27.36M
Категория: ИскусствоИскусство

Формирование дизайнерского мышления и развитие основных его качеств у младших школьников

1.

Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«Владимирский государственный университет
имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»
(ВлГУ)
Формирование дизайнерского мышления и развитие
основных его качеств у младших школьников

2.

Формирование дизайнерского мышления и развитие
основных его качеств у младших школьников
Ориентация учащихся на умственный труд при изучении
образовательной области «Технология» для достижения
цели современного технологического образования, в
соответствии со стандартами второго поколения, а именно
«использование приобретённых знаний и умений для
творческого решения несложных конструкторских,
художественно-конструкторских
(дизайнерских),
технологических, организационных задач».
Развитие дизайнерского мышления как основного
показателя
творческого
потенциала
младшего
школьника.

3.

Классификация мышления.
Мышление - это опосредованное отражение в коре
головного мозга связей между предметами и явлениями
Виды мышления
Нагляднодейственное
Вид мышления
опирающийся
непосредственно
на восприятие
предметов,
реальное
преобразование в
процессе
действий с
предметами
Наглядно образное
Вид мышления
характеризую
щийся опорой
на
представления
и образы
Формы мышления
Словесно логическое
Понятие
Суждение
Умозаключение
Вид
мышления
осуществляем
ый при
помощи
логических
операций с
понятиями
Отражение
общих и
существенных
свойств,
признаков и
предметов
Установле
ние связей
между
предметами
и
явлениями
Вывод из
одного или
нескольких
суждений
нового
суждения
Операции мышления
Абстракция это мысленное
выделение сущ.
свойств,
признаков
предметов или
явлений
при
одновременном
отвлечении от
несущ. свойств
Анализ - это
мысленное
раздел-е целого
предмета или
явления на
части, выдел-е в
нём отдельных
частей, призн. и
свойств с
последующим
их сравнением
Обобщение это мысленное
объед-е предм. и
явлений в группы,
по тем общим и
существенным
признакам, кот.
выделяются в
процессе
абстрагирования
Сравнение
- это
сопоставлен
ие
предметов и
явлений с
целью
нахождения
сходства и
различий
Конкретизация
- это
мысленный
переход от
общего к
единичному,
которое
соответствует
этому общему
Синтез это
мысленное
соединение
отдельных
элементов,
частей,
признаков в
единое
целое

4.

Главные особенности протекания процесса мышления:
обобщённое и опосредованное отражение действительности;
связь с практической деятельностью ;
неразрывная связь с речью;
наличие проблемной ситуации и отсутствие готового ответа
Основные качества (свойства) мышления
Качество (свойство)
.
Содержание качества мышления
мышления
БЫСТРОТА
ГИБКОСТЬ
ГЛУБИНА
ШИРОТА
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ
КОМПЛЕКСНЫЙ ХАРАКТЕР
КРИТИЧНОСТЬ
ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТЬ
ИНТУИТИВНЫЙ ХАРАКТЕР
ЭКОНОМИЧНОСТЬ
Способность находить правильные решения в условиях дефицита
времени
Умение изменять намеченный план действий, при изменении обстановки
или изменении критериев правильного решения
Степень проникновения в сущность изучаемого явления, способность
выявлять существенные логические связи между компонентами задачи
Способность интегрировать знания из различных областей человеческой
деятельности
Умение собственными силами разглядеть проблемную ситуацию и
разрешить её своим оригинальным способом, не поддаваясь влиянию
стереотипов и авторитетов
Оптимальное сочетание абстрактно - логического и образного мышления
Способность находить недостатки в собственном мыслительном процессе
или способность адекватно реагировать на критику своего мышления со
стороны
Способность не отклоняться в сторону от намеченной цели в процессе
мышления
Способность решать задачи при недостатке исходных данных
Число логических ходов (рассуждений), посредством которых
усваивается новая закономерность

5.

«дизайн» + «мышление» = «дизайнерское мышление»
«Мышление» – это особого рода умственная и практическая
деятельность, предполагающая систему включённых в неё
действий и операций преобразовательного и познавательного
(ориентировочно-исследовательского) характера .
А.В. Петровский
«Дизайн» – это придумывание и создание человеком
красивых, удобных вещей и всего окружения.
Л.П. Малиновская
«Дизайнерское мышление» – особый тип познания
окружающего мира, предполагающий особые способы познания
и особых качеств мышления, которые помогают разрабатывать
гармоничную предметную среду, отвечающую современным
требованиям, и наиболее полно её воспринимать.
Н.М. Конышева

6.

– это
первый, сформированный под руководством учителя,
уровень дизайнерского мышления.
Основные особенности дизайнерского мышления:
системность владения логическими операциями;
наличие в продуктах деятельности новизны,
оригинальности, стилевого чутья, способности к
проектированию;
понимание целесообразности и рациональности
вещей;
знание способов создания эстетически грамотной
вещи и гармоничной среды

7.

КОМПОНЕНТЫ ДИЗАЙНЕРСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Конструктивность - это способность к производству
проектных идей, важнейшая стадия в проектной
деятельности.
Целесообразность - это способность строить систему
действий в точном соответствии с поставленными целями.
Вариативность и гибкость - способность создавать и
разрабатывать не один, а несколько вариантов проектов,
соответствующих цели.
Чувство стиля и стилевой гармонии - способность
подходить к оценке и созиданию окружающей
предметной среды как к единому целому. Обычно это
единство выражается через определенные признаки и
приемы художественного оформления.

