В 1675 году Патриарх Московский и всея Руси Иоким, лично знавший игумена Митрофана, как ревностного подвижника, назначил его
19.03M
Категории: ИсторияИстория РелигияРелигия

Святитель Митрофанпервый епископ Воронежский и Елецкий. Его роль при открытии Елецкого Знаменского женского монастыря

1.

Воскресная школа Елецкого Знаменского женского монастыря
Тема урока:
«Святитель Митрофанпервый епископ
Воронежский и
Елецкий. Его роль при
открытии Елецкого
Знаменского женского
монастыря»

2.

Как в тяжелое время
правления Петра Великого
смог выжить и засветиться
такой святой епископ, как
Владыка Митрофан? Не
мученик, не отшельник, не
постник…

3.

Проследим его жизненный путь и ответим на этот вопрос
1 Происхождение и мирская жизнь Михаила.
2. Начало иноческого пути Митрофана
3.Епископ Воронежский и Елецкий.
4. Его роль при открытии Знаменской обители
5.Святитель и Петр1. Первая встреча.
6 Обретение мощей и канонизация.
7Прославление.Почитание.Духовное завещание
Св. Митрофана.

4.

Святитель Митрофан первый епископ Воронежский и
Елецкий родился16 ноября 1623 года во Владимирской
земле (село Антилохово,ныне Савинского района
Ивановской области) в семье священника. Мирское имя
будущего святителя было Михаил. Был женат, имел сына
Ивана. На 40-ом году жизни овдовев, Михаил решил
посвятить свою жизнь Богу.

5.

Начало иноческого пути

6.

7. В 1675 году Патриарх Московский и всея Руси Иоким, лично знавший игумена Митрофана, как ревностного подвижника, назначил его

Макариево — Унженский монастырь
В 1675 году Патриарх Московский и всея Руси Иоким,
лично знавший игумена Митрофана, как ревностного
подвижника, назначил его игуменом Макарьевского
Желтоводского монастыря, который тогда был в
особенном благоволении царского дома.

8.

9.

Царь Федор Алексеевич любил
посещать эту обитель и нередко
беседовал с настоятелем,
относясь к нему с особым
почтением. И потому, когда в
1682 году, по решению
Московского Церковного
Собора 1681 года, была
образована новая Воронежская
епархия, царь Федор первым ее
епископом предложил
назначить игумена Митрофана.

10.

1700 г епискои Воронежский и Елецкий

11.

Св. Митрофаний Воронежский" - образ у западного входа в Митрофаниевский храм села Хлевище Алекс
2 апреля 1682 года патриарх
Иоаким торжественно
посвятил игумена Митрофана
в епископы Воронежской
епархии. После чего первый
воронежский епископ
несколько месяцев жил в
Москве, устраивая дела
новой епархии.

12.

Венчание на царствование Иоанна и
Петра
За этот период жизни в
Москве будущему
святителю пришлось
участвовать в погребении
скончавшегося царя
Феодора Алексеевича и
венчании на царство
юных государей Иоанна и
Петра. Причем во время
совершения этого обряда
епископ Митрофан
поднёс на блюде венец,
который, затем, был
возложен с молитвой на
голову Петра.

13.

Цари Иван и Петр Алексеевич, царевна Софья Алексеевна
В русской истории в конце XVII века сложился прецедент, когда на
престол венчали сразу двух царевичей. После смерти царя Алексея
Михайловича, старший сын Федор Алексеевич царствовал недолго и
неожиданно в 1682 году умер. По закону о престолонаследии царем
должен был стать следующий по старшинству пятнадцатилетний
Иван, но он не отличался не умом, ни здоровьем. Тогда решено
было венчать на престол одновременно двух братьев: Ивана и
десятилетнего Петра, будущего Петра 1. Но до совершеннолетия
Петра правительницей государства стала их старшая сестра
царевна Софья.

14.

Воронеж во второй половине XVII века
Воронеж во второй половине XVII века
В конце августа 1682 года будущий святитель прибыл в
Воронеж. В жалком, убогом состоянии находился город.
«Городские стены во многих местах сгнили от
дождевой воды, повалились или покосились, кровля на
башнях сгнила, мосты опали, и около города ров
осыпался». За двадцать лет пребывания епископа
Митрофана на Воронежской кафедре число храмов в
Воронежской епархии увеличилось со 182-х до 239-ти. К
этому надо добавить основанные при нем два новых
монастыря, и один скит преобразованный в монастырь.

15.

В 1682 году город Елец посетил
еп.Воронежский свт. Митрофан,
которому проживающие в городе
монахини рассказали, « что живут они
по мирским домам, т.к. женской обители
в городе нет, питаются мирскими
подаяниями, а на божественную службу
ходят в мужской монастырь. (Пясецкий.
1899. С 432-434) Решением свт.
Митрофана братия Каменногорского
скита была переведена в Елецкий
Троицкий монастырь, а скит в 1683г
преобразован в женский монастырь,
настоятельницей которого стала
монахиня Иулитта, возведенная в сан
игумении. Одновременно особым
прошением святитель ходатайствовал
перед императором об официальном
создании в Ельце женской обители.
Ходатайство было удовлетворено.

16.

В 1628 -1629 г.г. по благословению
игумена Моисея и стараниями
монаха Савватия Елецкой
Троицкой обители в лесу на
«старом городище»,
занимавшем каменный мыс,
образованный р.Ельчик и
оврагом Кременной Верх, был
построен монастырский скит с
деревянной церковью в честь
«Рождества Пресвятыя
Богородицы и Знамения Ея
«Курския»».
Задонский иеромонах. Геронтий (Кургановский) и воронежский
историк Н. И. Поликарпов без ссылки на источники
относили основание скита Троицкой обители к 1628-1629 гг.,

17.

