Готический стиль
Возникновение готического стиля
Ведущий вид искусства - архитектура
Собор в Реймсе. XIII – XVI вв. Франция Был официальным местом коронации многих монархов Франции. В XIII веке собор был сильно
Собор в Амьене. XIII – XV вв. Франция. Был возведен в честь Святой Марии. Изначально был построен в римском стиле в XIII веке,
Внутренний вид собора в Личфорде
Разрез собора в Амьене
Готические стрельчатые арки – подчёркивали устремленность здания ввысь.
Окна готических соборов
Между двумя башнями на фасаде, большое круглое окно получившее название – «готическая роза».
Нотр-Дам в Париже (собор Парижской Богоматери)
Новые определения
Собор в Кёльне
Домашнее задание:
5.26M
Категория: ИсторияИстория

Готический стиль

1. Готический стиль

2.

• На сегодняшнем уроке мы с Вами
начнём говорить о готическом стиле
в искусстве.

3. Возникновение готического стиля

• Готический стиль архитектуры возник во
Франции, откуда распространился в
Западную, Центральную и частично
Восточную Европу. Утвердившийся в
эпоху Возрождения термин «готика»
был связан с названием германского
племени готов, варварски разграбившего
Рим в 410 г., а потому использовался для
уничижительного обозначения
«варварского искусства».

4. Ведущий вид искусства - архитектура

Ведущий вид искусства архитектура
• Главными архитектурными
сооружениями и украшениями городов
позднего Средневековья становятся
величественные готические соборы.
Именно они являлись центром
общественной и духовной жизни
средневекового города. Их стены были
свидетелями пышных праздничных и
будничных богослужений. Здесь
проходили торжественные церемонии и
процессии, отмечались всенародные
празднества, устраивались религиозные
театрализованные представления.

5. Собор в Реймсе. XIII – XVI вв. Франция Был официальным местом коронации многих монархов Франции. В XIII веке собор был сильно

разрушен в результате пожара, но заново построен в
XIV веке.

6.

Внешний вид готического собора с
его острыми шпилями, богато
украшенными порталами рождал в
душе человека восторг и удивление
перед подобным творением рук
человеческих. Как величественный
корабль на волнах житейского моря,
он возвышался над городом. При
взгляде на готический собор
создавалось впечатление, что вся его
каменная громада легко движется
вверх наперекор законам физики.

7. Собор в Амьене. XIII – XV вв. Франция. Был возведен в честь Святой Марии. Изначально был построен в римском стиле в XIII веке,

но к XV
веку приобрел готические черты. Является самым
большим собором Европы.

8.

В основе готического собора –
несколько упрощенная в плане римская
базилика, преобразованная в новые
архитектурные формы и очертания. Для
большей вместимости помещения и создания
ощущения простора требовалось расширить
внутреннее пространство храма. Зодчие
сумели сделать перекрытие зала более
лёгким. Благодаря чему можно было
уменьшить толщину несущих колонн и
объединить пространство трёх нефов
собора.

9. Внутренний вид собора в Личфорде

10. Разрез собора в Амьене

11.

• Сущность готической конструкции состояла в
каркасном перекрытии здания, составлявшем
как бы его скелет. Невидимая изнутри, эта
конструкция снимала гигантскую нагрузку со
стен, предоставляя возможность покрывать
почти всю их плоскость оконными проёмами,
застеклёнными цветными витражами. В
результате пространство готического собора,
в отличие от мрачноватого интерьера
романских церквей, стало более светлым.

12. Готические стрельчатые арки – подчёркивали устремленность здания ввысь.

13. Окна готических соборов

14. Между двумя башнями на фасаде, большое круглое окно получившее название – «готическая роза».

15.

Единственной массивной частью
храмового готического здания являлся
главный фасад (внешний вид), на котором
располагались две огромные башни,
переходящие в тонкий шпиль.
Собор в
«Шартре»

16.

• Таким образом, формы готического
здания приобрели характерную
вертикальность, остроконечность,
насыщенность пластикой, легкость и
движение. По сравнению с романскими
храмами высота готических соборов
значительно больше. Подчёркнутая
вертикальность всех частей придаёт
зданию устремленность вверх, к небу.

17. Нотр-Дам в Париже (собор Парижской Богоматери)

18.

19.

20. Новые определения

• шпиль - вертикальное и остроконечное
завершение зданий в виде сильно
вытянутого вверх конуса или пирамиды;
• деамбулаторий - полукруглая обходная
галерея вокруг алтарной части храма,
образованная продолжением боковых
нефов.
• аркбутан - наружная каменная
полуарка, передающая горизонтальное
усилие распора от сводов постройки на
опорный столб, расположенный за
пределами основного объёма здания.

21.

• «венец капелл» - небольшое сооружение
или помещение для молитв, для
хранения реликвий, размещения певчих.
• трансепты - поперечный неф в
базиликальных и крестообразных по
плану храмах, пересекающий основной
(продольный) неф под прямым углом.
• центральное-средокрестие – в церковной
архитектуре место пересечения главного
нефа и трансепта, образующих в плане
крест.
• портал - архитектурно оформленный
вход в здание.
• фасад – внешний вид здания.
• апсида – полукруглый выступ здания.

22.

23.

• Собор Нотр-Дам в Париже – наглядный
пример сочетания принципов романского и
готического стилей. Крестообразная в
плане базилика делится внутри на пять
продольных нефов, а на фасаде собора
имеются соответственно пять порталов. Вот
как описывал его Виктор Гюго в своём
романе:
• «Вряд ли в истории архитектуры найдётся
страница прекраснее той, какою является
фасад этого собора, где последовательно и в
совокупности предстают перед нами три
стрельчатых портала, за ними – зубчатый
карниз, словно расшитый двадцатью восемью
королевскими нишами, громадное
цетральное окно-розетка с двумя другими
окнами. Расположенными по бокам...»
(«Собор Парижской Богоматери»).

24.

Новый архитектурный стиль быстро
распространился и по землям Германии, но
здесь он приобрёл несколько иной вид
(«особая» готика). Немецкие мастера сумели
передать в своих произведениях беспокойный,
мятущийся дух готики, усилили экспрессию и
драматическую одухотворённость внешнего и
внутреннего облика. Характерной
особенностью немецкой готики является
использование элементов романской
архитектуры: простой план, небольшое
количество украшений на внешних стенах,
облицованных глазурованной плиткой, гладкие
двускатные крыши (крыша с двумя скатами). У
входа в храм располагалась одна (реже две)
высокая башня, увенчанная шатром и
остроконечным шпилем. Вместо розы в центре
фасада – большое стрельчатое окно.

25. Собор в Кёльне

26.

• Собор в Кёльне – характерное для
немецкого зодчества произведение готики.
Это огромное здание с пятью нефами,
двумя колоссальными башнями на
западном фасаде, увенчанными
остроконечными, ажурно проработанными
шпилями.

27. Домашнее задание:

1) законспектировать в тетрадь
сегодняшний урок;
2) посмотреть фильм - Собор Парижской
Богоматери. Тайны средневековых
зодчих. Серия 1
https://www.youtube.com/watch?v=rQRO
hfGwDYM
3) на основе просмотренного фильма –
написать небольшое сообщение о
Соборе Нотр-Дам (Собор Парижской
Богоматери).
English     Русский Правила