Похожие презентации:
Серебряный век русской поэзии (нач. 1890-х гг. – 1917 г.)
1. Серебряный век русской поэзии
(НАЧ. 1890 -Х ГГ. –1917 Г.)
2. М.Горький писал А.П.Чехову: «Знаете, что вы делаете? Убиваете реализм…. Дальше вас никто не может идти по сей стезе, никто не
может писать такпросто о таких простых вещах,
как Вы это умеете».
3. Николай Бердяев о времени.
«В эти годы России было послано много даров.Это была эпоха пробуждения в России
самостоятельной философской мысли, расцвета
поэзии и обострения эстетической
чувствительности, религиозного беспокойства
и искания, интереса к мистике и оккультизму.
Появились новые души, были открыты новые
источники творческой жизни, видели новые
зори, соединяли чувства заката и гибели с
чувством восхода и с надеждой на
преображение жизни».
4. СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК
Понятие относится прежде всего к поэзии.Для этого времени характерны активная
литературная жизнь, огромный интерес к
поэзии, в первую очередь к модернистским
течениям (символизм, акмеизм, футуризм)
Обилие и разнообразие поэтических
талантов.
5. Хронология.
Эпоха безвременья – 80-90-е годы 19века.
Серебряный век
1917 год 20 века – идеалогизация
всей жизни.
6. МОДЕРНИЗМ
Понятие «Серебряный век связано прежде всего смодернистскими течениями.
Модернизм(«новейший», «современный»)
подразумевал новые явления в литературе и
искусстве по сравнению с искусством прошлого.
Цель – создание поэтической культуры, которая
будет содействовать духовному возрождению
человечества, преображение мира средствами
искусства.
Особая роль у автора – прорицатель, пророк,
способный постичь средствами искусства мировую
гармонию.
Модернизм объединил ряд течений и направлений.
Модернизм охватил все сферы художественного и
прикладного искусства.
7. Серебряный век
Условное обозначение культурной эпохи в истории Россиирубежа 19 – 20 вв. и вошедшая в критику и науку с конца
1950-х – начала 1960-х гг.
Выражение «Серебряный век» восходит к античной
традиции (деление истории человечества на золотой,
серебряный, медный и железный века в поэме
древнегреческого поэта Гесиода «Труды и дни», а также в
поэме римского поэта Овидия «Метаморфозы»). В России
из этой четырехступенчатой формулы с начала 19 в. в
широкое употребление вошло выражение «Золотой век»,
а затем, в качестве оппозиции, для обозначения
современной пишущим эпохи — «Железный век» (Е. А.
Баратынский). В конце 19 – начале 20 века формула
«Серебряный век» в статьях В. С. Соловьева
(«Импрессионизм мысли», 1897) и В. В. Розанова («Ив. С.
Тургенев. К 20-летию его смерти», 1903) была впервые в
русской критике применена к тем, кто пришел в
литературу после пушкинского времени.
8. «Серебряный век». Что это такое?
Были святки кострами согреты,И валились с мостов кареты,
И весь траурный город плыл
По неведомому назначенью,
По Неве или против теченья, На Галерной чернела арка,
В летнем только пела флюгарка,
И серебряный месяц ярко
Над серебряным
веком стыл.
А. Ахматова. Поэма без героя.
9. Атмосфера рубежа веков в отзывах современников
З. Гиппиус:«Что – то в России
ломалось, что – то
оставалось позади, что
– то, народившись
или воскреснув,
стремилось вперед.»
10. «Серебряный век» - сложное культурное явление, проявившееся в разных видах искусства, но прежде всего в литературе, а точнее –
в поэзии.Литературные течения
символизм
акмеизм
футуризм
имажинизм
Поэты вне групп и направлений
11. Символизм
Литературно-художественноенаправление, считавшее
целью искусства интуитивное
постижение мирового
единства через символы.
12. Символизм
Символизм — первое и самое значительное измодернистских течений в России.
1890-е годы - «старшие символисты» (В.Брюсов,
К.Бальмонт, Д.Мережковский, З.Гиппиус, Ф.Сологуб)
В 1900-е - «младосимволисты» (А.Блок, А.Белый,
В.Иванов)
«Старших» и «младших» символистов разделял не
столько возраст, сколько разница мироощущений и
направленность творчества.
13. Идеи символизма
Цель искусства – интуитивное постижение мирачерез символы.
Символ – многозначное иносказание.
Главный принцип –искусство для искусства.
«Создания искусства – приотворённые двери в
вечность»(В.Брюсов)
Большое внимание уделялось
экспериментированию со стихосложением.
Московское крыло во главе с В.Брюсовым.
Петербургское крыло – Д.Мережковский
(религиозно-философские поиски). Мотивы
одиночества, безысходности, роковой
раздвоенности человека, бессилия личности, уход
от повседневности в мир фантазий.
