Похожие презентации:
Основатель киргизского музыкального театра
1. «Основатель киргизского музыкального театра»
ФГБОУ ВО «Орловский государственный институт культуры»Научная библиотека
«Основатель киргизского
музыкального театра»
к 120-летию со дня рождения
советского пианиста, композитора и педагога
Михаила Рафаиловича Раухвергера
(1901-1989)
2. Михаил Рафаилович Раухвергер
«Музыка…обладает
необычайно
бодрящей
и
очищающей силой.
Слово и действие становятся
высоко
значительными,
когда
музыка берёт их на свои крылья».
народный комиссар просвещения
А.В. Луначарский
Михаил Рафаилович Раухвергер
3.
Михаил Рафаилович Раухвергер родился 5 декабря 1901 года вОдессе. Обучение музыке началось с семилетнего возраста, а вскоре
мальчик сам стал сочинять музыку. Окончив гимназию в 1919 году,
М. Раухвергер поступает в Одесский политехнический институт и
одновременно с этим в консерваторию, где занимается по
фортепиано в классе профессора Р. Бибер.
Одесская консерватория,
1920 г.
4.
В 1922 году М. Раухвергер переезжает в Москву и поступает вМосковский механико-электротехнический институт. В то же время он
стремится продолжить профессиональное музыкальное образование.
Мечтая учиться в классе выдающегося педагога и пианиста
Ф.М. Блуменфельда, М. Раухвергер держит вступительные экзамены
на фортепианный факультет Московской консерватории.
Его исполнение Чаконы Баха-Бузони
понравилась членам комиссии. Через
несколько дней юноша с радостью
увидел свою фамилию в списке
принятых.
Ф.М. Блуменфельд
5.
Своё первое сочинение – детскуюпесню «Мы весёлые ребята» Михаил
Рафаилович написал в 1925 году. В это
время он как раз учился на третьем
курсе Московской консерватории в
классе Феликса Блуменфельда.
Песня имела большой успех у
детской аудитории – вскоре её пели во
всех детских садах Москвы, а молодой
музыкант
получил
заказ
от
издательства на создание новых песен.
После окончания консерватории
Раухвергер был оставлен в аспирантуре.
В эти же годы он дебютирует как
пианист. Его приглашают участвовать в
симфонических концертах, выступает
он и с сольными программами.
6.
Выступления Раухвергера пользовались постоянным успехом.Но всё же концертная практика и преподавательская деятельность не
становятся главным поприщем молодого музыканта.
Уже в начале своей композиторской деятельности М.
Раухвергер понял, что сочинение музыки нельзя ограничивать
рамками какого-либо одного жанра. Наряду с песнями он создаёт
инструментальные произведения.
В 1928 году Михаил Рафаилович
принес в Музгиз свою первую сонатину
для фортепиано. Его поразило, с каким
вниманием прослушали её опытные
композиторы
и
педагоги
Н.Я.
Мясковский, А.Ф. Гедике, А.С. Жиляев.
Со временем сочинение музыки стало
для М. Раухвергера главным делом
жизни.
7.
В 1928 году выходит в свет сборник«Солнышко» на слова поэтессы Агнии Барто,
состоящий из восьми песен для малышей.
Вскоре появляются и другие сборники: «Про
птиц и животных», «Игры – загадки», «От
весны до весны», «Рабочие песенки» и другие.
Песни Раухвергера становятся известными и
популярными.
Ярким
свидетельством
признания
заслуг
молодого
музыканта
является
избрание
его
заведующим секцией детской музыки Союза
композиторов СССР.
В
1936
году
по
заказу
Центрального детского театра композитор
пишет оперу по пьесе Е. Шварца
«Красная шапочка». Работа в новом для
него жанре увлекла Раухвергера – она
раскрыла в нём дар театрального
композитора.
8.
Активно композитор работает как автор музыки к радиопередачам икинофильмам.
В 1936 году Раухвергеру предложили написать музыку к первому цветному
детскому фильму «Похождения медвежонка». Этот первый опыт в кино
вскоре очень пригодился. В 1938 году он пишет музыку к замечательному
детскому фильму, составившему целую эпоху в истории советского кино,
«Белеет парус одинокий», по одноименной повести Валентина Катаева).
Композитор
с
удовольствием
погрузился в мир героев повести, вспоминая о
впечатлениях собственного детства, о милой
сердцу Одессе.
