Спор о человеке в трагедии И. В. Гёте «Фауст»
Иога́нн Во́льфганг фон Гёте Родился в 1749 во Франкфурте-на-Майне. Умер в 1832 году в Веймаре.
Философская трагедия «Фауст» в двух частях - поэтическое завещание Гёте
В каких ещё изученных нами произведениях зарубежной литературы идёт спор о человеке?
Переосмысление традиционного представления о Боге и человеке.
«Божок вселенной»
Вывод
«Он рвётся в бой и любит брать преграды» (образ Фауста)
«Кто ищет, вынужден блуждать». Сделка
Сцена «У ворот»
Два типа учёных.
«Природа для меня загадка. Я на познанье ставлю крест».
Появление Мефистофеля
«Мгновение, повремени!» Договор Фауста с Мефистофелем
«Куда же мы теперь?»
Домашнее задание
Фауст и Маргарита
554.00K
Категория: ЛитератураЛитература

Спор о человеке в трагедии И. В. Гёте «Фауст»

1. Спор о человеке в трагедии И. В. Гёте «Фауст»

Остановись, мгновенье,
ты прекрасно!..
И. В. Гёте

2. Иога́нн Во́льфганг фон Гёте Родился в 1749 во Франкфурте-на-Майне. Умер в 1832 году в Веймаре.

• немецкий поэт;
• государственный
деятель (был сначала
советником, потом
министром при дворе
герцога веймарского);
• мыслитель и
естествоиспытатель.

3. Философская трагедия «Фауст» в двух частях - поэтическое завещание Гёте

• Основные даты творческой
истории «Фауста»:
• 1775 — первая редакция –
«Прафауст».
• 1790 — издание «Фауста» в
виде «отрывка».
• 1806 — окончание первой
части,
• 1825 — начало работы над
второй частью,
• 1831 — окончание «Фауста».

4. В каких ещё изученных нами произведениях зарубежной литературы идёт спор о человеке?

• Шекспир – деятель эпохи Возрождения, или
Гуманизма(15-16 века); Гёте – эпохи
Просвещения(18 век).
• Просветители ищут новые пути совершенствования
человека и берут себе в учителя природу.
• Идеи и идеалы просветителей:
• природа создала всех людей равными;
• идеал «естественного человека», близкого к природе
и к народу;
• идеал учёного – самоотверженного труженика;
• интерес к естественным наукам.

5. Переосмысление традиционного представления о Боге и человеке.

Образы Господа и Мефистофеля в «Прологе на
небе».
Господь.
Мефистофель.
Таким, как ты, я никогда Мы ладим, отношений с
не враг…
ним не портя.

6. «Божок вселенной»

• Вывод: образы Бога и Мефистофеля
очеловечены, сближены, Мефистофель
не враг, а слуга и помощник Господа.
• Расхождения в представлении о
человеке: мнение Мефистофеля –
мнение Господа.

7. Вывод

• Мефистофель – скептик и обличитель
пороков – с его помощью Гёте создаёт
сатирический образ человека.
• Господь – защитник человека, верящий
в конечное торжество светлого начала,
разума (главная идея Просвещения).

8. «Он рвётся в бой и любит брать преграды» (образ Фауста)

• Что узнаём о нём
из пролога?
• Чем он отличается
от других людей?

9. «Кто ищет, вынужден блуждать». Сделка

• Объясните смысл сделки,
предложенной Мефистофелем Фаусту.
• Почему Господь соглашается на
предложение Мефистофеля, ведь он,
наоборот, должен оберегать человека
от происков дьявола?
• В чём видит Господь смысл испытанья,
назначенного Фаусту?

10. Сцена «У ворот»

• Взаимоотношения Фауста с простым
народом.
• Отношение к Фаусту его коллеги учёного Вагнера.
• Исповедь самого героя.

11. Два типа учёных.

• Вагнер – кабинетный
учёный,
самодовольный
потребитель знаний.
• Фауст –
первооткрыватель,
исследователь, никогда
не удовлетворяющийся
достигнутым.

12. «Природа для меня загадка. Я на познанье ставлю крест».

• В чём смысл
духовных терзаний
Фауста?
(отношение
Фауста к своим
достижениям в
науке)
• О чём мечтает
герой?

13. Появление Мефистофеля

• В какой момент
появляется пудель,
который оказывается
затем
Мефистофелем?
Случайность это или
нет?
• Какое качество
человеческой натуры
олицетворяет
Мефистофель?
• Образ Мефистофеля.

