4.65M
Категория: ЛитератураЛитература

Ржаное поле-льняное полотно

1.

«Ржаное поле - льняное полотно»
(поэзия Николая Некрасова)
МБУК «ЦБС» г.Воронежа Библиотека № 27

2.

Николай Алексеевич
Некрасов (1821-1878)

русский поэт, прозаик
и публицист, классик
русской литературы.
Некрасов ввёл в русскую поэзию богатство народного
языка и фольклор. Его поэзия оказала заметное влияние
на последующее развитие русской классической
поэзии, широко используя в своих произведениях
речевые обороты простого народа.

3.

Самые известные произведения:
Поэмы «Кому на Руси жить хорошо»,
«Мороз, Красный нос» и «Русские женщины».
Главные герои произведений Некрасова: бурлаки,
путники, безлошадные крестьяне, овдовевшие
крестьянки, ямщики, коробейники, сироты, рекруты.
Что писал Некрасов: поэмы, романы, сказки, стихи,
элегии и думы.

4.

Некрасов провёл своё детство в деревне, близ Волги.
Его отец был помещиком. Вся семья жила в барской усадьбе,
а неподалёку от дома стояли убогие избы крестьян.
Барский дом стоял у дороги, а дорога в ту пору была
многолюдная, бойкая:
«Рабочего звания люди
Сновали по ней без числа».
Стоило юноше выйти за ворота усадьбы – он всякое время
мог встретить разговорчивых и добродушных людей:
плотников, маляров, печников, землекопов.
«Под наши густые старинные вязы
На отдых тянуло усталых людей.
Ребята обступят: начнутся рассказы
Про Киев, про турку, про чудных зверей…
Рабочий расставит, разложит снаряды —
Рубанки, подпилки, долота, ножи».

5.

Мать поэта, женщина образованная, была первым его учителем,
привила ему любовь к литературе и русскому языку. Некрасов
учился в Ярославской гимназии. Там же начал писать стихи.
В 1840 году за счёт собственных сбережений Некрасов
выпустил свой первый поэтический сборник «Мечты и звуки»,
состоявший из романтических баллад.

6.

Женские образы в поэзии Н.Некрасова

7.

Несмотря на то, что русские женщины находятся в сложной
жизненной обстановке, к ним не липнет грязь.
Русские женщины так же стройны, румяны, а главное,
они выносливы и могут все выдержать, все стерпеть.
Как пишет Некрасов, женщины и холод и голод выносят,
выдерживают и нелегкий труд, где одним взмахом готова копна.

8.

Многие писатели в своих работах
создавали образы русских женщин.
Часто это были героини из дворянской
жизни, но не обходили стороной
писатели и простых женщин,
что были рождены крестьянками.
Некрасов был одним из первых,
кто в свои произведения ввёл
новый тип героинь крестьянок, что
показывает отрывок из его поэмы
«Мороз, Красный нос».
Монолог писателя показал судьбу
всех русских женщин — крестьянок.
Писатель, на примере одной героини,
создает обобщённый образ,
которым восхищается, передавая
своё восхищение и читателям.

9.

Какой же это образ русской
женщины в поэме Некрасова
и его монологе:
«Есть женщины в русских селеньях?»
И мы сразу видим, насколько они
прекрасны. Их взгляды подобны
взгляду цариц, а пройдет она,
словно солнце осветит округу.

10.

Николая Алексеевича
Некрасова называют
певцом женской доли.
Многие его произведения
посвящены этой теме.
Лучшим среди них является
поэма “Русские женщины”.
«Высок и свят их подвиг незабвенный!
Как ангелы-хранители они
Являлися опорой неизменной
Изгнанникам в страдальческие дни».

11.

«Пленительные образы! Едва ли
В истории какой-нибудь страны
Вы что-нибудь прекраснее встречали.
Их имена забыться не должны».

12.

Созданный Некрасовым образ женщины точный и живой,
передающий прежде всего силу русских женщин,
их крепкий дух, выносливость и чувство собственного
достоинства. Женщина Некрасова наделена самыми
лучшими чертами женщины, которые ценились в прошлом,
ценятся сегодня и будут обязательно цениться в будущем.

13.

Любовь к полям, лесам своей
родины, к её снегам и морозам,
весеннему «зелёному шуму»
зародилась у него в ранние годы.
«…Мне лепетал любимый лес:
- Верь, нет милей родных небес!
Нигде не дышится вольней
Родных лугов, родных полей…»
В стихах воспевал образ «Родины» – матушки-земли –
страдалицы, кормилицы, утешительницы,
хранительницы нравственной правды
и женского начала.

14.

Поэтический стиль: правда, простота,
конкретность, лирическая взволнованность,
искренность, душевное напряжение.
Особая музыкальность, образность,
напевность, народно-поэтическое начало,
публицистическая заостренность,
глубокая эмоциональность.

15.

Николай Некрасов известен современным
читателям как «самый крестьянский» поэт России:
именно он одним из первых заговорил о трагедии
крепостничества и исследовал духовный мир
русского крестьянства.

16.

Крестьянские дети.
…Играйте же, дети! Растите на воле!
На то вам и красное детство дано,
Чтоб вечно любить это скудное поле,
Чтоб вечно вам милым казалось оно.
Храните свое вековое наследство,
Любите свой хлеб трудовой —
И пусть обаянье поэзии детства
Проводит вас в недра землицы родной!..
Стихи написаны прекрасным, певучим
и удивительно богатым языком:
часто используются пословицы, поговорки,
сказки, загадки и прибаутки.

17.