8.

• Развитие у младших школьников дизайнерского
мышления на уроках технологии будут успешны при
выполнении следующих условий:
целенаправленного и систематического использования на уроках технологии
заданий, направленных на развитие элементов дизайнерского мышления;
использования учителем методов проектирования;
использования на занятиях разных видов конструирование;
организация выполнения учебных заданий должна быть направлена на
постепенное и последовательное продвижение учащихся от деятельности в
сотрудничестве с учителем к полностью самостоятельным;
процесс обучения будет обеспечен дидактическими средствами, в которых
внутренняя, ориентировочная часть практического действия будет
обязательным предметом внимания ученика;
содержание учебных занятий будет соединять в себе практическую,
интеллектуальную и эмоционально-оценочную деятельность в неразрывном
единстве;
создание на уроках технологии дружеской атмосферы, доброжелательной и
эмоционально положительной обстановки.

9.

один из основных видов творческой деятельности в начальных
классах на уроках «Технологии»
представляет сложный комплекс умственных и практических
действий.
Как
вид
деятельности,
конструирование
характеризуется целенаправленным поиском формы деталей,
материалов для их изготовления, технологии изготовления, а
также способов соединения деталей и их положения в
пространстве с целью создания изделия с заданными
свойствами
развивает: память, пространственное воображение, творческое
мышление, фантазию, что способствует быстрому переходу от
мыслительной деятельности к практическим действиям, а так
же формируется и развивается точность и ловкость движений
прекрасное средство развития эстетического, художественного
вкуса, творчества, воображения, способствует формированию
элементов дизайнерского мышления

10.

11.

Тема: «Работа с бумагой».
Аппликация «Картины для сказочных героев»

12.

Тема: «Работа с бумагой».
Аппликация «Сказочные салфетки»

13.

Композиции из ниток,
закрученных спиралью

14.

Задание: «Составь узор из геометрических фигур для
украшения декоративной тарелочки».

15.

Задания и упражнения, способствующие
развитию дизайнерского мышления младших
школьников
Упражнение № 1.
Цель: развивать вариативность и гибкость мышления учащихся,
целесообразность и конструктивность.
Задание 1. Создай композиции из данных деталей. Выберите одну из композиций,
наклейте детали на основу.
Задание 2. Раскрасьте композицию в соответствии с вашим замыслом.
Задание 3. Какие бы детали вы добавили в свою композицию. Можете их дорисовать.
Задание 4. Расположите детали в окружности так, чтобы получилась законченная
композиция.

16.

Упражнение № 2.
Цель: научить различать цвета на цветовом круге,
правильно называть их.
Задание 1.
Назови только теплые цвета.
Задание 2.
Назовите холодные цвета.
Задание 3.
Выберите холодный цвет,
который соответствует
оранжевому цвету.

17.

Упражнение № 3.
Цель: формировать умение узнавать и различать цвета.
Задание 1. Скажите, какой цвет теплый, а какой холодный?
Задание 2. Назовите цвет более холодный, чем голубой.
Задание 3. Назовите цвет более теплый, чем оранжевый.

18.

Упражнение № 3.
Цель: формировать умение узнавать и различать цвета.

19.

Упражнение № 4
Цель: учить различать техники, которые могут быть
использованы при обучении художественному
конструированию.
1. Чем похожи и чем отличаются данные работы?
2. Какая работа, по-вашему, мнению, будет лишней в данном ряду и
почему?

20.

Упражнение № 5
Цель: развитие внимания, операций сравнения и анализа.
Задание : Рассмотрите парные картинки. Найдите ошибки
(отличия), которые допустили авторы работ.

21.

Упражнение № 5
Цель: развитие внимания, операций сравнения и анализа.

22.

Упражнение № 6
Цель: развивать вариативность и гибкость мышления
учащихся, целесообразность и конструктивность. Понять
основы композиционной целостности изделия.
Задание на составление композиций из
природного материала

23.

Упражнение № 6
Цель: развивать вариативность и гибкость мышления
учащихся, целесообразность и конструктивность. Понять
основы композиционной целостности изделия.
Задание на создание образа по ассоциации с
формой и фактурой природных материалов

24.

Упражнение № 6
Цель: развивать вариативность и гибкость мышления учащихся,
целесообразность и конструктивность, чувство стиля и
стилевого единства. Понять основы композиционной
целостности изделия.
Задание на выявление понимания художественных особенностей
общей группы предметов, связанных ансамблем

25.

Упражнение № 6
Цель: развивать вариативность и гибкость мышления
учащихся, целесообразность и конструктивность. Понять
основы композиционной целостности изделия.
Задание 1. Пользуясь пробковой доской, предложить свой вариант
раскладки элементов квиллинга для получения целостной
композиции. Задание можно выполнять в группах.

26.

Цель: развитие творческого мышления и воображения
учащихся на основе изготовления аппликации «Букет цветов»
в технике квиллинг из цветной бумаги.
1 Этап работы – изготовление элементов композиции. 3 Этап работы – расположение элементов композиции
и наклеивание на подготовленный фон.
2 Этап работы – подготовка фона композиции.
Итог работы.
English     Русский Правила