87.51K
Категория: ФилософияФилософия

Человек как личность. Свобода и ответственность личности

1.

Человек как личность. Свобода и
ответственность личности

2.

Личность
• Категорией «личность» обозначают
общественно развитого человека,
• человека как субъекта сознательной
деятельности, обладающего совокупностью
социально значимых свойств и качеств,
которые он реализует в общественной
жизни.

3.

Свобода
• Одной из основных философских
категорий, характеризующих сущность
человека и его существование, состоящей в
возможности личности мыслить и
поступать в соответствии со своими
представлениями и желаниями, а не
вследствие внешнего или внутреннего
принуждения является Свобода.

4.

Свобода
• Общий смысл проблемы свободы связан с
ответами на вопросы:
• Может ли человек быть свободным?
• Можно ли считать его действия результатом
его свободного выбора? Какие пути ведут к
свободе?
• Является ли свобода абсолютной или она
только относительна?

5.

Свобода
Свобода — это способность человека
выбирать решения,
ставить перед собой цели
и совершать поступки в соответствии со
своими целями, интересами, идеалами,
основанными на осознании свойств и
отношений вещей, закономерностей
окружающего мира.

6.

Свобода
• О свободе можно говорить лишь тогда,
• когда есть выбор (выбор целей
деятельности, выбор средств, ведущих к
достижению целей, выбор поступков в
определенной жизненной ситуации и т. д.),
• когда цели не противоречат
объективным свойствам и отношениям
вещей и явлений окружающей нас
действительности и
• когда наличествуют необходимые условия
для реализации в практической деятельности
выбранной альтернативы.

7.

Свобода
• Проявлением человеческой
свободы является
• способность преобразовывать
окружающий его мир и самого
себя.

8.

Свобода и необходимость
• В своем стремлении решить поставленные
вопросы философы рассматривали
свободу человека обычно в ее связи с
необходимостью.
• Так, ранние стоики считали, что свободным
может быть мудрец, который сознательно
подчиняется законам природы и действует
соответственно космическому порядку.

9.

Свобода и необходимость
• Б. Спиноза называл абсурдным и
противным разуму «…утверждение о том,
что необходимое и свободное суть
(взаимоисключающие)
противоположности».
• Сам он противопоставлял свободу не
необходимости, а принуждению.
• Свободу философ понимал как
осознанную необходимость

10.

Свобода и необходимость
• Итак, с точки зрения диалектической
философии, абсолютной свободы не
существует.
• Свобода человека носит
относительный характер, ибо ее
существование ограничено внешними
по отношению к человеку условиями и
обстоятельствами.

11.

Свобода и необходимость
• Противопоставление свободы и
необходимости
• и их абсолютизация
• привели к таким двум противоположным
решениям проблемы свободы, как
• фатализм и
• волюнтаризм.

12.

Свобода и необходимость
• Понятием «фатализм» (от лат. fatalis —
роковой) обозначают воззрения на
историю и жизнь человека
• как на нечто заранее предопределенное
• Богом,
• судьбой
• или объективными законами развития.

13.

Свобода и необходимость
• Фатализм рассматривает каждый поступок
человека как неотвратимую реализацию
изначального предопределения,
исключающего свободный выбор.
• Древнеримские стоики утверждали:
«Судьба направляет того, кто
ее принимает, и тащит того,
кто ей сопротивляется».

14.

Свобода и необходимость
• Учения, в которых абсолютизируется
свобода воли и игнорируются реальные
возможности, получили название
волюнтаризма (от лат. voluntas —
воля).
• Волюнтаризм полагает, что в мире «правит
воля», то есть жизнеспособность того или
иного существа, индивида, сообщества
зависит исключительно от силы воли.
Реализуется и побеждает то, что обладает
достаточной волей.

15.

Свобода и необходимость
• Если волюнтаризм ведет к произволу,
вседозволенности и анархии, то фатализм
обрекает людей на пассивность и
покорность, снимает с них
ответственность за свои поступки.
• Свобода выбора и принятия решений
требуют от человека мужества,
творческих усилий, постоянного риска и
личной ответственности.

16.

Свобода и ответственность
• Свобода и ответственность —
две стороны сознательной
деятельности человека.
• Свобода порождает
ответственность,
ответственность направляет
свободу.

17.

Свобода и ответственность
• Ответственность – категория, отражающая
отношение личности к обществу, которое
характеризуется
• выполнением своего нравственного долга
и правовых норм - то есть способность человека
сознательно выполнять определенные требования и
осуществлять стоящие перед ним задачи;
• совершать правильный моральный
выбор;
• достигать определенного результата, а так
же связанные с этим вопросы правоты или виновности,
возможности одобрения или осуждения,
вознаграждения или наказания.