Среди других сочинений – музыка к
кинофильмам «Хуторок в степи», «Военная
тайна»,
«Мальчиш-Кибальчиш»,
«Человек с планеты земля» (о жизни
Циолковского). При всем различии образноэмоционального строя и содержания этих
кинофильмов есть черты, объединяющие
музыку к ним: выразительность, рельефность
тем, богатство гармонического языка.
9.
В обращении Раухвергера к театральной, радио- и киномузыке проявляетсястремление его к разнообразию художественных задач и расширению диапазона
творческих интересов.
Принципы, найденные в детских песнях, развиваются, но есть и новое: композитор
обращается к более широкой аудитории, он выходит на сцену, экран, в эфир. Его музыка
поясняет действие, рисует картины жизни и природы. В нее входит разнохарактерность
сюжетов – сказочность, романтика приключений.
В последующие годы композитор продолжает активную работу в различных
музыкальных жанрах, не оставляя своей любимой области – сочинения детской музыки.
Область детской музыки стала одной из самых любимых и широко развитых в творчестве
М. Раухвергера.
Серьёзное, вдумчивое отношение к музыке
для детей высказано в одном из выступлений
композитора на страницах журнала «Советская
музыка»: «Детская песня или инструментальная
музыка, несмотря на свою миниатюрность и
простоту,
должна
быть
подлинным
произведением
искусства.
Чем
меньше
и
прозрачнее вещь, тем заметнее изъяны и
шероховатости.
Недоработанность мелодии
затрудняет восприятие и запоминание песен, а
неточные гармонии и не безукоризненное
голосоведение засоряют слух детей».
10.
В конце тридцатых – в начале сороковых годов в ряде союзных республик началосьстановление национальных музыкальных школ. Русские советские композиторы
накопили большой опыт работы в различных республиках и внесли свой вклад в развитие
музыкальной культуры.
М. Раухвергер был направлен в творческую командировку в Киргизию. Обращение к
киргизской тематике сыграло значительную роль в его творчестве. В 1939 году Михаил
Рафаилович Раухвергер впервые приехал в Киргизию, и с этого времени образы
киргизского национального искусства прочно вошли в его творчество. Сначала это были
просто творческие поездки в республику, а во время Великой Отечественной войны (19411945) композитор жил во Фрунзе несколько лет.
Своё знакомство с киргизской культурой
композитор начал с народной музыки и, лишь
только основательно изучив её, приступил к работе
над оперой «Кокуль» («Легенда о златокудром
юноше») по либретто В. Винникова и У.
Сарбагишева. Опера «Кокуль» была первым
крупным сочинением Раухвергера.
Премьера оперы состоялась в ноябре 1942 года.
Высокую оценку произведению дал композитор
Юрий Шапорин: «Музыка всей оперы стоит на
высоком профессиональном уровне, а отдельные
номера
оперы
написаны
с
подлинным
вдохновением».
11.
В 1943 году Раухвергер принимается за сочинение балета «Чолпон», ставшегобольшой творческой удачей композитора. Извечная тема борьбы добра и зла
воплощена в идее самоотверженной любви простой девушки Чолпон к сыну хана
Нурдину – любви, побеждающей и жестокость Темир-хана, и коварство злой
волшебницы Айдай.
Трудность создания балета для композитора и постановщиков состояла в том,
что в киргизской культуре отсутствовала национальная традиция танца, и это
поставило перед ними задачу творческих поисков в народной музыке и народном
быту – играх, состязаниях, трудовых процессах. Композитор должен был услышать
и предвосхитить танцевальность так, чтобы музыка балета не потеряла своего
национального лица и органично слилась с движением.
Премьера
балета
состоялась 30 декабря 1944 года.
Спектакль имел большой успех,
музыка балета быстро завоевала
популярность, а финальный
вальс скоро стал одной из
любимейших
мелодий
в
Киргизии.
12.
После создания «Кокуля» Раухвергер в течение длительного времени невозвращался к оперному жанру. Он искал для новой оперы современную тему
лирико-психологического характера, в которой раскрывался бы внутренний мир
героев, их чувства, переживания. Этим устремлениям композитора полностью
отвечал сюжет повести Чингиза Айтматова «Джамиля».
Центральная идея этого произведения – необходимость борьбы против
косных, отживающих представлений и традиций, неизбежность победы
прогрессивных, советских взглядов, обычаев, утверждающих равноправие
женщины в семейном быту и общественной жизни.
Премьера
оперы
на
сцене
Киргизского театра оперы и балета
имени А. Малдыбаева состоялась в
ноябре
1961
года.
