Похожие презентации:
Творчество Сергея Александровича Есенина
1.
2. Обязательные произведения
«Запели тёсаные дроги…»«Не жалею, не зову, не плачу…»
«Отговорила роща золотая…»
«Письмо к женщине»
«Шаганэ ты моя, Шаганэ…»
«Спит ковыль. Равнина дорогая…»
«Неуютная жидкая лунность…»
«Клён ты мой опавший…»
«Мы теперь уходим понемногу…»
«Несказанное, синее, нежное…»
«О красном вечере задумалась дорога…»
3. Ранняя лирика
4. Дореволюционный период творчества
Основные темы дореволюционного периода творчестваЕсенина (1910 — 1916 гг.) — природа, родина, деревня .
Образ Родины — центральный на всех этапах творчества
поэта. Деревенская Русь воссоздана в мельчайших деталях
крестьянского быта, неброской природы с её «ивами,
кроткими монашками», «перламутровой» крапивой у забора,
алыми зорями, седыми облаками, глухариным плачем.
Для лирического героя нет ничего дороже родного края,
несмотря на его бедность и невзрачность («Край ты мой
заброшенный…», «Топи да болота…», «Чёрная, потом
пропахшая выть!» и др.). Однако эта бедная земля
поэту «всех краёв дороже»: Если крикнет рать
святая:«Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо
рая, Дайте родину мою».
5. Ранняя лирика
Сам же Сергей Есенин не склонен был делить свойтворческий путь на какие-либо этапы. Поэзия Есенина
отличается высокой степенью цельности. В ней всё –
о России. «…Чувство Родины – основное в моём
творчестве», - говорил он. Но центральный образ
первых сборников Есенина «Радуница» (1916) и
« Голубень» (1918) – Русь крестьянская.
Радуница – «блестящая, «просветлённая» /первый
понедельник послепасхальной недели/. Так называли на
Руси и первые весенние дни. Голубая, синяя –
постоянные эпитеты есенинской России.
6. «Радуница»
Радуница» оставляет достаточно цельное впечатление.Автор четко определяет свою роль: он поэт
крестьянской культуры, крестьянского мира. Основные
мотивы
книги:
одухотворенная
природа,
богоизбранность крестьянства, умиленная кротость и
словно
бы
обреченность
лирического
героя.
Литературные источники – символизм (хотя, пользуясь
блоковскими образами, цветами и мотивами, Есенин
совершенно не претендует на блоковскую мистику);
акмеизм (любовь к вещному, здешнему миру в каждой
его мелочи), фольклор (причем скорее городской, чем
сельский – у Есенина очень заметны черты городского
романса).
7.
8. Анализ стихотворения
1. О чем это стихотворение?/Стихотворение-воспоминание о прошлой жизни, об ощущениях, которые
испытывал лирический герой, бродя по бескрайним русским лугам…/
2. С кем себя отождествляет лирический герой?
/С захожим богомольцем, который пришёл поклониться своей земле, потому
что потом уйдёт в чужие края…/
3. С чем ассоциируется Родина?
/ С огромным храмом, светлым и чистым, способным любого вернуть к
духовным истокам, излечить душу…/
4. В чём противоречивость образа Руси?
/ Переплетаются красота и убожество, чистота и грязь, земное и
божественное…/
5. В чём убежден автор?
/Ни на что и никогда не променяет аромат яблок и мёда, девичий смех. Есенин
видит в быте крестьян /несмотря на множество проблем/ правильную и
разумную жизнь, потому что они чтят традиции предков и умеют радоваться
9. Гой ты, Русь, моя родная…
Есенин убеждён: у крестьян есть главноебогатство – земля, реки, леса, поля, которые не
перестают восхищать поэта своей первозданной
красотой
10.
Для молодого Есенина Русь – воплощение рая.Однако этот образ постепенно осложняется:
Сторона ль моя, сторонка,
Горевая полоса…
Только лес, да посолонка,
Да заречная коса…
…
Оловом светится лужная голь.
Грустная песня, ты – русская боль.
Возникает перекличка есенинского образа Руси с
блоковской Россией: у обоих поэтов рядом с
«Россией-тайной» – другая Россия, нищая и
бесприютная.
11. Ранняя лирика
В душе поэта уживаются две России – «земная» и«небесная». Лирический герой Есенина - «вечно
странствующий странник» «в лазурь уходящий» А
родина потому и любима смертной любовью, что
она – оставленная. Мотив покинутого отчего дома –
один из ведущих в лирике Есенина.