18.

Ответственность
• Ответственность — это
сознательное осуществление
предъявляемых к личности, коллективу и
обществу взаимных требований.
• Ответственность может быть личной и
коллективной.
• При этом по мере развития человеческой
свободы направленность ответственности
постепенно смещается с коллектива на
самого человека.

19.

Ответственность
• Социальная ответственность
выражается в склонности человека вести
себя в соответствии с интересами других
людей.
• По мере развития человеческой свободы
ответственность усиливается. Но ее
направленность постепенно смещается с
коллектива (коллективная ответственность)
на самого человека (индивидуальная,
персональная ответственность).

20.

Ответственность
• Ответственность, принимаемая
человеком как основа его личной
нравственной позиции, выступает в
качестве фундамента внутренней
мотивации его поведения и
поступков.
Регулятором поведения
является совесть.

21.

Ответственность
• Вопрос о личной ответственности за
свои поступки перед обществом, перед
прошлыми и будущими поколениями, перед
самим собой —
• это вопрос о том, должен ли
человек отвечать за те последствия
своих действий, на которые оказывают
влияние внешние обстоятельства,
• может ли он предвидеть эти последствия.

22.

Ответственность
• Одни философы, например,
экзистенциалисты, при решении проблемы
ответственности признают человека
целиком повинным в последствиях его
поступков, не учитывая при этом влияния
внешних обстоятельств.
• Другие философы, напротив, полностью
оправдывают человека в том, что он не
достигает намеченных результатов.

23.

Ответственность
• Диалектико-материалистическая философия
утверждает, что каждый человек несет
личную ответственность за содержание своей
деятельности в пределах тех возможностей,
которые определяются достигнутым уровнем
общественного развития.
• Чем шире реальные возможности,
тем выше мера личной
ответственности.

24.

Свобода
• Человеческое в человеке формируется в
процессе все большего обретения им
духовной свободы.
• При этом он обладает не полной, раз и
навсегда обретенной свободой, а лишь
определенной ее «мерой», которая является
зависимой и переменной величиной.
• «Мера свободы, – писал итальянский
философ А. Грамши, – входит в понятие
человека».

25.

Свобода
• Свобода ощущается индивидом прежде
всего как личное чувство, как
субъективное явление, заключающееся в
возможности самостоятельно сделать
выбор.
• На следующих ступенях свобода выбора
переходит в свободу решения,
• а затем в свободу действия,
• свободу творчества и самовыражения.

26.

Внутренняя свобода
• Одним из проявлений свободы человека
является умение управлять самим собою.
• Выражение «господство над нами самими»
(Ф. Энгельс) нередко истолковывается
односторонне, как господство разума над
чувствами, как способность подавлять свои
чувства и страсти.
• Однако задача заключается не в подавлении
чувств, а в том, чтобы сделать чувства
подлинно человеческими, как можно более
соответствующими его социально-деятельной
природе.

27.

Внутренняя свобода
• Отрицательное влияние на духовную
свободу многих людей оказывают
• довлеющие над их сознанием различного
рода комплексы неполноценности,
• предрассудки, суеверия,
• нежелание мыслить и действовать
самостоятельно, брать на себя
ответственность, стремление перекладывать
ее на «начальство», коллектив и т. д.

28.

Внутренняя свобода
• Возможность принимать самостоятельные
решения и поступать согласно своему
разумению неизбежно приводит к вопросу
о нравственных основаниях поступков
человека.
• Все ли дозволено человеку,
обладающему свободой выбора?
• Существует ли какая-либо связь между
свободным волеизъявлением и шкалой
нравственных ценностей?

29.

Внутренняя свобода
• Представители экзистенциализма К. Ясперс,
М. Хайдеггер и Ж. П. Сартр выдвинули
положение, согласно которому подлинно
свободный выбор – это выбор, сделанный
в полном соответствии с внутренней
правдивостью индивида, т. е. не
вступающий в противоречие с его
внутренними убеждениями, честностью,
искренностью.
• Данное положение, безусловно, весьма
существенно для определения внутренней
свободы человека.

30.

Свобода
• Свобода – величайшая человеческая
ценность и вместе с тем это нелегкое бремя,
тяжелый крест, так как свобода выбора, принятие
решения неизбежно связаны с постоянным риском
и личной ответственностью.
• «Основной чертой нашего времени, – писал К.
Ясперс, – является то, что, хотя все жаждут
свободы, многие не переносят свободы.
Они стремятся туда, где во имя свободы
освобождаются от свободы»

31.

Задание
• 1. Составить философский словарь по теме
• 2. Напишите эссе по теме «Что такое
свободный человек?»
English     Русский Правила