1683 год можно положительно
считать основанием сего монастыря
на Каменной горе, как обители
женской, с установившемся здесь
началом правильного иноческого
жития. - 1895г.(59)
За 1628-1629 гг. есть запись в "отказных
книгах", что в елецком стану
"жеребий" от реки Ельчика три поляны:
Сазыкино-Попово, тож Лепкино или
Текино и Яблово отданы Федором
Борятинским тому же монастырю, где
"игумен Моисей с братею устроил в
лесной чаще на так называемой
каменной горе или старом городище нечто
вроде монастырского скита."
В 1689 году монастырь должен был
уступить свой скит и свои земельные
участки в пользу женского монастыря по
"Указу Великих царей Ивана и
Петра Алексеевичей".

18.

Первые настоятельницы и благоустройство
Знаменской обители
1683 — 1697 — игуменья Иулитта
1700 — 1701 — игуменья Капитолина
1706 — игуменья Вера
1751 — 1757 — игуменья Пелагия
1764 — игуменья Иулита — Упразднение

19.

20.

Особо следует остановиться
на отношениях между царем
Петром I и епископом
Митрофаном, который, как
правящий архиерей, в своих
проповедях поддерживал
начинания царя,
содействовал строительству
кораблей и жертвовал
крупные суммы на
кораблестроение. Царь Петр,
в свою очередь, уважал
архипастыря и способствовал
укреплению вновь
учрежденной бедной
Воронежской епархии

21.

В первые годы правления Петра I Воронеж занимал важное место в его государственной деятельности. Царь приезжал сюда одиннадцать раз, проведя
В первые годы правления Петра I Воронеж занимал
важное место в его государственной деятельности. Царь
приезжал сюда одиннадцать раз, проведя в самом
городе и его окрестностях в общей сложности примерно
400 дней. И прежде всего это связано со строительством
на воронежских верфях регулярного военного флота,
который был необходим Петра I для того, чтобы иметь
«путь незаградимый» в Азовское и Черное моря.

22.

Петр 1 в Ельце
В начале XVIII в. правительство Петра I провело реформу, по которой
все города России были распределены между восемью губерниями. По
новому административному делению Елец вошел в Воронежскую
губернию.
Петр I в 1696 по дороге в Воронеж, где он строил флот для Азовского
похода, останавливался в Ельце, где жил в доме елецкого воеводы
Петра Россихина на Пятницкой улице (ныне Льва Толстого), бывал
часто на службе в старом Воскресенском соборе, который до 1931 года
находился в сквере напротив Вознесенского собора, где за Литургией
лично читал Апостол.

23.

В 1696 году одержав победу
над турками под Азовом, Петр
I повелел святителю
Митрофану впредь
именоваться епископом
«Воронежским и Азовским» —
как бы в награду за участие
архипастыря в этой победе и в
связи с включением под его
омофор вновь завоёванных
земель вокруг Азова. Однако,
в 1700 году этот титул
архипастыря был изменён на
«Воронежский и Елецкий» в
связи с образованием
самостоятельной Азовской
епархии.

24.

Первый Воронежский и Елецкий
епископ святитель Митрофан , в
схиме Макарий ,внимательно
относился к проблемам церковного
устроения Ельца, не раз посещал
город и навсегда останется в памяти
ельчан за внимание к их нуждам и
преобразование в 1683 г. мужского
монастыря Рождества Пресвятой
Богородицы Курской на Каменной
горе в женскую обитель – будущий
Знаменский монастырь. В 1691 г.,
согласно писцовым книгам, Ельце
было 15 церквей и 2 монастыря с 4
храмами
Елец постепенно становился вторым
по величине и значению городом
Воронежской епархии, что отразилось
в 1705 г. и на титуле правящего
архиерея – «епископ Воронежский и
Елецкий».

25.

Забытое имя святого в
Петровскую эпоху .
Михаил Малеи́н, в миру — Мануил;
894 – 963Каппадония,
православный святой.
Основатель ряда монастырей на
Киминской горе, учитель Афанасия
Афонского,
основателя Великой Лавры Афона.
Почитается в лике преподобных,
память совершается 12 июля по
(по юлианскому календарю).

26.

27.

В 1832 г. по освидетельствовании
нетленного тела святителя,
Святейший Синод вынес решение
о причтении святителя Митрофана
к лику святых.

28.

Последним в истории епископом
Воронежским и Елецким был Тихон III
(Ступишин-Малинин)
С 1779 г. Орловская губерния стала
именоваться Орловской и Севской
епархией. Елец вошёл в пределы
Орловской епархии, связав с ней
свою судьбу на полтора века.
Икона Св.Митрофана епископа Воронежского и Елецкого в схиме Макарий.
Дни памяти: 23 ноября преставление,19 июля, 7 августа обретение мощей
1832г. 4 сентября второе обретение 1964,
17 сентября 1989
перенесение мощей. 17 сентября День памяти Святителя Митрофана,
епископа Воронежского

29.

Почитание
В 1829 году начата постройка
большой трёхэтажной каменной
трапезной Знаменского собора, в
нижнем этаже которой была устроена
двухпрестольная тёплая церковь. В
правом её приделе был
поставлен иконостас, а через год, в 1838
году его освятили во имя Митрофана
Воронежского — в память о трудах
Святителя для открытия монастыря.
(Взорвана во время ВОВ)
В Музейной комнате Воскресной
школы Знаменской обители
выставлены исторические
материалы посвященные
Св.Митрофану первому епископу
Воронежскому и Елецкому.
English     Русский Правила