14. «Мгновение, повремени!» Договор Фауста с Мефистофелем

• Мефистофель предлагает
Фаусту сделку. Какова цена
этой сделки?
• Расскажите, как Фауст
отнёсся к предложению
Мефистофеля?
• Чем пытается соблазнить
Фауста Мефистофель?
• Чем удаётся ему это
сделать?
• Какое условие ставит
Фауст?
• Почему соглашается?
• Что хочет сказать этим Гёте
о главных жизненных
ценностях?

15. «Куда же мы теперь?»

• Итак, Фауст заключает
сделку с чёртом ради
познания, у которого, как
уверен герой, нет границ.
• Для осуществления
эксперимента
Мефистофель
возвращает Фаусту
молодость.
• Фауст решает окунуться
в пучину страстей,
испытать в полной мере
радости и горести,
которые выпадают на
долю человека.

16. Домашнее задание


Расскажите о встрече Фауста с
Маргаритой.
1 Чем привлекает Фауста эта девушка?
2) История Маргариты.
3) Чувства Маргариты к Фаусту.
4) Вмешательство Валентина.
5) Поединок. Отношение Фауста к
поединку. Почему Фауст закалывает
Валентина?
6) Бегство. Полёт на шабаш.
7) Судьба Маргариты.
8) Анализ сцены «Свидание Фауста с
Маргаритой в тюрьме». Чтение в лицах.
Объясните, почему Маргарита
отказывается бежать?
9) Какие чувства испытывает Фауст?
Чем заканчивается сцена?

17. Фауст и Маргарита

18.

• Из-за него спорят Бог и сатана (Мефистофель), причём Бог
предсказывает Фаусту, которому, как и всякому ищущему
человеку, суждено ошибаться, спасение, ибо «честный человек
в слепом исканьи всё ж твердо сознает, где правый путь»: этот
путь — путь неустанных стремлений к открытию действительно
значительного смысла жизни. Подобно Вильгельму Мейстеру,
Фауст, прежде чем обнаружить конечную цель своего
существования, проходит ряд «образовательных ступеней».
Первая ступень — его любовь к наивной мещаночке Гретхен,
кончающаяся трагически. Фауст покидает Гретхен, и та, в
отчаянии убив родившегося ребёнка, погибает. Но Фауст не
может поступить иначе, он не может замкнуться в узкие рамки
семейного, комнатного счастья, не может желать судьбы
Германа («Герман и Доротея»). Он бессознательно стремится к
более грандиозным горизонтам.

19.

• В метаниях Фауста отражается
разочарование просветителей в
человеческом знании, в силе человеческого
разума раскрыть все тайны природы. Они
приходят к идее непознаваемости мира,
которая получила название агностицизма
(гностицизм – вера, агностицизм – неверие).
Разочарование в науке приводит к
обращению к ненаучным путям познания – к
оккультизму Гёте не исключение

20.


На изображении перед вами - человек, слепо шагающий вперед и невидящий, что под
ногами у него пропасть. Вслед за человеком бежит пес, злобно раздирающий его одежду и
не дающий свернуть в сторону. Как правило, данный образ трактуется однозначно: этот
слепец олицетворяет тот этап нашей жизни, когда мы бредем по пути, не разбирая дороги.
За спиной у нас - груз прошлых ошибок и заблуждений. Суетливые и беспокойные мысли
(пес, бегущий следом) мешают нам остановиться и задуматься: «А куда, собственно, лежит
мой путь?» Мы бредем, как слепые, без цели, не видя порой даже пропасти под ногами. И
лишь от судьбы зависит, упадем мы в нее или же благополучно минуем, так и не узнав, чего
избежали.
Нулевой Аркан изображает фигуру мужчины над пропастью. Человек направляется к краю
пропасти, но не смотрит, куда идет. Он может либо оглядываться через плечо, либо
смотреть в небо; следующий шаг отправит его в пропасть, но он не ведает об опасности.
В некоторых колодах Дурак облачен в разноцветный костюм и колпак с бубенцами —
традиционный наряд придворного шута. В других он одет в простой, иногда поношенный
костюм странника. В большинстве колод Дурак несет на плече узелок с пожитками и может
опираться на посох.
Во многих колодах на этой карте изображена также маленькая собачка, поднявшаяся на
задние лапы и либо лающая на фигуру, либо ухватившая Дурака за одежды, чтобы оттянуть
от края пропасти. В любом случае собачка пытается предупредить его о грозящей
опасности. Но Дурак настолько погружен в собственные мысли, что не обращает никакого
внимания на предупреждения.
English     Русский Правила