.
«Мокрый луг» был представлен на конкурс Общества поощрения
художников в Петербурге в 1872 году и получил вторую премию
(первая была присуждена картине И.Шишкина «Сосновый бор»). В
отношении к природе к искусству у обоих художников было много
общего. Оба они были детьми той земли, которую воспевали, оба были
с ней тесно связаны, знали её со всеми её тайнами и поэтому умели
видеть и так трепетно передавать её красоту.
Когда глава передвижников И.Крамской увидел «Мокрый луг»
Фёдора Васильева, он был потрясён. И весенняя чистая зелень, и
летучий свет, и неслышный ветерок, зарябивший воду в зарастающем
русле реки, и невидимые капли дождя на влажной листве деревьев –
всё говорило о художнике необыкновенном и чутком к шуму и музыке
природы.

37.

38.

Ф.Васильев «Перед грозой»

39.

40.

41.

Сочинение по картине К.Ф.Юона
«Мартовский снег».

42.

СОЧИНЕНИЕ ПО КАРТИНЕ К.Ф.ЮОНА
«МАРТОВСКОЕ СОЛНЦЕ».
Картина «Мартовское солнце», написанная
К.Ф.Юоном в 1915 году ,– одна из самых
известных в творчестве знаменитого художника.
На этом полотне, показывающем зрителю
родную природу Подмосковья, особенности
живописи Юона воплощены особенно полно.

43.

ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ.
«Мартовское солнце» - жизнерадостный
пленерный пейзаж. Живописец запечатлел на полотне то состояние природы, когда ещё не растаяли сугробы и хрустит под ногами снег, но в ярко-голубом небе, в прозрачном воздухе уже
носится едва уловимое ощущение весеннего тепла.
Кажется, деревья тянутся к льющемуся с неба свету своими
узловатыми ветвями. Солнце ещё почти не греет, но ярко озаряет
крыши деревянных домиков, раскидистые тополя, высокие берёзки, создавая бодрое, приподнятое настроение.
Важной частью картины «Мартовское солнце» является
жанровая сценка. Действительно, трудно представить себе этот
пейзаж без этих лошадок, задорной косматой собачки и весёлых
ребятишек.

44.

Картина «Мартовское солнце» развивает традиционную пейзажную тему, давая ей новое толкование. Композиция
произведения отличается особенным совершенством.
Интенсивность цвета, декоративность полотна не исключают
ощущения жизненности, реальности, пространственной глубины.
Яркие краски полотна – сочетание голубого, розового, золотистого, нежно-сиреневого – помогают живописцу передать
ощущение первого весеннего тепла и света. Всё это вместе задаёт
тему пейзажа - тему радостного и торжественного
пробуждения природы.

45.

46.

47.

48.

49.

ИГОРЬ ЭММАНУИЛОВИЧ
ГРАБАРЬ
(
(1871-1960г.г.)

50.

Портрет Игоря Грабаря.

51.

И.Грабарь «Морозное утро».

52.

И.Грабарь «Белая зима».

53.

Картина Игоря Грабаря «Мартовский снег».
English     Русский Правила