Очень много писал Некрасов стихов о крестьянах.
И когда читаешь эти стихи, кажется, будто сами крестьяне
рассказывают о своей жизни. Так близко он воспринимал её
к сердцу. Стихи написаны замечательным, но в тоже время
простым языком, тем самым, которому поэт научился ещё
в детстве, живя в ярославской деревне. Он чудесно владел
крестьянской речью, так просто, хорошо и естественно.
Так говорит о ржаных колосьях:
«Стоят столбы точёные,
Головки золочёные»
О весеннем солнце, окружённом весёлой толпой облаков, пишет:
«Весной, что внуки малые,
С румяным солнцем-дедушкой
Играют облака».

18.

«Опять я в деревне. Хожу на охоту,
Пишу мои вирши - живётся легко.
Вчера, утомленный ходьбой по болоту,
Забрёл я в сарай и заснул глубоко.
Проснулся: в широкие щели сарая
Глядятся веселого солнца лучи.
Воркует голубка; над крышей летая,
Кричат молодые грачи,
Летит и другая какая-то птица –
По тени узнал я ворону как раз;
Чу! шепот какой-то... а вот вереница
Вдоль щели внимательных глаз!
Все серые, карие, синие глазки Смешались, как в поле цветы.
В них столько покоя, свободы и ласки,
В них столько святой доброты!»

19.

Особенно были любы Некрасову русские народные песни,
такие задушевные, протяжные, музыкальные, стройные.
Эти песни народ складывал в течение многих веков.
Слушая их с детства он и сам научился создавать
такие прекрасные песни:
«Русь», «Зелёный шум», «Песня дворового», «Солдатская песня».
Эти песни написаны таким прекрасным складом, что кажется,
будто их написал сам народ. Некрасов всегда страстно желал,
чтобы его песни дошли до народа. Утешал себя мыслью, что:
«Уступит свету мрак упрямый,
Услышишь песенку свою
Над Волгой, над Окой, над Камой».
Надежда поэта сбылась. Его песни давно уже проникли в народ.

20.

Некрасов представлялся повествователем незамысловатых
печальных историй о бедных странниках, «забытой деревне»,
«несжатой полосе»…И всё-таки Некрасов – поэт,
по сей день не разгаданный, и тайна обобщения в его
поэтической «простоте» не уступает, а порой и превосходит
сложность философской поэзии в русской классике.

21.

Ржаное поле – образ, очень часто
встречающийся в поэзии Некрасова.
Начальная строка его поэмы «Тишина»
содержит ёмкое сравнение:
«Всё рожь кругом, как степь живая».
Ржаное поле, ржаной колос у
автора часто не детали пейзажа,
а участники действа.
Шишкин «Рожь»

22.

Ржаное поле – волшебное пространство в русском народном
творчестве. Именно рожь (её посев, период наливания колоса,
жатва, обмолот, выпечка ржаного хлеба – все стадии )
окружены самым большим количеством примет и поверий.
Урожай ржи – основа достатка и в случае недорода других
зерновых – единственная надежда на выживание.

23.

По В.Далю, именно рожь чаще всего получает название «жито», и в
его словаре оно трактуется как родственное не только «жать», но и
«жить». Да и само понятие «рожь» родственно «рожать», «родить».

24.

Лён –культура первостепенно важная для хозяйственной
сферы женщин (изготовление и отбеливание холста, шитьё).
С ним связаны также многие обряды и ритуалы.
Подобно «намоленной» иконе, ржаное или льняное поле
становится полем, определяющим жизненный путь или судьбу.
Ритуалы, связанные с рожью или льном имеют «сакральное»
значение и потаённый смысл («ткачество» – символ творения).
Понятие «дороги» и составляет образ пространства в поэме
«Коробейники».

25.

В 1843г. Некрасов
знакомится с
литературным
критиком Белинским.
Первое произведение
«В дороге»,
которое имело
положительные отзывы.
«Да знаете ли вы,
что вы поэт —
и поэт истинный?» говорит Белинский.

26.

С 1847 по 1866 год —
руководитель литературного
и общественно-политического журнала
«Современник», с 1868 года —
редактор журнала «Отечественные записки».

27.

Некрасов как редактор журналов «Современник» и
«Отечественные записки» сотрудничал с известными писателями
и литературными критиками своего времени:
Тургеневым, Белинским, Толстым, Чернышевским,
Достоевским, Добролюбовым.

28.

В последствии в своей любви
к Некрасову признавались
Ахматова, Волошин, Сологуб,
Блок, Гумилев.

29.

А ты, поэт! избранник неба,
Глашатай истин вековых,
Не верь, что не имущий хлеба
Не стоит вещих струн твоих!
Не верь, чтоб вовсе пали люди;
Не умер бог в душе людей
И вопль из верующей груди
Всегда доступен будет ей!
Будь гражданин! служа искусству,
Для блага ближнего живи,
Свой гений подчиняя чувству
Всеобнимающей Любви;
И если ты богат дарами,
Их выставлять не хлопочи:
В твоем труде заблещут сами
Их животворные лучи.
Взгляни: в осколки твёрдый камень
Убогий труженик дробит,
А из-под молота летит
И брызжет сам собою пламень!

30.

Именем Некрасова в нашей стране названы многие
библиотеки и другие культурные и образовательные
учреждения, улицы во многих городах России и других
стран. Музеи Некрасова открыты в Санкт-Петербурге,
в городе Чудово Новгородской области
и в усадьбе Карабиха.
Дом-музей Н.А.Некрасова в г.Чудово Новгородской области
English     Русский Правила