12. Лирический герой Есенина
Максимальная приближённость «биографии героя»к биографии автора /автобиографические мотивы –
в основе большинства стихов Есенина/;
Естественность тона, исповедальная открытость
лирического героя ( «стихи – письма от Есенина»
/Ю. Тынянов/)
Ощущение героем кровной, смертной связи со всем
живым в мире («понятен мне земли глагол»)
Открытость героя миру, благодарное его приятие,
но при этом – тоска «о нездешних нивах»
13. Имажинизм
В 1918 году Есенин знакомится с АнатолиемМариенгофом и Вадимом Шершеневичем и становится
одним из имажинистов.
Имажинизм – группировка скандальная и
недолговечная. Сущность имажинизма в изобретении
неожиданных (сложных, вычурных) образов /поэма
«Кобыльи корабли»: ворон на лошадиных трупах
Есенин сравнивал с парусами на «кобыльих кораблях»,
которые уплывают в какую-то неведомую страну…/
Антиэстетизм революции вызывал и не такие образы…
/«голова моя машет ушами, как крыльями птица» или «в
небе облак лохматой дворняжкой/ по - собачьему звонко
плачет…»
14. Послеоктябрьская лирика
На протяжении творческого пути поэта /несмотря нанеобыкновенную цельность есенинского художественного
мира/ стиль его «словесной походки» менялся: «В годы
революции был всецело на стороне Октября, но принимал всё
по-своему, с крестьянским уклоном» / «О себе», 1925/…
Ожидал от революции превращения России в великую
Крестьянскую республику, благословенную страну Хлеба и
Молока…
Почти перестаёт писать лирику, создает цикл революционных
поэм / «Иорданская голубица», «Небесный барабанщик»,
«Инония»/, пишет единственное стихотворение «Я последний
поэт деревни…» - панихида по дорогому его сердцу
обречённому миру /образ прощания с вымирающей деревней/
15. 1920 год – переломный в творчестве Есенина
Мотивы покинутого дома осложняются у негоконфликтом «Русь советская» - «Русь уходящая»
Язык сограждан стал мне как чужой.
В своей стране я словно иностранец…
Сам поэт не знает ответа на вопрос «куда несёт нас рок
событий?», и его поэзия 24-25 гг. - многоголосье /слышим
голоса матери, деда, сестёр, земляков/
16. Любовная лирика
В раннем творчестве Есенина /до 1920/ стихи о любвибыли редкостью.
1923 – цикл «Любовь хулигана»: «В первый раз я запел
про любовь/ В первый раз отрекаюсь скандалить…»/
Любовь – центральная тема «Персидских мотивов».
Высокий
эмоциональный
накал,
душевная
обнажённость, безоглядная удаль
- отличительные
черты есенинской любовной лирики. Его стихи о любви
удивительно музыкальны.
Благодарное приятие – основной тон в отношении
лирического героя к женщине. Он умеет проститься и
расстаться с любимой с благодарностью, без
истерической натуги / «Цветы мне говорят –
прощай…», «Письмо к женщине»/
17. Особенности поэтического стиля
Песенно-фольклорное начало /обилие повторов,кольцевые обрамления, постоянные эпитеты, система
сквозных образов: клён, черёмуха, яблоня, сад/;
Специфическая образность /каждый есенинский образ поэтическая мысль, понятная только в контексте его
творчества (например, «всё пройдёт, как с белых
яблонь дым»)/ Отсюда – два любимых приёмаолицетворение и метафора, которые нередко
совмещаются в одном образе: «…изба – старуха
челюстью порога / жуёт пахучий мякиш тишины»/
Психологический параллелизм
Особенности цветовой палитры / преобладающие –
синий, голубой, розовый, золотой, серебряный. Но в
поэме «Чёрный человек» уже преобладают только два
цвета - чёрный и белый/ и напевность.
18. Для ЕГЭ
Тема Родины. В начале творчества – гармония исчастье героя, живущего в своем земном раю.
Потом нарастают тревожные ноты. Потом
революция и осознание, что она разрушит этот
мир. После этого Русь начинает казаться каким-то
далеким раем, отошедшим в голубую дымку.
Потом будет попытка осознать то, что произошло
в стране в эпических, по сути, «Возвращении на
родину», «Гуляй-поле». Примирения, впрочем, не
произошло: «Все равно остался я поэтом//
Золотой бревенчатой избы».
19. Для ЕГЭ
Тема любви. Это про то, что природу он любитгораздо больше, чем любую даму сердца. Берем
три стихотворения: «Не бродить, не мять в
кустах багряных…», «Заметался пожар
голубой…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…» и
демонстрируем на тексте: вот любовь, вот
природа. Природа побеждает качеством и
количеством.
20.
«Сергей Есенин нестолько
человек,
сколько
орган,
созданный природой
исключительно для
поэзии».
М. Горький