14. Категории символизма
Символы (слово-знак, с помощью которого поэтвыражает сущность явления и может перекинуть
мостик в субъективный мир, в иную реальность.
«В поэзии то, что не сказано, мерцает сквозь
красоту символа» (Д.Мережковский)
Музыка (стихотворения символистов порой
строятся как завораживающий поток словесномузыкальных созвучий и перекличек)
15. Символизм – выражение идей посредством символов; поэзия намеков, иносказаний.
Мне открылось, что времени нет,Что недвижны узоры планет,
Что бессмертие к смерти ведет,
Что за смертью бессмертие ждет.
К. Бальмонт
…только мимолетности
я влагаю в стих.
К. Бальмонт
16. Значение символизма
Символизм обогатил русскую поэтическуюкультуру множеством открытий. Символиcты
придали поэтическому слову неведомую
прежде подвижность и многозначность,
научили русскую поэзию открывать в слове
дополнительные оттенки и грани смысла.
Плодотворными оказались их поиски в сфере
поэтической фонетики: мастерами
выразительного ассонанса и эффектной
аллитерации были К. Бальмонт, В. Брюсов, И.
Анненский, А. Блок, А. Белый. Расширились
ритмические возможности русского стиха,
разнообразнее стала строфика.
17. Значение символизма
Символизм пытался создать новую философиюкультуры, стремился, пройдя мучительный
период переоценки ценностей, выработать новое
универсальное мировоззрение. Преодолев
крайности индивидуализма и субъективизма,
символисты на заре нового века по-новому
поставили вопрос об общественной роли
художника, начали движение к созданию таких
форм искусства, переживание которых могло бы
вновь объединить людей. При внешних
проявлениях элитарности и формализма
символизм сумел на практике наполнить работу с
художественной формой новой
содержательностью и, главное, сделать
искусство более личностным,
персоналистичным.
18. Основоположники символизма: В. Брюсов, А.Блок, А.Белый
19. Старшие символисты
В.БрюсовК.Бальмонт
20. Старшие символисты
Д.МережковскийЗ.Гиппиус
21. Младосимволисты
Андрей БелыйАлександр Блок
22. Символизм
Довольно! Надежды и чувстваОтныне былым назови,
Приветствуй лишь грёзы искусства,
Ищи только вечной любви.
В.Брюсов
23. Принципы символизма
Установка на сотворчествочитателя
Мифотворчество
Мистические идеалы и вера в
обновление мира
Открытие многозначности слова
Музыкальность поэзии
24. Акмеизм
Модернистское течение(от греч. akme – острие, вершина,
высшая степень, ярко выраженное
качество), декларировавшее
конкретно-чувственное восприятие
внешнего мира, возврат слову его
изначального, не символического
смысла.
25. Акмеизм
Н.ГумилевА.Ахматова
26. Акмеизм
ОсипМандельштам
27. Акмеизм
Просторен мир и многозвучен,И многоцветней радуг он,
И вот Адаму мир поручен,
Изобретателю имён.
Назвать, узнать, сорвать покровы
И праздных тайн, и ветхой мглы –
Вот первый подвиг. Подвиг новый –
Живой земле пропеть хвалы.
С.Городецкий
28. Принципы акмеизма
Отношение к поэзии как к мастерствуУтверждение красоты жизни в её
конкретно-чувственных проявлениях
Возрождение традиций «золотого века»
русской поэзии
Романтические мотивы
Возвращение ценностей и красоты
реального мира
29. Футуризм
Авангардистское течениев европейском и русском искусстве
начала XX века, отрицавшее
художественное и нравственное
наследие, проповедовавшее
разрушение форм и условностей
искусства ради слияния его с
ускоренным жизненным процессом.
30. Футуризм
Только мы – лицо нашеговремени. Рог времени
трубит нами в словесном
искусстве!
Из манифеста футуристов
31. Футуризм
ИгорьСеверянин
32. Футуризм
ВелимирХлебников
33. Футуризм
ВладимирМаяковский
34. Футуризм
Каждая строчка – пощечина.Голос мой – сплошь
издевательство.
Рифмы слагаются в кукиши.
Кажет язык ассонанс.
Я презираю вас пламенно,
Тусклые ваши сиятельства,
И, презирая, рассчитываю
На мировой резонанс!
И.Северянин
35. Принципы футуризма
Пафос отрицания «старого искусства»,утверждение «нового искусства»,
призванного преобразить мир
Установка на обновление поэтического
языка
Эстетическое бунтарство, эпатаж
Новые функции искусства как выражения
творчества масс
36. Заслуги поэзии Серебряного века
Выражение настроения эпохиПоиски новых путей в искусстве
Разнообразие творческих
индивидуальностей
Привлечение читателя к
сотворчеству