Герои
замечательной
повести
Чингиза
Айтматова обрели новую жизнь – на
оперной сцене.
13.
В 1961 году Михаилу Раухвергеру было присвоено высокое званиенародного артиста Киргизской ССР. В этот период он уже живёт в
Москве, но не прерывает творческих связей со ставшей ему родной
Киргизией.
Киргизский фольклор с его неповторимым своеобразием надолго
захватил воображение композитора. В послевоенные годы он пишет
струнный квартет на киргизские темы, симфоническую сюиту
«Киргизские
танцевальные
мотивы»,
симфонические
картины «В горах Ала-Тоо».
О прочном и глубоком освоении
киргизского мелоса свидетельствуют
сделанные композитором обработки
народных песен для голоса и
фортепиано
–
их
свыше
ста,
многочисленные
фортепианные
пьесы, хоры.
14.
В 1974 году Раухвергер написал оркестровую сюиту «Песни Атая», воснову которой были положены мелодии выдающегося народного певца,
комузиста-виртуоза и композитора Атая Огонбаева.
Успешной работе музыканта над произведениями на киргизскую
тематику способствовало его великолепное знание музыкального
фольклора республики. Стремление художника раскрыть тему приводит
его к детализированной разработке фактуры музыкальной ткани, поискам
выразительной гармонизации, «оплетении» мелодии подголосками – всё
это выполняется им с большим вкусом, чуткостью и строгим отбором элементов
музыкального языка.
В результате музыка
приобретает изысканность, и
восприятие
её
требует
созвучности
настроению,
образному миру композитора.
Когда же такое художественное
единомыслие
есть,
то
слушатель соприкасается с
удивительно
тонким
и
глубоким искусством.
15.
В 1986 году Михаилу Рафаиловичу исполнилось 85 лет. Несмотря на почтенныйвозраст, композитор не прерывал творческой деятельности и по заказу
Министерства культуры Киргизской Республики написал ряд пьес для духовых
инструментов, которые нашли широкое применение в педагогической практике.
«Я много лет знаком с Михаилом
Рафаиловичем, – вспоминал народный артист
Киргизстана, профессор Н. Давлесов, – и мне
кажется, что его музыка отображает лучшие
человеческие качества этого композитора –
жизнерадостность, нравственную чистоту,
тонкость, мягкость, человечность.
Раухвергер стоял у истоков киргизской
профессиональной музыки, и сегодня остаётся в
первых её рядах. Его внимательное и чуткое
отношение к молодым композиторам, дружеская
и творческая поддержка, заинтересованность
помогают вот уже третьему поколению
киргизских музыкантов, а его балет «Чолпон»
стал
настольной
книгой
каждого
профессионала».
М.Р. Раухвергер скончался в Москве в 1989
году.
16.
Сочинения композитораОперы:
Сказка о Золотом Чубе, Кокуль (1942)
Красная Шапочка (1-я редакция - 1949; 2-я - 1967);
Джамиля (1960);
Снежная королева (опера-балет, 1967)
Балеты:
Чолпон (балет, 1943);
Близнецы (1948)
Тимур и его команда (1950)
Джаныл (1970)
Колобок (1974)
Синяя птица (1980)
Фильмография
1936 — Приключения медвежонка
1937 — Белеет парус одинокий
1956 — За власть Советов
1958 — Человек с планеты Земля
1958 — Военная тайна
1959 — Чолпон — утренняя звезда
1969 — Старый дом
1970 — Хуторок в степи
17.
Список литературы1. Кузнецов, А. Раухвергер Михаил Рафаилович. – Текст: электронный / А. Кузнецов. –
URL:
https://www.open.kg/about-kyrgyzstan/famous-personalities/kyrgyzmusicians/34599-rauhverger-mihail-rafailovich.html (дата обращения 02.12.2021).
2. Михаил Раухвергер. – Текст: электронный / А. Кузнецов. – URL:
http://kompozitor.kg/composers/90-mihail-rauhverger.html (дата обращения 02.12.2021).
3. Фрид, Г. Он смотрел на мир добрыми глазами. – Текст: электронный / Г. Фрид. –
URL: https://www.kino-teatr.ru/kino/acter/40029/ (дата обращения 02.12.2021).
4. Яндекс. Картинки. Михаил Раухвергер. – URL: https://yandex.ru/images (дата
обращения 02.12.2021).
В оформлении презентации использована мелодия
М.Р. Раухвергера «Гуляем и пляшем»